Об Аристее

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Athenaios » 05 янв 2007, 23:49

Dedal писал(а):Меня вот это зацепило: "почитания минойцами ливийских божеств"(Athenaios), что-то ничего не идёт на ум :?

Так вроде Analogopotom сказала о богине со змеями.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Analogopotom » 06 янв 2007, 01:40

Athenaios писал(а):
Dedal писал(а):Меня вот это зацепило: "почитания минойцами ливийских божеств"(Athenaios), что-то ничего не идёт на ум :?

Так вроде Analogopotom сказала о богине со змеями.


Имелось в виду то, что культ богини со змеями - завезенный в Ливию с Крита или местный, существовавший как осколок культа малоазиатской Великой Богини – сохранялся в Ливии в то время, когда повсеместно уже был замещен пантеонами мужских божеств, а на местах древних капищ, где поклонялись Богине, настроили храмов, посвященных Аполлону.

О ливийской богине почти ничего неизвестно.

Геродот, История, книга IV:
http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/herodot4.htm
180. За этими махлиями идут авсеи. Эти последние, как и махлии, живут вокруг озера Тритониды, и река Тритон образует границу между ними. Махлии отращивают себе волосы на голове сзади, а авсеи – спереди. На ежегодном празднике Афины девушки их, разделившись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками101. По их словам, они исполняют древний отеческий обычай в честь местной богини, которую мы называем Афиной. Девушек, которые умирают от ран, они называют лжедевушками. Еще до окончания боя народ поступает так: девушку, которая сражалась храбрее всех, народ украшает коринфским шлемом, облачает в эллинские доспехи и, посадив на колесницу, возит вокруг озера. Чем они украшали своих девушек в древнее время, до основания у них эллинских поселений, я не могу сказать, но, видимо, все же египетским оружием. Ведь, как мне думается, даже щит и шлем эллины заимствовали из Египта102. Афину же они считают дочерью Посейдона и богини озера Тритониды. Поссорившись со своим отцом, она предалась Зевсу, и тот принял ее как свою дочь. Так они рассказывают.

101. Речь идет о ритуальных боях в честь богини плодородия (карфагенская Танит).
102. Как показывают изображения на египетских памятниках, это не соответствует действительности.


Богиня, которую Геродот отождествляет с Афиной, предположительно, как следует из примечаний Г.А. Стратановского, является богиней плодородия, а ее культ, как следует из тех же примечаний, родственен пунийской Танит.

Сравнить обрядовые стороны этих двух культов невозможно. О культе ливийской богини сохранилось только свидетельство Геродота, который на озере Тритон не бывал, самого ритуала не видел, имени богини не называл. О карфагенской Танит (или Тиннит) тоже почти ничего не известно, кроме того, что неотъемлемой частью ее культа являлись человеческие (детские) жертвоприношения.
Но о том, практиковались ли подобные жертвы у ливийцев, ни один античный автор не пишет, и ливийские тофеты не обнаружены.

Через обряды запараллелить - ливийский и карфагенский – культы тоже не получится.
И вообще, мне трудно представить карфагенянок побивающих друг дружку в ритуальном бою, и уж тем более, насмерть. А вот, ливийские женщины участвовали в войнах, где управляли боевыми колесницами.
Где еще в древнем мире, кроме Спарты или Скифии, мог существовать подобный ритуал? Войны были мужской привилегией, и оружие для женщин табуировалось.

Другое немаловажное отличие между финикийскими и ливийскими женщинами. Обряд из фрагмента 180 и многие свидетельства из IV книги "Истории" Геродота, говорят о высоком социальном статусе ливийских женщин и элементах матриархата, что не могло не влиять на пантеон.

Геродот НЕ пишет о том, что «ливийская Афина» была богиней плодородия, более вероятно, что она была богиней войны, а так же покровительствовала незамужним девушкам. По-моему, она в большей степени тождественна Астарте (Иштар), богине войны и любви, чем Танит.
В эллинистический период карфагенская Танит отождествлялась с Юноной, Афродитой Уранией и Артемидой, ее эпитеты - "Небесная дева", "Небесная Юнона", реже - "Великая Мать". Из тождества с греко-римскими богинями можно сделать предположение, что Танит была богиней луны или неба, а так же плодородия и покровительницей деторождения.

А. Милитарев. «Глазами лингвиста: Гарамантида в контексте Североафриканской истории»:
М. Айюб называет «коренной ливийкой» женское божество Тиннит, которому, по-видимому, поклонялись гараманты. Рядом исследователей эта ливийско-пуническая богиня сопоставляется или прямо отождествляется с египетской богиней Нейт. Оставляя в стороне сравнительные характеристики обоих персонажей, отмечу, что с лингвистической точки зрения имя Нейт затруднительно произвести из имени Тиннит; напротив, Тиннит может закономерно производиться от Нейт на любом берберском (а значит, и на праберберо-ливийском) языке с вероятным значением «та, которая Нейт». Это, конечно, не исключает изначального неегипетского происхождения имени Нейт, означая лишь то, что, если два эти имени связаны, имя Нейт первично по отношению к имени Тиннит, а не наоборот.
Если же принять предположение, что Тиннит — производное имя от общеберберского глагола * inni «сказать, говорить», то ее следует считать исконным ливио-берберским божеством, и тогда связь с Нейт становится весьма проблематичной.


Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии (Р.И. Рубинштейн «Мифологический словарь»), то есть Нейт – ливио-египетская богиня.
В древнейший период она почиталась как богиня войны и охоты, воды и моря; связана с заупокойным культом. Нейт - демиург, в котором соединялись мужское и женское начало. Один из ее эпитетов – «отец отцов и мать матерей».

Если ливийская Тинит – это Нейт, то тогда она - автохтонное божество, и ее культ существовал еще до появления финикийских факторий на побережье Северной Африки.

Теперь о том, могла ли Афина быть родом из Ливии. Вольная версия.
Геродот «История», так же IV книга. 189.

Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок – кожаная, а подвески на эгиде – не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя. Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения118. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной. Из этого-то слова “айгес”119 эллины и взяли [название] эгиды. Я думаю также, что громкие [призывные] вопли120 [к божеству] при священнодействиях впервые возникли здесь: ведь ливиянки весьма искусные вопленицы. Так же и езде на четверке коней эллины научились от ливийцев.

Примечания:
118. Геродот здесь ошибается. Афина — древнекритская змеиная богиня (об этом напоминают только змеи на щите-эгиде). В микенских письменных памятниках линеарного письма В Афина уже “Владычица” и вместе с Посейдоном является божеством — хранителем колесничих (знатных воинов, сражавшихся на колесницах).
119. Айгес — козьи шкуры. Эгида — щит Афины из козьей шкуры.
120. Вопли — греческий обычай, засвидетельствованный уже Гомером.


А если на Крите и в Ливии почитали одно и тоже женское божество?
Богиню могли называть по-разному, но отвечала-то она везде за одно и то же. Потом часть этих функций передалась Афине.

Древнекритская богиня со змеями – это не Афина, поскольку, судя по атрибутике, связана с плодородием, водой, луной и подземным миром (смертью). Вполне возможно, что при этом она покровительствовала воинам или мореплавателям.
Роднит Критскую богииню и Афину только то, что обе они - богини Мудрости.
Тотемные символы у них разные. И вообще, Сова и Змея – враги. Более того, в конце концов, Змея оказывается на щите Афины в виде военного трофея.

Эгида впервые упоминается в Илиаде Гомера (XV, 306 – 310), где символизирует грозу и грозовые тучи. Но это, собственно, не мешает Эгиде, как и воплям (см. прим. 120), происходить из Ливии. А если вспомнить, что иногда на щите Афины изображалась голова змееволосой Медузы Горгоны, то Эгида предстает символом победы в конкретном эпизоде Титаномахии, на втором этапе этой борьбы, когда Персей, убив Медузу Горгону, внучку земли Геи и моря Понта, то есть определенно представляющую собой хтоническую силу, превращает титана Атласа в гору. И все это происходит в Ливии «на крайнем западе у берегов реки Океан».

Так что, вполне возможно, что Зевс в самом деле удочерил «ливийскую Афину», то есть некое местное женское божество, которому передались функции более древней хтонической богини, связанной с водой, дождем и грозой. А после появления в Ливии коней, она стала еще и покровительницей коневодства.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 06 янв 2007, 18:29

Dedal писал(а): Микенцы также ездили не только на колесницах, но и верхом, не будешь же пасти табун на колеснице :)

Но киренские колесницы всегда удивляли греков классической эпохи.

На большинстве изображений можно отличить воинов от пастухов.

Пастухи
http://rec.gerodot.ru/livia/tanakom.htm

Пастухи, вооруженные луками.

Изображение

Пастушеская идиллия.

Изображение

Быки и человек-лист

Изображение

Воины.
Ливийские воины. Головы украшены перьями.

Изображение

Подобные изображения встречаются в Аире, Идофрасе и Хоггаре. Что у них с головами, я не знаю. Фигура выполнена в стиле «двойного треугольника».

Изображение

Воин или охотник. Справа - колесница. Впряженные кони отдыхают.

Изображение

Воины. Справа – колесница, конь пасется рядом.

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Athenaios » 06 янв 2007, 19:39

Analogopotom писал(а):А если на Крите и в Ливии почитали одно и тоже женское божество?
Богиню могли называть по-разному, но отвечала-то она везде за одно и то же. Потом часть этих функций передалась Афине.

Да, смело. Впрочем, все, что вы пишите, лишний раз доказывает, насколько все переплетено в Средиземноморье.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Пред.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19