Дочь Нефертити

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

Ваша оценка материала

понравилось
7
70%
удовлетворительно
0
Голосов нет
не понравилось
3
30%
 
Всего голосов : 10

Дочь Нефертити

Сообщение Inga Suxova » 24 янв 2005, 11:31

Первая публикация:
Исторический рассказ-очерк был впервые опубликован в популярно-историческом (ныне туристическо-страноведческом) журнале "Всемирный Следопыт" (СПб), N 23, декабрь 2004 г. - Инга Сухова. Дочь Нефертити (рубрика "Парадоксы истории"), с. 58-65, см.: http://www.vsled.ru/vsl/articles.asp?AID=71&ATitle=преемник%20фараонов&ANumber=23&AYear=2004&APicLit=&APicBig=&AKunstPic=&AKunstPicAlt=
Настоящий текст немного отличается от журнальной публикации и дополнен новыми материалами.

Изображение

Об авторе:
Закончила Санкт-Петербургский Государственный университет - исторический факультет, кафедра археологии, выпуск 1992 года. Специализировалась по античной археологии Северного Причерноморья. Научным руководителем и начальником экспедиций был к.и.н. Александр Николаевич Щеглов - археолог-антиковед с мировым именем. Дипломная работа по теме: "Некрополь античного поселения "Панское-I" как археологический источник для изучения хоры Херсонеса".
После окончания СПб ГУ долгое время работала в научном издательстве ЛенГосУниверситета, последнее место - литературный редактор популярно-исторического журнала "Всемирный Следопыт". Сейчас трудится самостоятельно, как автор художественно-исторических произведений.

***


Инга СУХОВА

ДОЧЬ НЕФЕРТИТИ
(исторический рассказ-очерк)


Пространство и время: Древний Египет, Новое Царство, XVIII династия, конец XIV века до н.э.
Аннотация: Она была ребёнком великого фараона и прославленной своей красотой царицы - жизнь баловала Анхесенпаатон с первой минуты рождения. Казалось, впереди девушку ожидает только радость: молодой и любящий супруг, долгие годы правления в одном из величайших государств Древнего мира...
Но судьбы людские изменчивы и непостоянны. Внезапно от благополучия, такого, на первый взгляд, прочного, не остается и следа: законной наследнице фараонов предстоит бороться не только за трон, но и за саму жизнь...

Изображение
Дочь Эхнатона изображена здесь совсем молодой. Только юному возрасту свойственны столь нежные черты, с тающими перетеканиями форм. Скульптурные портреты царской семьи (в том числе и прославленный бюст Нефертити из раскрашенного известняка) были обнаружены в занесённом песками Ахетатоне, в мастерской придворного ваятеля Тутмеса.

...С самого раннего утра во дворце, в новой столице государства - Ахет-Атоне (1) - было тревожно: у главной супруги фараона, царицы Нефертити, начались роды. Эхнатон, царь Верхнего и Нижнего Египта, сгорая от нетерпеливого ожидания, возносил молитвы в святилище бога Атона-Ра о даровании престолонаследника.
Взгляд правителя упал на двух маленьких царевен, спрятавшихся тут же в уголке: напуганные суматохой в палатах, малютки держались поближе к отцу. Эхнатон обожал дочерей, но интересы страны требовали рождения мальчика, а у царственной четы одна за другой появлялись на свет девочки.
Немолодая жрица, исполняющая обязанности повивальной бабки, вынесла маленький пищащий сверток и положила его на руки отца. Низко склонившись пред всемогущим фараоном, она дрожащим голосом произнесла:
- Великий государь, Владыка Обеих Земель, подобный Солнцу, да будь жив, цел и здрав! (2). Не гневайся, Любимый Атоном (3), бог подарил тебе красивое дитя.
Красное личико младенца сморщилось, и он заплакал, широко открывая беззубый ротик. Фараон нежно прижался щекой к лобику ребенка и тихо прошептал:
- Не плачь, малышка, пусть ты не наследуешь престол, я все равно буду тебя любить, - и, повернувшись к почтительной толпе сановников и жрецов, громко сказал. - Светлый Ра даровал Египту еще одну царевну. Имя ей - Анхесенпаатон!

Изображение
Эхнатон и Нефертити с дочерьми. Сохранилось немало рельефов, где мы можем наблюдать частную жизнь фараона, который, по всей видимости, являлся примерным отцом и хотел, чтобы эта сторона его жизни была увековечена.

Нефертити подарила мужу шесть дочерей, но долгожданный мальчик так и не появился на свет. Супруги баловали царевен, дети не знали отказа ни в чем, купаясь в лучах родительской любви. Многочисленные изображения царского семейства, дошедшие до нас в рельефах, полны нежного очарования и тихого семейного счастья. Принцессы получили прекрасное для того времени образование, включавшее обучение художественному искусству.

Изображение
Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи из дворца Эль-Амарны.

Миновали годы, девочки превратились в прелестных девушек, настало время выдавать их замуж. В Древнем Египте браки заключались в весьма юном возрасте, и Анхесенпаатон, третья дочь великого фараона, совсем ребенком была сосватана за Тутанхатона, по всей вероятности, близкого родственника. Вскоре Эхнатон, фараон-реформатор, запретивший поклонение всем богам, кроме почитаемого им солнечного диска Атона-Ра, умер. Нефертити ненадолго пережила супруга, и девочки осиротели.
Трон на краткое время перешел в руки молодого Семенхкаура (Семнехкара), мужа самой старшей сестры Анхесенпаатон, Меритатон. (Достоверно известно, что он по крови принадлежал к правящей династии.) Юноша скончался спустя три года, и власть над страной, в порядке наследования, досталась совсем юному зятю великого Эхнатона - Тутанхатону, мужу Анхесенпаатон (её вторая старшая сестра умерла в раннем детстве). Он возложил на себя священный урей (4) в возрасте девяти лет. Анхесенпаатон была старше супруга на три-четыре года. Реальной властью при мальчике-правителе завладели придворные и жрецы.

Изображение
Изысканная золотая портретная маска фараона Тутанхамона, инкрустированная лазуритом, изумляет своим совершенством. Сказочная роскошь погребения юного царя поражает воображение современного человека. Из всех царских усыпальниц Египта почти полностью уцелела со своими сокровищами лишь его гробница. Хотя и её посетили воры, но внезапно напуганные чем-то, они не успели вынести похищенное.

Ненавидевшие Эхнатона служители отвергнутых им богов, прежде всего Амона, сделали всё, чтобы реформы отступника были забыты. Жрецы покинули Ахетатон, построенный на краю пустыни, и со временем город скрыли пески. Двор перебрался на юг, к излучине Нила, в прежнюю столицу - Фивы. Изображения ненавистного царя и его бога удаляли отовсюду, а юных супругов заставили сменить имена, включавшие имя божества. Отныне фараон стал зваться Тутанхамоном, его жена - Анхесенпаамон (Анхесенамон).
Оказавшиеся в центре политических интриг, дети, вопреки всему, искренне полюбили друг друга. Когда в 1922 году археолог Говард Картер открыл миру гробницу Тутанхамона, на чудесных вещах, наполнявших склеп фараона, нашлось немало изображений молодой четы. Вот Анхесенпаатон заботливо умащивает благовониями мужа, сидящего в грациозной непринужденной позе. Не менее прелестна сцена в саду, украшающая верх костяного ларца: юная египетская царица с игривой и нежной улыбкой протягивает супругу два одинаковых букета лотосов, и как лукаво сверкает взгляд жены в ответ на обращенный к ней любящий взор Тутанхамона!

Изображение
Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке костяного ларца.

Шло время, супруги взрослели, но крепло и властолюбие окружающей их клики вельмож. Среди них выделялись двое: престарелый сановник Эйе и правитель Дома войны (военный министр) Хоремхеб. По древнеегипетским меркам, Эйе приходился родственником молодой семье: он был мужем Тэйе, кормилицы Нефертити, и являлся, таким образом, её наречённым «отцом». А энергичный и жестокий Хоремхеб происходил из небогатой провинциальной знати, жаждавшей почестей при дворе. В силу «молочного» родства с царским домом Эйе стал регентом при юном фараоне.
Между тем супругов постигло горе: Анхесенпаамон родила мертвую девочку. Спустя год им вновь довелось оплакивать свое дитя: ещё одна девочка скончалась, не прожив и месяца. (Мумии малюток были бережно уложены в гробнице - Г.Картер обнаружил их рядом с мумией отца). А наследника всё не было... Правда, фараон и его жена еще так молоды, боги обязательно подарят им многочисленное потомство.

Изображение
Так могла бы выглядеть молодая царская чета в парадных одеяниях.

Тутанхамон отпраздновал свое восемнадцатилетие. Внезапно в конце мягкой египетской зимы полный сил фараон умирает. При исследовании его останков антропологи и врачи обнаружат, что череп молодого мужчины проломлен страшным ударом, нанесенным сзади. Мы уже никогда не узнаем, было ли это хладнокровно спланированным убийством или трагической случайностью - падением с колесницы на обожаемой фараоном охоте.
Картер в отчете упоминает одну трогательную деталь. Археологи подняли крышку второго из трех вложенных один в другой гробов Тутанхамона: на пелене, укрывающей золотую маску (точный слепок черт лица фараона), лежал маленький скромный веночек из засохших васильков - прощальный дар безутешной вдовы.
После неожиданной смерти супруга Анхесенпаамон оказалась лицом к лицу с окружавшими её опытными и коварными интриганами, одержимыми желанием захватить опустевший трон. Любимый ушел, и молодая вдова осталась беззащитной в окружении алчных вельмож.
Схватка за двойную корону Египта разгоралась все сильнее. В борьбе за власть никто не желал считаться с царицей. Втянутая в водоворот бурных событий, ощущая, как сжимается вокруг нее кольцо недругов, Анхесенпаамон обратила свой взгляд на царя могучего государства хеттов Суппилулиумаса. Отчаявшаяся вдова пишет владыке письмо, чудом дошедшее до нас из тьмы веков. Тревожный голос несчастной дочери Нефертити оживает в строчках послания: "Если бы ты дал мне одного из твоих сыновей, он стал бы мне мужем. Никогда я не возьму своего подданного и не сделаю его своим мужем. Я боюсь позора".
Суппилулиумас откликнулся на письмо и выполнил лестную просьбу египтянки. Хеттский царевич по имени Цаннанц всю дорогу гнал коня, предвкушая брак с прекрасной вдовой фараона и владычество над великой страной. Но напрасно женщина каждое утро поднималась на стены и с надеждой взирала на север. Царевич и его немногочисленная свита так и не прибыли ко двору. Что случилось с ними, осталось тайной. Хитрый и злокозненный Эйе, вероятно, отсыпал отряду наемных убийц немало золота. Возмущённый гибелью сына, хеттский царь снарядил войско и двинулся на Египет. Но и в этом его преследовал злой рок - армия хеттов, не дойдя до врага, почти полностью погибла в пустыне от внезапного мора (есть предположение, что в те времена в Египте и на Ближнем Востоке свирепствовала чума).
И Анхесенамон пришлось отдать свою руку старику. Жених был старше невесты на сорок лет, но это ничуть не остановило честолюбца - вожделенная корона Египта украсила его морщинистое чело. Он находился у власти недолго, его сменил ещё более коварный Хоремхеб, дождавшийся своего часа.
Именно в правление этого узурпатора борьба с реформами Эхнатона достигла апогея: изображения монарха-еретика и венценосной семьи безжалостно разбиваются, на памятниках и стелах имя царя повсюду заменяется именем Хоремхеба. Захвативший власть военачальник тщательно стирал память о своём великом предшественнике. Но по воле обстоятельств о фараоне-«мятежнике», «супостате из Ахетатона», как величали Эхнатона последующие поколения, мы знаем гораздо больше, чем о том, кто уничтожил результаты его преобразований.
Судьба же Анхесенамон, третьего ребёнка великого правителя древности и прекрасной Нефертити, скрыта от нас за далью времён. Исследователями обнаружены мумии многих знаменитых царей и их жён, но останки прославленной царицы и её несчастной дочери не найдены. Эти женщины навеки сохранятся в памяти человечества юными и прекрасными - такими, какими в камне и золоте запечатлели их облик древние мастера великой и загадочной страны.

Изображение
Первый из трёх самых известных скульптурных портретов Нефертити, сделан из песчаника. Девичье лицо чуть улыбается - как бы сквозь томную весеннюю дремоту.

---------------------
Примечание:
1) Ахет-Атон - переводится как "Небосклон (Горизонт) Атона" - новая столица была построена по личному распоряжению Эхнатона между двумя прежними - Мемфисом (северная) и Фивами (южная).
На фотографии изображена стела - один из 14 пограничных указателей, которые фараон приказал вырубить в скалах на берегах Нила, чтобы обозначить территорию будущей столицы - Ахетатона. Барельеф изображает Эхнатона и его семью, творящих жертвоприношение богу. Часть надписи на стеле гласит: "Великий живущий Атон, полный жизни, мой отец, моё постоянное напоминание о вечности".
Изображение

2) "Да будь жив, цел и здрав! " - другой вариант перевода "жизни, процветания, здоровья" - традиционная древнеегипетская формула приветствия.
3) "Любимый Атоном" - перевод имени фараона Эхнатона, другие варианты - "Угодный Атону", "Благой для Атона", "Светимый (Просветлённый) Атоном".
4) урей - изображение кобры, украшавшее корону Египта, символ священной власти фараона.


***


КСТАТИ: "О чём молчат мумии?"


Невзирая на красоту лиц, у последних представителей XVIII династии, правившей Египтом с 1580 по 1314г.г. до н.э. (по иной хронологии с 1550 по 1307г.г.), проявлялись черты вырождения, вызванные, вероятно, близкородственными браками, практикуемыми в царских семьях. Хоремхеб, захвативший престол после смерти престарелого Эйе, дабы узаконить узурпацию власти, взял в жены сестру Нефертити - Мутнеджмет.
Мумию царицы обнаружили рядом с набальзамированным тельцем ее новорожденного ребенка. Антрополог, изучавший останки женщины, заключил, что супруга Хоремхеба умерла от родов в возрасте приблизительно 40 лет. У несчастной была серьезная травма тазобедренного сустава, вероятно, это являлось следствием многочисленных попыток произвести на свет потомство. Ученый пришел к выводу: Мутнеджмет рожала более десяти раз, но все ее дети умирали; царица так ослабела, что последняя беременность стала для нее роковой.

Изображение
Роспись гробницы фараона Хоремхеба.

Когда в саркофаге Тутанхамона обнаружили золотой медальон с прядью волос, трудно было вообразить, что археологам удастся выяснить, кто именно три тысячи лет назад положил в гробницу фараона прощальный дар. Путём сравнительного анализа антропологи установили: локон принадлежал предположительной бабушке молодого правителя – царице Тии, чью мумию незадолго до того идентифицировали учёные.
Теперь специалисты-генетики научились выявлять родство между погребёнными. Так, сопоставление проб реконструированных клеток крови подтвердило гипотезу о том, что Семенхкаура приходился родным братом Тутанхамону. Некоторые египтологи и ранее считали Семенхкаура и Тутанхатона братьями, скорее всего, сыновьями фараона-солнцепоклонника от его побочной жены Кийи. Выходит, Семенхкаура и Тутанхатон являлись не просто мужьями дочерей Эхнатона, но и их сводными братьями.
Новейшие исследования мумии самого Тутанхамона показали: он был стройным и хрупким юношей ростом около 165 см.

***


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


Ещё одна тайна гробницы Тутанхамона


В Москве, в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина обнаружены личные вещи фараона Тутанхамона - судя по всему, часть тех, что ещё в древности были похищены из его знаменитой гробницы.
Об этом уникальном открытии российских учёных рассказывает заведующая Сектором Востока ГМИИ, известный египтолог, доктор искусствоведения Светлана Измаиловна ХОДЖАШ.


Это имя - Тутанхамон - вот уже более восьмидесяти лет не оставляет в покое археологов, искусствоведов, художников и всех, кто интересуется историей человечества.
Юный фараон Тутанхамон (XIV век до н.э.) приходился зятем знаменитому реформатору Аменхотепу IV и его жене, красавице-царице Нефертити.
Как известно, Аменхотеп IV заменил культы многочисленного пантеона древнеегипетских богов культом Солнца Атона и переменил своё имя на "Эхнатон" - "Любимый Атоном".
В собрании ГМИИ имеются многочисленные экспонаты эпохи Эхнатона - многофигурные рельефы и скульптурные портреты современников фараона-солнцепоклонника, глиняные клинописные таблички из Амарнского дипломатического архива, ювелирные украшения - бусы, серьги, перстни.
Среди экспонатов Египетской коллекции ГМИИ есть и предметы с именем фараона Тутанхамона - преемника Эхнатона, мужа его дочери Анхесенамон. Тронное имя Тутанхамона - "Неб-хепру-Ре" выгравировано на трех перстнях из голубого фаянса. Эти украшения и амулеты принадлежали современникам юного фараона. Но в собрание музея есть и вещи, принадлежавшие ему самому.
По словам одного египтолога, "Тутанхамон прославился тем, что умер и был погребён". Открытие его гробницы в 1922 году археологом Говардом Картером оказало колоссальное влияние на понимание великой культуры долины Нила. Вещи из гробницы Тутанхамона экспонировались во многих странах мира. Выставка "Сокровища гробницы Тутанхамона", проходившая в 1973 году в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина, и в Ленинграде, в Государственном Эрмитаже, привлекла тысячи посетителей.
Очень интересна статуэтка шагающего фараона в ладье, найденная в гробнице Тутанхамона и хранящаяся в Каирском музее. Она сделана из дерева, покрыта листовым золотом. На голове фараона корона Нижнего Египта, в правой руке - жезл.
Вероятно жезл такой формы, венчало круглое фаянсовое навершие из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Тутанхамон" - начертано на сделанной из голубого фаянса ручке жезла.
Гробница Тутанхамона была богата ювелирными украшениями. Здесь и нагрудные подвески - пекторали, сделанные из золота и драгоценных камней, и браслеты, и кольца, и печати.

Изображение
Нагрудное украшение Тутанхамона, золото, лазурит, халцедон, паста.

На брюшке фаянсового жука-скарабея из собрания ГМИИ, внутри овальной рамки-картуша, выгравировано имя царицы Анхесенамон - жены Тутанхамона.
К этому же времени относится ещё один предмет из собрания музея: овальная деревянная туалетная коробочка для благовоний. Плоская крышка коробочки украшена изображением лежащего горного козла и трёхъярусной пальметты - условного "растения", созданного из вставленных друг в друга листьев пальмы, которое почиталось египтянами как священное дерево.
Иконография пальметты, изображенной на крышке коробочки, близка многим пальметтам, украшающим вещи из гробницы Тутанхамона. И хотя имя юного фараона на коробочке не выписано, нет сомнения, что она происходит из его гробницы.
Все имеющиеся в нашем музее предметы, связанные с судьбой фараона Тутанхамона, попали в Москву задолго до открытия гробницы. Скарабей с именем супруги фараона поступил из Музея Института Классического Востока, созданного в Москве в 1918 году. Навершие жезла и деревянная туалетная коробочка поступили ещё до открытия музея, в 1912 году - из коллекции знаменитого русского востоковеда и собирателя Владимира Семёновича Голенищева. Он ежегодно посещал Египет, знакомился с его памятниками, покупал древние предметы. Прекрасное знание древней культуры, владение арабским языком, неограниченные финансовые возможности позволили Голенищеву создать великолепную коллекцию уникальных памятников.
Есть все основания предполагать, что принадлежавшие Тутанхамону предметы из собрания ГМИИ хранились не в гробнице, а в тайнике вне гробницы.

(С) "Наука и религия", 2005, N 8

***


Древний Египет, Новое Царство, XVI - XI вв. до н.э.


Время правления царей XVIII, XIX и XX династий принято именовать эпохой Нового царства.

XVIII династия (1580 - 1314 гг. до н.э.):
- Яхмос (Ах-маси)
- Аменхотеп (Аман-хатпи) I
- Тутмос (Дхут-маси) I
- Тутмос (Дхут-маси) II
- Тутмос (Дхут-маси) III
- Царица-регентша Хатшепсут (Хи-шапсауа) -
совместно с Тутмосом III первое двадцатилетие его царствования
- Аменхотеп (Аман-хатпи) II
- Аменхотеп (Аман-хатпи) III
- Аменхотеп (Аман-хатпи) IV - Эхнатон (Ах-на-Йати)
- Семнехкара (Самнах-ку-Риа)
- Тутанхатон (Тут-анах-Йати) - Тутанхамон (Тут-анх-Амана)
- Эйе (Айа) - Аи
- Хоремхеб (Хар-ма-ху)

XIX династия (1314 - 1200 гг. до н.э.):
- Рамсес (Риа-масэ-са) I
- Сети (Сутайа) I
- Рамсес (Риа-масэ-са) II
- Мернептах (Маар-ни-Птах)
- Сети (Сутайа) II
- Аменмес (Аман-маси)
- Саптах (Си-Птах)
- Царица Та-усерт (Та-уаса)

XX династия (1200 - 1085 гг. до н.э.):
- Сетнахт (Сута-нахти)
- Рамсес (Риа-масэ-са) III
- Рамсес (Риа-масэ-са) IV
- Рамсес (Риа-масэ-са) V
- Рамсес (Риа-масэ-са) VI
- Рамсес (Риа-масэ-са) VII
- Рамсес (Риа-масэ-са) VIII
- Рамсес (Риа-масэ-са) IX
- Рамсес (Риа-масэ-са) X
- Рамсес (Риа-масэ-са) XI

(Между прочим: фараон XX династии Рамсес XIII из романа Болеслава Пруса "Фараон" никогда не существовал - это красивая литературная фантазия польского писателя. Но от этого произведение, мастерски передающее дух времени, нисколько не пострадало.)

---------------------
Примечание:
Список составлен с учётом изданий: A. Cardiner. Egypt of the Pharaohs. Oxf., 1961, с. 429-446; E. Drioton - J. Vandier. L'Egypte. 5 ed. P. 1975, с. 627-631; Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с. 176-177.
В список включены в традиционном написании имена наиболее значительных царей или лучше известных по источникам. В круглых скобках значатся имена царей в передаче Ю.Я. Перепелкина.

(C) История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988 - Хронологическая таблица, с. 573-575.


***

Продолжение следует:
Бурное и очень интересное обсуждение проблемы плагиата, возникшее вокруг данной художественно-исторической публикации, можно найти на моём литературном сайте по ссылкам:
1) http://zhurnal.lib.ru/d/dubynina_i_w/29092005.shtml
2) http://zhurnal.lib.ru/d/dubynina_i_w/26012006.shtml
3) http://zhurnal.lib.ru/d/dubynina_i_w/dd ... 2005.shtml


PS: Не забывайте периодически возвращаться к этим ссылкам: материал обновляется, и каждый раз Вас могут ожидать новые сюрпризы.

(С) Инга Сухова, 2005 г. Все права защищены законом.
Последний раз редактировалось Inga Suxova 19 июл 2006, 11:47, всего редактировалось 4 раз(а).
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

"Египетский" Петербург

Сообщение Inga Suxova » 01 мар 2006, 03:35

Петербургские сфинксы и обелиски

Изображение

"Восточный" сфинкс: "Сфинкс из Древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году"

Изображение

"Западный" сфинкс

В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных. В XIX веке в Петербурге и его пригородах "по-египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении интерьеров дворцов, зданий, мостов и набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит северной российской столице не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". А полноводную Неву по праву можно называть "Северным Нилом". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в начале XIX века.

Изображение

"Восточный" сфинкс: на берегу "Северного Нила"

Изображение

"Западный" сфинкс: взгляд в Вечность

Сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. Пристань с парными египетскими сфинксами на Васильевском острове, напротив Академии художеств - одно из красивейших и мистических мест Санкт-Петербурга. Она сооружена на свайном основании из массивных блоков красного выборгского гранита по проекту известного петербургского зодчего К.А. Тона в 1832-1834 гг. По обе стороны широкой, спускающейся к Неве лестницы на массивных гранитных постаментах установлены два сфинкса.

Изображение

"Восточный" сфинкс: Владыка Обеих Земель могучий фараон Аменхотеп III - отец знаменитого фараона-реформатора Эхнатона (Аменхотепа IV)

Изображение

"Западный" сфинкс: царственный лик фараона

Изображение

"Восточный" сфинкс: загадочный лик фараона

Древние скульптуры найдены при раскопках в Фивах, южной столице фараоновского Египта, и привезены в Санкт-Петербург весной 1832 года. Фигуры этих мифологических существ высечены искусными египетскими мастерами из сиенита (разновидность мелкозернистого гранита) в XIII веке до н.э. Считается, что их лица являются портретными изображениями могучего фараона Аменхотепа III - отца знаменитого фараона-реформатора Эхнатона (Аменхотепа IV).
Композицию пристани дополняют два бронзовых светильника-столба античного типа и гранитные скамьи, украшенные головами четырёх бронзовых грифонов. Светильники и грифоны отлиты по моделям бронзовых дел мастера П.П. Годе. Участок берега, примыкающий к пристани, был облицован гранитом в 1843-1844 гг., когда началось строительство первого постоянного, разводного моста через Неву - ныне это мост Лейтенанта Шмидта.

Изображение

Памятник-обелиск: "Румянцова Победам"

Слева от Академии художеств, рядом с петербургскими сфинксами, расположился Румянцевский (Соловьёвский) садик, устроенный на месте плаца Николаевского кадетского училища. В центре сквера находится ещё один египетский символ - памятник-обелиск из серого карельского гранита, установленный в честь побед российского оружия в русско-турецких войнах времён Екатерины Великой.

Изображение

Памятник-обелиск в честь ордена Святого апостола Андрея Первозванного

Совсем недавно, в 2002 году, на Васильевском острове, рядом с Андреевским собором появился ещё один петербургский гранитный обелиск. Памятный знак поставлен в честь 300-летия учреждения Петром I высшей награды Российской империи - ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский собор являлся традиционным местом собраний кавалеров данного ордена, особо торжественные встречи происходили в храмовый праздник - день Св. апостола Андрея (13 декабря по нов. ст.).

(с) по материалам из путеводителя "Ленинград", Л., изд-во "Лениздат", 1986 г. и Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. "Василеостровский район" (Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга), СПб, изд-во "Белое и черное", 2002 г.
(c) фотографии сфинксов и обелисков сделанны Андреем Поляевым 23-24.02.2006 г.

***
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13