Smjatanka
Начнем с того, что версия Васильковой обращает нас к образному мышлению. Сложность и необычность такого подхода – еще не аргумент в пользу отказа от него. Судить о строгой научности такого подхода можно при условии, если само образное мышление возведено в науку. А этого пока нет. Как нет и соответствующего периода глобального истории человечества, связанного с формированием мифов, дошедших до наших дней. (Хотя бы в силу их живучести, стоило б поразмыслить на эту тему). Не удивлюсь, если такой период окажется связанным с архетипами.
Версия же Васильковой исходит из других посылок. Древние народы были совершеннее нас и человеческая цивилизация за последние времена очевидно деградировала. Хотя бы даже уже потому, что неординарные способности стали характеристикой лишь незначительного числа людей и выглядят как недоразумение, чем изначальный потенциал человека.
У меня все больше ощущения, что дискуссия ведётся Вами с неким софистическим озорством, а не с попыткой логически обосновать свою точку зрения. И я даже не знаю насколько будет верным вести диалог не в том же тоне, но всё-таки хотелось бы в привычном. Если Вы ратуете за образное мышление как более результативное, чем абстрактно-логическое, то Вам необходимо привести/показать пример этой большей эффективности. На практике люди, обладающие только таким мышлением – дети, дикари – такого показать не могут. Более того, как я уже говорил, они не смогут понять и Вас, и Василькову Н.Г., рискните на эксперимент и поведайте о гипотезе В. Н. Г. ребёнку или в тур. поездке – дикарю, И уверен, ни один из них Вас не поймёт, она чужда их мышлению, т.е., то, что Вы называете «образным» будет чуждо людям у которых др. типа мышления и нет. И все вопросы по этому поводу будут сняты.
Если же Вы под энерго-информационным обменом через все органы чувств предполагаете обмен, через «божественное откровение», как, например, у авторов Библии (ср. ? искл.? Сократ с демоном в голове), в понимании верующих вообще. То сравните эффективность этого способа постижения и научного. Кто добился больших результатов? Тут же следует вспомнить о деятельности верующих фанатиков в позд. Античн и Ср вв. Изначальное отрицание продуктов рационального мышления верующими, а затем их поспешное принятие в силу смены поколений тех же верующих.
Если Вы также захотите сослаться на паранормальные способы постижения шестыми и седьмыми чувствами, то взгляните на протоколы экспериментов по этой теме и человеческую (не техническую !!!) результативность в этом способе постижения окружающей действительности (Васильев Л.Л.,
http://www.koob.ru/vasilyev_l_l/ ;
http://psylib.myword.ru/index.php?s=63b ... wfile=3036 ).
Конечно, не следует полностью отвергать любые возможности постижения реальности и следует проводить исследования в этих областях, но в любом случае они будут, в конечном итоге, осмысливаться с помощью рациональных возможностей, даже продукты образного творчества (и мифы в том числе). И никогда, никакое другое, кроме абстрактного/рационального мышления не будет основным для научного познания.
Smjatanka
Противоречия с действительностью – вопрос весьма интересный. Все зависит от того, с каким обществом Вы ведете сравнение. Современные первобытные племена для такого сравнения вряд ли подходят. При всей близости к природе, они просто не обнаруживают гармоничных отношений с природой и являются именно потребителями даров природы, проявляя и неприкрытую агрессию (как, например, убийство животных). В работе Васильковой речь идет, на мой взгляд, о более отдаленных сравнениях, историческая память о которых (та память, которую чтут в виде материальных свидетельств профессиональные историки) фактически стерта. Я уже писала, что о таких временах достаточно полно выразился в сове время Рене Генон.
Думаю, что шарлатаны появились позже. И этому способствовал целый ряд факторов. При этом сам социум стал другим в результате отказа от первоначального гармоничного образа жизни. Социум как бы расслоился и мы получили неравенство людей. Вы предлагаете сравнивать идеальное состояние социума в древние времена с последствиями его исторической болезни? Вряд ли это уместно. Как говорят статистики, сопоставимость не учитывается
Вы пишете, что современные племена – потребители природных даров и агрессивные убийцы животных (хотя вряд ли сейчас это им позволит Гринпис и клубы любителей диких животных). Древние племена были другими и именно потому другими, что материальных свидетельств о них не осталось. Но соответственно возникает вопрос, если о них не осталось материальных свидетельств, то на основании чего Вы делаете вывод, что они не были схожими !!!!!????? Но, по – моему, археологических источников, данные палеозоологии ёще никто не отменял и сочинения древних о мифотворческом периоде племен – тоже.
Smjatanka
Не поняла, причем здесь модные увлечения, но что касается исторических фактов… Вы обратили внимание, что автор пользуется ссылками на Грейвса? Грейвс собрал, обработал, систематизировал многие исторические факты, но дал им собственную интерпретацию, которая с полным основанием может считаться научной и исторической. Однако она не объясняет сути мифологических сюжетов. Она лишь уводит в описание непонятных ритуалов, накопленных веками, но не объясняет их.
Вы предлагаете автору вновь заняться сбором и систематизацией фактуры? Зачем? В мифологии это уже сделано вдоль и поперек. Вопрос, опять же, на мой взгляд, заключается в том, чтобы попытаться интерпретировать полученную информацию таким образом, чтобы детали сюжетной линии мифов были непротиворечиво объяснены. Если исходная теория это сделать не может, не повод ли это к тому, чтобы найти новый методологический подход?
По крайней мере, версия Васильковой объясняет многие странные и загадочные места мифов, не интерпретированные никем.
Не спорю, то, что Василькова Н.Г. пользуется Грейвсом Р. это для неё большое достижение. Но этого мало для серьёзного исследования. Во-первых, собрание фактов у Грейвса Р. далеко не абсолютное. Во-вторых, Грейвс Р. это не есть самый большой авторитет в мифологии. И использование Грейвса Р. - не есть новый метод в мифологии и новое слово в науке вообще. И если автор претендует на столь радикальную гипотезу в мифологии, то должна отнестись к сбору фактов более ответственно.
Smjatanka
Так что каждый автор – сторонник сугубо личной интерпретации вопроса. И это – его право. Можно даже сгруппировать авторов по сходным позициям. Только я не сторонник противопоставлений «стенка на стенку». Давайте обсудим. Я сторонник такого подхода, при котором все исследования нужно объединять и именно таким путем высвечивать истину.
Вас смутило то, что версия автора оказалась не увязана с базой научно-исторического материала, накопленного до нее? Понимаю. Соединить и то, и другое можно и нужно.
В продолжение этого, пользуясь Вашим согласием как автора темы, предлагаю создать совместную Интернет базу по исследовательским работам мифологов, которая будет пополняться всеми желающими и для всех и служить основой для дискуссии.
Василькова Н.Г."Гипотеза. Частный опыт реконструкции древнегреческих мифов".
http://terramarina.okis.ru/
Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. M., 1996.
http://philos.omsk.edu/libery/mifolog/afanaspm.rar
Беккер К.Ф. Мифы древнего мира. 1995.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. M., 1996.
http://philos.omsk.edu/libery/mifantik/borodaie.rar
Борхесх X. Л. Энциклопедия вымышленных существ. М., 1994.
http://philos.omsk.edu/libery/estetika/borhesvs.rar
Грейвс Р. , Патайи Р. Иудейские мифы. Книга Бытия.
http://ihtik.lib.ru/bible-relig_28may2006/
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. М., "Прогресс", 1992.
http://philos.omsk.edu/libery/antik/mifdrgr1.rar
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. М., "Прогресс", 1992.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. К.П. Лукьяненко. М., "Прогресс", 1992.
http://www.sno.7hits.net/lib/graves/index.htm
Иорданский B. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. M., 1991.
http://philos.omsk.edu/libery/mifantik/iordzvlu.rar
Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов. 1983.
http://philos.omsk.edu/libery/mifantik/mifslavkr.rar
Кельтская мифология. Энциклопедия.
http://elibrus.1gb.ru/books/ist2/kelty.rar
Кельтская мифология. Энциклопедия. 2002.
http://ihtik.lib.ru/dreamhost_encycloped_8janv2007.html
Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_vostok-mistik_21dec2006.html
Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. 2001.
http://ihtik.lib.ru/dreamhost_encycloped_8janv2007.html
Кулишова О.В. Античная религия и мифология. СПб., 2005.
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik ... lish02.htm
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. M., 1994.
http://philos.omsk.edu/libery/respublk/levy-str.rar
Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. M., 1994.
http://philos.omsk.edu/libery/psihol/brulpm.rar
Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. M., 1982.
http://philos.omsk.edu/libery/estetika/losevzsm.rar
Мифы народов мира. Советская энциклопедия, т.1-1.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Мифы народов мира. Советская энциклопедия, т.1-2.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Мифы народов мира. Советская энциклопедия, т.2.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
http://philos.omsk.edu/libery/rusfils2/propikvs.rar
Пропп В.Я. Похвала сказке.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Рак И. В. Мифы древнего Египта.
http://ihtik.lib.ru/dreamhost_encycloped_8janv2007.html
Самозванцев А.М. Мифология Востока, М.: Алетейа, 2000.
http://www.auditorium.ru/books/1302
Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1995.
http://philos.omsk.edu/libery/teolog/faminizn.rar
Фрезер Джеймс Джордж Золотая ветвь исследование магии и религии. Перевод М. К. Рыклина.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_vostok-mistik_21dec2006.html
Фрезер Золотая ветвь.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Фрезер Золотая Ветвь. Исследование магии и религии. 2-е изд. М., 1986.
http://philos.omsk.edu/libery/mifantik/frezerzv.rar
Фрезер Золотая Ветвь.
http://elibrus.1gb.ru/books/ist2/frezer.rar
Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. M., 1989.
http://philos.omsk.edu/libery/mifantik/frezrfvz.rar
Фрэзер Джеймс Джордж Фольклор в ветхом завете.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_bible-relig_21dec2006.html
Хюбнер К. Истина мифа.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cu ... /index.php
Хюбнер К. Истина мифа. M., 1996.
http://philos.omsk.edu/libery/respublk/hubnerim.rar
Юань Кэ Мифы Древнего Китая.
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_vostok-mistik_21dec2006.html
Юнг К.Г. Миф и душа. Шесть архетипов. Киев. 1996.
http://philos.omsk.edu/libery/zapfils2/ung6arh.rar
Ярославский Ем. Как родятся, живут и умирают боги и богини. M., 1956.
http://philos.omsk.edu/libery/marksizm/jroslbog.rar
Исмагилов Р.Б. Два этюда о скифских божествах // Скифия и Боспор. Археологические материалы к конференции памяти академика М. И. Ростовцева. Новочеркасск, 1989.
http://annals.xlegio.ru/life/skif_bos.htm
Цыбенко О.П. Историзированная мифология в «Исторической библиотеке»//Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). М., Лабиринт, 2000.
http://ancientrome.ru/publik/tsybenko/tsyb01.htm