Поделитесь информацией, пожалуйста.
Интересуют существовавшие и существующие у разных народов табу, связанные со ртом и упоминанием личных имен.
Модераторы: Aristoteles, Tibaren
У мужчин туарегов принято скрывать лицо в присутствии незнакомых. Особенно важно скрывать рот - некоторые исследователи считают, что есть некое старинное табу на рот, о котором не все туареги знают на сознательном уровне, но все соблюдают, по традиции. Так или иначе, полностью лица мужчин можно увидеть только в очень неформальной обстановке, где все присутствующие - одного социального круга.
Одежды из индиго - нефиксированные, то есть краска легко сходит и окрашивает всё в синий цвет, включая лицо. В процессе ношения такого головного убора кожа лица приобретает несмываемый стальной синий оттенок, из-за чего туарегов называют "синие люди", les hommes bleu - это придаёт им ещё больше загадочности. Я видел бородатых туарегов, у которых борода реально цвета индиго.
Головной убор туарега называется тагельмуст. Хороший индиговый тагельмуст стоит дорого, и считается признаком достатка и традиционности носить его и соответственно иметь синий оттенок кожи.
Еще дальше, в десяти днях пути от гарамантов, находится другой соляной холм с источником. Около него также живет племя под названием атаранты - единственные, насколько я знаю, безымянные люди. Все они в совокупности носят имя атарантов, отдельные же люди — безымянны.
Однако Геродот, кажется, не имеет в виду, что у них не было ни самоназваний, ни названий для племенных групп, а довольно определенно указывает, что отдельные представители этого народа считают бесполезным любое различающее персональное название. И если это так, еще раз вернемся к горной цитадели тибу в сердце пустынного массива Тибести. В книге Пустыня Сахара и Судан Нахтигаль рассказывает о странном отношении современных тиббу к индивидуальным личным именам. Замужняя женщина из племени тибу (подобно женщинам Карии которые, по свидетельству Геродота, не принимают пищу за одним столом со своим мужем), отворачивает лицо, когда говорит с мужем и не произносит его имени в присутствии других. Ни при каких, даже самых страшных обстоятельствах, сестры женщины и родители не позволяют себе называть этого мужчину по имени. В последствии, когда молодой человек женится, его имя так редко произносят вслух, что оно фактически исчезает, будучи заменено пространным многословием. Когда упоминаются его дети, самого его могут упомянуть как их отца - "такой-то и такие-то"; но когда его сыновья, в свою очередь тоже женятся, они становятся безымянными, подобно своему родителю (прим. 1). Если похожий обычай практиковался в древности у предков тибу, легко понять, почему соседние народы могли охарактеризовать их, как людей, не имеющих никаких индивидуальных имен (Прим. 2).
Прим. 1 - По сходному обычаю, мужчина, совершивший убийство соплеменника, должен сменить свое имя на новое, которое, по общепринятому табу, не будут произносить родственники его жены.
Прим. 2 - Возможно, табу на произношение имени существует не только у тубу. Почти идентичная традиция была зафиксирована у западно-алжирского берберского племени Бени-Снус. Cf. E. Destaing, «Eacute;tudes sur le dialecte berbère des Beni-Snous» (Paris, 1907), 291.
В данном фрагменте есть один до конца не определенный термин – название народа, населявшего оазис, так как в большинстве списков использовался этноним "атланты", а не "атаранты". Редакторы произведений классических авторов, отдали предпочтение слову "атаранты", замечая, что термин "атланты" Геродот использовал для жителей следующей стоянки около горы Атлас, и что это может внести путаницу. Я думаю, что термин "атаранты" более близок к первоисточнику (хотя не обязательно, что его ввел сам Геродот).
Очевидно, что ливио-берберский "adrar" в греческом произношении мог стать «Атласом», а в случае Ат(а)ранты > "Атланты" - результат еще более закономерный.
Analogopotom писал(а):Поделитесь информацией, пожалуйста.
Интересуют существовавшие и существующие у разных народов табу, связанные со ртом и упоминанием личных имен.
Мужские покрывала изготовляются в Нигерии, в деревне Кура, близ города Кано. Они плетутся из множества (от девяти до восемнадцати) узких полотняных полос; цены на эти покрывала очень высоки, зависят от количества полосок и могут равняться стоимости трех-пяти коз. На языке народа хауса они называются тукурди, это название переняли и туареги. Тукурди издавна лежат в основе всех торговых сношений. Покрывала бывают также из белого или синего полотна.
Интересно происхождение обычая, по которому туареги носят эти покрывала. Однако, когда у туарегов спрашивают об этом, они неизменно отвечают, что не знают, а лишь следуют обычаям предков. На этот счет высказывались разные предположения. Назывались соображения гигиены, необходимость защищать дыхательные пути от песчаного ветра и жары.
Однако почему-то этот обычай не принят у женщин; кроме того, туареги не снимают покрывала и в хорошую погоду. Причина, таким образом, кроется не в этом. Предполагалось также, что это делается с целью скрыть лицо от врагов, но и этот аргумент, по-видимому, лишен основания, ибо покрывало нисколько не мешает туарегам узнавать друг друга. И, наконец, несколько легенд, не очень лестных для туарегов, распространяют арабы. Одна из них такова: когда-то после одного сражения, в котором мужчины-туареги оказались недостаточно храбрыми, их женщины будто бы заявили им: «Отныне покрывало будете носить вы, а мы будем ходить с открытым лицом». Другая легенда гласит, что однажды женщины одного берберского племени, когда их мужья отсутствовали, изменили им. Те, чтобы отомстить женам, отрезали им носы. Для сокрытия своего бесчестья женщины и ввели обычай носить покрывало, который затем перешел и к их потомству. А нынешние туареги якобы и произошли из этого племени.
Все эти объяснения — лишь плод фантазии, равно как и выдвигаемая некоторыми гипотеза, что в этом покрывале следует видеть своеобразную трансформацию шлема крестоносцев Людовика Святого, чьими потомками якобы являются туареги.
В действительности же дело здесь, по-видимому, в каком-то древнем табу на рот. Может быть, легенда о безголовых людях (блемисах) Помпония Мелы и родилась именно из этого обычая носить покрывало? Тем не менее античные авторы, греческие и римские, никогда о нем не упоминали. Кроме того, и ливийцы на древнеегипетских памятниках всегда изображались с открытым лицом. И по меньшей мере странно, что такой исключительный обычай, если бы он уже существовал тогда, никак не был отмечен.
Изучая наскальные рисунки массива Тассили, профессор Э. Ф. Готье обнаружил, что некоторые человеческие фигурки на них имеют вместо головы лишь палочку: он усмотрел в этом табу на голову, то есть происхождение покрывала у туарегов. Однако более поздние изыскания показали, что это лишь случайность: просто головы людей на этих рисунках были нарисованы другой краской, чем само тело, и, поскольку материал этот оказался менее стойким (древесный уголь или белила), они просто-напросто стерлись со временем! Разгадка, таким образом, кроется и не здесь.
Впервые о покрывале упоминает Коррип, но имеет ли он в виду покрывало, которое носилось на манер туарегского? А вот у первых арабских авторов, рассказавших о сахарских народностях, отмечено ношение именно такого покрывала. По словам Ибн Халдуна (XIV век), все жители Сахары — и Мавритании, и марокканского юга, и Центральной Сахары — носили его. Вследствие же происшедшей интенсивной исламизации племен Мавритании последние от ношения покрывала отказались, и основными его обладателями остались туареги.
У туарегов считается неприличным показать рот: покрывало — та часть костюма, с которой они никогда не расстаются. Чтобы достать воду из колодца, туарег может снять гандуру, высоко закатать шаровары, но покрывало останется на голове. Высокородный мужчина никогда не снимет покрывала в присутствии женщины, это считается очень неприличным. Благородные женщины Ахаггара, состоящие в браке более двадцати лет, гордятся тем, что ни разу не видели рта своего мужа. Этот своеобразный знак уважения мужчина оказывает и родственникам — отцу, матери, дядям, тетям, старшим двоюродным братьям и сестрам, то есть каждому, чей возраст дает основание для почтительного отношения. Никогда не показывать рот, даже во время еды, — таково абсолютное правило, нарушаемое только людьми низшего сословия или мужчиной-туарегом, когда он находится в компании мужчин-сверстников, с которыми вместе вырос. Если случится, что покрывало нечаянно упадет с лица мужчины, то он тотчас же быстро водворит его на место, но самым первым его движением будет закрыть рот рукой.
Почему? Здесь нам придется признать свою полную неосведомленность. Готье объясняет это так: через рот осуществляется дыхание, дающее жизнь, поэтому туареги именно здесь считают необходимым защитить себя от проникновения внутрь злых духов, разной грязи и т. п. Несомненно, что источник возникновения данного ритуального обычая следует искать в этом направлении. Правда, его не соблюдают женщины, отчего убедительность такой трактовки делается весьма уязвимой. Во всяком случае, причинная связь забыта, и ношение покрывала превратилось в ритуал проявления уважения и почтительности.
Покрывало, эта маска для рта, стало ныне убором и настолько превратилось в предмет щегольства, что заставляет забыть о существовании какого-то первоначального его назначения.
Это покрывало (лигам — по-арабски, тагельмуст — на языке тамашек) вручается отцом сыну, когда тот достигает зрелости. В этот же день он получает меч и становится мужчиной-воином. Скромная церемония в связи с этим событием носит семейный характер; юноша, надев свои новые одежды, наносит визиты жителям стоянки, женщинам и девушкам, которые дарят ему маленькие подарки, табак. С этого дня он имеет право присутствовать на ахале, ухаживать за девушками, не самое главное — должен вести себя отныне как подобает взрослому мужчине.
Манера носить покрывало различна в разных племенах; некоторые же сообразно своему вкусу следуют существующей моде. Так, в 40—50-х годах молодые люди Ахаггара переняли моду носить покрывало у людей племени кель-феруан из Аира, за что подверглись суровому осуждению старейшин своего племени. Однако» кроме общепринятой моды есть еще и особый фасон, какой-нибудь штрих, который придает покрывалу особую элегантность. По манере носить лигам можно судить о характере его владельца (почти как у нас, когда надетая особым образом каскетка или шляпа позволяет сделать аналогичное наблюдение). Есть манера сдержанная и стыдливая, принятая, когда приходят на стоянку, где есть женщины; манера щегольская и изысканная, когда идут на любовное свидание; гордая манера воина, сознающего свое достоинство; своеобразная манера амрида или слуги-бахвала. Есть также манера непринужденная, легкая по стилю, характеризующая юношу как жизнерадостного и славного малого, или же неряшливая, выдающая человека неуравновешенного, легко возбудимого. Покрывалом можно выразить и различные чувства. Например, покрывало надвигается низко на глаза перед женщинами и уважаемыми людьми, в то время как, поднятое высоко на лоб, оно говорит о фамильярности. Чтобы вдоволь посмеяться понравившейся шутке, туарег поднимает повыше на нос нижнюю часть покрывала, а в минуту раздражения затянет ее, как ремешок, под подбородком, чтобы скрыть свой гнев.
Известное суеверие. Только среди берберов не распространено. Но амулеты от сглаза (и другие обереги от разных напастей, и талисманы на удачу) они носят, факт.Евгений писал(а):про имена:
В принципе, скрывать имя могут во избежание сглаза.
Весьма разнообразны. Оригинальных терминов для обозначения всяких родственников не меньше, чем в русском.Евгений писал(а):А насколько у берберов разнообразны термины семейного родства?
Туарегские представления о душе в общем соответствуют мусульманским. В их религиозном мировоззрении нет базы для сакрализации личных имен.Евгений писал(а): У хантов, манси имя - это одна из душ.
Ahamuk писал(а): Личные имена для туарегов важны. Они, как бы это выразится, индивидуалисты, что ль. Имя свидетельствует о статусе владельца, что он совершенно определенная и неповторимая личность. Как самоназвание берберов «имохаг» (имеет значение «люди», «свободные», хотя этимология сложнее) выражает независимость, как бы служит противопоставлением себя неберберам, так же и личное имя говорит о самодостаточности.
Ahamuk писал(а): Туареги мусульмане, но семьи у них моногамные, в отличие от полигамных соседей. Туарегские женщины имеют довольно высокое социальное положение, на военные советы их не приглашают, однако они сами распоряжаются своим приданным.
Ahamuk писал(а):Евгений писал(а): У хантов, манси имя - это одна из душ.
Туарегские представления о душе в общем соответствуют мусульманским. В их религиозном мировоззрении нет базы для сакрализации личных имен.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35