http://hworld.by.ru/myth/phoenica/el.nebo.htmlЕвгений писал(а):Дмитрий Лопаткин писал(а): Много схожих подвигов.
Сюжет близкий оскоплению Урана, присутствует и в хурритской и в семитской мифологии.
Что за семитский сюжет? Хурритский знаю.
Модераторы: Aristoteles, Tibaren
http://hworld.by.ru/myth/phoenica/el.nebo.htmlЕвгений писал(а):Дмитрий Лопаткин писал(а): Много схожих подвигов.
Сюжет близкий оскоплению Урана, присутствует и в хурритской и в семитской мифологии.
Что за семитский сюжет? Хурритский знаю.
Кассивелан писал(а):Не стоит искать семито-хамитские связи в индоевропейских мифах, там больше заимствований от палеоевропейцев
Вы же не считаете, к примеру, Деметру исконно греческой Богиней?
Евгений писал(а):А зачем нам семито-афроазиатские связи? Я вот в финикийских мифах про закалку ребёнка, да и про оскопление, подозреваю индоевропейскую основу, пока мне кто-нибудь не покажет, что хурритские мифы первичнее хеттских.
А о палеоевропейских вещах как говорить - сравнительный материал-то отсутствует.
А на основании каких источников вы судите о воззрениях палеоевропейцев? И как вы смогли четко разграничить их от индоевропейских. Может быть просветите, на каких языках они говорили. Очень давно интересует этот вопрос.Кстати, могу выложить пару-тройку примеров изначальных различий в мифологических воззрениях палеоевропейцев и индоевропейцев, которые впоследствие успешно заимствовались. Если интересно конечно...
Дмитрий Лопаткин писал(а):А на основании каких источников вы судите о воззрениях палеоевропейцев? И как вы смогли четко разграничить их от индоевропейских. Может быть просветите, на каких языках они говорили. Очень давно интересует этот вопрос.
Кассивелан писал(а):если в слоях, принадлежащих какой-либо ИЕ археокультуре, скажем, позднего бронзового века Западной Европы, появляются признаки более архаичных верований - или просто не характерных для прочих индоевропейцев этой эпохи (т.е., не имеющих с ними общего источника и наблюдающихся только в Западной Европе, после переселения) - логично предположить, что это и есть заимствование. Некоторые лингвистические примеры тоже есть, например - у кельтов и германцев Солнце приобретает черты женского рода - в оппозицию прочим индоевропейским языкам.
Евгений писал(а):Не знаю насчёт археологических примеров, вам всё же стоит привести хоть один, но ваш лингвистический пример не годится - солнце женского рода, а месяц - мужчина - у большинства финно-угров, контакты которых с и-е с самых древних времён никто под сомнение не ставит. Так что м.б. и не стоит никаких палеоевропейцев синокавказских придумывать?
А насчёт оскопления, конечно это не главный элемент, в этом прото-и-е мифе главное, что верхний и нижний боги воюют, один побеждает другого, лишив противника важного органа (когда глаз, когда сухожилий на ногах, когда чего другого), и вновь возобладать поверженному помогает его сын.
Несколько противоречит этому образ Зевса Ктесия.6. Змея - символ жизненной энергии, плодородия. Атрибут Богини - ПЕ;
Змей - символ Хаоса, особая связь с вихрями и водной стихией. Воплощение Зла, противник Громовержца - ИЕ.
Дмитрий Лопаткин писал(а):Несколько противоречит этому образ Зевса Ктесия.
Ещё, важен вопрос, где вы локализуете область формирования ИЕ общности.
Кассивелан писал(а):Контакты кельтов с финно-уграми? Интересная версия... Дело в том, что если имеются в виду контакты с самых древних времен, т.е. непосредственно перед расселением ИЕ в сторону Западной Европы - это бы коснулось всей их западной ветви (которую некоторые лингвисты относят к "кентум"-группе ИЕ).
Кассивелан писал(а):Здесь идет две различных сюжетных линии.
1) Возвышение Бога-Громовержца, т.е. усиление "военной аристократии", племенных вождей, забвение старых "небесных" культов
2)Змее/драконоборческий сюжет,
3)Победа Бога Верхнего Мира (Царя Горы) над Богом Нижнего Мира (Богом-под-Горой),
- все это разные мифологические сюжеты и характерны для всех индоевропейцев, т.к. восходят к одному общему источнику.
В вашем же примере вы сопоставляете примеры из разных сюжетных линий (1 и 2, если под хеттским примером имелся в виду поединок с Иллуянкой)
Кассивелан писал(а):Основные различия в верованиях палеоевропейцев (ПЕ) и индоевропейцев (ИЕ):
1...
Евгений писал(а):Нет, и-е и ф-у одновременно расселялись в сторону З. Европы от Волги/Каспия, только одни больше по лесам шли, а другие - по степи.
И по пути ф-у контактировали с предками как "сатемных", так и "кентумных" народов.
Затем, культура/религия и язык не взаимосвязаны, могут быть народы, 1) говорящие на разных языках, но с одной религией, а могут наоборот, 2) говорить на одном языке, а разные религии исповедовать.
Мало того, среди ф-у есть народы у которых солнце - м.р., а луна - ж.р., а есть те, у которых - наоборот. Причём, это часто встречается у соседних народов, которые выворачивают наизнанку богов своих соседей. (У удмуртов Кылдысин, бог земли, посевов - мужского рода, у хантов Калтась - богиня земли, девы-асуры у и-и и и-а.)
Так что для того, чтобы у кельтов и германцев солнце с луной были другого рода в сравнении с италийцами там, или ещё кем, вовсе не нужно никакого влияния ф-у, а нужно просто их желание противопоставить себя соседям.
(Да и вообще, я не знаю на 100%, действительно ли то, что "у кельтов и германцев Солнце приобретает черты женского рода - в оппозицию прочим индоевропейским языкам" - где примеры?)
Короче, не серьёзно как-то вы аргументируете.
Кассивелан писал(а):Здесь идет две различных сюжетных линии.
1) Возвышение Бога-Громовержца, т.е. усиление "военной аристократии", племенных вождей, забвение старых "небесных" культов
2)Змее/драконоборческий сюжет,
3)Победа Бога Верхнего Мира (Царя Горы) над Богом Нижнего Мира (Богом-под-Горой),
- все это разные мифологические сюжеты и характерны для всех индоевропейцев, т.к. восходят к одному общему источнику.
В вашем же примере вы сопоставляете примеры из разных сюжетных линий (1 и 2, если под хеттским примером имелся в виду поединок с Иллуянкой)
Говорите "две сюжетных линии", а список приводите из трёх пунктов. И ничего я не из разных сюжетных линий сюжеты сопоставляю. И со змееборчеством что? Образ бога нижних вод разве не змееподобный?
А "возвышение Бога-Громовержца, т.е. усиление "военной аристократии"" - это вообще чужая интерпретация, которую совершенно незачем сюда привносить.
Кассивелан писал(а):Основные различия в верованиях палеоевропейцев (ПЕ) и индоевропейцев (ИЕ):
1...
Примеры на ПЕ где? На основании чего вы так описываете верования ПЕ? Может, просто дадите название и автора книжки, которую вы прочитали?
А так, мы слишком далеко отклонились от темы (Кочующие сюжеты). я считаю, что они не кочуют, что они из общего центра распространяются, но эпицентр слишком далеко по времени от нас отстоит, и вторичные волны не дадут ясную картинку увидеть.
Кассивелан писал(а):Дмитрий Лопаткин писал(а):Несколько противоречит этому образ Зевса Ктесия.
Ещё, важен вопрос, где вы локализуете область формирования ИЕ общности.
Кстати, эллины впитали некоторые аспекты доиндоевропейских мифопредставлений - вспомнить ту же Богиню со змеями, "появившуюся" в микенскую эпоху. Или взять имя Деметра - что означает "Богиня-Мать"...
Вообще, сам образ Зевса - собирателен 8)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10