Цивилизации Южной Америки

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Цивилизации Южной Америки

Сообщение tmt » 07 окт 2006, 01:56

Первые архитекторы Америки


Первые на американском континенте постоянные поселения с монументальными культовыми сооружениями из камня возникли на территории небольшого района Норте Чико в центральной части Перу, утверждают исследователи, проводившие там археологические раскопки. Соответствующий сенсационный отчет опубликован в журнале Nature. Раскопки ведутся в рамках рассчитанной на 15 лет программы детального археологического изучения этой зоны (Projecto Arqueologico Norte Chico, сокращенно PANC), которая осуществляется с 2001 года. Ее возглавляют профессор университета Северного Иллинойса Уинифред Кример, ее супруг Джонатан Хаас, куратор отдела антропологии чикагского Музея естественной истории имени Филда, и исследователь из Перу Альваро Руис.


Norte Chico в переводе с испанского означает Малый Север. Площадь этой территории совсем невелика - всего лишь пара тысяч квадратных километров. С востока ее ограничивает пятидесятикилометровая полоска тихоокеанского побережья, лежащая к северу от перуанской столицы Лимы, а с запада - предгорья Анд. Южной границей Норте Чико принято считать реку Уарара (длина около шестидесяти километров), северной - примерно такую же по протяженности речку Форталеса. Между ними текут еще две небольшие реки, Пативилка и Супе. Почти все поселения, которые изучала группа Хааса, лежат в бассейнах Пативилки и Форталесы.

Надо сказать, что археологи заинтересовались районом Норте Чико уже давно. Первые раскопки там проводились еще в двадцатые годы прошлого века, и более тщательные - в сороковые. Однако систематическое изучение этого района началось лишь в последней трети двадцатого столетия. Именно тогда в тех местах были найдены следы многочисленных поселений, некоторые из них возникли 6-7 тысяч лет назад. Постепенно ученые пришли к выводу, что именно в этой зоне появились первые "урбанистические" (естественно, кавычки здесь не случайны) общества, которые затем распространились в Перуанских Андах и в Мезоамерике. В частности, древние жители Норте Чико буквально "с нуля" создали технологию строительства крупных пирамид, причем этот культурный прорыв они совершили никак не позднее своих "коллег" из Древнего Египта.

Недавние раскопки участников проекта PANC полностью подтвердили эту концепцию и обогатили ее множеством новых данных. Доказано, что за 3200 лет до новой эры в Норте Чико стала складываться уникальная культура, которая уже через двести лет достигла значительного расцвета. Ее существование растянулось на 1200 лет, примерно до 1800 г. до н.э. Надо отметить, что прославленные перуанские цивилизации позднейших времен, такие, как культура Чавин (1000-300 гг. до н.э.), культура Паракас (700-200 гг. до н.э.) и культура Наска (100-500 гг.н.э.) оказались далеко не столь долгоживущими. Жители Норте Чико освоили ирригацию и построили свыше двадцати "городских центров" со сложными культовыми сооружениями. По мнению доктора Хааса, численность обитателей Норте Чико в лучшие времена превышала двадцать тысяч человек.

В каждом из "протогородов" Норте Чико (их площадь варьировалась от 10 до более чем 100 гектаров) были воздвигнуты ступенчатые пирамиды - от одной до семи. Их высота доходила до 26 метров, а размеры прямоугольных оснований - до 100 на 80 метров. Объем крупнейших пирамид превышал 150 тысяч кубических метров. Другим ключевым элементом архитектуры "городов" Норте Чико были круглые площади диаметром от 20 до 40 метров, углубленные в землю на один-два метра. Возведение этих сооружений, которые явно выполняли церемониальные и, возможно, религиозные функции, требовало значительных коллективных усилий - тем более, что их часто перестраивали. Это позволяет предположить, что общины обитателей Норте Чико уже в третьем тысячелетии до новой эры обладали весьма сложной социальной и политической организацией, не имевшей во всем Новом Свете ни предшественников, ни современных аналогов. При всем этом они пользовались самыми примитивными каменными инструментами, не выплавляли и не обрабатывали металлов, не знали письменности, не умели производить изделий из глины и практически не выращивали зерновых культур. Культура Норте Чико отличалась от более развитых цивилизаций Старого Света того времени прежде всего отсутствием керамики и злаков. К тому же после нее не осталось и произведений искусства, хотя бы примитивного - во всяком случае, они пока не найдены.

За счет чего жили обитатели внутренних районов Норте Чико? Они разводили и обрабатывали хлопчатник, который меняли у жителей прибрежных деревень на рыбу и моллюсков. Напомним, что побережье Перу чрезвычайно богато морскими ресурсами. Вылов всего лишь одной десятой части рыбных запасов этого района мог обеспечить высококачественным белком более миллиона человек. Хлопок в тех местах стали культивировать еще в четвертом тысячелетии до н.э. - и прежде всего из-за того, что он служил превосходным материалом для плетения рыболовных сетей. Жители Норте Чико также выращивали тыкву, бататы, фасоль и перец, а также авокадо, гуайяву и другие фрукты. В общем, их диета была вполне здоровой и достаточно обильной.

После 1800 г. до н.э. долины Форталесы, Пативилки и Супе внезапно опустели - причины этого пока не выяснены. Скорее всего, их жители переселились на север и на юг, а также во внутренние районы Перу. Авторы статьи в Nature полагают, что эта миграция как раз и привела к распространению на обширные районы Южной и Центральной Америки основ социальной организации и технологических навыков, впервые созданных культурой Норте Чико.

Источник:
Jonathan Haas, Winifred Creamer & Alvaro Ruis
Dating the Late Archaic occupation of the Norte Chico region in Peru
Nature, vol. 432 (23 December 2004), p. 1020-1024

Алексей Левин


Изображение

Изображение

Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 07 окт 2006, 01:59

Археологи нашли прародителей цивилизаций доколумбовой Америки


Заинтересовавшись старинными каменными чашами, увиденными у местных жителей, совместная франко-эквадорская экспедиция предприняла раскопки у отрогов Анд. В результате были найдены следы неведомой доселе культуры, которая зародилась в зоне лесов и могла оказывать влияние на другие цивилизации этого региона.

Археологам удалось провести раскопки захоронений, возраст которых оценивают в 4,5 тыс лет. Работы велись вдоль притока реки Рио-Чинчипе (Эквадор). На свет был извлечен десяток сосудов (чаши, маленькие блюдца и ступки) а также множество черепков от глиняной посуды. Эти открытия, которые были сделаны неподалеку от городка Паланда (провинция Замора-Чинчипе), в местечке Флорида (1000 м над уровнем моря) и обнародованы в начале июля, специалистам кажутся весьма многообещающими.

У этой истории есть все признаки хорошего приключенческого романа. В 2000 году члены франко-эквадорской экспедиции были заинтригованы каменными чашами, обнаруженными в домах у некоторых местных жителей. После расспросов выяснилось, что эти вещицы найдены года три назад во время прокладки новой дороги. В результате поисков в верховьях эквадорских рек Исиманчи, Валлидолид, Паланда и Майо удалось найти два места, содержащих гладкие каменные сосуды. Одно из них, расположенное во Флориде, показалось особенно интересным, там были замечены три холмика на маленькой речной террасе, сразу вызвавшие мысль о захоронениях. Археологи раскопали один из них, частично поврежденный ударами ковша экскаватора. Под речной террасой обнаружилось присыпанное землей перекрытие, а под ним - яма в два метра глубиной, стенки которой были укреплены каменной кладкой. Метод радиоуглеродного анализа позволил оценить возраст этих строительных элементов - 2 450 лет до нашей эры.

В настоящее время продолжаются раскопки двух других холмов. Неделю назад французские исследователи обнаружили еще одну целую чашу, тысячу маленьких бусин из жадеита (минерал, очень похожий на нефрит) и фрагмент человеческого черепа. Один из сосудов особенно удивил археологов. Речь идет о чаше диаметром 20 см, вырезанной из двухцветной породы, на которую нанесены сложные иконографические узоры - кошачьи головы, змеи и хищные птицы (кондоры) - символика, явно связанная с жизнью во влажном тропическом лесу. Орнаменты напоминают те, что были в ходу у первых великих цивилизаций в перуанских Андах - Чавин и Куписнике (прибрежная традиция Чавин, ее центр - на севере).

"Исключительное иконографическое и художественное мастерство, с которым изготовлены эти чаши и элементы архитектуры погребальных камер, наводят на мысль, что эта новооткрытая культура могла бы быть прародительницей первых цивилизаций в Андах - речь идет именно про Чавин", - говорит Жан Гюффруа (Jean Guffroy), руководитель подразделения по изучению адаптации человека к тропическим средам периода голоцена (современная геологическая эпоха) в Научно-исследовательском институте развития (l'Institut de recherche pour le développement - IRD) в Орлеане.

Культура Чавин (Chavin) развилась в перуанских Андах в 1200-1300 гг. до нашей эры и просуществовала до 400-200 г. до н.э. Название она получила от впечатляющего культового центра - селения Чавин-де-Уантар (или Чавин де Гуантар), расположенного на высоте 3500 м в перуанских Андах, между двумя цепями гор. Открыты остатки платформ, храмовая каменная постройка ("Кастильо"), многочисленные подземные галереи, каменные статуи божеств, резные плиты с изображениями ягуаров, кондоров и фантастических существ. Культовый комплекс Чавин-де-Уантар был центром новой влиятельной религии, основанной на культе ягуара с оскаленными клыками и сосредоточенной вокруг оракула, который, как считали, находился в храме и якобы способен был предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с просьбами к богам. Ювелиры Чавин использовали обработку листового золота молотком, рельефные изображения на металле, пайку и сварку. Искусство этой эпохи схоже с искусством ольмеков - народа, населявшего побережье Мексиканского залива. Археологи уже доказали, что около 900 г. до н.э. между Мезоамерикой, а также Эквадором и Перу существовали прямые морские контакты. К тому времени, когда культура Чавин стала угасать, мастера по металлу передали свое мастерство и своих богов другим народам Перу, включая моче. Затем появились Тиагуанако и Вари, две влиятельные культуры, и, как считают ученые, первые настоящие одноименные империи в Андах. Между 300 г. до н. э. и 1100 г. н. э. они были доминирующими в регионе и помогли заложить основы будущего правления инков.

Новое открытие особенно интересно тем, что неизвестная культура найдена в западной Амазонии, в регионе, покрытом влажным тропическим лесом и плохо изученном археологами. Эта зона, расположенная на нижних отрогах восточной горной цепи Анд, распространяется до амазонской долины. Здесь берет свои истоки великая река Амазонка, и фауна и флора здесь намного богаче и разнообразней, чем в аллювиальной равнине. Не удивительно, что древний человек решил обустроиться именно там, считают исследователи. "Идеология и иконография Чавин были, возможно, уже вполне оформившимися в регионе, где расположена Флорида. Господствующая в настоящее время теория предполагает, что культура Чавин не распространилась за границы Перу, а мы здесь нашли элементы, подобные северному Перу, да еще и в контексте леса", - заключает Жан Гюффруа.

Эквадорское правительство намерено превратить это место в туристическую мекку, организовав там музей, сообщил на пресс-конференции глава эквадорских археологов Франсиско Бальдес (Francisco Baldes).

Источники:
Découverte en Amazonie d'une civilisation vieille de 4 500 ans - Le Monde
Human settlements already existed in the Amazon Basin 4000 years ago - Science Blog
Humans settled in upper Amazon 4,500 years ago - Xinhua news

Ссылки:
Чавин-де-Уантар
"Римляне" нового света. Сто лет одинокой власти и пять тысяч лет забытой истории
Древняя Америка: полет во времени и пространстве
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 07 окт 2006, 02:04

Древняя Америка превращается в проходной двор Вопрос о том, когда первые люди появились в Америке и откуда именно они прибыли в эту часть света, становится все более запутанным. Согласно одной из наиболее авторитетных теорий, первые люди в Новый Свет прибыли из северо-восточной Азии приблизительно 12-13 тысяч лет назад (монголоидные племена, преодолевшие Берингов пролив), они-то и являются прямыми предками современных коренных американцев (собственно, при изучении истории в американских школах это дают в качестве основной версии, она вполне "политкорректна" - ведь тогда, выходит, индейцы - самые что ни на есть "первородные" жители Америки). Однако по мере изучения останков, принадлежащих представителям племен из южной Азии и с юга Тихоокеанского бассейна появляется все больше самых серьезных сомнений в истинности этой теории (в этой связи очень важны недавние находки скелета возрастом 10,5 тыс. лет в Бразилии и возрастом 8,5 тыс. лет в штате Вашингтон на северо-западе США). А теперь появились свежие факты, также свидетельствующие не в пользу "теории Берингова пролива". География поисков первых американцев становится все обширнее.

Роландо Гонсалес-Хосе (Rolando González-José) из Барселонского университета (Universitat de Barcelona, Испания) и его коллеги изучили 33 ископаемых черепа изолированного вымершего племени америндов в Нижней Калифорнии (штат на северо-западе Мексики). Выяснилось, что эти черепа имеют больше сходства с черепами так называемых палеоамериканцев, прибывших из южной Азии и с Тихоокеанского побережья, чем с палеоиндейскими племенами, которые были связаны с северо-восточной Азией и Монголией. По форме они, в частности, оказались более узкими, чем у современных индейцев. Такие черепа больше "подобают" африканцам или даже австралийцам, чем азиатам. Том Д. Диллехей (Tom D. Dillehay) из Университета штата Кентукки (University of Kentucky), открывший знаменитую стоянку Монте-Верде в Чили (необычайно ранняя датировка которой вызвала яростные споры в научном мире), в сопровождающем публикацию в Nature комментарии обращает внимание на то, что "новые данные добавятся в копилку признаков морфологических различий между древними людьми из различных областей Америк".

New Scientist пишет, что все это может свидетельствовать в пользу теории, выдвинутой недавно Уолтером Невесом (Walter Neves) из бразильского Университета Сан-Паулу, согласно которой первая волна переселенцев из юго-восточной Азии (обладателей длинных узких черепов) колонизировала Америку около 14 тысяч лет назад, а затем примерно 11 тысяч лет назад пришел черед второй волны племен на сей раз из северо-восточной Азии (отличавшихся невысокими черепами). Однако другие антропологи сомневаются, что столь бурные адаптационные и микроэволюционные процессы можно объяснить с помощью всего двух относительно близких "волн".

Теперь ученые с нетерпением ждут находок более ранних человеческих захоронений для того, чтобы получить полную картину начальной колонизации обеих Америк. "Постепенно мы понимаем, что происхождение первых американцев столь же сложно проследить, как и происхождение других человеческих племен во всем мире", - пишет Диллехей.

Источники:
Skull Finds Complicate Origins of First Americans - Scientific American
Narrow skulls clue to first Americans - New Scientist
Skulls point to varied origins for first Americans - CBC News

Ссылки:
Очень старый Новый Свет - "носиковские" Вести.Ру
Сибирь и первые американцы - Сергей Васильев
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 07 окт 2006, 02:14

Археологи нашли самое древнее изображение американского божества


В Америке найдено самое древнее изображение божества. Бог с посохом, который в течение многих тысяч лет возглавлял пантеон божеств, которым поклонялись племена в Андах, изображен на найденном недавно фрагменте древнего сосуда. Археологи говорят, что сосуду около 4000 лет. Лицо бога не лишено свирепости, а на лапах у него когти.

Как говорят археологи, эта находка свидетельствует о том, что религия на континенте возникла на тысячу лет раньше, чем считалось.

Находка была сделана на разоренном кладбище на северо-восточном побережье Перу в 200 километрах к северу от Лимы. Этот район считается колыбелью доинкской цивилизации.

"Подобно кресту, бог с посохом является одним из самых узнаваемых религиозных образов", - говорит Джонатан Хаас, куратор музея антропологии в Чикаго. "Это самый древний узнаваемый образ божества, найденный в Новом свете. Это изображение показывает, что религия в Андах приняла организованный характер на тысячу лет раньше, чем предполагалось раньше", - продолжает Хаас.

Изображение этого бога присутствует на многих религиозных артефактах, найденных в местах обитания различных андийских культур. Как правило, этот бог изображается оскалившимся, с когтями на ногах и посохом в одной или обеих руках. Часто головной убор или одежду божества украшают змеи.

Сообщение о находке, как передает BBC, появилось в последнем выпуске журнала "Археология".

Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Беляев » 08 окт 2006, 11:52

Я, конечно, понимаю, что в горах время идет медленнее, но последняя "новость" появилась еще три года назад и была опубликвоана в номере журнала Archaeology за май/июнь 2003 г.
Дмитрий Беляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 22 май 2004, 00:20

Сообщение tmt » 08 окт 2006, 13:33

Горы здесь не при чём - видимо ,что бы перевести на русский понадобилось 3 года :lol:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Analogopotom » 08 окт 2006, 13:42

tmt писал(а):Горы здесь не при чём - видимо ,что бы перевести на русский понадобилось 3 года :lol:

Нет, ТМТ, просто мы живем в такой глуши, что новости идут к нам очень долго, и самые "горячие" из них, пока доходят - не то что остывают! - замерзаютИзображение.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение tmt » 08 окт 2006, 13:53

Вот ещё новость, на этот раз незамёрзшееся - 2006 года - правда оно не относится к цивилизациям Южной Америки, но и к Майя тоже - пусть лежит пока здесь, потом найдём её место -


В Гондурасе обнаружены следы неизвестной культуры

Следы неизвестной доколумбовой культуры обнаружили археологи в Гондурасе. Речь идет о 14 курганах, которые, как полагают ученые, имели когда-то религиозно-церемониальное значение. Особенно исследователей поразила хорошо сохранившаяся резная стела, на которой легко различимы фрагменты фигур людей и животных, сообщает ИТАР-ТАСС.

Комплекс находится близ селения Моросели приблизительно в 50 километрах к востоку от гондурасской столицы Тегусигальпы. "Мы до сих пор так и не определили, к какой культуре относится находка - это место не похоже на известные поселения майя", - сообщил журналистам ведущий исследователь Института антропологии Гондураса Оскар Нейлс.

версия для печати
11.09.2006
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Беляев » 08 окт 2006, 22:51

tmt писал(а):Горы здесь не при чём - видимо ,что бы перевести на русский понадобилось 3 года :lol:


Нет, ТМТ, просто мы живем в такой глуши, что новости идут к нам очень долго, и самые "горячие" из них, пока доходят - не то что остывают! - замерзают


Да нет, вот Грани.Ру (http://www.grani.ru/Society/History/p.29322.html) дата стоит 2003 г. И на многих других сайтах тоже было (например, на Газете.Ру) 8)
Дмитрий Беляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 22 май 2004, 00:20

Сообщение tmt » 08 окт 2006, 23:20

Слава Богу, три года не такая далёкая "новость" - тем, более если здесь об этом говорится впервые. Для Геродота она "замёрзла" по дороге, хотя могло и быть иначе. 8)
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Лемурий » 11 окт 2006, 18:28

Я вот не понимаю, может быть, Вы мне Tmt объясните...
Официально цивилизация древних майя развивалась с 1 тыс. до н.э.
откуда за такой "небольшой" срок
:arrow: Точные астрономические наблюдения и солнечный календарь
:arrow: Фонетическая письменность
:arrow: "Длинный счет" примерно по 5 125 лет (начало 13.08.3114 г. до н.э. по 23.12.2012 н.э.) и считается, что они живут в эпоху Пятого Солнца. :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение tmt » 11 окт 2006, 19:27

Опять клоните к бонусу-цивилизации?
Майя насколько мне известно не вознико на "пустом" месте - до Майя была культура - ольмеков и тольтеков. Гораздо интересным мне кажется цивилизация южной америки - одно только Мачу-Пикчу чего стоит...

http://mesoamerica.narod.ru/mesoperiods.html

http://mesoamerica.narod.ru/chronology.html

http://mesoamerica.narod.ru/civhist.html

Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов
В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.

По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Беляев » 11 окт 2006, 22:59

Лемурий писал(а):Официально цивилизация древних майя развивалась с 1 тыс. до н.э.
откуда за такой "небольшой" срок
:arrow: Точные астрономические наблюдения и солнечный календарь
:arrow: Фонетическая письменность
:arrow: "Длинный счет" примерно по 5 125 лет (начало 13.08.3114 г. до н.э. по 23.12.2012 н.э.) и считается, что они живут в эпоху Пятого Солнца. :?:

А вот лично меня до сих пор удивляет как некоторые из посетителей данного форума способны писать, да еще и производят достаточно сложные манипуляции с компьютером :? Вроде общий умственный уровень должен быть тесно связан с такого рода способностями, ан нет...
Дмитрий Беляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 22 май 2004, 00:20

Сообщение Дмитрий Беляев » 11 окт 2006, 23:10

tmt писал(а):Майя насколько мне известно не вознико на "пустом" месте - до Майя была культура - ольмеков и тольтеков.

Вот и с умением читать тоже проблемы. В частности, даже в хронологической таблице, ссылка на которую дается ниже, четко указано, что государство тольтеков существовало с IX-X вв. н.э. Так что тольтеки ну никак не могли быть предшественниками майя.

И вообще, почитатйте хоть что-нибудь нормальное по доколумбовой Америке, чтобы у Вас ольмеки не шли стройными колоннами вместе с тольтеками.
Дмитрий Беляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 22 май 2004, 00:20

Сообщение tmt » 11 окт 2006, 23:23

Вы правы, - этот источник надёжен? Надеюсь он "нормальный". :D

Ольмекская культура

Д.Д. Беляев



Ольмекская культура сложилась и развивалась во влажных низменностях на побережье Мексиканского залива на территории нынешних штатов Веракрус и Табсако. Основную зону ольмекской культуры прорезают текущие в Мексиканский залив реки: Папалоапан на западе, Коацакоалькос в центре и Грихальва на востоке и занимает около 18 тыс. кв. км. Здесь расположены основные ольмекские памятники - Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес.

Как показали археологические исследования, самые ранние следы обитания в районе Ла-Венты относятся уже к концу III тыс. до н.э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. В фазу поздний Бари (1400-1150 гг. до н.э.) в этом районе располагалось четыре небольших поселения, а центр области, видимо, располагался в Сан-Андресе. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, что привело к возвышению Ла-Венты.

В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250- 1150 гг. до н.э.). Именно из Сан-Лоренсо происходят первые свидетельства формирования в ольмекском регионе ранних социально-политических структур - вождеств. По определению Роберта Карнейро, вождество это «автономное политическое образование, объединяющее несколько деревень под постоянным контролем верховного вождя».

Исследования мексиканских и американских археологов в долине р. Коацакоалькос выявили трехуровневую поселенческую иерархию. Первый уровень представлен Сан-Лоренсо. Второй уровень - это поселения с террасами и площадью до 25 га. Третий уровень составляют многочисленные деревушки и изолированные домохозяйства.

Сан-Лоренсо между 1150 и 900 гг. до н.э. превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га, 300 га и даже 690 га. Однако Сан-Лоренсо разительно отличается от более поздних мезоамериканских памятников отсутствием монументальной архитектуры. Хотя на вершине плато располагался традиционный архитектурный комплекс из площади и искусственных земляных холмов, они датируются более поздним среднеформативным временем. В связи известный археолог Майкл Ко выдвинул гипотезу, что все плато представляло собой искусственную постройку, которая имела «форму летящей птицы». Это широко распространившаяся идея была опровергнута раскопками 1990-х гг., показавшими, что плато было естественным, хотя его склоны были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы.

Самой важной постройкой в Сан-Лоренсо был так называемый «Красный дворец» - большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит и крышей из пальмовых листьев. Под полом находился акведук из базальтовых желобов.

Место архитектуры в идеологии ольмеков играла скульптура. Корпус монументов Сан-Лоренсо включает 10 колоссальных голов из базальта, алтари/троны и несколько десятков различных антропоморфных и зооморфных изваяний. В меньших количествах монументы были обнаружены и в окружающих поселениях. Однако колоссальные головы встречаются только в Сан-Лоренсо, а в поселениях второго уровня находят лишь алтари/троны (например, в Потреро-Нуэво) и статуи сидящих мужчин со знаками высокого статуса (ожерелья, серьги) в сложных головных уборах.

Колоссальные головы, очевидно, изображали правивших в Сан-Лоренсо верховных вождей, о чем говорит их незначительное количество и концентрация в центральном поселении. Хотя головы не являются индивидуальными портретами, но они отличаются друг от друга. Кроме того, каждая голова имеет свой особый шлем. Известно, что в Мезоамерике головной убор служил основным показателем статуса человека. Более того, в классический период в головные уборы часто вписывались именные иероглифы царей и знати. Хотя у ольмеков письменности еще не было, но уже существовала сложная символическая иконографическая система. По аналогии с позднейшей традицией можно предположить, что символы на шлеме могут передавать имена и титулы вождей.

Как показал американский исследователь Дэвид Гроув, так называемые «алтари» в действительности представляли собой троны. Трон, по-видимому, был символом власти вождя. Находки тронов в поселениях второго уровня говорят о существовании иерархии вождей. Дж. Портер продемонстрировал, что многие головы были высечены из тронов. Он полагает, что они использовались в рамках одного цикла: трон (использовался инаугурации) - голова (посмертный портрет?). Но это происходило лишь с тронами Сан-Лоренсо и других центров первого уровня.

Статуи сидящих мужчин, по мнению Дж. Кларка, изображают второстепенную элиту, не принадлежавшую к роду верховных вождей. Следовательно, распределение монументов отражает политическую иерархию.

Социальная стратификация в Сан-Лоренсо прослеживается по материалам домашней архитектуры. На вершине плато располагались большие жилища, в сооружении которых использовался камень, а на террасах по склонам - небольшие дома со стенами из глины и утрамбованной земли. Таким образом, можно говорить о выделении двух рангов - элиты и общинников. При этом общинники имели доступ к таким «престижным» материалам как резная и расписная керамика и обсидиан.

Ремесло, в частности изготовление каменных орудий и керамики, практиковалось на домашнем уровне. Однако изготовление каменных скульптур происходило не на общинном уровне. Исследованные археологами мастерская по обработке базальта и по переделке монументов располагались недалеко от «Красного дворца» и были с ним связаны.

Раннеформативная история Ла-Венты (фаза ранняя Ла-Вента, 1150-800 гг. до н.э.) исследована хуже. Тем не менее, наличие здесь колоссальных голов говорит о том, что уже до 900 г. до н.э. она стала центром другого важного вождества.

Третий центр, где были найдены головы - Трес-Сапотес. В некоторых последних работах он более не рассматривается как ольмекский центр. Тем не менее, колоссальные головы не позволяют отнести это поселение ко второму уровню иерархии. Раннеформативная керамика была обнаружена при раскопках в Лагуна-де-лос-Серрос, но все монументы с этого городища относятся, скорее, к среднеформативной эпохе.

Поселенческая иерархия из трех уровней, социальная система, состоящая из двух рангов, изображения лидеров в камне, символы власти - все это характерные признаки сложных вождеств, возникающих как объединение нескольких простых. По-видимому, Сан-Лоренсо был едва ли не самым первым сложным вождеством в Мезоамерике.

Около 900 г. до н.э. эпоха расцвета Сан-Лоренсо заканчивается. Этому предлагались как исторические (завоевание, социальная борьба), так и природные (вулканическая активность, изменение речного русла) объяснения. Однако сам центр заброшен не был (фаза Накасте, 900-700 гг.). Именно к среднеформативной фазе относится монументальная архитектура - земляные холмы и платформы, расположенные вокруг площадей. Изучение поселений вокруг также показывает, что упадок был относительным. Поселенческая иерархия по-прежнему состояла из трех уровней: 1) Сан-Лоренсо; 2) поселения с террасами, площадью до 25 га и несколькими земляными насыпями-платформами; 3) небольшие деревни без монументальной архитектуры. Центры второго уровня в некоторых случаях поменяли свое местоположение. В целом количество поселений в непосредственной округе Сан-Лоренсо уменьшилось, а на периферии выросло. Все это говорит о том, что сложное вождество Сан-Лоренсо, хотя и пережило определенный кризис, сохранилось без изменений.

Одновременно наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты. Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы «А» в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов.

В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек. Ранговая структура видна из различий в домашней архитектуре, керамике и диете. Особенно показательна последняя: нижний сегмент населения питался маисом, рыбой, моллюсками и черепахами, а в рацион верхнего дополнительно входили крокодилы, олени и домашние собаки.

Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной ее особенностью являлись монументальные земляные постройки. Их сооружение началось в Х в. до н.э. Между 900 и 750 гг. до н.э. были сооружены комплексы «А» и «С». Центральной осью поселения являлась «Большая пирамида» - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. В строительстве пирамиды не было определено каких-либо этапов: похоже, что она была воздвигнута как единовременный проект в IХ в. до н.э. На север от пирамиды располагается двор, образованный несколькими длинными постройками (комплекс «А»). Возможно, уже в это время сложилась традиция создания сложных мозаик из серпентина, характеризующих Ла-Венту.

Следующие строительные этапы сопровождались закладкой мозаик из серпентиновых блоков (по-видимому, это были освятительные жертвы). После 600 г. до н.э. в группе «D» сооружается новый комплекс: небольшая пирамида, ориентированная на длинную платформу.

В среднеформативное время в Ла-Венте появляется новый тип монументальной скульптуры - стелы, которых известно восемь. Стела 1 изображает женщину в сложном головном уборе, стоящую в нише. На Стеле 2 представлен правитель в богатом одеянии с оружием в руках, окруженный шестью человеческими фигурами. Стела 3 - это сцена встречи двух знатных персонажей; один из них в пышной короне, как на Стеле 2, а второй изображен с бородой и «римским» профилем, видимо, олицетворяя этнически чуждый ольмекам тип. На Стеле 5 также видно несколько человек: правитель, который опознается по богатому одеянию и жезлу в руке, воин или игрок в мяч в шлеме перед ним и персонаж с нечеловеческими чертами лица и сетью на спине. Над сценой парит еще один сверхъестественный участник - очевидно, обожествленный предок.

На последнем этапе (V в. до н.э.) в комплексе «А» внутри Маунда А-2 сооружаются богатые захоронения. Гробница «А» состояла из 44 базальтовых колонн, образующих камеру размерами 4 м в длину, 2 м в ширину и 1,8 м в высоту. В ней были найдены останки двух юношей, покрытых красной краской и сопровождавшихся многочисленными объектами из жада (антропоморфные и зооморфные статуэтки, подвески, бусины), обсидиана, магнетита, и необычное ожерелье из шести хвостовых шипов ската, центром которого был искусственный шип из жада. К югу от Гробницы «А» находилась Гробница «Е», также изготовленная из базальтовых колонн. Перед ней был найден резной каменный саркофаг (Гробница «В»), изображающий мифического зверя с чертами ягуара и аллигатора. В саркофаге не было обнаружено костей, а лишь две серьги из жада с подвесками в виде клыков ягуара, статуэтка из серпентина и каменная проколка.

При раскопках в 1940-е гг. было обнаружено также несколько скоплений объектов из жада и других материалов без сопутствующих костных останков. Филипп Дракер обозначил их как «погребения-тайники» (с литерами «С» и «D»). Гробница «С», составленная из каменных плит, содержала украшения из жада, расположенные по форме тела. По мнению Мэтью Стирлинга, это связано с тем, что кости плохо сохраняются в болотистой почве, и в действительности перед нами обычные захоронения.

Другими важными среднеформативными центрами были Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур, среди которых зооморфные и сидячие фигуры, а также статуи правителей. Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта Серро-Синтепек. С. Гиллеспи полагает, что элита Лагуна-де-Лос-Серрос частично контролировала базальтовые каменоломни и распространение камня по всему ольмекскому региону. Параллельно приходит в упадок Трес-Сапотес, что, возможно, связано с возвышением Лагуна-де-Лос-Серрос.

Лас-Лимас, расположенный на крайнем юге Ольмана, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый «Правитель из Лас-Лимас»). Исследования Х. Йадеуна (1977-1978) и последующие работы Х. Гомеса Руэды показали, что это городище было центром важного вождества, объединявшего по меньшей мере 27 поселений второго и третьего ранга.

В среднеформативное время такие типы монументальной скульптуры, как колоссальные головы и алтари исчезают В таком случае десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н.э.). Если четыре головы из Ла-Венты частично им современны, то их можно отнести к 1000-900 гг. до н.э. Три головы из района Трес-Сапотес, видимо, изображают трех наиболее могущественных вождей в ХI-Х вв. до н.э. Отсутствие голов в других центрах, видимо, указывает на неравномерность политического развития раннеформативного Ольмана: в Трес-Сапотес, Сан-Лоренсо и Ла-Венте уже сформировались вождества сложные, а между ними продолжали существовать многочисленные простые.

Между 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. На основании регулярного распределения Сан-Лоренсо, Ла-Венты, Лагуна-де-Лос-Серрос и Трес-Сапотес (в среднем на расстоянии 50-60 км), Тимоти Ерл пришел к выводу, что они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). Похоже, что размеры вождеств по сравнению с раннеформативным временем выросли: Сан-Лоренсо, вероятно, подчинял такие поселения второго ранга за пределами собственно долины Коацакоалькоса, как Эстеро-Рабон, Сан-Исидро и Крус-дель-Милагро; Ла-Вента - Арройо-Сонсо и Лос-Солдадос.

Открытие укрепленного рвом и валом поселения Ла-Оахакенья между Сан-Лоренсо и Лас-Лимас показывает, что отношения между ольмекскими вождествами не были мирными. О политическом соперничестве говорит и тот факт, что Ла-Вента и Сан-Лоренсо входили в различные межрегиональные политико-экономические сети. Ла-Вента состояла в союзе с вождествами Центральночиапасской впадины и получала обсидиан с месторождения Сан-Мартин-Хилотепек, а Сан-Лоренсо был в альянсе с политиями тихоокеанского побережья и использовал обсидиан из Эль-Чайяля. Изображения отрубленных человеческих голов и оружия на стелах Ла-Венты говорят о том, что военная функция была одной из важнейших у ольмекских вождей.

Вождество Ла-Венты приходит в упадок около 400 г. до н.э., одновременно завершается фаза Палангана в Сан-Лоренсо, после которой этот центр забрасывается. Данная дата выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес испытывает подъем, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского.

http://www.mesoamerica.ru/indians/olmec ... lture.html
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26