Модераторы: Aristoteles, Tibaren
ес хорд береци я теленка пригнал
Марды грум э гирк-человек пишет книгу,
Или армяне только и делали что у других слова брали? Я думаю все это устарело и недостаточно было изучено.
Дословная цитата по-русски [Гамкрелидзе- Иванов . Индоевропейский язык и индоевропейцы, 1984, стр. 913]:
«…Так или иначе, при допущении обеих возможностей этимологизирования этнонима hay-, протоармяне должны были заимствовать такое название в западных областях Передней Азии, сместиться позднее в восточном направлении, в сторону территории их исторического обитания на Армянском нагорье и наслоиться на ранее обосновавшийся здесь хурро-урартский этнический элемент…»
urart писал(а):Если интересно можно вот посмотреть еще, Например: хутади - хутадин - спросил урарт. -чечен., харц дни армян. поставить вопрос, т.е. спросил. Вот есть такие интересные моменты… или же - "модяк"(груз яз. кав. яз. семья) и мот ек (арм. яз. ИЕ яз. группа) это с чем связана? просто интеренсно...
urart писал(а):Дословная цитата по-русски [Гамкрелидзе- Иванов . Индоевропейский язык и индоевропейцы, 1984, стр. 913]:
«…Так или иначе, при допущении обеих возможностей этимологизирования этнонима hay-, протоармяне должны были заимствовать такое название в западных областях Передней Азии, сместиться позднее в восточном направлении, в сторону территории их исторического обитания на Армянском нагорье и наслоиться на ранее обосновавшийся здесь хурро-урартский этнический элемент…»
…Скорее всего именно из Малой Азии на Кавказ в III тысячелетии до н.э. мигрировали хатты, которые завоевали местное население, о котором сохранились легенды в абхазском фольклоре как о народе "ацанов" (122, с.135)…
…Что же представляла собой религия древних хаттов и что объединяет ее с традиционной религией абхазов? В религии хаттов "на вершине складывающегося пантеона стоял Ан-небо, отец всех богов, имя которого является одновременно символом неба и божества. Когда в Шумере около 3500 г. до н.э. начинается эпоха письменной истории, Ан уже представляет собой небесное бездеятельное божество (Деус оциозус)" (255, с.229). Абхазское представление об Анцэа (Боге-Творце) весьма схоже с хаттским представлением об Ан - "отце всех богов" - то есть, опять же, творце и источнике всего сущего…
…С. А. Старостину представляется реальной гипотеза о более южной (переднеазиатской) прародине северокавказских языков и тот факт, что хаттский язык обнаруживает специфическую близость к абхазо-адыгским языкам, а хуррито-урартские — к нахско-дагестанским, может говорить о том,. что разделение общесеверокавказского произошло еще на юге, а современные северокавказские языки проникли на Северный Кавказ позднее двумя путями.
Прасеверокавказский период автор относит к концу неолита, или к началу эпохи бронзы. Носители прасеверокавказского языка к моменту его распада находились на довольно высоком уровне развития, так как лексический анализ позволяет констатировать у них наличие скотоводства (крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади), земледелия (с возделыванием проса, ячменя, пшеницы), а также начальную стадию развития металлургии.
Исходя из лингвистических и некоторых археологических данных, С. А. Старостин считает, что носители северокавказских языков проникли на Северный Кавказ из Передней Азии вряд ли ранее III тыс. до н. э…
…Обнаружили, что есть заимствования в обе стороны между афразийскими, но не семитскими языками, и северокавказскими, и какими-нибудь кушитско-абхазо-адыгскими по культурным терминам…
Вопрос неоднозначен. Анатолийские языки могли наслоиться на хаттский субстрат уже после своей дивергенции.
Есть такое мнение, что лувийцы пришли в Малую Азию с запада, со стороны Балкан, в третьей четверти III-го тыс. до н.э. - тогда как хетты и палайцы - с востока, через область расселения хаттов.
…Скорее всего именно из Малой Азии на Кавказ в III тысячелетии до н.э. мигрировали хатты, которые завоевали местное население, о котором сохранились легенды в абхазском фольклоре как о народе "ацанов" (122, с.135)…
…Что же представляла собой религия древних хаттов и что объединяет ее с традиционной религией абхазов? В религии хаттов "на вершине складывающегося пантеона стоял Ан-небо, отец всех богов, имя которого является одновременно символом неба и божества. Когда в Шумере около 3500 г. до н.э. начинается эпоха письменной истории, Ан уже представляет собой небесное бездеятельное божество (Деус оциозус)" (255, с.229). Абхазское представление об Анцэа (Боге-Творце) весьма схоже с хаттским представлением об Ан - "отце всех богов" - то есть, опять же, творце и источнике всего сущего…
7. Исследование заимствованной лексики, в том числе и миграционных терминов культурного характера, при всей исторической значимости получаемых выводов представляет непосредственный интерес для проблематики ближнего и дальнего родства главным образом в связи с необходимостью отделения этой категории общих слов от унаследованных (особняком стоят отмеченные выше проблемы, связанные с креольскими языками и пиджинами, где разграничение двух этих слоев лексики иногда крайне затруднено). Но в целом ряде случаев оказывается возможным использовать исследование древних культурных терминов для выяснения отношений между членами одной макросемьи или нескольких макросемей, их заимствовавших.
Рассмотрим в качестве примера один из многочисленных миграционных терминов, относившихся к струнным музыкальным инструментам. В большинстве языков древнего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока именно благодаря значимости этой сферы культуры большинство соответствующих слов кочевало по всему тогдашнему цивилизованному миру, напоминая ситуацию современной международной научной и технической терминологии.
В хаттской основе -zinar 'арфа, лира, струнный музыкальный инструмент' наблюдается ре-зультат палатализации в положении перед i начального заднеязычного согласного в исходном слове семитского, происхождения, которое (с другим гласным во втором слоге) отражено в основе хеттского имени деятеля LU ki-nir-tal-la-as 'музыкант-исполнитель, играющий на струнных инстру-ментах' (см.: [PUHVEL 1997:182]; [IVANOV 1999]; [SCHUOL 2004:163-172]), образованного посредст¬вом хеттского суффикса деятеля (по происхождению индоевропейского, этимологически соответствующего слав. *-telь- > русск. -тель) от существительного *kinir-. В хеттских текстах наряду с этим именем деятеля засвидетельствовано и синонимичное с ним слово, образованное посредством того же хеттского суффикса от хаттской основы LU ha-zinir-talla- 'играющий на лире-арфе' ([РОРКО 1994: 81,166]; [SOYSAL 2004:155, 942,1070]). Эта хаттская основа включает имеющий северо-кавказское происхождение локативный префикс направления ha-, за которым следует хаттское (из семитского) название 'лиры' zinir в форме, по огласовке второго слога (-i-, а не -а-, как в zinar) совпадающей с хеттской. Иначе говоря, в этих производных словах хеттская основа отличается от хаттской только начальным согласным : хеттское k- вместо хаттского z-. Для двуязычных хеттов, знавших (хотя бы в пределах сакрального обрядового словаря) уже (почти что) мертвый священ-ный хаттский (по происхождению северо-кавказский) язык, из равенства хеттских имен деятеля
LU-kinir-talla- = LU ha-zinir-talla
должно было следовать синхронное равенство названий инструментов
kinir- = -zinir-,
которое находит диахроническое объяснение в происхождении хаттского zinar-/ zinir- из семитского kinar-, отраженного в хеттском слове. Заимствование, объясняемое прежде всего музы-кальными культурными контактами, можно соотнести с другими семитскими словами, пред-полагаемыми в хаттском, таких, как название 'быка' milup и 'сына' binu (как и рассматриваемые названия музыкальных инструментов, последнее слово имеет соответствие и в адыгском). В случае археологические данные о распространении лиры согласуются с гипотезой западно-семитском происхождении ее названия. Наиболее раннее письменное свидетельство этого (западно-)семитского слова представлено в Эбле в лексическом списке, датируемом примерно 2340—2300 г. до н. э.: GI(=ki)-na-ru12-um/rum/lum = (шумерское) BALAG ([PETTINATO 1982: 264, №572], о позднейшей литературе об этом слове см, [FRANKLIN 2006]).
Археологические музыковедческие открытия последних лет показывают, что лиры разных размеров распространялись из западно-семитской области по всему Древнему Востоку (см. [FRANKLIN 2007]). Эти музыковедческие выводы совпадают с лингвистическими. Слово, соответствующее др.-евр. kinnor, в форме kinnarum, встречается около 1700 г. до н. э. в Мари в тексте, где речь идет о мастерах, изготовляющих лиры для царя. Слово заимствуется в хурритский. Оно встречается в хурритских ритуалах из Богазкёя и дает основу для образования
хурритского производного, по смыслу сходного с приведенным хеттским именем деятеля (но использующего собственно хурритские словообразовательные средства): LU ki-in-na-ru-hu-li. После Амарнского времени, когда при Аменхотепе IV и после него громадные лиры древне-ближневосточного типа входят в употребление, в древнеегипетском засвидетельствовано за¬имствованное knrr 'лира'. В эфиопском представлена форма kerar < *kenar.
Наряду с подобными формами, сохраняющими исходную согласную фонему (западно-) семитской основы, в языках Древней Передней Азии и сопредельных стран представлены и формы, в которых, как в хаттском, в позиции перед i эта фонема палатализуется и превращается в аффрикату или фрикативную. Гласная, вызвавшая палатализацию, могла потом измениться, как в аккад¬ском zannaru 'лира богини Иштар или богини Инанна', или сохраниться, как в хаттском zinar. Подобный конвергентный процесс палатализации мог происходить разновременно в разных язы¬ках, как можно предположить по отношению к коптскому СINHPA = [sinera]. Применительно к др.-арм. jǝnar 'пальцевый струнный музыкальный инструмент, лира' (см.: [Ачарян 1979:129]); высказывалось предположение, что термин непосредственно восходит к хаттскому ([Mkrtschian 1974: 316]). Но кроме исчезновения гласного первого слога, вызвавшего палатализацию, есть и другие различия между древнеармянской и хаттской формами. Судя по правилам хеттского кли¬нописного письма, начальный согласный хаттского слова был глухой аффрикатой z [ts]. Древне-армянский начальный согласный [dž] представляет собой звонкую аффрикату. В словах индоевропейского происхождения он обычно продолжает звонкое *gwh. Для объяснения различия можно предположить, что после утраты палатализующего гласного первого слога палатализованный согласный (ставший аффрикатой) оказался перед -n-, что могло привести к его регрессивной ассимиляции — озвончению. Для типологического сравнения с хеттским представляет интерес наличие в древнеармянском (как и в египетском и коптском) двух разных форм названия струнного инструмента — jǝnar, фонетически близкого к хаттскому zinar, и k’ǝnar (шипковый струнный инструмент), отражающего первоначальную семитскую форму
Иначе обстоит дело с адыгскими музыкальными терминами, которые очень близки к хаттским. Соответствующее хаттск. zinar ст.-адыгейск. (отраженное в источниках первой половины XIX в.) пшинэ < *pčhǝ(i)na 'струнный музыкальный инструмент' засвидетельствовано в качестве первой части в двух сложных словах, которые с точностью до порядка слов совпадают с хаттскими.
1) Ст.-адыгейск. пшинэ шхуо 'арфа' < *pčhǝ(i)na-šxwa 'струнный музыкальный инструмент + большой' по С. Л. Николаеву и С. А. Старостину, в западно-кавказском адыгейск. и кабард. -šxwa, убыхск. šxwa < зап.-кавказск. *čwǝхwa < пра-обще-сев.-кавказск. *č.HǝqwV 'большой' ([NIkolaev, Starostin 1994: 386]; дальнейшие старостинские сопоставления предполагают родство с сино-тибетским *čok, енисейским *su(?)K- (?), бурушаски *s’oq-, баскским *asko ([Starostin-SС]); сохранение фрикативного из архаичной начальной аффрикаты в данном случае отличает адыгский от хаттского, в котором от начального комплекса осталась только вторая фонема). Поскольку для этого прилагательного в адыгском стала обязательной конечная позиция, изменился порядок элементов по сравнению с хаттским hun-zinar 'большой струнный музыкальный инструмент; арфа', где соответствующее хаттское прилагательное, восходящее к тому же северокавказскому, занимает первое место. Праадыгск. *čxwa- + *čhǝ(i)na 'большой струнный инструмент, арфа' содержит в качестве второго элемента слово, соответствующее хат. zinar. Можно предположить, что словосложение *cxwa- + *pchǝ(i)na 'большая лира, арфа' существовало в диалектах северо-кавказского еще до отделения хаттского от праадыгского — не позднее начала III тыс. до н. э., когда на Ближнем Востоке есть и первые археологические образцы больших лир.
2) Ст.-адыгейск. эпэ пшинэ 'лира, арфа', кабардинск. эпэ пшинэ 'пальцевый инструмент, аккордеон, балалайка'< *?ара+ *рčhǝnа; по С. А. Старостину, в западно-кавказском адыгейском и кабардинском первом слове могла произойти диссимилятивная дезабруптивизация; исходное *Hap.V восстанавливается по соответствию цезского (*?ар.а 'лапа') с абхазо-абазинским *р.ǝ, *nа-р.ǝ 'рука'([NIKOLAEV, Starostin 1994: 545]), к которому присоединяется хаттское ippi-zinar 'малый (ручной, пальцевый) струнный музыкальный инструмент; лира'. Как и В первом словосложении, во втором последний элемент исторически тождествен хаттскому.
Следующие фонетические изменения могут быть предположены в адыгском в отличие ОТ более архаической хаттской формы, ближе стоящей к семитскому источнику. В начале слова в праадыгском губной смычный *р- (в соответствии с общими правилами исторической фонетики этих языков) возник перед аффрикатой (ставшей позднее фрикативным согласно общефонетической закономерности), ср. аналогичное фонетическое соответствие между хеттским tešha-/zašha 'сон' (из хаттского: [Иванов 2001: 232 и 283]) и праабхазо-кабардинским *р.č'.ǝ-hа, * р.č'.ǝ –hap.a, адыгск. р.č'.ǝhap., кабардинск. p.s.ǝhap.a, p.s.ah 'сон' ([Nikolaev, Starostin 1994: 512-513]). Аффриката в хаттском (в отличие от древнеармянского) была глухой, но в соответствии с обще¬кавказской реконструкцией С. Л. Николаева и С. А. Старостина она была придыхательной. Фрикативный s, в который в адыгском превращается аффриката, фонетически близок ко второй половине аффрикаты z- [ts] в хаттском. Гласный первого слога сохранился, как в хаттском (в отличие от древнеармянского). Конечный -r был потерян в праадыгском, а в хаттском сохранился.
Иначе говоря, в хаттском и праадыгском представлены одни и те же сложения заимствованного семитского слова со словами северо-кавказского (туземного) происхождения. Во всяком случае этот относительно поздний период истории слов после заимствования из семитского в праадыгском переживался одновременно с хаттским. Вероятно поэтому, что и промежуточный источник заимствования, где осуществилась палатализация, для них был общим. Палатализация, общая для адыгского и хаттского, произошла либо (скорее всего) в их общих источниках, представлявших собой пока точно не восстановленные близкие друг к другу северо-кавказские диалекты III-го тыс. до н.э., заимствовавшие слово из семитского, либо в другом языке (например, лувийского типа), откуда это слово могло быть заимствовано и в праадыгский, и в хаттский.
Хаттский язык сохранялся в качестве священного языка религиозных и придворных об¬рядов в столице Хаттуссе и некоторых недавно раскопанных провинциальных центрах Хеттской Империи, но к середине II-го тыс. до н. э., скорее всего, уже был мертвым. Его общность с другими северо-западно-кавказскими языками относится ко времени не позднее III тыс. до н. э. К этому времени можно отнести и распространение этих музыкальных терминов.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10