Майя

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение tmt » 07 окт 2006, 01:52

История развития цивилизации майя оказалась гораздо длиннее, чем считалось ранее


Изображение


Американские археологи, работающие в отдаленной части северо-восточной Гватемалы - на плато Петен (Peten), - объявили о сделанных ими накануне сенсационных находках, свидетельствующих о том, что история развития цивилизации майя была гораздо длиннее, чем считалось ранее, и начало сложнейшим ритуалам и развитым государственным институтам в Мезоамерике было положено за сотни лет до того времени, которое по сию пору указывается во всех учебниках.


Речь идет об одном из древнейших и крупнейших городов-государств древних майя - Сивале (Cival). На его территории обнаружено пять пирамид и три городские площади, - теперь все это, конечно, заросло тропической зеленью. Самые ценные из новонайденных артефактов - это две огромные ритуальные резные маски, обломки ритуальных фляг, куски стелы и другие предметы, возраст которых оценивается в 2,5 тысячи лет, - ведь ничего подобного в этих местах раньше не находили.

Монументальные городские структуры (центральная ось главного сооружения и площади) ориентированы по направлениям, указывающим на "воскресающее" солнце осеннего равноденствия, то есть городу требовалось несколько столетий развития для того, чтобы предоставить элите лучшие возможности для наблюдения за ходом церемоний, считают исследователи. "Мы являемся свидетелями развития династических ритуалов. Все это произошло необычайно рано", - говорит археолог Франциско Эстрада-Белли (Francisco Estrada-Belli), доцент Университета Вандербильта (Vanderbilt University) в Нашвилле (штат Теннеси), руководитель группы, ведущей раскопки в Сивале.

Цивилизация майя процветала на территории обширного региона Центральной Америки на протяжении 3,5 тысячи лет, этот период закончился с испанским завоеванием, но апогеем развития майя, известным как "классический" период, считается время от 200 до 800 г.н.э. (в некоторых публикациях пишут о 250-900 гг.) Более ранние годы из истории цивилизации майя - так называемый предклассический период - от 2 000 г. до н.э. до 200 г.н.э. - считали временем еще довольно примитивным, и, следовательно, не представляющим такого большого интереса, как истинное величие классического периода. Много известных классических городов майя находятся в тропических лесах восточного Петена, однако прежде, чем был изучен Сиваль, археологам в этих местах не удавалось отыскать какие-либо крупные "предклассические" города. Сиваль был обнаружен и ориентировочно нанесен на карту в 1980-х годах, однако по-настоящему раскопки не начинались до той поры, пока группа Эстрада-Белли не достигла этого места в 2001 году. Теперь удалось выяснить, что это место (приблизительно в 20 милях от границы Белиза) было освоено майя от 500 г. до н.э. до 100 г.н.э.

Исследования (в том числе и с использованием спутников) показали, что город занимал площадь приблизительно в полмили, то есть в два раза больше, чем думали изначально, и, вероятно, в лучшие времена его населяло около 10 тысяч жителей. "Это был большой город, - говорит Эстрада-Белли. - Должно быть, он представлял собой своего рода древнюю столицу всего региона". Конечно, это не самый крупный из всех городов-государств (в период своего расцвета знаменитый Теотиукан, расположенный на территории нынешней Мексики, насчитывал 150 тысяч жителей), но, несомненно, он относится к числу крупнейших.

Хотя члены группы Эстрада-Белли считаются первыми официальными исследователями Сиваля, расхитители гробниц здесь уже, как водится, успели побывать, прорыв туннели в большую пирамиду. Пройдя таким туннелем, Эстрада-Белли удалось разглядеть часть какой-то скульптуры. Это оказалось маской 10-футовой высоты и 16,5-футовой ширины (3х5 м), маска представляла собой человекоподобное (антропоморфное) лицо с глазами в форме буквы L, украшенными кукурузной шелухой, и торчащими изо рта змеиными клыками. Эстрада-Белли считает эту маску "божеством кукурузы", "божеством зерна" (или "богом солнца") и датирует примерно150 г. до н.э. Позже была найдена еще одна похожая маска с другой стороны того, что, кажется, представляет собой лестницу.

Легенды повествуют о том, как бог кукурузы спустился в подземный мир, где бог смерти убил его. Прошли годы, и сыновья этого безвременно павшего персонажа победили бога смерти и воскресили отца. Его возвращение на поверхность земли знаменует первый день календаря майя. Обнаруженное столь раннее изображение божества свидетельствует о том, что этот миф тоже возник в доклассическую эпоху.

Несмотря на некоторые признаки иноземного влияния, находки в Сивале позволяют опровергнуть теорию, согласно которой эта восточная низменность была колонизирована около 200 г.н.э. захватчиками с Мексиканского нагорья. Скорее всего иностранное влияние проникало мирными путями - через торговлю и дипломатию. Однако Эстрада-Белли нашел и остатки защитной стены вокруг Сиваля: это говорит о том, что городу со временем стала грозить какая-то серьезная опасность. Судя по всему, предклассические города основывались руководителями стратегических геополитических союзов, точно так же, как и классические города майя вроде Тикаля или Калакмуля столетия спустя. Сиваль, по всей видимости, был оставлен жителями после прихода новой такой силы, например, воинов Тикаля.

Источники:
Masks, Other Finds Suggest Early Maya Flourished - National Geographic News
Maya Artifacts Found in Guatemala - Washington Post
Giant masks reveal early Maya sophistication - New Scientist
Masks reveal early Maya civilisation - Reuters
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 07 окт 2006, 02:09

Исследователи Пьедрас-Неграса видят причину падения цивилизации майя в династических катастрофах



Заканчиваются обширные археологические раскопки затерянного города, который многие исследователи ставят в ряд величайших памятников древней цивилизации майя. В течение шести лет специалисты расшифровывали иероглифы и тщательно обследовали останки дворцов в Пьедрас-Неграсе (Piedras Negras, в переводе означает "Черные Камни") в Гватемале, в удаленной местности вблизи мексиканской границы. В результате этой работы перед историками предстал город, который уже в 400 г. до н. э. представлял собой крупный сельскохозяйственный центр (к тому времени относится найденная археологами керамика), а позаброшен был после ожесточенной междинастической борьбы приблизительно 1 400 лет спустя, в то самое время, когда стала распадаться и вся империя майя.

Причины внезапного упадка крупнейшей цивилизации майя, которая когда-то распространилась от мексиканского полуострова Юкатан до Гондураса, давно и с изрядным пылом обсуждаются историками. Исследователи, изучавшие Пьедрас-Неграс, примкнули к сторонникам ныне не самой популярной, но довольно романтичной гипотезы, согласно которой эта культура погибла не от засухи или другой какой экологической катастрофы (и набегов враждебных племен), как считает теперь большинство экспертов, а от потери своих правителей.

В отличие от народов Старого Света, в основном вполне благополучно переживавших гибель своих королей и императоров (а тем более европейских цивилизаций ХХ века, которым смерть некоторых одиозных "харизматических" лидеров пошла только на пользу), индейцы оказались созданы "совсем из другого теста". Со смертью Великого Инки Атауальпы и верховного правителя ацтеков Монтесумы от рук испанских конкистадоров, например, связывают гибель их величайших империй, незадолго до этого покоривших множество народов. С Пьедрас-Неграсом, похоже, случилось то же самое.

"Город приблизился к катастрофическому концу приблизительно в 800 г. н. э., когда его последний правитель был взят в плен воинами соседнего государства, - говорит Стивен Хьюстон (Stephen Houston), археолог из мормонского Университета Брайема Янга в Прово (Brigham Young University in Provo - BYU, штат Юта). - Как только государь и его власть ушли в прошлое, город, кажется, потерял всякий смысл своего существования... Нам известен тот факт, что Пьедрас-Неграс стоит на берегу реки, которая никогда не высыхала. Его жители всегда имели в достаточном количестве воду, чтобы поддерживать сельское хозяйство на должном уровне" (и их вряд ли могла сокрушить засуха). К тому же Хьюстон не находит никаких свидетельств в пользу массовых убийств или болезней, поэтому он убежден в том, что катастрофические изменения начались именно вследствие того, что люди потеряли веру в прежнюю социальную иерархию. "В конце концов жители этого города просто "проголосовали ногами". Они перестали считать Пьедрас-Неграс местом, подходящим для жизни, и покинули его".

Несмотря на то, что о социальной иерархии у майя известно мало, наличие у них в классический период мощной государственной системы управления не вызывает сомнения. На это указывает и регулярная планировка городов, и разветвленная ирригационная система, и необходимость строгой регламентации труда в согласии с разработанным жрецами жизненно важным четким и стройным агрокалендарем - при практикуемых майя формах земледелия. Любое нарушение священного распорядка расценивалось как кощунство, и нарушитель мог угодить на жертвенный алтарь. Но излишняя регламентация и чинопочитание, возможно, сделали их беззащитными перед меняющимися внешними условиями.



Пьедрас-Неграс обнаружили в 1880-х годах лесорубы, которые забрались в эти дикие края для заготовок тропической древесины. В 1930-х годах археологи из Пенсильванского университета в Филадельфии (University of Pennsylvania in Philadelphia) начали было изучение развалин, однако Вторая мировая война прервала эти исследования, и затем в течение почти 60 лет ни один археолог не появлялся в Пьедрас-Неграсе. Продолжение раскопок было признано безотлагательным лишь после того, как мексиканское правительство объявило о планах строительства дамбы, в результате которого часть этой местности окажется под водой.

Но прежде, чем Хьюстон и его коллеги смогли попасть к Пьедрас-Неграсу, они должны были убедить убраться оттуда партизан-марксистов, которые использовали это место как укрытие в шедшей тогда в Гватемале гражданской войне. А также нужно было решить, как лучше добираться до места будущих раскопок: пять часов пешего хода через заросли со стороны Мексики или девятичасовой сплав по стремительным гватемальским рекам (Пьедрас-Неграс расположен на берегу Усумасинты) - это целый подвиг, учитывая, что в состав экспедиции входили 120 рабочих.

Когда археологи наконец начали раскопки в 1997 году, они были приятно удивлены тем, как хорошо сохранились руины. В отличие от более доступных памятников майя, туда не добрались грабители. Впрочем, нетренированному взгляду все это мало о чем говорило. "Попавший туда неспециалист не может даже понять, что он находится на месте, дорогом сердцу всякого археолога... - говорит Хьюстон. - Мы способны теперь в общих чертах описать историю этого города. Получится впечатляющий рассказ о том, как город рос, как он достиг процветания, а затем погиб".

Пьедрас-Неграс принадлежит к числу наиболее известных городов классической эпохи майя (еще речь ведут обычно о Тикале, Копане, Киригуа, Сейбале, Наранхо, Паленке и Йашчилане, все эти имена поздние, подлинные названия городов неизвестны, исключение составляет лишь Наранхо, который отождествляется с крепостью "Брод Ягуара", известной по надписи на глиняной вазе). Подобно многим древним "городам", население Пьедрас-Неграса всегда оставалось небольшим. Даже во времена расцвета его никогда не населяли больше, чем 5 тысяч жителей. Правители майя были не просто средоточием исполнительной власти, но также выполняли функции священников, без них невозможны были многие важнейшие ритуалы, в том числе сельскохозяйственные. Государи не только обладали властью при жизни, но и почитались народом после смерти. Для позднего классического периода майя - от 550 до 800 г. до н.э. - имеются ясные свидетельства тому, что правителям наследовали их сыновья, т.е. устанавливается династический режим. Это также ясно читается теперь и по останкам дворца, или "Акрополя", - обширного вытянутого патио с внутренними дворами, которые со временем становились все более недоступными для простой публики. "Ясно прочитывается чувство социальной исключительности в более поздних династиях, - говорит Хьюстон. - Процесс изменения статуса правителя выражен в изменении характера застройки".

Однако династию ждали потрясения, линия прямой преемственности рвется, и несколько братьев, вероятно, восходят на трон один за другим в качестве новых правителей. Есть даже намеки на то, что кто-то из государей был вынужден сложить свои полномочия. И, наконец, последний известный нам правитель города похищен враждебно настроенными соседями. "Все выглядит так, будто трагедия разыгралась в королевском дворце. Мы находим разрушенные здания и разрушенные памятники", - рассказывает Хьюстон.

Дело в том, что между "государствами" майя велись частые войны. В большинстве случаев территория разгромленного города не включалась в государственные границы победителя. Завершением битвы считалось пленение одного правителя другим, обычно с последующим принесением в жертву этого несчастного. Целью внешней политики правителей майя была просто власть и контроль над соседями, особенно контроль над землями, пригодными для возделывания, и над жителями, призванными обрабатывать эти земли и строить города. Однако ни одно государство майя так и не сумело добиться политической централизации на значительной территории и не смогло удержать власть на протяжении сколько-нибудь длительного периода времени.

Между тем без государя дворец Пьедрас-Неграса вскоре начинает заполняться вещами случайных поселенцев и всяким хламом. И еще при жизни одного-двух поколений большинство прежних горожан оставляет свой город. "Пример Пьедрас-Неграса показывает нам, что средоточием жизни городов майя была жизнь их государей, - заключает Хьюстон. - Когда правители процветали, город чувствовал себя прекрасно. Когда правители майя лишались своих полномочий, города также, вероятно, увядали и умирали".

Источники:
Was Royal Infighting Behind Maya City's Fall? - National Geographic News
Jungle and Archaeology Adventure: Piedras Negras

Ссылки:
Становой хребет "Древнего царства" - Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации
Каменные фантазии майя - Древний мир. Майя
Темаскаль - бани затерянных городов - Банбас


ИзображениеИзображение

Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Беляев » 14 окт 2006, 01:57

lex7 писал(а):в джунглях "сердца Гватемалы" археологи нашли остатки пирамиды каких-то совершенно кошмарных размеров. И город вокруг с храмами и со всем что обычно.

Эль-Мирадор был обследован картографирован Й. Грэмом еще в 1962 г. Раскопки, ведущиеся с конца 1970-х годов, действительно показали, что большая часть его построект относится к поздней фазе формативного периода (III в. до н.э. - II в. н.э.).

Датируют они его чуть ли не 600 и даже 1200 годом до н.э.Предполагают, что его население могло достигать 100000 человек.

Все зависит от того, что понимать под словом "датировать". Около 1200 г. до н.э. в Северном Петене появились первые земледельцы. После 600 г. до н.э. (а реально где-то в 5-4 вв. до н.э.) началось самое раннее монументальное строительство - пирамиды, платформы, площадки для игры в мяч. Однако все это дело имело место не в Эль-Мирадоре, а в соседнем с ним центре Накбе. Эль-Мирадор становится крупнейшим центром в низменных областях майя начиная с III в. до н.э., сменяя Накбе, и приходит в упадок к концу II в. н.э.

Про население в 100 тыс. человек это просто мечты. 8) При картографированной территории в 4 кв. км и плотности застройки у майя оно будет в районе 5 тысяч.

"Иерусалим для майя".

В пиаре хорошая метафора - половина дела. Хансен ищет и успешно находит спонсоров. Вот, в частности, он консультировал Мэла Гибсона с его новым проектом.

Там главный археолог Ричард Хансен упорно ищет могилу правителя "потерянных доклассических династий" с помощью каких-то суперсовременных приборов сканирования подземных пустот.

Это был самый приятный момент при просмотре фильма. :twisted: С самого начала было ясно, что он ничего не найдет :roll: Ну ничего, еще понаслушается Стенли Гюнтера - и не то начнет искать!

На восточной окраине - храм "танта, возможно самая крупная пирамида на земле ".

Пирамидальный комплекс Данта. Действительно, впечатляющая вещь (в целом, пожалуй, метров 70 в высоту будет. Но построен на естественном холме :wink:

Всё это относят к периоду доклассических майя. То есть к периоду, когда, как предполагалось ранее, никаких цивилизаций в этих местах не было. Только полудикие племена.

Ну, так уже давно никто не полагал. Кроме журналистов из НГ. :twisted:

Общая оценка такова. Эль-Мирадор несмоненно был крупным и важным центром. Его постройки были самыми большими за всю историю майя. Однако характер его изученности сильно мешает понять был ли он действительно столицей первого майяского государства, как то утверждает Хансен сотоварищи. Ибо вместо изучения поселенческой иерархии, характера застройки, сложности социальной стратификации и т.п. скучных вещей они там ищут погребения царей майя. За 15 лет работы даже нет приличной общей карты археологических памятников региона.
Дмитрий Беляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 22 май 2004, 00:20

Пред.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35

cron