Фрагмент из той же статьи Э. Ф. Готье. Перевод - Analogopotom.
Anciennes voies du Commerce transsaharien
E. F. Gautier
Geografiska Annaler, Vol. 17, Supplement: Hyllningsskrift Tillagnad Sven Hedin. (1935), pp. 550-562.
Мы нашли в уэде Джерат великолепные сюжетные сцены, аналоги которых, насколько мне известно, есть только в Феццане.
Большая гравюра, в человеческий рост (1,70 см), набросанная небрежными, быстрыми штрихами на гладкой, черной поверхности скалы. Она едва различима, можно пройти мимо, даже не заметив. Человек, готовивший в этом гроте пищу, оказался неплохим художником, как можно судить по рисунку.
Два персонажа на рисунке наделены очевидными мужскими признаками. Первый (фигура А), возможно исполняет ритуальный танец, второй (фигура В) натягивает тетиву лука, его движение передано очень реалистично, как живое. Оба персонажа одеты в полукафтаны с узкими, облегающими рукавами и пояс из ткани.
Имеют ли они оба пушистый хвост? Вначале я принял его за висящий конец пояса… Доктор Конрад Киллиан, чье авторитетное мнение заслуживает доверия, полагает, что это накладной хвост, который носят по традиции в некоторых суданских негритянских племенах. Так же с декоративным, накладным хвостом нередко можно увидеть фараона на древнеегипетских фресках.
Головы персонажей особенно интересны. У фигуры А голова большой сторожевой собаки; у фигуры С - борзой или шакала. Изображения собакоголовых в Феццане встречаются довольно часто.
Фигура В, как мне кажется, носит каску с гребнем или калотт (Прим. А: calotte- головной убор облегающий верхнюю часть головы и напоминающий берет или фетровую шляпу с широкими отогнутыми полями), из-под которого выбиваются пряди густых длинных волос.
Но доктор Конрад Киллиан полагает, что это не прическа, а головной убор, который является прообразом того, что сегодня носят туареги. (Прим. А. - Литам или lisam; др. название: "тагельмуст» – сахарский бурнус, неотъемлемый атрибут мужского достоинства туарега. Как правило, синего цвета. Свободная полоса ткани служит покрывалом для нижней части лица).
В этой стране, где сегодня живут загадочные туареги, скрывающие лицо под покрывалом, древние нарисованные или вырезанные изображения человеческой головы – собакоголовых людей или с любыми другими масками на голове, являются нарушением табу.
Не менее интересным представляется персонаж D. Это фигура большого размера, тщательного и подробно прорисована, несмотря на кажущуюся спешность работы древнего гравера. Ее сходство с другими персонажами композиции очевидно. Но это - тема особенная. У представленного персонажа узкие, покатые плечи, он слегка горбится и не похож на воина. Он одет в длинную тунику или, скорее, в платье, на верхней части, которая безусловно не является полукафтаном, швы хорошо заметны. Фигура D отличается множеством украшений – латиклава (laticlave), ожерелье, тиара. Он держит за руку ребенка, возможно, лет десяти, в длиннополом одеянии. Фигура D производит впечатление священника или колдуна (или, что не менее вероятно, старую женщину-жрицу), со своим новообращенным; У него (или у нее?) голова не собаки, но осла. Имеются другие изображения людей с головой осла, где длинные уши не скрыты под тиарой. У новообращенного волосы собраны в шарообразные пучки, что заставляет думать о негритянской прическе. Впрочем, носители голов животных были, в свою очередь, засвидетельствованы в черном Судане, как исполнители священных танцев и сопровождающие в ритуальных церемониях.
Фигура Е примечательна тем, что это единственный персонаж композиции, чье человеческое лицо ясно различимо. С первого взгляда понятно, что это не негроидный тип, а, напротив, средиземноморский. Кроме того, настоящие туареги – это не негроиды.
Мне кажется, трудно не заметить, что в целом сюжетная сцена не лишена карикатурного подтекста. Смею сделать предположение, что фигуры А и В изображают представителей господствующей военной касты., а каста жрецов, к которой относится персонаж D, находилась в подчинении или зависимости у военной аристократии.
Среди множества работ, высеченных древними мастерами и украшающих сегодня скалы и стены гротов уэда Джерат, это не единственная картина с фигурами людей большого размера. В наскальном искусстве, можно выделить целый ряд композиций, сюжет которых сегодня называется «порнографическим», хотя все эти изображения имеют священный характер и отражают ритуалы фаллического культа.
До того, как мы начали изучать историю Сахары, предполагалось, что туареги не имеют прошлого, но сегодня открыли наскальные архивы королевства Garamantique.