Exactor писал(а):Плебеи уже считались частью римского народа - они участвовали в центуриатных комициях. Но не имели права занимать государственные должности. Типичная аристократическая респуиблика.
Говорить о том, что возникновение центуриатных комиций свидетельствует о включении плебса в состав римских граждан не приходится. Это скорее вынужденная мера, причиной которой явились внешние войны. Римским гражданином считался тот, кто входил в populus Romanus.
Изначально в центуриатные комиции входили все свободные жители Рима.
В Афинах народное собрание составляли граждане полиса, неграждане в состав народного собрания не входили, такая же ситуация была в Риме до реформы Сервия Туллия (по традиции), в Риме также как и в Афинах гос. должности могли занимать только граждане полиса.
Так что Рим здесь не сильно отличается от Афин. И говорить о чисто аристократической республике не стоит.
Exactor писал(а):Во-первых, отсутствие права законодательной инициативы - весьма существенное ограничение. Во-вторых, в Афинах эклессия принимала непосредственное участие в повседневном управлении государством, а в Риме народные собрания собирались только для принятия законов и выбора должностных лиц, в то время как повседневными делами занимались магистраты и Сенат. Я уже не говорю о способе комплектации этих органов: Сенат был явно аристократическим учреждением с пожизненым членством, а афинский совет пятисот избирался на год по жребию.
А я не утверждал и не утверждаю, что Рим и Афины идентичны по полит. устройству!
Я говорю о том, что два понятия "республика" и "демократия" несли в себе по сути один смысл - управление народом государства.
До включения плебса в римский народ, также существовал сенат и народное собрание (куриатные комиции), в которое входили лишь римские граждане. Так называемый царь, по сути, был лишь военным лидером, но не об этом речь.
Народное собрание (центуриатные комиции) в Риме принимало не только законы и выбирало должностных лиц, но также осуществляла ряд судебных функций. К трибутным комициям перешли законодательные функции, а также часть судебных функций. Если в Афинах народное собрание собиралось в определенные дни, то комиции по трибам могли быть созваны как по призыву консула, так и по призыву народного трибуна (прямого представителя данного собрания). Согласно законодательству к народному трибуну мог обратиться любой римский гражданин, а народный трибун, в свою очередь, мог обратиться к народному собранию, решение которого обладало властью закона.
Так что здесь, по сути, народного собрание было довольно мощным политическим органом.
Пожизненного членства в сенате Рима не было. Состав сената мог регулироваться как консулами, так и цензорами, причем, вроде бы, каждые пять лет.
Но это все детали! Важно то, что написал выше. Понятия "республика" и "демократия" несли в себе один и тот же смысл - управление государством не кем-то одним, а народом.