Право на возражение есть у каждого, но нужно все-таки осознавать, на каком уровне можно вести разговор. Дмитрий Беляев - специалист высочайшего уровня. Естественно, ему не интересно тратить свое время на форуме, объясняя вещи, которые для него, как для профессионала, кажутся элементарными, причем без гарантии, что кто-либо из его собеседников способен хотя бы понять, о чем вообще речь идет. Русских специалистов по Перу очень мало. Есть Вера Тюленева в Куско, но она принципиально не хочет участвовать в дискуссиях на форумах.lex7 писал(а):Жаль с Беляевым как-то непонятно почему разругался. Я даже и не заметил как. Но права на возражение всё же у меня-то есть? Или нет?
Хронисты оставили достаточно сообщений о том, как строили Саксайваман. В России издавали только Гарсиласо, но ведь он далеко не первый хронист и далеко не самый надежный. Почитайте Бетансоса, у которого жена была дочкой инкского императора и который одним из первых овладел кечуа (1557 год), и Сармьенто де Гамбоа (1572 год). Они писали свои хроники на основании рассказов живых свидетелей. Сейчас все это есть на английском.
История там примерно такая. В начале 15 века Куско стоял на болотах и был ничем не примечательным городком. Племена в округе воевали друг с другом, и инки были одними из многих. На инков пошли войной чанки, и в этой междоусобице инки победили чанков. Во главе войска инков был молодой вождь Пачакути. Он оказался выдающимся организатором, и с этого момента начинается строительство империи.
Он начал с переустройства Куско - сделал систему каналов, чтобы сначала осушить болото. Первым делом он снес до основания старый город и построил новый из камней. Вокруг города он соорудил сельхоз террасы, чтобы для города и его гарнизона хватало продовольствия. После этого он сделал реформу истории и религии, чтобы укрепить свою власть и чтобы людям было чему поклоняться. Только после этого он выделился настолько среди окружающих его племен, что смог организовывать успешные завоевательные кампании - сначала на расстоянии километров 40 от Куско, не далее. С каждой новой кампанией у империи становилось все больше ресурсов, и кампании проводились все дальше и против все более сильных противников, но до постройки Саксайвамана руки еще не доходили. Его стал строить сын Пачакути, следующий Инка Тупак Юпанки, на эту стройку ушло 6 лет и трудились там 30000 работников. То есть это конец 15 века.
В хрониках могут быть и басни, и ошибки. Но когда хроники подтверждаются археологическими находками, то это уже не басни, а свидетельства. В Саксайвамане - подтверждаются.
Вот вы после просмотра фильмов и фото Склярова говорите: инки строили из битого камня, а полигональная кладка - это не инки. Саксайваман, дескать, построили не инки, потому что там есть эти ступеньки. Вы понимаете, что тем самым вы отодвигаете начало строительства Саксайвамана минимум лет на 600 назад? Просто потому, что некому было строить в промежуток времени между Тиванаку и инками, не было там государства настолько организованного, чтобы позволить себе такие проекты.
Я лично совсем не исключаю возможности того, что тиванакцы строили красивые сооружения и в других местах альтиплано, а не только в самом городе Тиауанако. Намеки на это найдены в Ольянтайтамбо, и я об этом уже писал. Возможно, и в Куско что-то было. Однако единственное, что сейчас на это указывает в Куско, который 100 раз разрушался и перестраивался, это Т-образные выемки в одном из камней, из которых сложена стена Кориканча. Это указание на то, что до инков, вероятно, были какие-то сооружения, камни из которых они потом вторично использовали. Но указание настолько косвенное, что предъявить его никому из профессионалов нельзя. Нужны прямые доказательства - раскапывать стену Льяноса в Ольянтайтамбо, искать под ней керамику, металл, органические остатки, датировать их и пр. - это работа для профессионалов. Работы такой для профессионалов - тьма, денег на неё, увы, кот наплакал.
Пишу я это все не для того, чтобы что-то доказывать. Если есть интерес, есть вопросы - буду стараться отвечать. Глядишь, и не останется доброе дело безнаказанным - вдруг кто-то еще заинтересуется, поедет в Перу, там что-то накопает и нам потом расскажет.