§ 4. КОЛХИДСКОЕ (ЭГРИССКОЕ) ЦАРСТВО (II — I ВЕКА ДО Н. Э.)
Хозяйство. Торговля
http://www.nplg.gov.ge/ic/DGL/work/Hist ... ha/4/4.htm
В Колхидском царстве выработались богатые хозяйственные навыки. Дальнейшую дифференциацию претерпело ремесленное производство. Интересные образцы металлических изделий и чеканки сохранились, в частности, в Раче в погребениях Брили. В металлургии применялись восковые модели, каждый предмет отливался по особой форме. О своеобразии художественного литья бронзы свидетельствуют дошедшие до нас поясные прорезные бляхи. В керамическом производстве изготовлявшаяся ранее красивая чернолощеная посуда была заменена изделиями из красной глины. В качестве материалов, помимо железа и глины, применялись также бронза, золото, серебро, стекло, камни.
В хозяйстве важное место занимало судоходство. Оно было налажено в нижнем течении р. Риони. Теплые, лесистые и болотистые окрестности Колхиды были покрыты многочисленными каналами, на строительстве которых использовались рабы. По каналам ходили лодки, выдолбленные из цельного ствола, так называемые «оре». В Риме одобрительно отзывались о колхидских морских лодках. Колхи заготовляли на продажу лес, лен, коноплю, воск. Торговали рабами. Продолжалась чеканка монет. Наряду с колхидками появляются золотые монеты, представляющие собой подражания монетам эллинистических царей.
Центром Колхидского царства был город Айа на р. Фасисе (Риони), который, как указывается в одном из древних источников (III в. до н. э.) «и теперь стоит твердо». На площади г. Фасиса возвышалась монументальная статуя богини — покровительницы города. По описанию, относящемуся к 134 г. н. э., богиня восседала на престоле, в руках она держала кимвал (музыкальный инструмент), ее охраняли каменные львы. Эту скульптуру автор описания сравнивает с одним из произведений знаменитого греческого скульптора Фидия.
Река Квирила (по-гречески Главк) в то время считалась продолжением р. Фасиса. Большую крепость Шорапани (греческое Сарапаны) также представляли расположенной на р. Фасисе. Торговое судоходство велось от Поти до Шорапани. Выше этой крепости суда не шли из-за узости ущелья и порогов в верхнем течении реки. На р. Фасис-Квирила имелось 124 моста. Верхнее течение р. Риони, выше впадения в нее Квирила, называли своим настоящим именем — Риони. Город Цихе-Годжи лежал в ущелье р. Техури.
Политическое положение Колхидского царства
С III в. до н. э. в Колхидском царстве, подпавшем под влияние Картли, происходят значительные политические изменения. Колхские цари управляли страной через скептухов, которые получали от царей символ власти — жезл (греч. «скиптрон», откуда скептухи — буквальна «скиптродержцы»).
Из колхских царей III — II вв. до н. э. известны Аки (III в.), имя которого вычеканено на статерах — колхидских золотых монетах, и Савлак (II в.). Последний, «потомок Айэта», или Ээта, считался римлянами хранителем и владельцем неисчерпаемого клада золота и серебра.
На рубеже II — I вв. до н. э. Колхидское царство вступило в период непрерывных потрясений — социально-политических и военных. Борьба рабов, объединенных ненавистью к рабовладельцам, временами принимала характер массовых выступлений против угнетателей. Рост производительных сил, связанный с развитием ремесла и торговли, разложение общины в нагорных районах Причерноморья, населенных абазгами абшилами и др. В этих районах на первый план выдвигалась военная демократия, возглавляемая беспокойными вождями, местнические интересы которых сталкивались с общегосударственными. Царской власти уже не подчинялись и правители отдельных областей страны — скептухи. Ко времени нападения понтийского царя Митридата на Колхиду царская власть здесь была номинальной. Митридат легко завладел Колхидой, которой в течение нескольких десятилетий управляли его доверенные лица — Моаферн и другие. Скоро после окончательного поражения Митридата VI римлянами (63 г. до и. э.) Колхида стала зависимой от Рима. Римская власть в Колхиде опиралась, помимо зависимых правителей, на укрепленные приморские города, в которых стояли римские гарнизоны. Первым правителем Колхиды, после подчинения ее римлянами, был некий Аристарх. До наших дней дошла монета с именем этого Аристарха (52 г. до н. э.).
-----------------------------------------
О знаменитом корабле Арго, плававшем будто бы за одно поколение до троянской войны, Гомер упоминает лишь вскользь, а что касается плавания этого корабля за Лемносом, то у него мы ничего не найдем, кроме небылиц, а именно: корабль отправился к земле айетов, потомков Солнца, и на обратном пути (предположительно, с золотым руном) он избежал сталкивающихся скал. Позже скалы эти обычно принимали за Босфор. Поскольку руно являлось волшебным сокращением, то «страна Эйя» (Айя) сначала представлялась таинственным далеким Востоком, каким он еще является для лирического поэта. Страбон неправильно утверждает, что Гомер якобы уже знал о Колхиде, находящейся на восточном берегу Черного моря, где река вымывает золотые крупинки, а туземцы вылавливают их при помощи овечьих шкур. Это образец наивного рационализма, которым никого нельзя обмануть. Другие более благоразумно считали, что этот миф был создан лишь после того, как ионийские колонисты достигли этих отдаленных мест.
http://history.barabum.ru/book001/glava01/04