pan писал(а): Двери на лабиринтах, как видите, изображали (иногда и не одну). Но зачем нужна дверь на дверь, если считать и лабиринт «дверью»? Ведь суть не в том, чтобы пробить дырку или отпереть дверь (хотя семантически близкие примеры есть), а в прохождении определенного цикла блужданий в «темном месте» (пещере, загробном мире, преисподней, матке и пр.) И здесь важно не только само пространство, но и время, проведенное в нём, так попасть в центр можно лишь пройдя весь путь от начала до конца, совершая циклические движения. А после (задача для героя) выйти из него.
Я всё же настаиваю на том, чтобы не смешивать неолитическую и мегалитическую символику с античной и средневековой. В древнейших лабиринтах не могло быть дверей в принципе. И не только потому, что была в зачаточном состоянии архитектура. Просто лабиринт (как и концентрические окружности) не являлся изображением какаго-то строения. Даже о пещере стоит говорить осторожно. Главное - это план строения мира. Пусть и не всего, а только его пограничья. Снаружи находимся мы, по ту сторону - духи.
Есть другой известный аналог этого "портала" - избушка Бабы-Яги. Даже любая могила выполняла ту же функцию.
В поздние времена с помощью лабиринта часто обыгрывались мифологические сюжеты. Отсюда и столько изображений с Минотавром, Иерихоном и Троей. Но всё это только уводит в сторону от правильного понимания смысла лабиринта.
Кстати, походы героев в лабиринты - не самое главное. Возможно, что мегалитчики даже не одобрили бы подобные предания. Героев мало, а конвейер жизни и смерти работает непрерывно.
pan писал(а):Согласно М. Гимбутас двусторонние топоры были символом регенеративной функции Великой Богини. Бабочка - всего лишь частный случай, такой же как ёж, бычья голова, птица, лягушка и т.д. Между тем, известны двойные треугольники, совмещенные по вертикальной оси, безо всяких крылышек и усиков. Так что бабочки, скорее всего - вторичны по отношению к двойным "треугольникам", или "полукругам" из-за относительного геометрического сходства с топорами. Топоры же, на мой взгляд, отражали, в стилизованной форме, фазы Луны - важнейшего регулятора не только регенеративных функций женщин, но и природы на планете в целом. Такой регулятор, несомненно, заслуживал большего внимания и предпочтения для выбора объекта поклонения, чем бабочка.
Гимбутас многие критикуют, поэтому её идеями, наверное, надо пользоваться с оглядкой. Но это так. Совмещённые по вертикали треугольники "песочные часы" - широко распросранённый символ человека. В горизонтали они же изображают животных. Символ же бабочки - это другое. Речь ведь не идёт о изображении насекомого. Это несравнимо более важное: душа, духи, боги. Как изобразить бестелесную сущность? Критяне (и не только они) выбрали бабочку. И Великая Богиня Жизни и Смерти также могла являтся из своей обители в виде бабочки (в прямом или переносном смысле). Были, конечно, и соответствующие предания.
Я вообще-то не сторонник серьёзного внимания к фазам Луны в реальной жизни. Но у древних на это обращалось внимание. И версия, что лабрис символизирует фазы Луны - очень серьёзная. На мегалитах Ирландии даже встречаются рисунки с двумя лунными серпами друг против друга. Но на Крите к этой версии можно прийти лишь логически. Каких-то реальных намёков на это нет. И с другой стороны. В этом случае нам придётся принять то, что главнейший символ критской религии - Луна. И они - лунопоклонники. Это слишком радикально. Может быть, лучше пока считать этот символ синкретическим. Ведь в него также входит и изображение двулезвийного топора. Это редкое оружие, видимо, предпочитали боги, например, чтобы убивать быков.
Пример того, как люди приходят к одним и тем же символам. Бабочка у индейцев Великих равнин в Сев. Америке.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.