Страница 84 из 90

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 07 май 2018, 09:46
а лаврухин
_____________________________________________________
***************************************************************************************

Журнал "Рабочий и театр" 1928 год, №44.

1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

9.Изображение

10.Изображение

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 08 май 2018, 05:06
а лаврухин
Журнал "Рабочий и Театр", 1028 год, №№8 - 16.

1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 08 май 2018, 05:15
а лаврухин
Журнал "Рабочий и Театр", 1928 г., №16.

1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

9.Изображение

10.Изображение

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 09 май 2018, 09:42
а лаврухин
______________________________________________________
**************************************************************************************

По вопросу о заговоре М.Тухачевского в исторической науке есть две точки зрения:
1) заговор был;
2) заговора не было: Сталин казнил ни в чём не повинных людей, лишил оборонную мощь СССР стратегически мыслящих военноначальников.

Обычное рассмотрение вопроса - это анализ фактов военной и политической ситуации в СССР и Европе.


Изображение

Изображение

Но можно искать доводы, обращаясь к свидетельствам из жизни музыкальной культуры (театр, филармония, книгоиздание и т.п.):

Изображение

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 09 май 2018, 10:28
а лаврухин
Музыкальное наследие М.П.Мусоргского (9 [21] марта 1839, с. Карево, Псковская губерния — 16 [28] марта 1881, Санкт-Петербург) вызывало (и вызывает по сей день) особый интерес - подчёркнуто идеологический и политический.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

М.П.Мусогргский. Песни и Пляски Смерти. Издательство:
1) Государственное музыкальное издательство Москва;
2) Универсальное издательство UNIVERSAL EDITION A.G. WIEN. LEIPZIG
3) год издания: 1931.

Изображение

Какие ужасы готовит на момент начала 30-х годов История?
1) в СССР - Голодомор, убийство С.М.Кирова, "Большой террор";
2) в Германии - приход к власти А.Гитлера.

Изображение

Совместное издание нот сочинения М.П.Мусоргского "Песни и Пляски Смерти" - символический вход в тему событий начала 30-х годов (своеобразный шаманизм). Напомню, что в издательствах "Государственное музыкальное издательство" и "Универсальное издательство" работали (синхронно) троцкисты.
Сталин, отследив деятельность троцкистких челночников (непрестанно перевозили подпольную литературу через кордон), в 1932 году прикрыл эту лавочку (разорвал Договор о сотрудничестве).

Д.Д.Шостакович заканчивает работу над оперой "Леди Макбет" (14 октября 1930 - 17 декабря 1932).

Изображение

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 09 май 2018, 13:02
а лаврухин
1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

9.Изображение

Комментарий.
Издание в виде тетрадки, 24 стр. Титул вынесен на обложку. Текст по всей печати плотный и без пустот. Всего страниц с титулом и нотами 23. Плюс страница с рекламой. Итого: 24.

Рис.1:
На титуле текст "Для начинающих" двусмысленный: 1) прямой - "для учащихся"; 2) иносказательный - для тех, кто начинает осуществлять, к примеру, заговор. Одни начинают (военные), другие поддерживают (партноменклатура, чекисты, работники искусства - музыканты, артисты, писатели, поэты).

На титуле немецкое слово KLAVIERSTU**KE также двусмысленное. Дело в том, что с 1934 года военная авиапромышленность Германии приступила к созданию пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. название «Юнкерс», рус. прозвище «певун», «лаптёжник», реже — «лапотник») (SturzKampfFlugzeug). Конструктором машины был Герман Польман (Hermann Pohlmann). Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение — в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Всего было построено более 6500 Ju 87.

Изображение

В тексте на титульном листе значится особое число "60" - знак совершенства у эзотерических сообществ (на известных изображениях раствор циркуля равен 60 градусам).

Рис. 2-3:
Дизайн рисунка титульной страницы выполнен в традиции совместного издания нот (Москва - Вена).

Рис. 4;
Начало нотного текста.

Рис. 5-6:
Завершение нотного текста на стр. 22 и 23. Как и полагается, звучит тема "Марша" (стр 22) - в результате совершения удачного переворота, за которым следует тема "Танец" (стр 23) - символический Бал (Сатаны?).

Рис. 7.
Выходные данные. Ответственный редактор профессор Московской консерватории, соратник М.Тухачевского и наставник Д.Д.Шостаковича Н.Жиляев. Проходил по Делу о заговоре М.Тухачевского. Казнён в 1938 году.

Рис. 8.
Реклама.

Рис. 9.
Создаётся впечатление, что этот список являет собой перечнь Центров подготовки военного заговора.

Предварительные итоги.На мой взгляд это издание представляет собой своеобразный сигнал для военных заговорщиков по приведению их центров к готовности номер ОДИН. Широко и открыто распространяемая по СССР под видом музыкальной учебной литературы (20 000 экземпляров) эти НОТЫ ("нота" в юридическом поле - "заявление") не могли вызвать никакого подозрения у властей.

Чем не Театр? Чем не Опера, достойная Игры в Шекспира?

Послесловие. На титульном листе запись владельца этого издания - некто К.Некрасов. Заговорщик?

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 10 май 2018, 09:24
а лаврухин
Наступил 1936 год.

Сталин понимал, что в среде военных зреет заговор с целью захватить власть. Маршал М.Тухачевсий являлся его руководителем. В том, что это именно так, Сталину помогла убедиться (в том числе) премьера оперы Д.Д.Шостаковича (в соавторстве с И.И.Соллертинским) "Леди Макбет" на сцене Большого театра. Постановщики спектакля при непосредственном участии и поддержке М.Тухачевского вывели образ смерти Сталина (отравление хозяина дома Бориса Тимофеевича крысиным ядом - что и было сделано в 1953 году).

Сталин принимает срочные меры по обузданию строптивости музыкантов и по тактической нейтрализации М.Тухачевского. Маршалу предписывалось совершать перманентные командировки по странам и весям всей Европы (Германия, Англия и т.п.). Тем самым координация и руководство заговорщиками нарушались сами собою. А осенью 1936 года был показательный суд над Л.Каменевым и Г.Зиновьевым, после которого последовал их расстрел.

К концу 1936 года заговорщики поняли, что с планами осуществления военного переворота нужно повременить. И они дают об этом команду в виде публикации хорошо знакомых нам нот сочинений А.Гедике "60 легких фортепианных пьес", но только в слегка изменённом виде:

1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение


Рис. 1, 2, 3
Издание представляет собою тетрадку в 24 страницы с обложкой. Итого 28 полос.

4.Изображение

Рис.4.
Как можно видеть, в отличие от издания 1935 года, здесь на обложке дан обрамляющий рисунок в виде строгой рамки (три линии одинаковой толщины). Нет и отдалённых намёков на былое сотрудничество с австрийцами (венское "Универсальное издательство", где работали также троцкисты).

5.Изображение

Рис. 5. Титул издания практически повторяет информацию обложки. Разница с обложкой в годе издания: на обложке 1937, а на титуле 1936.
Вызывает также особый интерес автограф владельца этого издания - всё тот же К.Некрасов. Кто он? Музыкант? К чему ему нужно было иметь два издания одного сочинения? - ведь он мог купить два экземпляра первого издания.

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

Рис. 6, 7, 8.
Информация совпадает с изданием 1935 года. Отличие только в расположении места печати в самой тетрадке пьес "Марш" и "Танец".

9.Изображение

Рис. 9. Издание осуществлено при участии Н.Жиляева - верного друга М.Тухачевского. Расстрелян в 1038 году. Интересна дата сдачи в производство: 1 декабря 1036 года. Это годовщина убийства С.М.Кирова.

10.Изображение

11.Изображение

12.Изображение

Рис.10, 11, 12.
Пляски Смерти на страницах обложки журнала "Рабочий и театр". Обращает на себя внимание присутствие числа 23 на этом "Бале Сатаны". Число 23 стоит на страницах с пьесой "Танец" обоих изданий сочинения А.Гедике.

13.Изображение

Рис.13. Этот разворот можно назвать "Молчанием": ни одного печатного знака. Это и есть тот сигнал, по котороу все центры по подготовке военного восстания должны "уснуть".

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 12 май 2018, 10:00
а лаврухин
1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

6.Изображение

7.Изображение


Рис. 1-7.
Образец нот, изданных в СССР при участии венского "Универсального издательства". Ответственный редактор Н.Мясковский (композитор, сочинения которого часто издавала Вена).


8.Изображение

9.Изображение

Рис. 8-9.
Результаты сличения обложек изданных в 1935 и 1937 годах нот А.Гедике (выполз любопытный знак).

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 12 май 2018, 10:37
а лаврухин
Ноты издательства "Тритон" из коллекции некоего К.Некрасова. Год выпуска 1935.

1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

Комментарий. Название сочинения композитора М.Майкапара "Первые шаги" также имеет двусмысленный оттенок. "Первые шаги" - это с одной стороны первый музыкальный опыт (для детей), а с другой - первостепенные действия заговорщиков во время свершения военного переворота. Обращает на себя внимания публикация списка "музыкальных центров", который практически совпадает со списком на нотах издательства Музгиз - 24 против 22 (пляска вокруг числа 23):

5.Изображение


Рис. 5.
В этом списке отсутствуют центры в Таганроге и Чернигова.

Данное издание нот М.Майкапара - четвёртое по счёту (специально указано). Любопытно, что в повторном издании 1937 года нот Гедике такого пояснения нет. Получается, что издания нот Гедике в 1935 и 1937 годах одного и того же сочинения композитора принципиально отличаются друг от друга (в части внемузыкальной информации, наличие которой носит предположительный характер).

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

Рис. 6-7.
Выходные данные рассматриваемых выше изданий нот Гедике и Глиера (Майкапар печатался в другой типографии).

Предварительный вывод. Обнаруживается идейная (внемузыкальная) связь издательств Музгиз (Москва), Тритон Ленинград) и "универсального издательства (Вена).

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 12 май 2018, 10:49
а лаврухин
1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

Рис. 1-3.
Обложка журнала "Рабочий и театр" за 1937 год выдаёт на гора образ "усыпления" (всё тихо и строго, и ничего лишнего) деятельности всех центров по подготовке военного переворота. Арест М.Тухачевского последует в мае 1937 года, о чём в редакции журнала "Рабочий и театр" уже знали в конце 1936 года. Д.Д.Шостакович уже приступил с сочинению своей Пятой симфонии (памяти жертв "Большого террора", который ещё только ожидает своего начала в августе 1937 года).

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 13 май 2018, 09:19
а лаврухин
Журнал "Рабочий и театр", 1929 год.

1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

9.Изображение

10.Изображение

11.Изображение

12.Изображение

13.Изображение

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 13 май 2018, 09:34
а лаврухин
Журнал "Рабочий и театр", 1934 год, №52.

1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

9.Изображение

10.Изображение

Рис. 4
Статья В. Падво о творчестве композитора Д.Д.Шостаковича.
В.Падво - убеждённый троцкист. В 1927 году был исключён из партии; в 1928 восстановлен. В 1934 году проходил по делу об убийстве С.М. Кирове.
Любопытно название статьи - "Выстрел". Думаю, что имеется ввиду именно выстрел в Смольном 1934 года, осуществлённый Л.Николаевым.

Изображение

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 14 май 2018, 08:46
а лаврухин
http://togdazine.ru/project/kidsjournal/

ЮЛИЯ ГРАЧЕВА


...............Как воспитывали нового советского гражданина...........................
..........................Детские журналы 20-30-х годов......................................

После революции для детской периодики началась новая эпоха. В стране, пережившей мировую войну, две революции и только оправляющейся от гражданской войны, начинает выходить много детских журналов. Это были тоненькие книжки, напечатанные на ужасного качества оберточной бумаге и без иллюстраций. Издавались они едва ли не во всех крупных городах — Москве и Петрограде, в Киеве и Харькове, в Пензе и Твери. Такое упорное желание выпускать детские издания в стране с огромным количеством проблем, тотальной нехваткой бумаги и денег может показаться абсурдным. Но советская власть, в отличие от власти царской, сразу поняла, что дети — это тот фундамент, на котором будет строиться новое общество, и значит именно с ними нужно вести самую тщательную работу, воспитывать их в духе нового времени и создавать людей эры коммунизма. Те журналы, которые стали выходить после 1917 года, этой цели в полной мере добиться не могли, поскольку редким изданиям посчастливилось выпустить второй номер ― многие банкротились сразу после входа первого.

В 1919 году исправить ситуацию берется М.Горький и начинает издавать в Петрограде ежемесячный журнал «Северное сияние», рассчитанный на детей 9-12 лет. Программное заявление гласило: «В предлагаемом журнале мы ― по мере сил наших ― будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства ― сделать человека сильным и красивым». Выход журнала пришелся на очень тяжелое время: голод, чудовищная нехватка бумаги, проблемы с распространением (плохо работала почта, почти не было транспорта), наконец, отсутствие писателей и художников, которые разъехались кто куда.

Рубрика «Клуб любознательных». Журнал «Северное сияние» № 10 — 12, 1919 год.
Не было даже места для проведения редколлегий ― приходилось собираться раз в три месяца дома у Горького и там обсуждать материалы для очередного номера. Номера выходили сдвоенными (например, в 1920 году вышло всего два ― № 1-6 и № 7-12), выпускать журнал каждый месяц не получалось. С точки зрения подхода издание стало новым словом в детской периодике и заложило основы, на которые будут опираться последующие журналы. В частности, «Северное сияние» первым решил привлекать к сотрудничеству детей в качестве так называемых деткоров (детских корреспондентов). В журнале было четкое деление на тематические отделы. В научном отделе публиковались сведения из истории материальной культуры, из различных областей науки и техники. В отделе «Клуб любознательных» ― небольшие заметки и очерки естествознания, техники и прикладного искусства, обзоры важнейших открытий и изобретений. Рассказывали читателям и про полезные общественные начинания. Например, в № 1-6 за 1920 год была опубликована заметка «Что могут сделать народные массы». «Волшебными силами обладают трудовые массы», ― начинает автор. А дальше приводит в пример отличную организацию труда в Америке, замечая, что и в СССР есть хороший почин ― субботники и воскресники.


Изображение
Рубрика «Клуб любознательных». Журнал «Северное сияние» № 10 — 12, 1919 год.

[img]Был в журнале отдел «Венок книге». Содержание его составляли изречения известных философов и писателей всех времен о книге. Развлекательный материал помещался в разделе «Загадки и шарады». Из всех отделов самым слабым Горький уже тогда признавал беллетристический. Из-за разнородного состава авторов произведения часто были весьма низкого качества. Попытка говорить с детьми про современность, по сути, провалилась. Никто не понимал, каким, собственно, языком про нее говорить. Не найдя более адекватных форм, писатели решили рассказывать про великие события исключительно возвышенным стилем. А в итоге получалось что-то вроде:

К тебе горят любовию сердца
За крестный подвиг твоего отца,
Погибшего в тяжелую годину.
Стонала Русь под вражеским ударом,
Грозила смерть свободному труду.
Отец твой был солдатом-коммунаром,
В великом 19-м году!

Авторы стремились связать рассказ с современность, что часто выглядело несколько наивно. Например, в очерке «Слезы тумана», обращаясь к туману, лесной колокольчик спрашивает: «Кто ты, товарищ?». Журнал был иллюстрирован, но довольно скупо. Что объясняется, во-первых, его направлением, а во-вторых (и главных), трудностями с полиграфией. И тем не менее к 1920 году «Северное сияние» выходило тиражом в 15000 экземпляров, что было вполне неплохо для того напряженного времени. Однако просуществовал он всего два года и был закрыт в связи с материальными трудностями. [/img]

Изображение
Журнал «Северное сияние» 9 — 12 лет, 1919 год.

Практически в одно время с «Северным сиянием» в Петрограде начинает выходить журнал «Красные зори». По своей направленности он не имел ничего общего с изданием Горького. «Красные зори» стремились раскрыть детям сущность революции, и, как сами писали в программной статье, воспитать в них «начала социализма и пролетарской культуры, а также дать здоровый материал для чтения взамен старой детской книги, вливший в детскую душу яд рабства и лжи». Но делать это получалось на весьма низком уровне. Например, в разделе «Наши клубы и коммуны» печатался отчет о праздновании первой годовщины 2-го советского детского сада-клуба. Стиль статьи был примерно следующий: «Танцы бледной, но неунывающей детворы под рояль. Кормление ее обедом... Все это длится до восьми вечера...» Стоит ли говорить, что художественная часть «Красных зорь» была даже хуже, чем в «Северном сиянии». Журнал продержался всего два номера и был закрыт.

В 1922 году возникло пионерское движение, и это событие сильно повлияло на всю детскую периодику. Теперь издателям стало понятно, к кому они обращаются и что должны культивировать в юных душах. После 1922 года пионерские журналы стали появляться как грибы после дождя, а в детской журналистике наметились две тенденции. С одной стороны ― стремление объединить ребят и организовать их быт, с другой ― развить у них художественный вкус. Кроме того, в журналах печатались многочисленные рассказы и повести о жизни детей до революции. Эти произведения давали возможность осмыслить и эмоционально пережить те перемены, которые произошли в стране после Октября.

Изображение
Обложка журнала «Юные товарищи», 1922 год.

В год создания пионерского движения в Москве начинает издаваться журнал «Юные товарищи». Редакция, возглавляемая В.Бонч-Бруевичем, вовсю стремилась «способствовать возникновению самодеятельных детский организаций и занять должное место в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения». Журнал был рассчитан на школьников 9-13 лет и вел со своими читателями активную переписку, часто печатая рассказы и рисунки детей на своих страницах. С точки зрения структуры «Юные товарищи» во многом продолжали и развивали традицию «Северного сияния» с их четким делением на отделы. В журнале была постоянная литературная рубрика, разделы «По школам и колониям», «Юный пионер», «Переписка читателей», «Почтовый ящик», «Важнейшие события», «Новости науки и техники» и многие другие. Но время было все еще неспокойное и весьма нестабильное с финансовой точки зрения. На восьмом номере журнал прекратил свое существование, а причину отчасти объясняет чудом сохранившаяся в Центральном госархиве литературы и искусства записка В.Бонч-Бруевича, адресованная М.В.Ямшиковой: «Маргарита Владимировна! Вам прекрасно известно, что в кассе журнала „Юных товарищей" нет ни копейки денег, а Вы в категорической форме просите уплатить деньги то одному, то другому. Почему Вы боитесь сказать правду сотрудникам, что денег нет и надо ждать, кто хочет работать на пользу детей пролетариата».


В следующем, 1923 году, появляются сразу два издания. В Москве ― «Барабан», в Петрограде — «Воробей». Эти журналы были так же не похожи друг на друга, как и города, в которых выходили. «Барабан», по сути, стал первым общественно-политическим журналом пионеров. Интересно, что издавали его 16-ти и 17-летние комсомольцы, которые, как считалось, хорошо знали жизнь и потребности своих младших товарищей. Бесспорно, юного задора журналу было не занимать, но вот статьи получались весьма низкого качества. Молодым сотрудникам не хватало опыта, знаний, наконец, общей культуры. Но, как ни странно, до закрытия журнал продержался целых три года. Во многом потому, что почти целиком посвящался вопросам пионерской работы и единственный давал читателю представление о том, что происходило в пионерской организации. Отделы «Пионерское движение», «Наша жизнь», «По отрядам», «Переписка пионеров», «Уголок старшего пионера», «Пионер-практик» и прочие наглядно это иллюстрируют.


Изображение
Обложка журнала «Барабан», № 1, 1923 год.

«Воробей» был создан С.Я.Маршаком при студии детской литературы Института дошкольного образования. Вообще-то изначально издание выходило как альманах и на роль журнала не слишком претендовало. Своей целью оно ставило создание высокохудожественной литературы, отвечающей требованиям современного читателя. Редакция заявляла: «Волшебной сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка ― ему нужна другая литература, литература реалистичная, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни». Первые номера альманаха содержали всего три отдела: «Литературный отдел», «Рассказы ученого „Воробья"» и «Забавы „Воробья"». Однако уже в четвертом номере появилось гораздо больше рубрик, например, «Лесная газета» В.Бианки (освещались охота, новости зоологического сада и т.п.), «Бродячий фотограф» (злободневная фотография), «Как люди работают». Такое расширение привело к смене названия ― с восьмого номера «Воробей» становится «Новым Робинзоном» (за это название в последствии ухватятся критики журнала и сильно помотают нервы редакции).


Изображение
Обложка альманаха «Воробей». 1923–1924 годы

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 14 май 2018, 08:58
а лаврухин
Журнал стал настоящим явлением в детской периодике. Маршак собрал под своим руководством без преувеличения самых талантливых литераторов времени: В.Бианки, Е.Данько, О.Мандельштама, Б.Житкова, К.Чуковского, Е.Шварца, Б.Пастернака, В.Каверина, К.Федина ― и это далеко не полный список авторов. Отделы в «Новом Робинзоне» были весьма разнообразны. Такого количества тем не затрагивал ни один выходивший в то время журнал. Помимо художественных произведений, непременных очерков на общественно-политически темы и перешедших из «Воробъя» «Лесной газеты» и «Бродячего фотографа», издание включало в себя рубрики: «Наш дневник» ― очерки из жизни пионер-отрядов, «Лаборатория „Нового Робинзона"» ― химия и физика для ребят, «Погляди на небо» ― статьи и очерки из области астрономии и прочее в том же духе. Были в журнале и материалы на внешнеполитические темы, например, о войне в Марокко или об обвале в рудниках в Дортмуте. По сути, редакция старалась сделать из журнала своеобразную энциклопедию знаний и очень ответственно подходила к делу. Настолько, что периодически собирала своеобразную «фокус-группу» и выясняла у детей, что им нравится в журнале, а что нет, предлагая заполнить специальные анкеты. Такое не делала ни одна редакция.


Изображение
Обложка журнала «Новый Робинзон». 1925 г.

К 1925 году «Новый Робинзон» стал сильно раздражать рапповцев (членов Российской ассоциации пролетарских писателей), которые принялись методично уничтожали журнал своими нападками. В основном обвинения в адрес журнала сводились к тому, что «Новый Робинзон» «строился не пионерами, а взрослыми для пионеров» (в отличие, например, от «Барабана»), что он отгородился от пионеров «глухой китайской стеной» и воспитывает своего читателя «в искусственной атмосфере полного отрыва от текущей политической жизни». В этом же году журнал был закрыт. Вместо него стал выходить «Красный галстук», издание, находившееся несравненно ниже по качеству. Через год оно предсказуемо перестало существовать.


Изображение
Обложки журнала «Красный галстук»

За год до закрытия «Нового Робинзона» свет увидел «Пионер». Задуманный как общественно-политический журнал для читателей пионерского возраста, он довольно быстро превратился в издание с очень сильной литературной составляющей. И это неудивительно, если учесть, что с ним сотрудничали К.Чуковский, С.Маршак, К.Паустовский, В.Каверин, Л.Пантелеев, Л.Кассиль, А.Гайдар. Кроме традиционных почти для всех пионерских изданий рубрик вроде «В пионерских страна СССР», «Советы вожатого», «Среди пионеров», «Переписка пионеров», «Пионерское творчество» были и такие, которые давали практические советы по хозяйству («Мастер на все руки»), рекомендовали полезные и нужные книги («Что читать?») или учили разумно отдыхать («Наши развлечения»).


Журнал делал попытки увлекательно рассказывать о внешней политике: Л.Кассиль писал «Очерки газетного путешественника». В них он освещал те факты, которые составляли содержание газет для взрослых. Для детей они излагались более живо, простым языком: «Добрый американский дядюшка, министр иностранных дел Соединенных Штатов мистер Келлог очень заботится о мире. Но СССР все-таки подписал пакт. Доказывая свою твердую, неизменно мирную политику по отношению ко всем народам, СССР первым предложил своим соседям подписать обязательства о том, чтобы досрочно ввести в силу пакт Келлога». К концу 20-х годов «Пионер» постепенно утрачивает свою живость. Веселые персонажи журнала, главным образом Кузьма Пробкин, все чаще вызывают нападки. К 1930 году журнал больше напоминает страницы газет для взрослых, а после войны фактически сливается с журналом «Дружные ребята». Кстати, «Дружные ребята» ― журнал, который стал феноменально популярным. Он был ориентирован на пионеров, живущих в селах и деревнях, и к началу 1931 года тираж достиг 1 млн. экземпляров ― невиданной по тем временам цифры!

К 1924 году стало понятно, что для достижения поставленных педагогических целей (то есть для воспитания нового советского человека) нужно обращаться не только к пионерам, но и к самым маленьким. Одной из первых попыток в этом направлении стал журнал «Мурзилка», выросший из приложения к «Юному строителю». Быстрота, с которой новое издание нашло себе читателей, ясно говорила о своевременности его появления.

Почта журнала «Мурзилка», 1928 год.
Вскоре на страницах журнала появилась постоянная рубрика «Мурзилкина почта» и стала настолько популярной, что со временем для публикации писем даже пришлось создать специальное приложение «Мурзилкина газета» (1927-1928 гг.). Наиболее распространенным жанром в журнале стали заметки самих читателей, но помимо детского творчества, печатались, разумеется, и профессиональные авторы. Литературный отдел «Мурзилки» был очень сильным ― с ней сотрудничали К.Паустовский, К.Чуковский, Е.Благинина, Л.Кассиль, С.Михалков, А.Барто и многие другие. Писатели делали попытки рассказать в занимательной форме о жизни советских детей, быте новой деревни, отрядах юных ленинцев. Это получалось не всегда ― язык журналов для малышей еще не сложился. Гораздо чаще встречались рассказы и сказки о зверюшках и игрушках. Авторскому коллективу не уступал и художественный отдел. «Мурзилка» выходила с иллюстрациями А.Дейнеки, Е.Рачева, Е.Чарушина и М.Черемных.

Еще один журнал, который стал большим событием ― выходивший в Ленинграде с 1928 года «Еж» (для детей 11-13 лет) и созданный двумя годами позже «Чиж» (для детей 5-7 лет).


Изображение
Обложки журнала «Еж»

Два этих журнала создавались в одной и той же редакции и во многом наследовали традициям «Нового Робинзона». Сотрудниками были люди талантливые, яркие: С.Маршак, Н.Олейников, Е.Шварц, Б.Житков, Е.Чарушин, литераторы, входившие в группу ОБЭРИУ ― Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров, Н.Заболоцкий, ставшие великолепными мастерами детского стихосложения.

Они делали веселые, наполненные юмором, пародийностью и мягкой сатирой журналы. Атмосферу веселья, которая царила в редакции и естественно переходила на страницы журнала, вспоминали впоследствии почти все сотрудники, так или иначе имевшие к нему отношение. Например, Л.К.Чуковская, работавшая в детгизе, редакция которого находилась поблизости, писала:


«Все смолкают, когда в комнату входят, учтиво раскланиваясь, двое, всегда появляющиеся вместе: ответственный редактор журнала „Чиж" Н.М.Олейников и один из редакторов журнала „Еж" — Е.Л.Шварц. (Редакции детских журналов расположены в комнатах по соседству.) Говорят эти двое всегда тихими голосами, лица у них невозмутимые, но все знают: раз явились Шварц и Олейников — сейчас начнется смех. Недаром и наружностью Олейников напоминает известный портрет Козьмы Пруткова.

― Евгений Львович создал произведение огромной впечатляющей силы, — с важностью произносит Олейников. — Оно едино в трех жанрах: это сатира, ода, а быть может, отчасти и басня.

― Один зоил
Коров доил
И рассуждал над молоком угрюмо, ―

начинает Шварц, и комната сразу отзывается смехом; милостиво улыбается Заболоцкий, а Юра Владимиров — тот так и покатывается со смеху. Но тонкие губы и желтые глаза баснописца остаются серьезными.

― Один зоил
Коров доил
И рассуждал над молоком угрюмо;
Я детскую литературу не люблю,
Я детскую литературу погублю,
Без крика и без шума.
Но вдруг корова дерзкого в висок —
И пал бедняга, как свинца кусок.
Зоил восстановил против себя натуру,
Ругая детскую литературу...

Олейников и Шварц, сохраняя полную серьезность, раскланиваются перед слушателями. В эту минуту входит Маршак. Ему заново читают басню (она же сатира и ода), и он смеется так неудержимо, что вынужден снять очки и протереть залитые слезами стекла.

― Давайте работать! ― говорит он, очнувшись от смеха».


В веселом отделе журнала сотрудничали вымышленные персонажи ― Макар Свирепый (Н.Олейников), изобретатель и столяр Иван Торопышкин, ученая фокусница тетя Анюта. В увлекательной форме (например, в «Удивительных приключениях Макара Свирепого в Африке») преподносились сведения общественно-политического характера. В «Чиже», в свою очередь, тоже были постоянные персонажи, например, Умная Маша. "Это было то, о чем мечтали все детские журналы: постоянный герой, любимый читателями, ― вспоминает писательница Г.Левашова. ― Такой живой образ создать очень трудно; большинство таких героев, после нескольких появлений в журнале, умирали естественной смертью. А Умная Маша сразу зажила в журнале, стала чуть ли не его хозяйкой, заставила всю редакцию заниматься ее делами: уже нельзя было выпустить номер без новых приключений Умной Маши, у которой должны были постоянно возникать затруднительные положения, из которых ей приходилось выпутываться при помощи неожиданной, всегда остроумной выдумки. <...>

В журнале был опубликован телефон, по которому можно было звонить Умной Маше, и точное время, когда можно звонить, — один час в день. К телефону на этот час садилась одна из сотрудниц, обладавшая «детским» голосом, а вся редакция была наготове, чтоб ответить на любые, самые неожиданные и каверзные вопросы. Например: «Как кричит еж?»"
Время выхода журналов совпало с активной борьбой педологов против сказки: дескать, она отвлекает ребенка от реальной жизни, отражает идеологию буржуазного мира; заключает в себе мистицизм и религиозность, ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития. Об этом абсурдном периоде вспоминает К.Чуковский:


«В Ростове-на-Дону некто П. тиснул в ту пору статью, где грозно осуждал знаменитую сказку о Мальчике с пальчик за то, что в сказке изображены людоеды. Должно быть, он полагал, что ребенок, прочитавший эту сказку, вырастет и сам людоедом.
― Почему вы питаетесь человеческим мясом? ― в ужасе спросят у него окружающие.
― Мне в детстве прочитали сказку о Мальчике с пальчик.
А в Оренбурге какой-то Булгаков так прямо и напечатал на белой бумаге, что волшебная сказка — это школа полового разврата, потому что, например, в сказке „Золушка" злая мачеха, которая из одной только потребности мучить насыпает своей падчерице золы в чечевицу, есть, несомненно, садистка, а принц, приходящий в восторг от башмачка бедной Золушки, есть замаскированный фетишист женских ножек!»


«Ёж» тоже попал под обстрел критиков. В журнале заметили антипедагогические тенденции и обвинили в том, что он «потрафляет мещанским вкусам» и ведет литературу назад, якобы отрываясь от детских масс. Против авторов, печатавшихся на страницах «Ежа» и «Чижа», началась полноценная кампания. Об этом пишет, в частности, К.Чуковский: «Сказка „Мойдодыр", например, была осуждена Главсоцвосом за то, что в ней я будто бы оскорбил... трубочистов. С „Крокодилом" обошлись еще проще: возвестили публично (в газетах и на многолюдных собраниях), будто я изобразил в этой сказке ― что бы вы думали? ― мятеж генерала Корнилова. То обстоятельство, что „Крокодил" написан годом раньше, чем был поднят мятеж, не отменило этой неправдоподобной легенды».
Реклама в «Чиже» № 12 за 1930 год:
«Многие думают, что подписаться на «Чижа» очень просто. Это совершенно верно.
Как это сделать?

А вот как:
1. Как только встанешь, почисти зубы. (Как чистить, смотри в «Чиже» № 10).
2. Почистив зубы, прибери комнату. (Как прибрать комнату, мести, мыть пол, смотри в «Чиже» № 3 и № 4).
3. Прибрав комнату, налей себе молока. (Как наливать молоко, смотри в «Чиже» № 1).
4. Выпив молока, посмотри на часы. (Как смотреть на часы, напечатано в «Чиже» № 2).
5. Если уже есть девять часов, иди в почтовое отделение. (Как надо ходить по улице, смотри в «Чиже» № 5).
6. Придя в почтовое отделение, очини карандаш. (Как чинить карандаши, напечатано в «Чиже» № 7 — 8).
7. Очинив карандаш, спроси, где принимается подписка, и напиши: «Прошу мне выслать на весь будущий год „Чиж" со всеми приложениями. „Чиж" — это мой лучший друг. Он весь прошлый год учил меня, рассказывал мне интересные истории, показывая замечательные картинки. А в будущем году он будет еще интересней и, кроме того, даст шесть приложений».
8. Впрочем, этого ты не пиши. Об этом ты подумай про себя.
9. Подумав, подпишись на целый год.
10. Подписку на «Чижа» принимают в любой почтово-телеграфной конторе.
В 1935 году журнал «Еж» был закрыт, «Чиж» продержался до 1941 года.


Источники
:
1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. - М., 2005.
2.М.И.Алексеева. Советские детские журналы 20-х годов. - М., 1982.
3.М.И.Холмов. Становление советской журналистики для детей. - Л., 1983.
4.К.И.Чуковский. От двух до пяти. - М, 2013.
5.Л.К.Чуковская. В лаборатории редактора. - М., 2011.
6.http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/10/ka18.html

Re: АРБАТСКИЙ ДНЕВНИК. Александр Лаврухин.

СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 10:15
а лаврухин
1.Изображение

2.Изображение

3.Изображение

4.Изображение

5.Изображение

6.Изображение

7.Изображение

8.Изображение

9.Изображение

10.Изображение

_______________________________________________
***************************************************************************
Комментарий. Для кого издана эта книга и с какой целью была проведена Мс.Ростроповичем и К* акция (идеологическая диверсия) под названием "Леди Макбет. Возрождение шедевра"? Почему в этом пиршестве на останках СССР была привлечена (подспудно, в оформлении книги) изобразительная тематика поэмы "Слово о полку Игореве"?

Изображение

Ответ на первый вопрос частично прозвучал в "Пригласительных билетах" на спектакль: для Господ.
Изображение

Изображение


На второй вопрос (соединение "Леди Макбет" и "Слова о полку Игореве" в единое целое) ответа пока нет, есть только наметки.