Евгений Беляков. 15 сонетов

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

Евгений Беляков. 15 сонетов

Сообщение Евгений Беляков » 03 мар 2011, 20:23

О РУССКОЙ ПОЭЗИИ, РОССИИ И О ЛЮБВИ
15 сонетов

Посвящается О.

1. Брегет

Рубиновый цветок на скатерти старинной
И томик Гете золотой.
Еще горит свеча, угли камина
Мерцают темно-красною каймой.

Еще осталось время до рассвета,
Еще не пробил роковой брегет,
Есть время отыскать ответ,
Быть иль не быть российскому Гамлету.

Настала ночь. Очам природы лень
Разглядывать узоры снов, и не вновинку
Им локоны девичьи. В невидимку
Она играет в шапке набекрень
И с куклой Долли спит в обнимку
Не ведая, что принесет грядущий день.

2. Записка

Зеленые глаза, малиновый берет.
Идет под ручку с генералом.
И словно невечерний свет
Улыбка на лице ее усталом.

Мы начинаем говорить слова,
Когда все сказано и слов уже не надо,
Но тишина любому слову рада,
Когда от слез кружится голова.

Когда судьбы безликою рукой
Разведены мосты, и призрак медный,
Вершит вселенский суд, любовник бледный
Под звон копыт над хладною рекой,
Рыдает над запиской исповедной,
Сведен с ума восторгом и тоской.

3. Поэт

И на свечах наплывы стеарина.
На сцене ночь по-летнему светла.
И маленькая балерина
Всегда нема, всегда мила.

Да мы живем не в парадизе,
Но ноша тяжкая (для некоторых) легка.
И Мона Лиза бедной Лизе
Улыбку шлет через века.

Прощай, забытая планета.
Вселенским странником в пыли
Из галактической дали
Межзвездной я пришел на эту.
Сюда созвездья привели,
И жребий выпал стать поэтом.

4. Ножка

И на плечах точеных поцелуя след,
И в спутниках ей недостатка нету.
Колье алмазное, малиновый берет…
Евгений – к выходу: «Карету мне, карету».

И думал удивленный зритель:
«Слегка Евгений осовел.
Сказал, что и Дидло ему уж надоел.
Смотрите-ка, каков ценитель!»

…Змея ползет по тонкой ножке
бокала звонкого и вот
свой яд смертельный отдает.
Танцует балерина-крошка
И тонкой ножкой ножку бьет…
Бокал разбился…вот оплошка…

5. Дуэль

У Черной речки, где свиданье было
Парашки и Игнатушки вчера,
Где в прошлом веке Пушкина убило
Не пуля, а предательство двора...

Не пуля Ленского убила,
Не пуля, а Стрела
Быть может, в Тютчева нацелена была,
Случайно путь свой отклонила,

Попала в Ленского. Отстой.
Учил бы ты, Онегин, пистолеты,
Чтоб друга на дуэли этой
Сберечь от пули роковой.
…А Макс промазал без лорнета
Какое счастье, боже мой.

6. Свидание

Назначено ему когда-то после бала
Свиданье было в глубине аллей.
Она пришла, ни слова не сказала,
И только жестом тихим показала идти за ней.

Аллея кончилась. А дальше Млечный путь
И купол звездный без предела.
Сама она, бесплотная, взлетела,
А он за ней плетется как-нибудь.

Несчетно звезд сияет в этом мире
Но ни одной уже не нужно мне…
Я был и в черно-золотом Овне…
В Геракле, Орионе, Лире…
Ин вино веритас? Нет истины в вине.
Солгало пьяное чудовище в трактире.

7. Ночь

Там только пыль морозная летала.
И ветер по щекам хлестал.
Там быстро в мире тьма настала.
Лишь в небе светит ледяной кристалл.

Зима! Рассыпалась. Снежинки
Сверкают под луной.
И кажется, все это не с тобой.
Все это – будто старые картинки.

Вот тройка тронулась, ямщик
Конечно, пристяжную погоняя,
Свистит, и колокольчик, дар Валдая,
Бубнит о чем-то, и на миг:
Нева и всадник, дымка голубая.
Петра безумный, гневный лик.

8. Портрет

Деревьев очертание застыло.
В твоих глазах, больших как две луны.
Два озера. Ну почему ж не мило
Тебе читать мои нечаянные сны?

О муза грустная, очей очарованье,
Свети как свечка, как звезда,
Свет невечерний не погаснет никогда!
Свети всегда, небесное созданье.

Ты ранишь, ты уходишь, ты забыла…
Гори, письмо любви, раз просишь, - но портрет,
Где дерево, где невечерний свет,
Где  словно в янтаре застыло
 То слово, что сказала ты в ответ…
Портрет?! Я сжечь его не в силах.

9. Колокол.

Куда стремишь полет свой, о зегзица?
Пророчит ворон одноглазый, и глядит
На красные щиты лисица.
И Бог знамение небесное творит.

А в небе снег и колокольня,
И медный колокол поет,
Зовет послушников, зовет.
Поет тогда, когда ударят больно.

Поет тогда, когда один,
Когда небес пустыня внемлет Богу,
Кто, мученик тоски, выходит на дорогу,
Печорин? Игорь, Святослава сын?
И вот тогда едва заметно, понемногу
Плывет твой гул среди пустых равнин.

10. Сказанья

О, трудные сказанья прежних лет,
Вы времени седого креатура,
Уже вас в памяти народной нет,
Но сохраняет вас литература.

Святые, схимники, цари
Пророки, схватки боевые,
Да говорят еще какие!
О, русские богатыри!

О, Ярославны светлоокий взгляд!
Храню я вас, преданья прежних лет.
Толпитесь предо мной, пока брегет
Испорченный пятнадцать раз подряд
Не прозвонит последний мой обед,
Где ем не я – меня едят.


11. Измайлово.

К какому берегу летишь ты – дай ответ,
Зегзица? За морем есть берег дальный,
Куда едва доходит солнца свет.
Не там ли ищешь лады взгляд печальный?

Есть берега другие, там озера
Глубокие, и рыжая руда,
И камень синий, и прозрачная вода…
И розовые облака как горы.

И там свой первый ботик сделал Петр.
И там я тоже был когда-то житель.
И Станислав Жидков самоучитель
По йоге там писал, в сто лет здоров и бодр.
Любовь есть чудо, как там не крутите.
Волшебство, что вам Гарри Потер.

12. Криница и дятел.

Кому воды даешь испить, криница?
Одним ты дашь, другим воды не выдашь.
Что ж ива серебристая кренится?
На каждый вдох найдется ль выдох.

На каждый взмах найдется ль плетка?
А на краю лесов твоих зеленых,
Холодным солнцем юга опаленных,
Смотри, пылает небосвод как!

Как шпоры Воланда. В глуши
Заснеженных полян своих читатель,
Жил старый, злой и очень хмурый дядел,
Зачем он жил, поди-ка разреши
Загадку века. Да, скажу некстати,
Сторонник был он несуществования души.

13. Поле битвы.

Чей у моста в снегу дуэльный пистолет?
Какого дьявола здесь смерть его забыла?
Кому на поле этой битвы белый свет
Туманом и людской тоской застила?

О поле древней битвы, кто земную глушь
усеял сими мертвыми костями?
Телами душ живых, что на Земле гостями,
И здешних мертвых, хладных, горьких душ?

Так чей в снегу старинный пистолет?
И чья душа, сквозь ожерелье
Взлетела в небо, словно вихрь метельный?
Откуда этот невечерний свет?
О, Русь, к чему бесплодные стремленья…
Куда ж ты скачешь - дай прямой ответ.

14. Ответ.

Нет, не дает ответа, нет. Пуста страница…
Лишь пьяница с глазами кролика
Сболтнет незнамо что, пока не протрезвится.
«Ин вино веритас». По мненью алкоголика.

А снег строчит на пустоши свои слова.
И вечер медленно клубится.
И солнце в розовый раствор садится.
В шаль облака закутано едва.

И ты сидишь над книгой, Боже правый,
Как эти локоны печально завиты.
Ракушка снов, зари румяные персты…
Как все мне здесь по сердцу, все по нраву,
Когда ко мне приходишь ты,
Поэзия моя, мой Бог золотоглавый.





КОММЕНТАРИИ

14 сонетов в строгом смысле не являются венком сонетов(в венке каждый следующий сонет начинается последней стройкой предыдущего). Больше того, в силу свободной ритмической структуры они не являются, строго говоря, даже и сонетами(это своего рода верлибр с рифмами, имитирующими сонет). Однако , сохранен "принцип ключа", и если объединить первые строчки каждого стихотворения, получится 15-й сонет, воссоздать который я предлагаю читателю.


[15. Ключ

Рубиновый цветок на скатерти старинной,
Зеленые глаза, малиновый берет,
И на свечах наплывы стеарина,
И на плечах точеных поцелуя след.

У Черной речки, где свиданье было
Назначено ему когда-то после бала,
Теперь там только пыль морозная летала,
Деревьев очертание застыло.

Куда стремишь полет свой, о, зегзица?
О трудные сказанья прежних лет.
К какому берегу летишь ты - дай ответ...
Кому воды даешь испить, криница?
Чей у моста в снегу дуэльный пистолет?
Нет, не дает ответа, нет. Пуста страница…]


1. Брегет

Брегет, карманные часы, изготовлявшиеся в мастерской французского мастера А. Л. Бреге (Bréguet; 1747—1823). Отличались большой точностью, отбивали часы, доли часов и показывали числа месяца.

Онегин едет на бульвар.
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет.
Не прозвонит ему обед.

А.С.Пушкин, Евгений Онегин.


2. Еще горит свеча...

Мело, мело по всей земле во все пределы,
Свеча горела на столе, свеча горела...

Б.Л. Пастернак.

Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Ему придавалось особое, даже чрезвычайное значение. Это были заветные слова, «ясак», выражаясь по-старинному,— то есть пароль, своего рода семейный девиз, притом девиз созидательный.

А.Панченко (в книге диалогов с Л.Гумилевым)

3. Есть время отыскать ответ,
Быть иль не быть российскому Гамлету.

Имеется в виду одновременно Некто (Ленский? Пушкин?...) перед дуэлью и русская культура в ее целом, в ее нынешнем состоянии (практически перед возможным полным исчезновением с исторической сцены).
Особая роль трагедии "Гамлет" в русской культуре неоспорима.
Приведу первые слова великого первого перевода на русский язык монолога Гамлета, сделанного Сумароковым.

Отверсть ли гроба дверь, и бедствы окончати,
Или во свете сем еще претерпевати.
Когда умру, засну,- засну и буду спать;
Но что за сны сия ночь будет представлять.
Умреть - и выйти в гроб - спокойствие прелестно,
Но что последует сну сладку - неизвестно.


4.
...В невидимку
Она играет в шапке набекрень

Людмила шапкой завертела;
На брови, прямо, набекрень
И задом наперед надела.
И что ж? о чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала;

А.С.Пушкин. Руслан и Людмила.

Речь идет о возлюбленной лирического героя, наподобие Ольги Лариной.

5.
Малиновый берет.

Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?

А.С.Пушкин, Евгений Онегин.
(C послом испанским говорит Татьяна Ларина. Героини Пушкина в сонетах как бы объединяются).

6.
Идет под ручку с генералом.

Генерал - муж Татьяны.

7.
Невечерний свет.

В молитве "Свете тихий" встречается словосочетание "свет вечерний". Она поется на закате, в ознаменование вечности Света, принесенного на землю Иисусом Христом, то есть невечернего света. Татьяна отказывает Онегину, согласно моему толкованию, по религиозным мотивам, хотя в "энциклопедии русской жизни", как Белинский назвал пушкинский роман в стихах, нет ни одного священника. Но он за кадром. Невечерний свет исходит от Татьяны, как реинкарнации Богородицы.

8.
Когда судьбы безликою рукой
Разведены мосты...

Во времена действия "Медного всадника" мосты были плавучие и их убирали при наводнениях.

Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.

А.С.Пушкин, "Медный всадник"

9.
...призрак медный,
Вершит вселенский суд, любовник бледный
Под звон копыт над хладною рекой,
Рыдает над запиской исповедной,
Сведен с ума восторгом и тоской.

Над запиской плачет другой Евгений - Евгений Онегин, который плачет над письмом к Татьяне.

10.

И маленькая балерина
Всегда нема, всегда мила.

Я маленькая балерина,
Всегда мила, всегда нема.
И скажет больше пантомима,
Чем я сама.

А.Вертинский. Маленькая балерина.

11.
Парадиз - рай.

12.
Но ноша тяжкая (для некоторых) легка.

...Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)

13.
И Мона Лиза бедной Лизе
Улыбку шлет через века.

"Бедная Лиза", творение Карамзина.

14.
И жребий выпал стать поэтом.

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот...

М.Волошин

15.
Евгений – к выходу: «Карету мне, карету».

Евгений, увидев благосклонность Татьяны к своим спутникам, бросается к выходу, как Чацкий, истинное горе которого - от безответной любви (а не от "ума", которым Чацкий пока еще не обладает, что и отметил А.С.Пушкин).

16.

Сказал, что и Дидло ему уж надоел.

… на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул,
И молвил: "Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".

А.С.Пушкин. Евгений Онегин.

Дидло перенес на сцену пушкинского «Кавказского пленника» в 1823 году.
Последним балетом, поставленным Дидло, был небольшой балет «Разрушенный Кумир» (дан в бенефис Истоминой).

17.

И тонкой ножкой ножку бьет…

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Хочу заметить, что "маленькая балерина" сонетов - не Истомина. А принцесса эльфов. И бьет она не одной ножкой по другой своей, а по ножке бокала с ядом... Которым, возможно, хотел отравиться лирический герой (Онегин?).

18.
У Черной речки

У Черной речки в 1837 году состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Там же в ноябре 1909 г произошла дуэль М.Волошина и Н.Гумилева - двух великих поэтов Серебряного века. Стреляли из старинных пистолетов. Оба безумно боялись попасть. Полиция опоздала и нашла только забытую Волошиным галошу. За что остряки назвали его Ваксом Галошиным (также от слова вакса). Увы, эту прелестную деталь мне не удалось вставить в сонеты, пусть остается хоть в примечаниях.

19.
Не пуля, а Стрела

Стрела Аримана, поражающая наилучшее, самое талантливое и гармоничное в плохо устроенных обществах. Термин И.Ефремова, советского философа и фантаста.

20.
А он за ней плетется как-нибудь.

Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь
Пушкин, Евгений Онегин.

21.
Несчетно звезд сияет в этом мире
Но ни одной уже не нужно мне…

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

И.Анненский

22.
Ин вино веритас? Нет истины в вине.
Солгало пьяное чудовище в трактире.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
...
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

23..
Зима! Рассыпалась.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами...

А.С.Пушкин

24.
Очей очарованье
.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса

А.С.Пушкин

25.
Свети как свечка, как звезда...

Известный русский романс "Гори, гори, моя звезда".

26.
Свети всегда

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

В.Маяковский. Необычайное приключение...

27.
Гори, письмо любви

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.

28.
Куда стремишь полет свой, о зегзица?

Зегзицею незнаемой кукует рано: «Полечу далеко по Дунаю, долечу до реки, до Каялы, омочу в ней рукав свой..."
Слово о полку Игореве.

29.
...глядит
На красные щиты лисица.
.
Лисицы лают на червленые щиты.

Слово о полку Игореве.

30.
Игорь, Святослава сын?

Главный герой "Слова о полку Игореве".

31.
О трудные сказанья прежних лет

Не лепо ли начать нам , братия,
Старинным слогом трудных повестий,
Сказанье о походе Игоревом?

Слово о полку Игореве


32.
креатура

ставленники, типа номенклатура.

33.
схватки боевые,
Да говорят еще какие!
О, русские богатыри!

Да, были люди в наше время…
Богатыри, не вы.

Лермонтов, "Бородино"

34.
Толпитесь предо мной, пока брегет
Испорченный пятнадцать раз подряд
Не прозвонит последний мой обед

См. примечание № 1.

35.
Где ем не я – меня едят.

Король.Ну, Гамлет, где же Полоний?
Гамлет. На ужине.
Король. Как на ужине?
Гамлет. Да, где не он ест, а его едят. К нему собралось множество премудрых червяков. Вы знаете, что все наши ужины делаются для червяков: мы откармливаем животных, чтобы откормить себя, а себя откармливаем, чтобы откормить червяков. Король и нищий — что это такое! Два разные блюда для них, и оба будут на одном столе — один конец обоим!

Шекспир. Гамлет.

36.
За морем есть берег дальный

Для берегов отчизны дальной.
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный.
Я долго плакал пред тобой.

А.С.Пушкин

37.
И там свой первый ботик сделал Петр.

Известно, что первый свой ботик царь Петр позаимствовал у какого-то купца и испытал его в Измайловских прудах...

38.
И Станислав Жидков самоучитель
По йоге там писал, в сто лет здоров и бодр.

Станислав Жидков, известный йог, автор "росийской йоги", включающей удары по своей собственной голове и другим местам. Мой друг и учитель.

39.
криница

источник.

40.
Как шпоры Воланда.

Тут последовало преображение Воланда. С него упал черный бедный плащ. На голове у него оказался берет и свисло набок петушиное перо. Воланд оказался в черном бархате и тяжелых сапогах с тяжелыми стальными звездными шпорами.

М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

41.
О поле древней битвы, кто земную глушь
усеял сими мертвыми костями?

Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями..."

А.С.Пушкин, Руслан и Людмила.

42.
И чья душа, сквозь ожерелье
Взлетела в небо...

Один он изронил жемчужну душу,
Сквозь золотое ожерелье.

Слово о полку Игореве.

43.
О, Русь, к чему бесплодные стремленья…
Куда ж ты скачешь - дай прямой ответ.

Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

Гоголь. Мертвые души.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron