Один римский обычай

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Юлли » 30 авг 2008, 14:30

... мне вот тут Ильдар нашептал на ушко между делом... 8)

Был такой римский грамматик Марк Веррий Флакк. Он в т.ч. написал сочинение под названием "О значении слов", которое было эпитомизировано другим римским грамматиком Секстом Помпеем Фестом (не сыном Помпея Великого).Сочинение самого Флакка до нас не дошло. Сочинение же Секста Помпея постигла почти та же участь, но к счастью (или сожалению) оно было, в свою очередь, эпитомизировано неким деятелем Каролингского Возрождения, ломбардским монахом Павлом Диаконом. Кроме того, до нас дошел фрагмент одного из манускриптов Феста в сильно поврежденном виде. Так вот, на основании этого, и некоторых фрагментов, сохранившихся у античных авторов, например, Авла Геллия, можно попытаться реконструировать изначальный трактат. Что вообщем-то, видимо, и проделал в Теубнеровском издании 1913 года Уоллес (не Уильям) Линдсей.


... а потом добавил...

Линдсей, конечно, не источник, он - издатель. А De Verborum Significatione - самый что ни на есть источник.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Левенець » 30 авг 2008, 20:08

Юлли писал(а):
Analogopotom писал(а):
Юлли писал(а):
Analogopotom писал(а):Венатора можно исключить.


... эсседариев тоже...
Хорошо. Эсседариев тоже вычеркиваем. В таком случае, остаются эквиты и гопломахи. И если первые сражались между собой, то противником гопломаха был мирмиллон или фракиец.
Но это не важно. Главное, мы знаем, что в гладиаторских боях использовались копья. Думаю, что и обломки трезубца так же могли б сгодится для обряда.


... может, эквита тоже вычеркнем?... из-за его "верховности"... 8)


Но отчего же, gladiatores equestres были обычными гладиаторами,только конными.
Защитное вооружение шлем с забралом,парма, ременные наручни.Вооружение- копье.
И античные изображения конных гладиаторов дошли.Очевидно, не такие уж они были редкими.
Згинуть нашi вороженькi,як роса на сонцi.
Аватара пользователя
Левенець
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1970
Зарегистрирован: 08 мар 2008, 21:10
Откуда: Донбасс

Сообщение Гиви Чрелашвили » 30 авг 2008, 20:20

Ильдар, конечно, молодец, ничего не скажешь.
Он четко проследил историю произведения.
Однако от этого час от часу не легче.
Сочинение в весьма искаженном виде, да и то только частично.
А строки-то конкретно про сей обычай там есть ?
Кто-нибудь их показать может ?

"Так вот, на основании этого, и некоторых фрагментов, сохранившихся у античных авторов, например, Авла Геллия, можно попытаться реконструировать изначальный трактат. Что вообщем-то, видимо, и проделал в Теубнеровском издании 1913 года Уоллес (не Уильям) Линдсей. "

Вот тут Ильдар маленько ошибся.
Я уже проверил. Задолго до Линдсея это сделал шотландский лорд Джон Скин. Его книга с таким названием была опубликована в Эдинбурге в 1681 году. Книга полностью посвящена этому труду Секста Помпея Феста.
Всё, что могу сказать.
Смотрите, что получается.
Первый источник - не дошел.
Второй источник, эпитомизирующий первый, тоже не дошел, кроме одного фрагмента, да и то в сильном искаженном виде.
А вот, спустя века, третий источник эпитомизирует второй, причем монахом Каролингского Возрождения (тут же невольно вспоминаю Поджо и его до сих пор непонятную роль в произведениях Тацита).
Извините, но при таких обстоятельствах может быть выдумано, что угодно, особенно учитывая, что к этому приложил руку монах эпохи Каролингского Возрождения. Этот самый монах сей обычай вполне придумать мог.
Шанс очень большой.
Я сейчас вам объясню почему.
Такие случае уже бывали.
Например, монах Иероним, измысливший басню о Тите Лукреции, принявшем приворотное зелье, ибо тот страдал от неразделенной любви, и сошедшего от этого зелья с ума... но в периоды просветления продолжившего работу над своей знаменитой поэмой "О природе вещей", закончивший ее, а потом покончивший жизнь самоубийством.
Не слишком-то и хорошо придумано !
Особенно учитывая, что Лукреций был чуть ли не первым атеистом, который абсолютно не верил (это в то время !) в богов, всяких божеств и прочее. Недаром он еще так Марксу и Энгельсу приглянулся, ибо, конечно, раритет страшный: атеист в Римской республике в первой половине I века до н.э. !
И вот такой человек мог поверить в приворотное зелье ?
Лукреций был великим поэтом.
Хоть Цицерон придерживался и других философских взглядов, он очень уважал Лукреция. Именно благодаря Цицерону его поэма и увидела свет.
Лукреций действительно покончил жизнь самоубийством в 55 г. до н.э.
Но о нем вообще ничего не известно, кроме тех отрывков самой поэмы, где Лукреций сам поведал о себе, а это практически ничего.
Это нам дает понять о его философской основе, о взглядах на религию, но совершенно не дает никакой информациии об исторических подробностях, связанных с Лукрециям, или о его библиографических данных. Почему Лукреций покончил жизнь самоубийством в возрасте 44 лет (в расцвете молодости) - никто даже приблизительно не знает.
Вот Иероним и придумал басню, которая хоть как-то должна была это объяснить.
А как насчет того, что Лукреций сошел с ума, но возникали приступы просвета, к течение которых он и продолжать работать над поэмой ?
Все отмечают эти строки Иеронима, но никто к ним серьезно не относится. Однако это потому, что басня не слишком умна и правдоподобна. А если она состряпана умно и правдоподобно ?
Замечу, что это далеко не единственный пример, когда именно христианские монахи придумывали басни о деятелях Древнего Рима, и часто связано это было, конечно, с религией, то есть, с язычностью Рима. Все эти басни были направлены для того, что показать дикость язычества, его обрядов и культов. Частенько монахи при этом переходили все рамки гипертрофированности.
Очень похоже, что описание данного обычая вполне укладывается в эти рамки.
В любом случае, обсуждать столь-либо серьезно нам, историкам, это неуместно при практически полном отсутствии информации.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Гиви Чрелашвили » 31 авг 2008, 00:41

Кстати, Юлли, а чего Ильдар так мизерно сюда ходит ?
Вот лишь несколько раз его видел (его самого, не его постинги), проплыл тут в течение нескольких мгновений, как Летучий Голландец, и скрылся. А ведь он античник - будь здоров какой !
Именно в знании мелочей настоящий античник и проявляется.
Ильдар меня в свой время поразил знанием источников, когда мы с тобой, Юлли, попали в ступор. Помнится, ты просила меня посмотреть главу у Страбона о Кампании, я посмотрел и увидел, что названный главы там нет совсем. Я говорю-де, главы нет, а ты - да нет, должна быть, у меня ссылка есть. И хоть убей, я не понимал ничего. Именно Ильдар разобрался, что в моем издании (ОЛЬМА-ПРЕСС) эта глава пропущена, а есть другое издание (Ладомир), где это глава есть, при этом, у него было это издание. Для меня этот эпизод - визитная карточка античника.
Жаль, что Ильдар мало сюда заходит. Он бы мог быть очень полезен сайту.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Пред.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28