Serg писал(а):pan писал(а): Двери на лабиринтах, как видите, изображали (иногда и не одну). Но зачем нужна дверь на дверь, если считать и лабиринт «дверью»? Ведь суть не в том, чтобы пробить дырку или отпереть дверь (хотя семантически близкие примеры есть), а в прохождении определенного цикла блужданий в «темном месте» (пещере, загробном мире, преисподней, матке и пр.) И здесь важно не только само пространство, но и время, проведенное в нём, так попасть в центр можно лишь пройдя весь путь от начала до конца, совершая циклические движения. А после (задача для героя) выйти из него.
Я всё же настаиваю на том, чтобы не смешивать неолитическую и мегалитическую символику с античной и средневековой. В древнейших лабиринтах не могло быть дверей в принципе. И не только потому, что была в зачаточном состоянии архитектура. Просто лабиринт (как и концентрические окружности) не являлся изображением какаго-то строения. Даже о пещере стоит говорить осторожно. Главное - это план строения мира. Пусть и не всего, а только его пограничья. Снаружи находимся мы, по ту сторону - духи.
Есть другой известный аналог этого "портала" - избушка Бабы-Яги. Даже любая могила выполняла ту же функцию.
...
Избушка Бабы-Яги – пример хороший. Только необходимо уточнить, что «лабиринтом» в данном случае является лес, окружающий избушку, и который герою необходимо пройти и найти в этом лесу избушку. Герой в сказке также отправляется в путь, чтобы выполнить свою миссию, ему приходится много странствовать ( о чём и прямо говорится и на что указывают различные обстоятельства – железные обувь и посох в сказках истираются, крепкие кожаные сандалии Астарты изнашиваются и пр.) прежде, чем он достигает цели. Но куда он идёт? В сказках он идёт «куда глаза глядят», так же как в лабиринте, где идти можно только вперёд, т.е. туда, куда «глядят глаза», или куда его ведёт волшебный клубок (колечко, шарик и пр.) т.к. никакого другого пути нет, если, конечно, не повернуться и уйти обратно. Но такой выход не для героя. Он должен пройти этот путь – путь скитаний ( образно – тёмный лес, лабиринт). Причём проход (вход, двери и т.п.) нередко сами представляют дополнительное препятствие на пути к цели. Так в сказках дверь избушки не открывается без заклинания, умерший египтянин на пути в царство смерти должен называть имена дверей, Инанна вынуждена отвечать на вопросы стражников у семи проходов (в лабиринте также нужно описать семь дуг вокруг центра) и оставлять свои одежды.
Сама же избушка (дворец из лазурита, хижина и т.п.) – потустороннее место («страна без возврата», царство мертвых, место обитания смерти, Аида, Эрешкигаль, Бабы-Яги, Минотавра и т.п.) – это «центр лабиринта». К которому нельзя просто так попасть «прямо», вроде солнечного луча (Вспомните плавание Ра и опасности, угрожающие ему)
Так что важны путь, преграды и время потому, что это подчеркивает удаленность и труднодоступность иного мира.