Чисто к слову, коли уж речь зашла об эпизоде с обожествлением Антиноя... Просто по ходу своей темы (по христианской апологетике II века) обнаружил удивительное единодушие ряда христианских авторов относительно этого момента... упоминает каждый и с разной степенью категоричности (чувствуется, что событие это имело довольно живой отклик... в некоторых кругах
). Например:
1. Афинагор Афинский: «Антиной, например, был сочтён богом только из-за человеколюбивого отношения ваших предков к своим подданным, а уж потом все остальные приняты совершенно без оглядки» (Пред., гл. 30; перевод Муравьёва из изд. 2000 года) /в переводе протоиерея Петра Преображенского: "«Антиной за человеколюбие ваших предков к своим подданным достиг того, что его признали богом, а потомки их без исследования приняли это»"/.
2. Татиан Ассириец: «И как это умерший Антиной, красивый мальчик, утвердился на Луне? Кто возвёл его, если только и о нём, как и об императорах, кто-нибудь подкупленный не заявил клятвопреступно, насмехаясь над Богом, будто он взошёл на небеса, и не удостоился почестей и даров, когда этому поверили, провозгласив богом себе подобного» (Слово к эллинам, гл. 10)
3. Иустин Философ (Мученик тоже): "Здесь, думаю, кстати упомянуть также о недавно умершем Антиное, которого все принялись со страхом чтить, как Бога, хотя знали, кто он был и откуда происходил" (I Апология, гл. 29).
4. Климент Александрийский: "Римский император благоговейно провозгласил в Египте и, можно сказать без большой натяжки, также в элладе другим новым богом своего любимца – красивого и цветущего Антиноя, которого он освятил таким же образом, как Зевс Ганимеда. Ибо нелегко сопротивляться похоти, не сопровождающейся страхом. Ныне люди чтят ночи, посвящённые Антиною, о позоре которых знал бодрствовавший вместе с ним любовник" (Увещевание к язычникам, гл. 4 п. 49.1).
Это так - штрих не в тему
Ежели кому любопытно.