Хатты (протоХетты) и Хурриты - Сев-Кавк. в Анатолии. Хетты.

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение tmt » 06 июн 2007, 10:04

cheremis
вопрос был задан предельно точным.
Речь об индоевропеиской этимологии слова мосх.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 13 июн 2007, 15:32

Извините, что не совсем в русло.
На обратном пути из Бабилу Мурсилис победил грозных Хурритов из Вашшукканни (столица Митанни - не найдена), напавших на него. Убит заговорщиками во главе с Хандилисом, женатым на сестре Мурсилиса Харансилис и Цитандасом, женатым на дочери Харансилис и Хандилиса (или самого Мурсилиса?). Начало смуты.

ХандилисХандилис возможно не принимал Царского титула, но правил, как регент при своем (?) сыне Кассенисе.Вторглись Хурриты, захватили Северную Сирию. Потеряна Хальпа. Хандилис укрепляет Хаттусу, готовясь к осаде. Каски навсегда отрезали Хатти от Черного моря и захватили важный религиозный центр Хатти - город Нерик. Их набеги достигают даже Ю Хатти. Хурриты увели в плен Принцессу Харапсилис - сестру Мурсилиса и жену Хандилиса, вместе с детьми. Ее убили собственные сыновья в плену в Сирии.

ЦитандасЦитандас убил Мурсилиса и Кассениса - сына Харапсилис и (возможно) Хандилиса . Убит своим сыном Аммунасом.

АммунасАммунас убил своего отца - Цитандаса. Утерял много земель, включая Арцаву. Умер своей смертью.

ХуцциясХуцция совершил переворот - убиты все сыновья Аммунаса, кроме Телепинуса - зятя Хуццияса, который сумел опередить его и свергнуть с трона.

Не кажется ли вам, что слишком много убийств отцов сыновьями и зятьями. Это очень напоминает греческие мифы. Может быть за этим стоит не только борьба за власть, но и отголоски какого-то древнего обычая?
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Lusor » 13 июн 2007, 21:07

Не кажется ли вам, что слишком много убийств отцов сыновьями и зятьями. Это очень напоминает греческие мифы. Может быть за этим стоит не только борьба за власть, но и отголоски какого-то древнего обычая?


Уже давно проводили параллели между хеттскими мифами о Кумарби и "Теогонией" Гесиода (потом еще были найдены в Дервени папирусные тексты, содержащие сходные орфические сюжеты). Судя по всему, греческий миф о смене поколений богов испытал значительное восточное и в первую очередь хеттское влияние.

А хеттская мысль, если не привлекать теорий Фрезера, вполне могла вопринимать смену правителей как параллель смене поколений богов. 8)
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 14 июн 2007, 13:54

А хеттская мысль, если не привлекать теорий Фрезера, вполне могла вопринимать смену правителей как параллель смене поколений богов.
А если привлечь? :) Заметьте, здесь перечислены цари древнего царства.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Lusor » 14 июн 2007, 14:13

Ну хорошо, привлечем. 8)

Согласно Фрезеру, один из важнейших социальных ритуалов первобытных времен - смена старого или недееспособного вождя. Происходит это посредством ритуального убийства этого вождя и замены его новым, молодым. Происходит это разным способом: в результате поединка, после женитьбы претендента на дочери вождя, или просто в силу определенных временных циклов. Это чем-то напоминает юго-восточно-азиатскую концепцию "небесного мандата": всякий властитель обладает мандатом на правление, ниспосланным ему Небом, и его способность удержать власть напрямую связано с действием мандата. Как только приходит удачливый узураптор, предполагается, что мандат перешел от свергнутого властителя узурпатору, который автоматически становится законным властителем.

Можем ли мы говорить, что хеттская концепция власти основывалась на подобных воззрениях? Для этого надо исследовать все имеющиеся хеттские ритуалы. Если окажется, что для хеттского ритуала свойственна состязательность, можно уже будет говорить о том, что смена царей могла восприниматься мифологически.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 14 июн 2007, 14:42

Меня заинтересовало то, что в греческой мифологии, встречаются сюжеты, где зять в состязании или случайно убивал тестя и становился царём.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Lusor » 14 июн 2007, 15:14

Фрезер как раз на этих сюжетах и основывал свою теорию.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 14 июн 2007, 15:25

Ну не только на этом, но и на обычаях "примитивных" племён.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Лекция В.В.Иванова

Сообщение ABG » 28 июн 2007, 02:04

26 июня 2007 г.
в МГУ прошла лекция В.В.Иванова (приехал из США)
на тему
"Малая Азия в кон. 3 - нач. 2. тыс. до., этно-культурные связи".
Часть лекции я записал на диктофон и оцифровал.
Часть будет готова через денек.

Культурно-этнические связи населения Малой Азии III – начала II тыс. до н.э.
Лекция В.В.Иванова, прочитанная в МГУ 27.6.2007 (ауд 854).

Предмет лекции: культура, религия, этническая, социальная и экономическая структура общества, существовавшая в городах Малой Азии в III – начале II тыс. до н.э.

В качестве индоевропеиста я с юности занимался анатолийскими языками. Мою «детскую» работу в этой области, посвященную языкам, известным на тот момент, которую мне не удалось своевременно напечатать, и сейчас, с опозданием в 50 лет, издал Алексей Дмитриевич Корсаков.
Этническая ситуация в Малой Азии, которую мы видим сейчас, очень далека от той, какой она представлялась нам еще совсем недавно. В указанный период в Малой Азии, помимо хеттов, существовало много так называемых туземных языков. Сейчас нам известно примерно 10 анатолийских языков Малой Азии II тыс. до н.э., а в III тыс. до н.э., в период, о котором мы сейчас говорим, их было несомненно, еще больше. Сейчас мы об этом можем говорить уверенно, и это большое событие в области индоевропейского языкознания, хотя мало ученых знакомы с этими данными.
Индоевропейские анатолийские языки, находящиеся во 2 тыс. на территории Малой Азии, делятся на две группы, северную и южную. Северная – в частности хеттский – стилистически и грамматически сильно отличающаяся от южноанатолийских языков, из которых самый известный – лувийский, но многие языки этой группы сохранились уже в позднее, послехеттское время, в частности, карийский с его странным алфавитом, в котором почти все буквы имеют «негреческое» значение. Этим вопросом много занимался Шеворошкин еще до своей эмиграции из СССР, но в последнее время в области изучения позднеанатолийских языков сделано особенно много нового.
Поскольку мы располагаем сейчас примерным перечнем языков северной и южной анатолийских групп, представляет интерес выяснить, что было до этого. Мы можем узнать об этом очень много, используя как источник личные имена, встречающиеся в письменности староассирийских торговцев, колонизовавших малоазийские города в 3 – нач. 2 тыс. до н.э., о чем я и буду рассказывать.
Проблема этой группы источников состоит в том, что источники сохранялись выборочно: выжило только то, что было написано на глине и случайно попало в огонь во время пожара. Коллекция таких табличек, происходящих из староассирийских колоний Малой Азии, собранная Голенищевым (он покупал эти таблички на базаре у торговцев), составляет основу коллекции табличек Пушкинского музея в Москве. Все, что было написано на дереве – и это очень важно для того, о чем я говорю – не сохранилось. И поэтому у нас есть основание предполагать наличие многих других несохранившихся текстов, хотя можно вообразить, что там погибло.

Археологические источники показывают, что в Центральной Анатолии, намного южнее Анкары, в историческом центре Малой Азии, в холмистых или даже полугорных районах, среди больших озер, находятся несколько древних городов, которые изучены археологами и в последнее время – специалистами по дендрохронологии (самой надежной из методик определения хронологии) из Британского Археологического Музея. Большинство этих городов (по дендрохронологии) существовали уже в 2700-2600 гг., может быть и раньше.

Для столь раннего времени мы ничего достоверного в письменных текстах не находим. Но находим несколько интересных данных в древнемесопотамской традиции. В первую очередь это – цикл о Саргоне I Аккадском (Великом), наиболее интересных в том числе для истории литературы. Некоторый намек на роль истории о Саргоне для истории мировой литературы дан в статье В. Шилейко, изданной на немецком языке об отзвуке гадания о Саргоне Аккадском у древнеримских поэтов. Эта статья переведена мной на русский язык и издана с моими комментариями два года назад в сборнике «Памятники и люди», издаваемом Пушкинским музеем. Шилейко полагал, что тексты, касающиеся Саргона Аккадского, были известны позднейшей традиции, и явились началом большой мифологической и литературной традиции. На эту тему написано очень много, написана диссертация на тему легенды о Саргоне и ее реплик в литературной традиции. Саргон, как и Эдип, родился с искалеченными ногами. Начало истории Эдипа совпадает с историей Саргона. Это заметил Пропп в одной из своих статей о фольклоре. Шилейко говорит о том, что мифы о Саргоне и Эдипе совпадают. Я не иду так далеко, как Шилейко, я не думаю, что Саргон и Эдип – одно лицо. Это проблема Морозова и Фоменко: насколько можно «склеивать» похожих персонажей. Если они похожи, то не обязательно, что это одно и то же. Хотя сходство, безусловно, большое.

Саргон был великим завоевателем, который совершил много походов, в частности, в Малую Азию. Как мы сейчас можем думать, когда установлено существование в Малой Азии нескольких процветающих больших городов, Саргон был привлечен богатством малоазийских городов, в которых говорили на туземных языках, в частности, индоевропейских. И установил на этих территориях если не ассирийское владычество, то ассирийское доминирование, подобно британским завоевателям в Индии, которые оставляли власть на местах местным раджам, при этом существовала экономическая структура, которая обеспечивала полный контроль. Российская империя пошла по промежуточному пути, она идеал колонизации с экономическим подчинением без имперского завоевания, реализовала только один раз успешно, и проиграла впоследствии этот замечательный опыт – это Русская Америка, Российская Американская компания, которая была успешным опытом чисто экономического подчинения при отсутствии административной власти. Этот стиль экономического подчинения приводит к очень интересным культурным результатам. Я думаю, что индия не имела бы шансов стать одним из двух крупнейших государств XXI века, если бы не успешная английская колонизация, успешная и экономически и культурно.

Что происходило после Саргона Аккадского? Был еще один завоеватель – Нарам-Суэн, или, как его раньше называли, Нарам-Син, который также совершил походы на территорию Малой Азии, и в источниках его времени уже прямо рассказывается, что он подчинил туземные государства, и даже рассказывается о том, что три царства с ним воевали. Мы можем даже догадываться, какие это были царства. Это уже на краю мифа и реальной истории. На этом кончаются дописьменные памятники и начинаются письменные. Достоверно это тексты 20-18 вв. до н.э. В 17 веке до н.э. более или менее ассирийские колонии исчезают и возникает древнехеттское государство. Три века до этого есть староассирийские тексты… в невероятном количестве. Я сам обомлел, когда увидел количество этих текстов в Стамбульском музее, в котором выставлены результаты турецких раскопок, которые начались в 1948 г., и продолжаются до сих пор. Раскопано сейчас почти 30 000 клинописных таблиц. Немыслимое количество! Наверное, один из самых больших архивов, которыми располагает история человечества вообще. Эти тексты не все прочитаны, но многие из них доступны для ознакомления в Интернете.

Исследование этих текстов началось давно, в конце 19 века. Турки находили эти таблички прямо на поверхности земли или во время сельскохозяйственных работ, продавали их на рынке. Таким образом, распродали примерно 4500 табличек, они осели в музеях разных стран. Голенищевская коллекция находится в Пушкинском музее в Москве в полном порядке, ее издала Янковская в специальной работе «Староассирийские документы 2 тыс. до н.э. из Кюль-тепе» (1972) с хорошим переводом, комментарием и изданием всех имевшихся текстов. В других странах дела обстоят не так хорошо, например, в музее Лос-Анджелеса эти таблички до сих пор не прочитаны, а выставлены на полках, завернутыми в сухие тряпочки. В музеях стран Западной Европы эти коллекции доступны, причем доступны больше чем то, что было найдено турецкими археологами. Не существует международной системы доступа к древней информации. Раздробленность современного человечества сказывается в том, что мы древнюю историю не можем как следует изучать из-за того, что существуют государственные границы, разногласия между государственными религиями, и это с годами нарастает. Этого не было еще несколько лет назад, но сейчас это нарастает. В результате лучше всего изучены сейчас те 4000 кусочков, которые были найдены мошенниками, проданы на базарах и попали в музеи разных стран. Сейчас группа ученых (6 человек) из Голландии, Франции, Чехословакии и США совместно разрабатывает материал этих табличек. Турки мало пускают иностранцев в свои коллекции. В Турции нет ни научных ресурсов, ни желания для того, чтобы опубликовать все найденные документы. Эта группа ученых – специалисты по социально-экономической истории и праву, знающих ассирийский язык, издают год за годом очень много. Дошло даже до того, что во Франции в популярной серии Сесиль Мишель издала письма из частных ассирийских архивов, изучая, таким образом, семейные отношения в ту эпоху.
Всего открыто три архива в трех ассирийских колониях. Самый большой архив происходит из города Каниш (Ниса). Эти архивы располагались в домах ассирийских торговцев.

Социально-экономическая система колоний.
Колонии существовали в туземных городах, не подчинялись напрямую местной власти. Царь каждого города (его титул дословно переводится как «начальник лестницы») исполнял в основном ритуальные функции. Ассирийцы жили отдельными кварталами. Ассирийцы не любили жить в колониях, так как это представляло опасность для их жизни. Они старались поручить ведение дел управляющим, а сами жили в Ассирии. Они были двоеженцами. Дома у них был одна жена, а в колониях они заводили себе вторую, это широко практиковалось и считалось нормой. Основным средством передвижения между домом и колонией был осел.
Экономические отношения были похожи на финансовый капитализм, существовавший в Эбле в сер. III тыс. до н.э., что очень важно для того, о чем мы сейчас говорим. Практиковались векселя и вексельные выплаты. Было организовано массовое текстильное производство на экспорт, которое обеспечивало окрестные города. Было налажено массовое производство металлических изделий.
Железо было know-how хеттских царей, которым они не делились с ассирийцами. Ассирийцы пользовались бронзой, олово для бронзы везли из Средней Азии.
В каждом городе ассирийцы были объединены в торговые объединения, которые и являлись официальными представительствами их интересов. В документах отражается переписка между торговыми объединениями разных городов. Дворец взимал умеренные налоги, не вмешиваясь в бурную деятельность ассирийских колоний.

Культура
Существовало две абсолютно разных культуры – культура ассирийцев и туземная малоазийская культура. Различия проявлялись в религии и даже во внешнем облике печатей (для примера показывает иллюстрации из AJA). Хатты – население С-В. части Малой Азии, безусловно, весьма близкое абхазо-адыгским языкам. Недавно генетики Хи… и Ундерхилл доказали генетическую близость хаттов и западно-северо-кавказских народов, в частности, абхазо-адыгов, что подтверждает лингвистическую гипотезу об их родстве. Большую работу о родстве хаттов и западно-северо-кавказских народов опубликовали еще Старостин и Дьяконов.

Божества
Основным божеством был Пирва (pirua)
Вторым по значению и по упоминаниям был Тархун (Ta-ar-hu-nu (u)). Кстати, трава тархун не случайно называется тархуном, а является свидетельством
Я возьму свое там где я увижу свое
ABG
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 10 апр 2007, 22:11
Откуда: Москва

Сообщение tmt » 28 июн 2007, 11:08

Недавно генетики Хи… и Ундерхилл доказали генетическую близость хаттов и западно-северо-кавказских народов,

Уточните что за - Хи...
и есть ссылки?
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Лекция полностью

Сообщение ABG » 28 июн 2007, 16:04

Культурно-этнические связи населения Малой Азии III – начала II тыс. до н.э.
Лекция В.В.Иванова, прочитанная в МГУ 27.6.2007 (ауд 854).

Предмет лекции: культура, религия, этническая, социальная и экономическая структура общества, существовавшая в городах Малой Азии в III – начале II тыс. до н.э.

В качестве индоевропеиста я с юности занимался анатолийскими языками. Мою «детскую» работу в этой области, посвященную языкам, известным на тот момент, которую мне не удалось своевременно напечатать, и сейчас, с опозданием в 50 лет, издал Алексей Дмитриевич Корсаков.
Этническая ситуация в Малой Азии, которую мы видим сейчас, очень далека от той, какой она представлялась нам еще совсем недавно. В указанный период в Малой Азии, помимо хеттов, существовало много так называемых туземных языков. Сейчас нам известно примерно 10 анатолийских языков Малой Азии II тыс. до н.э., а в III тыс. до н.э., в период, о котором мы сейчас говорим, их было несомненно, еще больше. Сейчас мы об этом можем говорить уверенно, и это большое событие в области индоевропейского языкознания, хотя мало ученых знакомы с этими данными.
Индоевропейские анатолийские языки, находящиеся во 2 тыс. на территории Малой Азии, делятся на две группы, северную и южную. Северная – в частности хеттский – стилистически и грамматически сильно отличающаяся от южноанатолийских языков, из которых самый известный – лувийский, но многие языки этой группы сохранились уже в позднее, послехеттское время, в частности, карийский с его странным алфавитом, в котором почти все буквы имеют «негреческое» значение. Этим вопросом много занимался Шеворошкин еще до своей эмиграции из СССР, но в последнее время в области изучения позднеанатолийских языков сделано особенно много нового.
Поскольку мы располагаем сейчас примерным перечнем языков северной и южной анатолийских групп, представляет интерес выяснить, что было до этого. Мы можем узнать об этом очень много, используя как источник личные имена, встречающиеся в письменности староассирийских торговцев, колонизовавших малоазийские города в 3 – нач. 2 тыс. до н.э., о чем я и буду рассказывать.
Проблема этой группы источников состоит в том, что источники сохранялись выборочно: выжило только то, что было написано на глине и случайно попало в огонь во время пожара. Коллекция таких табличек, происходящих из староассирийских колоний Малой Азии, собранная Голенищевым (он покупал эти таблички на базаре у торговцев), составляет основу коллекции табличек Пушкинского музея в Москве. Все, что было написано на дереве – и это очень важно для того, о чем я говорю – не сохранилось. И поэтому у нас есть основание предполагать наличие многих других несохранившихся текстов, хотя можно вообразить, что там погибло.

Археологические источники показывают, что в Центральной Анатолии, намного южнее Анкары, в историческом центре Малой Азии, в холмистых или даже полугорных районах, среди больших озер, находятся несколько древних городов, которые изучены археологами и в последнее время – специалистами по дендрохронологии (самой надежной из методик определения хронологии) из Британского Археологического Музея. Большинство этих городов (по дендрохронологии) существовали уже в 2700-2600 гг., может быть и раньше.

Для столь раннего времени мы ничего достоверного в письменных текстах не находим. Но находим несколько интересных данных в древнемесопотамской традиции. В первую очередь это – цикл о Саргоне I Аккадском (Великом), наиболее интересных в том числе для истории литературы. Некоторый намек на роль истории о Саргоне для истории мировой литературы дан в статье В. Шилейко, изданной на немецком языке об отзвуке гадания о Саргоне Аккадском у древнеримских поэтов. Эта статья переведена мной на русский язык и издана с моими комментариями два года назад в сборнике «Памятники и люди», издаваемом Пушкинским музеем. Шилейко полагал, что тексты, касающиеся Саргона Аккадского, были известны позднейшей традиции, и явились началом большой мифологической и литературной традиции. На эту тему написано очень много, написана диссертация на тему легенды о Саргоне и ее реплик в литературной традиции. Саргон, как и Эдип, родился с искалеченными ногами. Начало истории Эдипа совпадает с историей Саргона. Это заметил Пропп в одной из своих статей о фольклоре. Шилейко говорит о том, что мифы о Саргоне и Эдипе совпадают. Я не иду так далеко, как Шилейко, я не думаю, что Саргон и Эдип – одно лицо. Это проблема Морозова и Фоменко: насколько можно «склеивать» похожих персонажей. Если они похожи, то не обязательно, что это одно и то же. Хотя сходство, безусловно, большое.

Саргон был великим завоевателем, который совершил много походов, в частности, в Малую Азию. Как мы сейчас можем думать, когда установлено существование в Малой Азии нескольких процветающих больших городов, Саргон был привлечен богатством малоазийских городов, в которых говорили на туземных языках, в частности, индоевропейских. И установил на этих территориях если не ассирийское владычество, то ассирийское доминирование, подобно британским завоевателям в Индии, которые оставляли власть на местах местным раджам, при этом существовала экономическая структура, которая обеспечивала полный контроль. Российская империя пошла по промежуточному пути, она идеал колонизации с экономическим подчинением без имперского завоевания, реализовала только один раз успешно, и проиграла впоследствии этот замечательный опыт – это Русская Америка, Российская Американская компания, которая была успешным опытом чисто экономического подчинения при отсутствии административной власти. Этот стиль экономического подчинения приводит к очень интересным культурным результатам. Я думаю, что индия не имела бы шансов стать одним из двух крупнейших государств XXI века, если бы не успешная английская колонизация, успешная и экономически и культурно.

Что происходило после Саргона Аккадского? Был еще один завоеватель – Нарам-Суэн, или, как его раньше называли, Нарам-Син, который также совершил походы на территорию Малой Азии, и в источниках его времени уже прямо рассказывается, что он подчинил туземные государства, и даже рассказывается о том, что три царства с ним воевали. Мы можем даже догадываться, какие это были царства. Это уже на краю мифа и реальной истории. На этом кончаются дописьменные памятники и начинаются письменные. Достоверно это тексты 20-18 вв. до н.э. В 17 веке до н.э. более или менее ассирийские колонии исчезают и возникает древнехеттское государство. Три века до этого есть староассирийские тексты… в невероятном количестве. Я сам обомлел, когда увидел количество этих текстов в Стамбульском музее, в котором выставлены результаты турецких раскопок, которые начались в 1948 г., и продолжаются до сих пор. Раскопано сейчас почти 30 000 клинописных таблиц. Немыслимое количество! Наверное, один из самых больших архивов, которыми располагает история человечества вообще. Эти тексты не все прочитаны, но многие из них доступны для ознакомления в Интернете.

Исследование этих текстов началось давно, в конце 19 века. Турки находили эти таблички прямо на поверхности земли или во время сельскохозяйственных работ, продавали их на рынке. Таким образом, распродали примерно 4500 табличек, они осели в музеях разных стран. Голенищевская коллекция находится в Пушкинском музее в Москве в полном порядке, ее издала Янковская в специальной работе «Староассирийские документы 2 тыс. до н.э. из Кюль-тепе» (1972) с хорошим переводом, комментарием и изданием всех имевшихся текстов. В других странах дела обстоят не так хорошо, например, в музее Лос-Анджелеса эти таблички до сих пор не прочитаны, а выставлены на полках, завернутыми в сухие тряпочки. В музеях стран Западной Европы эти коллекции доступны, причем доступны больше чем то, что было найдено турецкими археологами. Не существует международной системы доступа к древней информации. Раздробленность современного человечества сказывается в том, что мы древнюю историю не можем как следует изучать из-за того, что существуют государственные границы, разногласия между государственными религиями, и это с годами нарастает. Этого не было еще несколько лет назад, но сейчас это нарастает. В результате лучше всего изучены сейчас те 4000 кусочков, которые были найдены мошенниками, проданы на базарах и попали в музеи разных стран. Сейчас группа ученых (6 человек) из Голландии, Франции, Чехословакии и США совместно разрабатывает материал этих табличек. Турки мало пускают иностранцев в свои коллекции. В Турции нет ни научных ресурсов, ни желания для того, чтобы опубликовать все найденные документы. Эта группа ученых – специалисты по социально-экономической истории и праву, знающих ассирийский язык, издают год за годом очень много. Дошло даже до того, что во Франции в популярной серии Сесиль Мишель издала письма из частных ассирийских архивов, изучая, таким образом, семейные отношения в ту эпоху.
Всего открыто три архива в трех ассирийских колониях. Самый большой архив происходит из города Каниш (Ниса). Эти архивы располагались в домах ассирийских торговцев.

Социально-экономическая система колоний.
Колонии существовали в туземных городах, не подчинялись напрямую местной власти. Царь каждого города (его титул дословно переводится как «начальник лестницы») исполнял в основном ритуальные функции. Ключевые экономические вопросы решало городское вече.
Ассирийцы жили отдельными кварталами. Ассирийцы не любили жить в колониях, так как это представляло опасность для их жизни. Местные жители, видимо, не раз изгоняли их с базаров, чему свидетельством являются следы многочисленных пожаров в колониях. Купцы старались поручить ведение дел управляющим, а сами жили в Ассирии. Они были двоеженцами. Дома у них был одна жена, а в колониях они заводили себе вторую, это широко практиковалось и считалось нормой. Основным средством передвижения между домом и колонией был осел.
Экономические отношения были похожи на финансовый капитализм, существовавший в Эбле в сер. III тыс. до н.э., что очень важно для того, о чем мы сейчас говорим. Практиковались векселя и вексельные выплаты. Было организовано массовое текстильное производство на экспорт, которое обеспечивало окрестные города. Было налажено массовое производство металлических изделий.
Железо было know-how хеттских царей, которым они не делились с ассирийцами. Ассирийцы пользовались бронзой, олово для бронзы везли из Средней Азии.
В каждом городе ассирийцы были объединены в торговые объединения, которые и являлись официальными представительствами их интересов. В документах отражается переписка между торговыми объединениями разных городов. Дворец взимал умеренные налоги, не вмешиваясь в бурную деятельность ассирийских колоний.

Культура
Существовало две абсолютно разных культуры – культура ассирийцев и туземная малоазийская культура. Различия проявлялись в религии и даже во внешнем облике печатей (для примера показывает иллюстрации из AJA). Хатты – население С-В. части Малой Азии, безусловно, весьма близкое абхазо-адыгским языкам. Недавно генетики Хи… и Ундерхилл доказали генетическую близость хаттов и западно-северо-кавказских народов, в частности, абхазо-адыгов, что подтверждает лингвистическую гипотезу об их родстве. Большую работу о родстве хаттов и западно-северо-кавказских народов опубликовали еще Старостин и Дьяконов.

Божества
Основным божеством был Пирва (pirua)
Вторым по значению и по упоминаниям был Тархун (Ta-ar-hu-nu (u)). Кстати, трава тархун не случайно называется тархуном, а является свидетельством распространения культа божества с этим именем. Кстати, и на Балканах также известна трава перуника, названная в честь Бога Грозы.
В последние годы были открыты тексты, в которых ассирийцы в этих колониях клянутся своими ассирийскими богами. Было распространено поклонение божеству магии Никалет или Никаль.
Увлечение магией можно связывать с опасностью жизни в колониях.

Собственные имена
1)одна группа (женские имена) имеет вторую часть –nego/-niko (g и k, e и i не различаются в текстах того времени).
Например, Suppi-a-nika.
2)с окончанием –hsu (сын, рожденный). С этим словом генетически связаны hasu – рождать, царь; hasatar – род (в том же смысле, что и лат. gens). Этимологические соответствия находятся в ассирийском Ассур, хурр. Аххур – царь, повелитель, глава рода.
3)вторая группа женских имен с окончанием –sar (-sor), восходящим к общеин-евр. * swe, *sor – женщина своего рода, т.е. та, на которой нельзя жениться.

Обозначения свободы и зависимости
Понятие Ara – древнеиндоевропейское обозначение того, то по закону (ср. иранское Арта)
Arava – основа со значением «свободный» (от налогов). Поскольку господствовала система финансового капитализма, то не имеется в виду «не раб», «не лично зависимый», а «свободный от податей дворцу».
Hutarla – раб. Это понятие ввиду суффикса –rla изобличает какой-то туземный язык вроде хурритского.
Рабы были, но в небольшом количестве, и только домашние рабы, как у американских индейцев.
Был распространен обязательный обычай отпускать рабов на волю. Вопрос об этом решало городское вече. Существовало мнение, что от города, который пренебрег этим обычаем, отвернутся его боги.

Конец ассирийских колоний в Малой Азии.
Три хеттских царства объединились против ассирийцев. Ассирийские колонии были сожжены, был положен конец ассирийскому присутствию в Малой Азии, после чего полностью изменилась соц-экон., система управления старной, термины «договор», «повинности».
Сложилась чисто феодальная система. Царь раздавал военные наделы, за которые они были обязаны выставить определенное количество воинов.
tuzzi – (хетт.) воины (родств нем. deutsch, тевтоны). Понятие народ, мутировавшее в понятие армия.
tuzzi – также феодальный надел, за пользование которым человек служит царю.
Palmer, опубликовавший микенские тексты, реконструировал индо-европейскую систему феодальных наделов, передача которого освящалась царем, в обмен на пользование которым владелец должен был поставлять ратников.

(Разное)
***
На одном корабле, затонувшем у берегов Турции в бронзовом веке, найдена доска с лувийским иероглифическим письмом 17 века.

***
Хурритский город Уркеш. В городском храме существовал бездонный колодец, спустившись в который можно было оказаться на том свете и совершать там ритуалы.
Я возьму свое там где я увижу свое
ABG
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 10 апр 2007, 22:11
Откуда: Москва

Сообщение Юлли » 29 ноя 2007, 21:25

Фрейман А. А. Хеттский язык в его отношении к индо-европейским // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — Т. VI. Вып. 3. — С. 189—210.
http://feb-web.ru/feb/izvest/1947/03/473-189.htm
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение germes » 18 янв 2008, 23:07

Не кажется ли вам, что слишком много убийств отцов сыновьями и зятьями. Это очень напоминает греческие мифы. Может быть за этим стоит не только борьба за власть, но и отголоски какого-то древнего обычая?

В истории я мало понимаю, но знаю что у адыгов в языч. времена был обычай убивать стариков сбрасывая их со скалы.
germes
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 янв 2008, 22:55

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 19 янв 2008, 14:42

Я уже пытался поднять эту темы, но особой поддержки не получил. Мне тоже показалось, что есть связь.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Nart » 19 янв 2008, 21:58

Lusor писал(а): 8) Видите ли, этногенез - это одно, культурные контакты - другое, а типологическое сходство сюжетов и мотивов в религии и искусстве - совершенно третье. Например: есть замечательное типологическое сзодство в скифском рассказе об энареях, осетинском эпосе о Хамыце и ирландских преданиях о недуге Уладов.
Вообще, иной раз удивительно насколько все индоевропейские мифы (эпос, сказки) схожи. На мой взгляд это говорит о древности мифов (вожможно они возникли еще до распада индоевропейской общности), Либо о том, что у разных народов (после распада индоевропейской общности) происходили схожие общественно-политические процессы.
ZORA писал(а):Выше на это ветке http://feb-web.ru/feb/ivl/vl1/vl1-1232.htm есть линк в моем посте на статью Иванова "Литература Хатти" и цитата из нее (я даже жирно выделил на всякий случай).
А вот это уже интересно:
Сохранившиеся в архиве хеттских царей отрывки позволяют утверждать, что на языке хатти писались стихи с фиксированной метрической, строфической и звуковой формой. Некоторые из них, в частности стихотворные величания царя и царицы, была переведены на древнехеттский язык, как были переведены и стихотворные обращения к божествам с указанием различных их обозначений на «языке богов» и на «языке людей» (букв. среди богов и среди людей):

Тебя лишь смертные зовут Тахатанвити,
Среди богов ты Мать Источников — Царица!..
Тебя лишь смертные зовут Вассецилли,
Среди богов ты — царь, подобный Льву!

Различение «языка богов» и «языка людей» напоминает о сходной античной традиции (в этой связи существенно и то, что гомеровское особое название «крови богов» представляет собой заимствование из хеттского) и о подобном же разделении в древнеисландской и древнеирландской поэзии, в египетских текстах (а также и у других народов Евразии, в частности в фольклоре айнов).
В Нартском эпосе упоминается хатиаг авзаг как язык обращения к Богу. Хатия в переводе с иранского означает - истина. Таким образом хатиаг - это истинный язык, язык обращения к Богу. Язык этот был тайный, знали его лишь жрецы.
Вряд ли этот язык принадлежал какому то одному народу. Язык обращения к Богу, язык истины - должен быть очень древним языком!
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 88