Античные корни стиля данс макабр.

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Античные корни стиля данс макабр.

Сообщение Сабина » 19 окт 2021, 13:27

Согласно Вики "Первые «Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века, однако, архетипы их восходят к древней латинской традиции".
Вот про древнюю латинскую традицию хотелось бы поподробнее, в цвете и красках. У Феллини есть фильм "Рим", считающийся одним из современных образцов данс макабр в кинематографе. В одном из эпизодов, посвящённом археологии, учёные открывают гробницу, в которой ворвавшийся воздух превращает в пыль фрески с вереницей людей, а в конце галереи высится и давит на сознание зрителя статуя женщины, сидящей спиной к входящим исследователям - так это перенесённая в современность экранизация одной из исследовательских баек про раскопки этрусских гробниц. Существовало ли реально у древних римлян, латинян, этрусков в изобразительном искусстве нечто, напоминающее данс макабр?

Изображение
Изображение
Последний раз редактировалось Сабина 26 окт 2021, 15:57, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Античные корни стиля данс макабр.

Сообщение Сабина » 26 окт 2021, 13:32

Если графически упростить идею Танца Смерти, различных людей можно представить в виде разноцветных клеточек, а скелеты - в виде чёрных (или ещё лучше белых). Получится то-то в виде цветного шахматного узора из этрусских некрополей. Узор "духовное небо"?
Изображение
Изображение
Также можно вспомнить синего и чёрного демона из Гробницы синих (голубых) демонов, открытой в 1985 г. Чернокожий демон имеет некоторое сходство с изображениями Танатоса, а синекожий демон напоминает Евринома. Демоны загробного мира, уводящие смертных, существовали у этрусков уже в конце 5 в. до н.э. Видимо у этрусков в полную силу вступили упаднические настроения из-за предчувствия скорого растворения своего народа.
Изображение
Цвет кожи у демонов, кстати роднящий их с восточными божествами, особенно в индуизме, намекает на трупное разложение или на отравление змеиным ядом (синий демон держит в руках змей)?..
Изображение
Как и греки, этруски верили в существование царства мёртвых, но путь к нему не обязательно был гладким. Он начинался с погребальных обрядов, выполняемых семьёй, о чём свидетельствуют изображения процессий, похожих на римскую pompa funebris, в которой у этрусков иногда присутствуют демоны, которые смешиваются с живыми. Неизвестно, могли ли их видеть или чувствовать простые смертные, но вместе они несут останки недавно умерших к двери, которая отделяет этот мир от потустороннего. Живые должны остаться в мире живых.
Изображение
Последний раз редактировалось Сабина 26 окт 2021, 15:04, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Античные корни стиля данс макабр.

Сообщение Сабина » 26 окт 2021, 14:31

Изображения этой двери обычно появляются на дальних стенах этрусских гробниц. Двери те всегда охраняемы демонами - частично мужчинами или женщинами, частично монстрами или животными. Ванф, крылатая демоница, вероятно, самый частый привратник. Её ключи открывают ворота, её факел освещает тёмные тропы подземного мира, а змеи вокруг рук раскрывают хтоническую природу мифического существа.
Изображение
Ванф обычно изображалась в охотничьих ботинках, короткой плиссированной юбке и лямках на обнаженной груди - то есть в одеянии греческой охотницы. Это одна из причин, по которой предполагается, что она имеет греческое происхождение. Возможно Ванф была вдохновлена Эриниями, адскими богинями мести, тоже крылатыми, но гораздо более устрашающими.
Чарун со звериными ушами, острыми зубами и змеями, обвивающими руки, часто составляет компанию Ванф. Это гораздо менее доброжелательная адаптация Харона - греческого паромщика, который неохотно сопровождает души в Аид. Чарун вооружен молотком, которым он иногда угрожающе замахивается на чью-то голову. Его жестокий импульс может указывать на то, что он не просто психопомп, но и защитник мертвых, отвечающий за отражение злых духов из могилы.
Любопытно, что двери, охраняемые Ванф и Чаруном, иногда могут быть наполовину открытыми, поэтому можно мельком увидеть загробное царство. Некоторые изображения, такие как саркофаг Хасти Афуней, довольно неоднозначны, но может показаться, что мёртвые пришли открыть дверь изнутри. Скорее всего это происходит не злонамеренно, просто всего-навсего предки семьи решили поприветствовать новичков и успокоить их, когда те собираются войти в Великое Неизвестное.
Самая опасная часть пути начнётся с другой стороны. Поскольку Ванф появляется, сопровождая мертвых разными способами (на коне, в повозке или колеснице), разумно предположить, что транзит, вероятно, имел разные этапы. Изображения морских чудовищ предполагают, что в какой-то момент умершему придется столкнуться с морским путешествием. Скалистая береговая линия, нарисованная на стенах Гробницы синих демонов, где на лодке поджидают легион "адских тварей", похоже, усиливает эту идею.

Ванф и Чарун могли использоваться как собирательные имена демонов смерти в более поздние этрусские периоды. Известны имена других существ, обладающих схожими характеристиками: бородатый Тучулча, пол которого обсуждается учёными, имеет крылья, клюв и молоток; загадочный Кульсу носит ножницы, возможно, чтобы отделить душу от тела.
В то время как некоторые из этих сущностей могли быть более злонамеренными, похоже, что существует общий консенсус в отношении защитных ролей Ванф и Чаруна. Подземный мир этрусков был поражён монстрами (некоторые из них знакомы как Цербер, трехголовый пес, охраняющий вход в Аид; Герион, гигантский воин; или Горгоны, взгляд которых мог превратить человека в камень). Все эти и те опасности, о которых мы не знаем, учитывая скудность письменных источников, предполагают, что присутствие суровой Ванф и жестокого Чаруна было необходимо для выживания души.


(источник https://folklorethursday.com/myths/wing ... nderworld/)
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Античные корни стиля данс макабр.

Сообщение Сабина » 27 окт 2021, 09:27

Архетипы "танца мертвецов" проглядывают в обычаях древнеримского застолья, которое представляло собой любопытную смесь любопытную смесь "повседневного, мирского и сакрального. Сегодня нам трудно понять это. Наши собственные приемы пищи лишены какой бы то ни было сакральности. Однако еще недавно во многих домах перед началом обеда или ужина отец семейства читал молитву. В Античности же религиозным актом являлись не только ритуальные приемы пищи или сакральные церемонии, но и любой частный ужин. За столом, как, впрочем, повсюду в жизни каждого, присутствовали боги. Они охраняли дом и очаг, к ним обращались с молитвой до и после еды. Существовал обычай ритуальных приношений богам. Во времена Империи об этом уже стали забывать, но Овидий, писавший во времена правления Августа, упоминает еще сохранявшийся обычай подносить Весте, богине-хранительнице очага, предназначенную ей пищу на специальном блюде. Геркулес, несмотря на любовь к пьянству, считался покровителем кухни, другие божества имели свои места в триклинии. Приглашенные никогда не забывали помянуть доброго Гения, иными словами, ангела-хранителя дома. Лары в доме ставились на стол, и приглашенные с почтением их целовали.
Стол являлся священным местом. Он олицетворял собой очаг, возле которого римская семья изначально вкушала пищу. Кроме того, стол, на котором помещались продукты питания, олицетворял для римлян саму плодородную кормилицу-землю. Таким образом, обеденный зал становился как бы малым космосом. Стол являлся центром столовой, подобно тому как Земля являлась центром Вселенной. В своем Золотом дворце Нерон заключил главный обеденный зал в образ Вселенной. Зал был круглым и постоянно вращался, имитируя движение мира. С потолка, сделанного из подвижных пластин слоновой кости, струились ароматы и цветы, казалось, падавшие с неба. Так же и у Трималхиона к концу ужина обеденный зал внезапно задрожал, к великому ужасу гостей раскрылись отверстия в потолке, и оттуда спустился «огромный обруч, должно быть, содранный с большой бочки, по кругу которого висели золотые венки и баночки с мазями». Гости приняли подарки, словно дары самого Неба. В другой момент ужина рабы внесли блюдо, представлявшее двенадцать знаков Зодиака, «причем на каждом кухонный архитектор разместил соответствующие яства. Над Овном — овечий горох, над Тельцом — говядину кусочками, над Близнецами — почки и текстикулы, над Раком — венок, над Львом — африканские фиги, над Девой — матку неопоросившейся свиньи, над Весами — настоящие весы с горячей лепешкой на одной чаше и пирогом на другой, над Скорпионом — морскую рыбку, над Стрельцом — лупоглаза, над Козерогом — морского рака, над Водолеем — гуся, над Рыбами — двух краснобородок»[75]. Трималхион не случайно приказал подать это астрологическое блюдо. Оно позволило хозяину дома продемонстрировать свое знание предмета, подчеркнуть, что сам обед являет собой образ мира и что каждый знак олицетворяет склонности и характеры людей.
Но этот вновь созданный мир, которым служит триклиний, является не только миром живых, но также и миром мертвых. Мертвые присутствуют за столом, они находятся на Земле. Старинный обычай запрещал подметать пол триклиния. Усыпающие его остатки пищи являются пищей для мертвых. И именно из вполне понятных соображений гигиены на мозаичном полу триклиния стали изображать отбросы, чтобы дать возможность подмести его, не лишая мертвых того, что им предназначено. Впоследствии этот обычай претерпел некоторые изменения: запрещено было подметать обеденный зал во время еды. Бросать под стол несъеденное считалось нормальным (обычай этот сохранялся во Франции до XV века). Первоначально оставшиеся после приема пищи отбросы приносили на могилы предков. Так становится понятно, почему запрещено было поднимать упавшую на пол пищу: она предназначалась душам умерших. Трималхион также дал оплеуху рабу, уронившему еду и подобравшему ее. Он тут же приказал снова бросить еду на пол.
Присутствовала на пиру и смерть. Жизнь представлялась пиром, но если чаша опустеет, наступит смерть. Трималхион с горечью говорит о недолговечности человека в сравнении со столетним фалернским вином: «Увы! Увы нам! Так, значит, вино живет дольше, чем люди. Посему давайте пить, ибо в вине жизнь». Пока гости пьют, раб приносит хозяину серебряный скелет, «так устроенный, что его сгибы и позвонки свободно двигались во все стороны»; Трималхион некоторое время играет со скелетом и сетует на судьбу бедных смертных, а потом добавляет:
Горе нам беднякам! О сколь человечишко жалок!
Станем мы все таковы, едва только Орк нас похитит,
Будем же жить хорошо, други, покуда живем.
Впрочем, это не мешает Трималхиону представить пир своей погребальной тризной и потребовать от гостей произнести «по сему случаю что-нибудь хорошее». Силий Италик во время пира в Кампании проводит кровавые бои, и иногда кровь жертв брызжет на столы. Это варварство могло бы поразить нас, но следует вспомнить то, что мы говорили о природе и происхождении гладиаторских боев
."


(Робер Жан-Ноэль. "Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений")

Фото: древнеримские обеденные скелеты из бронзы. Известно несколько таких, в том числе один серебряный, найденый в Помпеях.
Изображение Изображение
Последний раз редактировалось Сабина 27 окт 2021, 10:20, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Античные корни стиля данс макабр.

Сообщение Сабина » 27 окт 2021, 10:07

The History Blog
В 2012 г. в Анта­кии (антич­ная Антио­хия), сто­ли­це самой южной турец­кой про­вин­ции Хатай, при стро­и­тель­стве канат­ной доро­ги рас­ко­па­на моза­и­ка со ске­ле­том, дати­ру­е­мая III в.
Фото: Anadolu Agency.
Изображение
"Иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что эта панель была сим­во­лом, тща­тель­но про­ду­ман­ной цен­траль­ной ком­по­зи­ци­ей моза­ич­но­го пола в три­кли­нии (сто­ло­вой) изыс­кан­ной вил­лы. В пря­мо­уголь­ник, обрам­лён­ный пле­тё­ным орна­мен­том, впи­са­но три сце­ны. С одной сто­ро­ны отсут­ст­ву­ет боль­шая часть моза­и­ки, но вид­ны голо­ва и руки слу­ги, несу­ще­го огонь. Здесь изо­бра­же­на рас­топ­ка бани. Сред­няя сце­на почти не повреж­де­на, на ней два чело­ве­ка идут к сол­неч­ным часам на колонне. Пер­вым высту­па­ет моло­дой чело­век, зани­маю­щий высо­кое поло­же­ние в семей­стве, воз­мож­но, сын вла­дель­ца дома, а за ним сле­ду­ет слу­га или дво­рец­кий. Сол­неч­ные часы пока­зы­ва­ют 9—10 часов вече­ра, а под­пись гла­сит, что пер­со­наж опазды­ва­ет на обед. На послед­ней пане­ли изо­бра­жён воз­ле­жа­щий ске­лет, сво­бод­но заки­нув­ший руку за голо­ву, с чашей в дру­гой руке, и рядом — две бухан­ки хле­ба и амфо­ра вина. По обе сто­ро­ны от его голо­вы напи­сан девиз «Весе­лись и живи в своё удо­воль­ст­вие».
Исто­рик Иль­бер Ортай­лы (İlber Ortaylı) оспа­ри­ва­ет тол­ко­ва­ние, свя­зан­ное с едой, выпив­кой и весе­льем. Он при­да­ёт над­пи­си иной смысл: «Тот, кто наслаж­да­ет­ся едой, ско­ро будет пиро­вать со смер­тью» — и пола­га­ет, что это зда­ние было не част­ным домом бога­то­го чело­ве­ка, а чем-то вро­де бла­готво­ри­тель­ной сто­ло­вой, откуда ста­ра­лись побыст­рее выпро­во­дить посе­ти­те­лей.
Суще­ст­ву­ет некая пута­ни­ца с дати­ров­кой моза­и­ки. Пер­вая из про­чи­тан­ных мною ста­тей об этой наход­ке сооб­ща­ет, что моза­и­ка отно­сит­ся к III в. — то есть, к III в. н. э., но в после­дую­щих сооб­ще­ни­ях того же новост­но­го агент­ства она дати­ру­ет­ся III в. до н. э. Это, в свою оче­редь, под­хва­ти­ла и меж­ду­на­род­ная прес­са. И в III в. до н. э., и в III в. н. э. антио­хий­ская эли­та гово­ри­ла и писа­ла по-гре­че­ски, так что сло­ва здесь не слиш­ком помо­га­ют.
Здесь гово­рит­ся: «Про­вин­ция Хатай извест­на сво­и­ми моза­и­ка­ми рим­ско­го вре­ме­ни, кото­рые дати­ру­ют­ся II и III вв. до н. э.», — но это не рим­ское вре­мя. Антио­хию осно­вал Селевк I Ника­тор, пол­ко­во­дец Алек­сандра Вели­ко­го, в 300 г. до н. э., и до 64 г. до н. э. ею пра­ви­ли монар­хи из дина­стии Селев­кидов, а затем она вошла в состав рим­ской про­вин­ции Сирия как сво­бод­ный город."

Деталь сце­ны со ске­ле­том. Фото: Anadolu Agency.
Изображение
"Мне не кажет­ся веро­ят­ным, что моза­и­ка была созда­на в пер­вые годы прав­ле­ния Селев­кидов. Я пола­гаю, что это моза­и­ка рим­ско­го вре­ме­ни — на осно­ва­нии стек­лян­ных тес­сер, тема­ти­ки, внеш­не­го вида и каче­ства изготов­ле­ния. Дей­ст­ви­тель­но, Демет Кара (Demet Kara), архео­лог Архео­ло­ги­че­ско­го музея про­вин­ции Хатай, назы­ваю­щая даты во всех ста­тьях, сопо­став­ля­ет антио­хий­скую моза­и­ку с дру­ги­ми моза­и­ка­ми со ске­ле­та­ми в Ита­лии, а они, бес­спор­но, рим­ские.
Хотя тема ске­ле­та или чере­па, сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го неиз­беж­ность смер­ти, была элли­ни­сти­че­ской, рим­ляне про­дол­жа­ли раз­ви­вать её в сво­ём искус­стве. Им нра­ви­лось обедать в одной ком­на­те со ске­ле­том. В Пом­пе­ях и Риме сохра­ни­лось несколь­ко моза­ик I в. н. э. с пиру­ю­щи­ми, выпи­ваю­щи­ми и воз­ле­жа­щи­ми ске­ле­та­ми. В зна­ме­ни­том Боско­ре­аль­ском кла­де — сереб­ря­ном сер­ви­зе, погре­бён­ном перед извер­же­ни­ем Везу­вия в 79 г. н. э., — содер­жит­ся две сереб­ря­ных чаши, на кото­рых отче­ка­не­ны ске­ле­ты фило­со­фов и выре­за­ны эпи­ку­рей­ские выска­зы­ва­ния, напо­до­бие «Наслаж­дай­ся жиз­нью, пока можешь, ибо неиз­вест­но, что будет зав­тра». Эти чаши, как и моза­и­ки со ске­ле­та­ми, долж­ны были напо­ми­нать пиру­ю­щим о том, как мимо­лёт­на жизнь и как важ­но наслаж­дать­ся мгно­ве­ни­ем — очень под­хо­дя­щая идея для ком­на­ты, посвя­щён­ной удо­воль­ст­ви­ям вку­са.
В Анта­кии было най­де­но мно­же­ство моза­ик исклю­чи­тель­но­го каче­ства, так как в тече­ние несколь­ких веков Антио­хия была круп­ным горо­дом. В Ран­ней Рим­ской импе­рии это был тре­тий по вели­чине город после Рима и Алек­сан­дрии. Бога­тые и вли­я­тель­ные люди тра­ти­ли огром­ные сум­мы на укра­ше­ние сво­их домов самы­ми луч­ши­ми наполь­ны­ми моза­и­ка­ми, какие толь­ко мож­но было купить за день­ги. В Антио­хии была своя шко­ла моза­и­ки и мастер­ские, про­сла­вив­ши­е­ся на весь мир. Рим­ская Антио­хия была пере­пол­не­на моза­и­ка­ми высо­чай­ше­го каче­ства.
Лют­фи Саваш (Lütfi Savaş), гла­ва про­вин­ции Хатай, спит и видит при­бы­ли от туриз­ма. Толь­ко в фев­ра­ле он содей­ст­во­вал откры­тию про­ек­та «Моза­ич­ная доро­га», чтобы при­влечь тури­стов в четы­ре горо­да про­вин­ции, бога­тых гре­че­ски­ми и рим­ски­ми моза­и­ка­ми: Хатай, Гази­ан­теп, Кахра­ман­ма­раш и Шан­лы­ур­фа. К 2017 г. пла­ни­ру­ет­ся постро­ить архео­ло­ги­че­ский парк в про­вин­ции Хатай, а моза­и­ки раз­ме­стить в спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ном для них музее. Ортай­лы пола­га­ет, что моза­и­ка со ске­ле­том долж­на остать­ся на сво­ём месте, а новый музей надо постро­ить пря­мо над ней, как посту­пи­ли в Изра­и­ле с Лод­ской моза­и­кой."

http://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=629
Ске­лет, несу­щий кув­ши­ны, под лозун­гом «Лови момент!» (Carpe diem), из Дома Фав­на в Пом­пе­ях. Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Неа­по­ля.
Изображение
Моза­и­ка с воз­ле­жа­щим ске­ле­том и над­пи­сью «Познай себя», I в. н. э. Рас­ко­па­на в жен­ском мона­сты­ре Сан-Гре­го­рио, Рим, Ита­лия. Нацио­наль­ный Рим­ский музей, Палац­цо Мас­си­мо в Тер­мах.
Изображение
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Античные корни стиля данс макабр.

Сообщение Сабина » 28 окт 2021, 09:28

Марианна Шахнович
ЭПИКУРЕЙСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ И АНТИЧНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Шахнович М. М. Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство // Сакральное в истории культуры. СПб., ГМИР. 1997

См. скелет.

Во второй половине II в. до н.э. эпикуреец Гай Амафиний, в отличие от других учителей философии (перипатетиков, академиков и стоиков), преподававших по-гречески, написал первый философский трактат на латинском языке. В нем эпикуреизм преподносился в вульгаризированной форме как примитивное учение об удовольствии тела (Cic. Tusc.disp.2, 37, 8; 4, 3, 67). Цицерон писал, что благодаря этому появилось немало приверженцев неправильно понятого эпикуреизма. Популяризатором такого эпикуреизма, верятно, были близкий к Амафинию Рабирий (Cic. Acad. post. 1, 2, 5) [1] и Катий Инсубер (ум. в 45 г.до н.э.) — автор поэмы «О природе и высшем благе» (Hor. Sat. 2, 4). Образованные эпикурейцы смеялись над Амафинием и Катием, считая их плохими переводчиками слов Эпикура (Cic. Ad Fam. XV, 19, 2).

Вульгаризированные представления об эпикурейском моральном учении проявились в семантике декора двух серебряных кубков, которые были найдены в 1895 г. при раскопках на вилле близ Боскореале (местечко недалеко от Помпей, разушенное при извержении Везувия в 79 г. н.э.) и находящихся сейчас в Лувре. Эти кубки примечательны тем, что на них в виде веселящихся скелетов изображены знаменитые мужи Греции: на одном — Еврипид, Моним (ученик Диогена Синопского), Архилох и Менандр, на другом — Софокл, Мосхион, Зенон-стоик и Эпикур, каждый со своим атрибутом, характеризующим его деятельность или сущность его учения. Кроме того, на кубках есть пояснительные надписи. Еврипид представлен с тирсом, Зенон — с посохом и сумой нищего, Менандр — с факелом, Архилох изображен играющим на флейте. Главным персонажем на этом необычном пиру, несомненно, является Эпикур, окруженный хороводом больших и маленьких скелетов-символов. Сам философ изображен в виде большого скелета, правая рука которого тянется к стоящему на треножнике огромному круглому сосуду с каким-то яством, над ним надпись по-гречески: «Конечная цель — удовольствие». У ног Эпикура — свинья. Затем следует стоящий на колонне скелет в женской одежде с надписью — «Клото» (имеется в виду Мойра, прядущая нить жизни). Рядом — «Мудрость» и «Мнимое знание», также в виде скелетов. Следующий скелет «Зависть» держит в одной руке туго набитый кошелек, а в другой бабочку с надписью «душа». Затем следует маленький скелет «Радость», играющий на лире, затем — большой, украшающий свой череп венком из цветов. Перед ним текст, призывающий брать от жизни все сейчас, ввиду неизвестности будущего. Другой скелет аплодирует этому изречению. Завершает этот dance macabre скелет, держащий в руке свой собственный череп и разглядывающий его. Ироническая надпись гласит, что когда-то это была голова цветущего здоровьем и красотой человека.

Изображение

Семантика изображений понятна — смерть уносит все: богатство и мудрость, бедность и глупость, красоту и радость, уравнивает богача, поэта, философа и нищего. А поэтому, помня о неминуемом конце, необходимо стремиться к наслаждению, к удовольствиям тела, не упуская ни единой минуты быстротечной жизни. Традиционно считается, что в образах этих скелетов «прочитывается кодекс эпикурейской мудрости» [2].

Действительно, Эпикур учил, что удовольствие — высшее благо, однако предостерегал от неправильного воспрятия этого положения: «… когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то разумеем не удовольствие распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие и не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесный страданий и от душевных тревог» (Эпикур, III, 131).

В изображениях на кубках смысл эпикурейского учения об удовольствии искажен. Изобразительный ряд, в котором представлена фраза: «Конечная цель — удовольствие», свидетельствует об извращении эпикурейского положения, смешении его с гедонизмом. Создатель кубка явно насмехался над Эпикуром, изобразив у его ног свинью. Известно, что типичным оскорблением в адрес последователей философа было выражение: «свинья из Сада Эпикура». Поэтому невозможно признать, что эти кубки были выполнены по заказу настоящего эпикурейца. Они отражают ложное мнение об этике Эпикура. Скорее всего, эти кубки так же, как и помпеянские фрески с фигурами пирующих скелетов, многочисленные геммы со скелетами и черепами [3], сосуды из обожженной глины, украшенные изображениями скелетов, венков и музыкальных инструментов и надписями типа: «Приобретай и пользуйся», связаны с распространением псевдоэпикуреизма среди необразованной и развращенной части римского общества.

О распространении в среде богатых и невежественных выходцев из низов идущего, скорее всего, от Амафиния вульгаризированного понимания учения Эпикура свидетельствует текст из «Сатирикона» Петрония. Перед началом пира в доме богатого вольноотпущенника Тримальхиона раб вносит в пиршественный зал серебряный скелет, устроенный так, что его сгибы и позвонки свободно двигались во все стороны, и когда его бросали на стол, он, благодаря подвижному сцеплению суставов, принимал разнообразные позы. Глядя на скелет, Тримальхион патетически воскликнул:

«Горе нам, беднякам! О сколь человечишко жалок!
Станем мы все таковы, едва только Орк нас похитит,
Будем же жить хорошо, други, покуда умрем» [4].
Подлинные эпикурейцы носили перстни не с изображениями черепов, а с портретами Эпикура и Метродора [5], украшали свои спальни их изображениями [6] (Plin. HN. XXXV, 5; Cic. De fin. I, 1, 3), а на дружеские пиры собирались ради философской беседы по особым дням, в память первых эпикурейцев и их учителя. Кстати, известно, что на такую поминальную трапезу в честь Эпикура приглашал Пизона Филодем (Эпиграммы, 23).

Позволим высказать предположение, что традиция сопровождать пиры разглядыванием скелетов, рассуждениями о смерти и призывами пользоваться каждым моментом жизни как последним, была вопринята римлянами из Египта, наряду с некоторыми другими элементами египетской культуры. Именно там существовал описанный еще Геродотом обычай: «На пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу. Изображение представляет собой расписную фигуру величиной в один или два локтя с чертами покойника. Каждому сотрапезнику показывают эту фигуру со словами: “Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким”» (Hist. II, 78) [7].

Серебряные кубки из Боскореале с изображениями скелетов — чудесные образцы александрийского декоративно-прикладного искусства. Вероятно, использование изображений мертвеца или скелета, символизирующих скоротечность жизни и одновременно призывающих к наслаждению, пришло в Рим из Александрии, соединившей античную и восточную культуры. Что же касается проповеди плотских удовольствий и скепсиса в отношении страха смерти, то эти два жизненных принципа стали ошибочно приписываться Эпикуру и эпикурейцам. Причем, мнение это было настолько распространено, что в Новое время Эпикура даже считали автором «Экклезиаста».

Примечания
[1] «Amafinius» // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd.1. S. 1714; Howe H. M. Amafinius, Lucretius and Cicero // American Journal of Philology. 1951. № 72. P. 57–62. — Хоуви считал Амафиния современником Лукреция.
Назад

[2] Неron de Villefosse A. Le trésor d’arenterie de Boscoreale. Paris, 1885. P. 42; см.также: Кобылина М. Искусство Древнего Рима. М., 1949.
Назад

[3] Furtwängler A. Die Antiken Gemmen. Berlin; Leipzig, 1900. Bd. III. S. 297–298. Tafl. XLVI.
Назад

[4] Петроний. Сатирикон, XXXIV // Петроний Арбитр. Апулей. М., 1991.
Назад

[5] Richter G. M. A. The Engraved Gems of Romans. London, 1971. Р. 438–443.
Назад

[6] Furtwängler A. Die Antiken Gemmen. Bd. I. Tafl. XXXVIII, № 42–44; Tafl. XLIII, № 5; Bernoulli J.J.Griechische Ikonographie. München, 1901, Bd.2. S. 124; Richter G. M. A. The Portraits of Greeks. London, 1965. Vol. 2. Р. 194–207. F.1149–1339. — Известны фреска из Помпей, изображающая Эпикура в окружении учеников и нeсколько портретов самого Эпикура ( см.: Mauri А. Roman painting. Geneve, 1953. P. 64; Della Corte. La scuola di Epicuro in alcune pitture pompeiane // Studi Romani. 1956. № 7. P. 129–145).
Назад

[7] Геродот. История. Л., 1972. — Аналогичные призывы можно найти в памятниках древнеегипетской литературы как Древнего, так и Нового царств (см. напр.: Матье М. Э. Из истории свободомыслия в Древнем Египте // Вопросы истории религии и атеизма Вып.3. М., 1956. С. 381–382; Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 2. Л., 1935. С. 231–232.

http://krotov.info/libr_min/25_sh/ah/novich3.htm
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Античные корни стиля данс макабр.

Сообщение Сабина » 29 окт 2021, 09:46

«Происхождение и смысл „Данс макабр“ остаются предметом споров. Установленным можно считать, что впервые словосочетание „Danse macabre“ встречается в поэме Жана Ле Февра „Le Respit de la mort“: Je fi s de Macabre la danse, Qui sont gent maine à sa trace Et a la fosse les adresse… При этом происхождение, исходное значение слова „macabre“ остается неясным. Задолго до появления поэмы Ле Февра и фрески на кладбище Saints Innocents тема эфемерности человеческого существования варьируется в популярном латинском тексте „Vado mori“ („Готовлюсь к смерти“), в котором раньше, чем в „Данс макабр“, в связи с темой смерти появляются иерархически выстроенные ряды светских и церковных персонажей. Другой популярный текст — „Сказ о трех живых и трех мертвых“ — так же опережает кое в чем „Данс макабр“. Вероятно, здесь впервые смерть выступает как распад: посланцы Смерти ошеломляют своих живых двойников, явившись им в виде разлагающихся трупов», — пишет исследователь надгробной символики Виль Мириманов. Он же отмечает, что изначально в погребениях первых христиан смерть вовсе не являлась таким отталкивающим чудовищным персонажем. Она вообще, не была персонажем.
Христиане на заре первого тысячелетия от Рождества Христова совершенно очевидно воспринимали переход в иное не трагически, а светло. Они были уверены, что Господь победил смерть, и им уготована жизнь вечная. И даже много позже, уже в начале XIII века к ней еще возможно светлое умиротворенное отношение.
Показателен в этом смысле финал «Гимна брату Солнцу» святого Франциска Ассизского: «Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Смерти, Чьих объятий никому из смертных не избежать. Горе тем, кто умирает в смертном грехе! Блаженны те, кого она застанет за исполнением воли Твоей! Вторая смерть не причинит им вреда. Хвалите и благословляйте Господа моего, и благодарите Его, И служите Ему с великим смирением!».
Но вот, минует столетие и смерть приобретает исключительно жуткие и гротескные черты — пляшущий скелет ведет за собой процессию, возглавляемую папой и императором — никто не избегнет, все сгниют, обратятся в прах! Здесь акцент переносится с потусторонней судьбы души, на земной финал любого тела. Как и почему это происходит? Многие исследователи полагают, что именно эпидемия чумы, горы трупов, которые не успевают хоронить возымели шоковое воздействие на психологию европейцев, и буквально заворожили их образом разложения.
Но Мириманов резонно отмечает: «Традиционное объяснение „Пляски смерти“ („Данс макабр“) эпидемией чумы не покажется убедительным после знакомства с постепенной экспансией жестокости, страдания и смерти, которых не знало искусство Меровингов и почти не знало каролингское искусство.
Вполне натуралистические изображения пыток, которым подвергаются мученики за веру, — например, истязания св. Савена и св. Киприана на фресках конца XI в. в церкви Сан-Савен сюр Гартамп, невообразимые Страсти св. Маргариты на иконе второй половины XII в., жуткая картина казни св. Квирина, распиливаемого вдоль тела с головы двуручной пилой, — перекликаются со сценами Страшного суда, которые появляются на тимпанах соборов. Тимпан церкви Сент-Фуа де Конк (Авейрон) второй четверти XII в. — шедевр романского искусства — изображает Страшный суд. Левую половину занимают осужденные на вечные муки, правую — праведники. Здесь царство смерти — это царство хаоса, клубящееся монстрами и корчащимися, безобразными, сваленными в кучу телами».
Почему же появляются сначала «Пляски смерти», а затем и транзи — жуткие надгробия, которые представляют собой скульптурные изображения (весьма натуралистичные) разлагающихся тел тех, кто покоится в этих саркофагах?
Изображение
Мириманов пишет, что как раз в начале XIV века медики начинают анатомировать трупы (что, прежде было недопустимо), и это одно из знамений изменения отношения к телу и его гибели.
Но, какова духовная причина подчеркнуто «материалистической» подачи образа смерти?
Да, Йохан Хейзинга отмечает: «Человек Средневековья, отвергнувший всё земное, давно уже задерживал свой духовный взор на мрачной картине копошащихся червей и жалкого праха. В религиозных трактатах о презрении к миру богословы уже возглашали неотвратимость леденящих ужасов разложения».
Этот же исследователь дает, пожалуй, наиболее адекватное объяснение загадочному слову «макабр»: «makbara [усыпальница] или из сирийского диалектного maqabrey [могильщик]. Выражения эти могли попасть во французский язык во время Крестовых походов».
Но почему именно в XIV веке эти могильно-трупные образы, являющиеся аскетическим «инструментарием» монахов, чья цель — максимальный разрыв со всеми соблазнами плотской жизни — выносятся на всеобщее обозрение?
Весьма вероятно, что с «лечебной», педагогической целью. Ведь уже в середине XIII века, особенно в элите начинают распространяться именно материалистические взгляды на мир. Чего прежде не было. А здесь мы сталкиваемся с нео-эпикурейцами, отвернувшимися от Христа и обратившимися к радостям плоти, проповедников коих они обретают в некоторых вновь прочитанных философах античности. Причем, интересно, что в большинстве своем они оказываются гибеллинами… Данте заполняет этими гибеллинами-атеистами шестой круг своего «Ада». Вергилий говорит ему: «Здесь кладбище для веривших когда-то, Как Эпикур и все, кто вместе с ним, Что души с плотью гибнут без возврата». Затем Данте вступает в разговор с пребывающим в этой жуткой бездне вождем флорентийских гибеллинов Фаринатой дельи Уберти. И тот знакомит его со своими соседями: «Уже меня окликнул мой вожатый; Я молвил духу, что я речь прерву, Но знать хочу, кто с ним в земле проклятой.
И он: «Здесь больше тысячи во рву; И Федерик Второй лёг в яму эту, И кардинал; лишь этих назову».
Упомянутый кардинал — это Октавиана дельи Убальдини, которому приписывали слова: «Если душа действительно существует, то я ее потерял ради партии гибеллинов». Поэтому есть все основания полагать, что именно рост числа материалистов (которые, кстати, очень легко относились к горам трупов), и требовало такой вот «макабрической» педагогики, напоминающей им об их тленности, о том, что их собственные тела, которым они угождают, станут пищей для червей. А власть и богатство, во имя которых они зверски умерщвляют тысячи рабов божьих, прах и тщета.
Еще один знаменитый гибеллин, отвергший Небо, и отвергнутый церковью, обнаруживается еще ниже, в седьмом круге «Ада». Это зловещий Эццелино да Романа, верный сподвижник императора-эпикурейца Фридриха II. О судьбе и деяниях этого поистине «исчадия ада», а также участи его не менее зловещего брата рассказывает в своей Хронике францисканец Салимбене де Адам.
история многое объясняет в тех изменениях, которые совершались в восприятии мира людьми Средневековья, с тех пор, как папы и императоры вступили в беспощадную борьбу, санкционируя своим «божественным» авторитетом преступления своих сподвижников.
Салимбене свидетельствует: «В Тревизо много лет правил Альберико да Романо, чье правление было жестоким и суровым, как знают те, кто это испытал. Он поистине был орудием диавола и сыном беззакония; он умер злой смертью вместе с женой, и сыновьями, и дочерьми. Те, кто их убил, выдергивали у маленьких сыновей ноги и руки из тела, когда те были еще живы, на глазах у их родителей, и колотили ими по лицу отца и матери; после этого они привязали жену и дочерей к столбам и сожгли их. Дочери уже вошли в брачный возраст и были прекраснейшими девушками в мире, и за ними не было никакой вины; но те не пощадили их невинности и красоты из-за ненависти к отцу и матери, которые страшным и ужасным образом оскорбляли и унижали жителей Тревизо. Потому-то и подходили люди к Альберико с клещами прямо на площади, и каждый отрывал кусок от его тела, когда тот был еще жив; так они разорвали его тело, доставляя ему тяжкие муки и осыпая его насмешками и поношениями. Ведь он убил у кого кровного родственника, у кого брата, у кого отца, у кого сына… Ведь Альберико велел в один день повесить двадцать пять человек из знати Тревизо, а они его ничем не обидели и не оскорбили; но поскольку он боялся, как бы случайно они не оскорбили его и не причинили какого-нибудь вреда, он устранил их со своих глаз, повесив с позором. И велел прийти тридцати знатным женщинам, их матерям, женам, дочерям и сестрам, чтобы те смотрели, как их вешают, и чтобы умирающие видели их; он хотел отрезать женщинам носы, но это было предотвращено вмешательством человека, которого он называл своим внебрачным сыном, хотя это было не так. Одежды женщин были разорваны на груди, так что все тело их было обнажено, и те, которых должны были повесить, видели это. И они были повешены так близко к земле, что, когда женщин заставляли проходить под их ногами, те голенями и ступнями ударяли по их лицам, умирая с душами огорченными; а женщины испытывали тоску и боль, претерпев такое издевательство. Видеть это было огромным несчастьем и жестокостью, никогда ранее не слыханными…
Когда венецианцы услышали всю вышеупомянутую историю и увидели этих обнаженных женщин, то, возвысив голос, они вскричали: «Пусть умрет, пусть умрет этот проклятый и сгорит заживо вместе с женой, и весь его род да будет уничтожен навеки!»…
Итак, они единодушно двинулись против Альберико и причинили ему много зла, но не уничтожили совсем. Однако в скором времени после этого крестного проклятия он был окончательно уничтожен со всем своим потомством и испытал вышеупомянутые поношения, и мучения, и несчастья, и все их он заслужил. Ведь однажды, потеряв своего ястреба, он, находясь под открытым небом, стащил с себя штаны и показал Богу зад в знак упрека и поношения, и также насмешки, веря, что так он мстит Богу.
В другой раз, когда он был в храме, он пошел и испражнился на алтарь, именно в том месте, где освящается Тело Господне. А его жена обзывала знатных женщин, матрон, распутницами и блудницами; и муж «никогда не стеснял» ее «вопросом: для чего ты это делаешь?» (3 Цар 1, 6), так что, скорее, она так поступала при попустительстве мужа. Итак, за все вышесказанное тревизцы по заслугам отомстили им, чтобы исполнились слова Господни, Лк 6, 38: «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». …
В остальной части Марки — в Падуе, Виченце и Вероне — правил брат этого Альберико, господин Эццелино. Он был истинно орудием диавола и сыном беззакония. Однажды на поле Святого Георгия в Вероне, где я как-то был, он велел сжечь одиннадцать тысяч падуанцев в одном большом доме, в котором он держал их, плененных и закованных; и, пока они горели, он со своими рыцарями устроил вокруг них турнир, сопровождаемый пением; он был наихудшим человеком в мире. Я действительно не верю, что от начала мира вплоть до наших дней был еще столь же дурной человек. Все так трепетали перед ним, как трепещет «тростник, колеблемый в воде» (3 Цар 14, 15), и не без причины.
Живущий сегодня не был уверен в завтрашнем дне. Отец искал гибели сыну, а сын — отцу или кому-либо из своих близких, чтобы понравиться Эццелино. Он уничтожил в Тревизской марке всех самых влиятельных и лучших, и могущественных, и богатых, и знатных, и он делал женщин неспособными к деторождению и заключал их с сыновьями и дочерьми в темницы, и они там погибали от голода и горя. Он убил многих монахов и многих долго держал в темницах, как из орденов братьев-миноритов и проповедников, так и из других орденов. …
Поистине, эти два брата были двумя демонами, и о любом из них я мог бы написать большую книгу, если бы было достаточно времени и у меня был бы пергамен… Так вот, умирая, Альберико покаялся наилучшим образом. Эццелино же никогда не обратился к Богу, так что исполнилось слово Господа, что «один берется, а другой оставляется», Мф 24, 40. В этом проявилось великое милосердие Божие, ибо Он принял даже такого человека в смерти его». А Эццелино, фактически, покончил с собой. Разгромленный, в конце концов гвельфами, он не был ими растерзан, как его брат. Напротив, ему заботливо перевязали раны. Но тиран сорвал повязки, не желая никой помощи от сторонников папы, и истек кровью. Это случилось, всего через тридцать три года, после блаженной кончины Франциска Ассизского. Да, для Эццелино Смерть уж точно не стала Сестрой, ибо «горе тем, кто умирает в смертном грехе…
»

https://www.ridus.ru/news/328743

Удивляет совпадение: римские истинные эпикурейцы заказывали саркастический макабр, чтобы высмеять вульгарных гедонистов. Спустя более тысячи лет данс макабр возрождается якобы чтобы прежде всегопротиводейстовать развращающему общество влиянию новых наследников вульгарных эпикурейцев. То есть средневековые учёные церкви, навряд ли знакомые с древними артефактами, почерпнули рецепт противоядия античной литературе?
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига


Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3

cron