Афганские приключения (Амударьинский клад)

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

Ваша оценка материала

понравилось
5
100%
удовлетворительно
0
Голосов нет
не понравилось
0
Голосов нет
 
Всего голосов : 5

Афганские приключения (Амударьинский клад)

Сообщение Inga Suxova » 26 янв 2005, 11:18

Журнал «Всемирный следопыт», № 17, сентябрь 2003 г., тема номера: «ДВИЖЕНИЕ ИМПЕРИЙ»

Изображение

Ship me somewheres east of Suez, where the best is like the worst,
Where there areh’t no Ten Commandments an’a man can rise a thirst;
For the temple-bells are callin’, an’it’s there that I would be –
By the old Moulmein Pagoda, looking lazy at the sea.
(R. Kipling. “Mandalay”)

Там, к востоку от Суэца, злу с добром – цена одна,
Божьих заповедей нету, и кто жаждет – пьёт до дна.
Слышу, кличут колокольцы, и привольно будет мне
Лишь у пагоды старинной, в полуденной стороне.
(Р. Киплинг. «Мандалай»)


Инга Ивлева (Инга СУХОВА)

АФГАНСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Его нашли в песках Кобадиана нищие дехкане,
тайно везли на мулах бухарские купцы,
из-за него проливали кровь афганские разбойники
в схватке с английскими солдатами,
индусские ювелиры подделывали его,
богатые коллекционеры скупали по частям,
учёные гадали о его происхождении.
Теперь он – жемчужина коллекции Британского
королевского музея…


НА ГРАНИЦЕ ИМПЕРИЙ
Весна 1880 года выдалась прохладной. В лагере капитана Бертона, английского резидента в Южном Афганистане, уже сыграли отбой. Усталые солдаты укладывались спать, капитан, проверив караулы, тоже собирался лечь.
Ночь в горах приходит внезапно – последние лучи заката едва успели погаснуть, как темнота сгустилась, словно стекая в долину с вершин окрестных гор. Внезапный шум и крики нарушили покой: в лагере явно что-то случилось. Бертон откинул полог палатки – двое солдат вели немолодого измученного человека в изорванном, но добротном халате. Он выкрикивал что-то, время от времени воздевая руки к небу. Подойдя к капитану, незнакомец упал на колени и громко запричитал:
- О, меч правосудия, достойный саиб, на тебя вся надежда несчастных! Помоги моему господину и его друзьям, спаси их от злой судьбы, покарай нечестивых и верни сокровища!
С этими словами бедняга, потеряв последние силы, рухнул к ногам англичанина.
Места здесь были неспокойные, в горах орудовали многочисленные разбойничьи шайки, грабившие проезжих купцов и неосторожных путников, и капитану не в новинку было слушать подобные мольбы.
Однако прозвучало слово - сокровища… Бертон насторожился. Он приказал поднять беднягу и дать ему напиться. Незнакомец пил жадно, разливая воду на лохмотья халата. Капитан дождался, когда тот придёт в себя и сможет рассказать, что же с ним произошло.
И вот что услышал капитан Бертон.

РАССКАЗ НЕСЧАСТНОГО
- Я - слуга достойного бухарского купца Вази-эд-Дина. Этой весной он с двумя друзьями – такими же достойнейшими торговцами Гулам-Мухаммадом и Шукер-Али – решил отправиться в далекую Индию и закупить там чай и пряности - по милости Аллаха, спрос на них на базарах Бухары и Самарканда велик.
Однако, достигнув оазиса Кобадиана, купцы узнали тревожную весть: афганский эмир, через земли которого пролегает путь, отбирает на таможне все деньги у проезжающих. Долго совещались друзья, как уберечь свои деньги от алчности эмира, да так ничего и не придумали.
Однажды в караван-сарае к ним приблизился бедный человек и предложил купить в их селении несметное сокровище. Купцы поначалу посмеялись: откуда взяться сокровищу у оборванцев? Нашли пару старых медных браслетов – для них и это клад! Тогда бедняк распахнул дырявый халат и в глаза ударил яркий блеск золота.
Дело выходило нешуточным.
Дехканин рассказал, что одному из деревенских старейшин ночью привиделся…ангел! Да-да, ангел, который рассказал о зарытом сокровище и указал правоверным, где копать. Наутро весь кишлак вышел на поиски, и в том самом месте, где было указано, люди действительно нашли клад – золотые монеты, пластинки с гравировкой, фигурки людей и животных. Там было еще много чего: браслеты и запястья, пряжки и перстни – достаточно для того, чтобы перессорить всех жен Сулеймана Великолепного! Это Аллах наградил своих верных слуг за терпеливую бедность.
Но золото есть не станешь, если же продавать вещи, то жадный бек узнает и непременно отберет клад, не дав за него и дирхема. Так, может быть, достойнейшие купят клад, заплатив за него ходячей монетой? А золотые вещи – не деньги. Золотые вещи – это товар, его отбирать афганский эмир не будет.
Купцы посовещались и решили: предложение бедняка – это дар милостивой судьбы.
С немалой выгодой для себя купили они клад. Золото уложили по вьюкам, погрузили на мулов, и караван тронулся в путь через опасные горные ущелья Афганистана. Вечерние сумерки уже сгущались в долинах, когда, словно стервятники, с окрестных круч, издавая устрашающие крики, обрушились разбойники. Тех, кто пытался защищаться, перебили. Остальные в страхе разбежались, бросив путников и товары на произвол этих ифритов – да иссушит Аллах их жадные очи!
Мой господин и его товарищи исчезли в суматохе. Я же, недостойный, спрятавшись в кустах, слышал, как сыны шакала сговаривались собраться в урочище Карагач и без помех поделить добычу в пещере. Спаси хотя бы сокровища, милостивый саиб, уж если мой господин погиб, то пусть будут наказаны его погубители!

БИТВА ЗА СОКРОВИЩА
Капитан Бертон был далеко не трус. Да и рассказы о несметных сокровищах, как правило, способствуют приливу отваги. Англичанин прекрасно помнил урочище: глухое место, как нельзя более подходящее для разбойничьего приюта. Но если грабители почуют приближение превосходящих сил, они не замедлят скрыться… И Бертон решил – он возьмёт с собой лишь двух солдат. Двух – и не больше!
Не теряя времени, капитан отправился в путь через сгустившуюся ночь.
Именно ночная мгла и помогла без труда обнаружить логово разбойников - устье пещеры озаряли красноватые отблески пылавшего костра. Подобравшись поближе, капитан заглянул внутрь. Глазам его открылась незабываемая картина.
В пещере кипело настоящее побоище – взгляды грабителей на делёж добычи явно разошлись… Четверо разбойников уже валялось на земле без признаков жизни. Остальные, сцепившись в яростный клубок, катались по полу пещеры. Огонь кровавыми бликами сверкал на кривых ножах, в безумно выпученных глазах и на золоте, текущем из вспоротых вьюков. Сокровище помутило разум грабителей – ничего не замечая вокруг, они дрались, пуская в ход ножи, зубы и ногти.
Как гром прозвучал для них громкий и твердый выкрик Бертона: «Стойте, канальи, вы окружены, сдавайтесь!» Увидев у входа в пещеру троих вооруженных до зубов англичан, разбойники растерялись. Полагая, что весь отряд капитана окружил пещеру, они сдались без сопротивления.
Сокровище перешло в руки англичан, но удержать шайку грабителей силами троих было невозможно. Разбойники благоразумно разбежались, едва только поняли, что капитан провёл их. Однако Бертона это не расстроило. Он успел узнать имя главаря шайки - Гюльсаида из Хизарыка – и не сомневался, что сможет передать атамана в руки закона. Если захочет.

ПУТЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Наутро, прибыв в лагерь, Бертон узнал, что туда благополучно добрались и ограбленные, натерпевшиеся страху купцы – живые и здоровые. Им также удалось отсидеться в кустах – спасло золото, увидев которое, разбойники потеряли голову.
Бертон благородно возвратил похищенное сокровище хозяевам. Но, увы, оказалось, что это всего лишь часть клада – другую грабители ухитрились унести из-под носа англичан. Затронуто было самолюбие Бертона. Во что бы то ни стало, он решил довести дело до конца.
Имя атамана было известно англичанам – и разбойник это знал. Он предпочел не рисковать: хайберы сами явились с повинной в лагерь и отдали капитану похищенное. И опять-таки не всё! Купцы уверяли, что к ним вернулось только три четверти клада. С восточным фатализмом, они смирились с утратой. Кысмет!
- Мы сделали все, что могли, дабы не потерпеть убытков, но что может человек? Нечестивые хайберы привели бы нас к полному разорению, если бы не Бертон-эффенди. Он вернул нам большую часть добра. А о навсегда утраченном – что жалеть и говорить понапрасну?..
В благодарность почтенные торговцы, поглаживая длинные, крашеные хной бороды, преподнесли Бертону драгоценный браслет. Всего же клад, уже уменьшившийся, оценен был купцами в 52 тысячи индийских рупий (около 33 тыс. золотых рублей).
Погрузив вновь обретенное сокровище на мулов, торговцы свой путь. Больше никаких происшествий с ними не случилось, и, воздавая хвалу Аллаху, они благополучно достигли базаров индийского города Равалпинди. Там драгоценности были проданы ими саффару (индусу-меняле).

ПРОДЕЛКИ АНТИКВАРОВ
Дальше сокровища уходят в тень, и никому неизвестно, что с ним происходило до тех пор, пока они не попали в руки европейцев.
Местный антикварный бизнес заключался в том, чтобы скупать подряд все древние вещи, до которых так охочи были европейские коллекционеры. Расхваливая свой товар, продавцы измышляли про его происхождение самые невероятные истории. Только бы продать сагибам вещи подороже! Полбеды, если бы они только этим и ограничивались. Но местные ювелиры изготавливали ловкие подделки действительно ценных и древних вещей, которые затем перемешивали с подлинниками – попробуй отличи!
Так случилось и с этим кладом. Изготовленные из недорогих сплавов вещи саффар скопировал в золоте, и золотые подделки послал известному коллекционеру древностей генералу Артуру Кеннингему – с предложением купить. Однако генерал не зря пользовался репутацией знатока. Такие вещи просто не могли быть золотыми! Восток – дело тонкое, и, чтобы не спугнуть продавца, сэр Артур купил их… по стоимости золота, которое на них пошло.
Расчет оказался точным: вслед за подделками из золота купец предложил подлинники, которые он считал гораздо более дешевыми. Генерал, тщательно скрывая свою радость, согласился приобрести их за ту же цену. И купец, и коллекционер остались довольны удачной сделкой.
Такими кружными и драматичными путями клад оказался в руках ученых. Постепенно он перебрался в Британский музей и стал его украшением. В 1905 г. вещи из этого собрания были опубликованы английским искусствоведом О.М. Дальтоном под названием «Амударьинского клада».

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
Но на этом история клада не закончилась. В самом деле – ведь на вещах из клада не было бирочек, с указанием, откуда они и кто их создал, а из сбивчивых рассказов продавцов трудно было установить место происхождения клада – где-то на берегу Аму-Дарьи, на границе Бухарского эмирата и Афганистана. По месту находки клад и был назван – Аму-Дарьинским. Но кто создал эти великолепные вещи?
Первый исследователь клада лорд А.Кеннингем посчитал, что все найденные вещи (кроме монет) – древнеперсидского происхождения. Но изображения на золотых пластинах вызывали большие сомнения в том, что их сделали персидские ювелиры. Уж слишком «не персидскими» были лица и одеяния персонажей. Вероятно, только небольшая часть вещей была собственно иранской, всё остальное сделали какие-то другие мастера.
Кто они? К какому народу, какой культуре принадлежали?
Возможно, мы так никогда и не узнали бы точного местонахождения клада, если бы в том же 1880 году, по горячим следам, в верховьях Аму-Дарьи не побывала русская военно-географическая экспедиция генерал-майора Н.А. Маева. Напомним – в 1873 г., по договору, Бухара перешла под протекторат России и Российская Империя устанавливала и обозначала свои новые границы на юге Средней Азии. Генерал Маев был человеком большой энергии, необычайной широты интересов и страстным коллекционером. Он был членом нескольких географических экспедиций, создателем и редактором первой среднеазиатской газеты «Туркестанские ведомости», автором сочинений по истории и краеведению Средней Азии. И в военных походах, и в научных экспедициях он записывал местные легенды, вел археологические раскопки, собирал древности. После работ в Кобадианском оазисе, вот что он сообщает читателям «Туркестанских ведомостей» от 18 марта 1880 г.: «На самом слиянии Вахша с Пянджем находятся развалины очень древнего города Тахты-Кувата…туземцы рассказывали, что в этих развалинах прежде находили разные древние вещи, даже нашли однажды в груде мусора вылитого из золота тигра и разные золотые вещи. Все эти вещи были проданы в Бадахшан индийцам за дорогую цену». Не об Амударьинском ли кладе идёт речь?
Через шесть лет другой исследователь, русский офицер Н. Покотилло, побывавший в этом районе, писал так: «Развалины Тахта-Кувад, по всей вероятности древнейшего происхождения…Несмотря на пустынность места, там постоянно копается несколько десятков человек, отыскивая клады; по преданию, какой-то человек закопал там золотого идола в рост человека». Таким образом, вероятное место обнаружения Амударьинского клада – древнее городище Тахт-и-Куват. Уж не крепость ли это легендарного царя Кавата (Кай-Кубада) из династии Каянидов, прославленного в Авесте и в знаменитой поэме Фирдоуси «Шах-наме»? Ведь «Тахта-Куват» дословно означает «трон Кавата», т.е. столица Кавата.
Наконец в начале 50-х гг. XX в. это городище было исследовано экспедицией советского археолога Михаила Михайловича Дьяконова. Под мощной прямоугольной крепостью, с 36 башнями, кушанского периода (II – IV вв. н.э.) были обнаружены остатки греко-бактрийского укреплённого города (III- II вв. до н.э.) а ещё глубже – древнебактрийского (VI-IV вв. до н.э.). Древнебактрийский город, учитывая его размеры, в самом деле, мог быть столицей княжества. Также оказалось, что часть украшений из Амударьинского клада выполнены в том же стиле, что и найденные в бактрийском слое предметы искусства. Их делали одни и те же безымянные мастера.
Так была раскрыта тайна Амударьинского клада.
С этих пор археологические раскопки на юге Таджикистана и севере Афганистана принесли множество материальных свидетельств о жизни загадочной Бактрии, ровесницы Позднего Египетского Царства, Ново-Ассирийской Державы и Мидии, классической Древней Греции.
Огромное значение в раскрытии связей и колорита местной культуры оказало исследование Амударьинского клада, но по-настоящему он «заговорил» как исторический источник, только после его окончательной интерпретации на основании данных полученных археологами.
История Аму-Дарьинского клада – одна из самых замечательных, романтичных и таинственных страниц в археологии.
***

СОСТАВ АМУДАРЬИНСКОГО КЛАДА:
Изображение

В состав клада входит около 180 предметов. В большинстве своем они золотые, кроме того представлено около 1500 монет V-II вв. до н.э (ахеменидских, греко-бактрийских и др.). Ученые установили, что вещи в кладе принадлежат к разным периодам: от древнебактрийского до греко-бактрийского времени - их, вероятно, находили постепенно и лишь для продажи объединили вместе. Несколько вещей - чисто ахеменидские – попали из Персии, многие местные изделия выполнены в так называемом «скифском зверином стиле». Бактрийские ювелиры славились своим мастерством: золотые изделия клада поражают тонкостью исполнения и тщательной прорисовкой деталей. Маленькая копия колесницы из золота, браслет с козерогами, пластины с фигурами людей и животных – поистине шедевры древнего ювелирного искусства.
Иллюстрации: рис.1 – золотая пластина с выгравированным изображением бактрийского князя-жреца, держащего в правой руке пучок прутьев (фашина?) или соломы (барсом), на боку меч-акинак (местная традиция); рис.2 – золотой браслет с головами грифонов-козерогов на концах, выполнен в ахеменидском стиле; рис. 3 – золотая модель боевой колесницы, запряжённой четвёркой коней (местная традиция); рис. 4 – золотая голова-маска, возможно накладывалась на деревянную скульптуру (местная традиция); рис. 5 – золотая накладка – грифон-лев, выполнена в т.н. «скифском зверином стиле» (местная традиция).
***

КСТАТИ:
Однофамилец или родственник (а возможно он сам! героя нашего рассказа – английский капитан Ричард Френсис Бертон (1821-1890) – совершенно неповторимая личность. Путешественник и тайный агент, он собирал индийские и арабские манускрипты, выучил наизусть Коран, учился у сипаев рукопашной борьбе и джигитовке, брал уроки у заклинателей змей. Переодевшись в арабского купца, Бертон бродил по индийским базарам и собирал сведения. Под видом афганца он проник в Мекку, запретную для неверных, исследовал верховья Нила, открыл озеро Виктория, изучал Южную Америку. Однажды Бертон встречал Рождество в Андах, отстреливаясь от индейцев. Но прославился капитан не только авантюрами, он был прирождённым филологом. Бертон – автор самого полного перевода «Тысячи и одной ночи» - шестнадцать томов! Утверждают, что он говорил то ли на 20, то ли на 38 языках, а сны видел на 16.
***

Владимир СЕРГЕЕВ

ЧТО ИМ ТАМ БЫЛО НУЖНО?

«Давно из Афганистана?» - таким вопросом Шерлок Холмс
ошарашил доктора Ватсона при первой встрече.
Мы прекрасно осведомлены о дедуктивном методе знаменитого сыщика,
Но знаем ли, что нужно было англичанам в далёкой и негостеприимной стране?


Капитан Бертон, герой материала «Афганские приключения», - английский резидент в Афганистане. Слово «резидент» сейчас хорошо знакомо работникам финансово-банковских структур, им обозначают гражданина какой-либо страны, постоянно проживающего в другом государстве. Несколько раньше резидент трактовался как иностранный шпион, скрывающийся под личиной местного жителя.
Храбрый капитан плохо подходит под первое определение, да и со вторым тоже не ладится. Он же никем не прикидывался, не изображал из себя афганца… Существовало ещё и третье объяснение многозначительного термина: резидент – дипломатический посланник относительно невысокого ранга. Во всяком случае, пониже посланника. Но и на дипломата наш герой не сильно смахивает! Дипломаты не бегают по горам с револьвером, у них работа тихая, кабинетная, уважаемая…
Так что же делал Бертон в Афганистане?
Круг его обязанностей был широк. Он и выполнял дипломатические поручения, и, как мы видели, защищал обиженных, и, конечно, весьма активно занимался разведывательной деятельностью.
Разведка?! Но ведь только что закончилась победоносная для британцев англо-афганская война (1878-1880)! Что можно разведывать в завоёванной стране?
Дело в том, что Афганистан был побеждён англичанами, но не завоёван. И не из-за признанного всеми свободолюбия горцев, а по весьма простой причине – не собирались сыны Альбиона его захватывать. Не входило это в их планы. Война началась из-за…России.
О, Индия! Жемчужина Британской короны! Сказочно богатая страна, обжитая страна, милая, уютная страна! Потеря Индии была бы невосполнимой для Англии. И исподлобья, как собака грызущая кость, британское правительство поглядывало на север, В сторону Российской империи.
С одной стороны, лордам было над чем задуматься. Движение российских границ в сторону Индии хорошо видно на карте на стр. 4-5, и по схеме на стр. 20. Во второй половине XIX века активность русских в Центральной Азии достигла пика. С присоединением к России Кокандского ханства (1876) перед мысленным взором многих политиков Англии замаячила картина: неисчислимые полки казаков в косматых шапках врываются в долину Инда…
С другой стороны, донесения проживающих в России агентов успокаивали. Никто, писали они, не рассматривает всерьёз идею захвата Индии. Такие мысли изредка посещают лишь самых отвлечённых мечтателей.
Но англичане хорошо помнили одного «отвлечённого мечтателя». Звали его Павел Петрович, и был он российским императором. Павел пленился красиво выглядевшей идеей, предложенной Наполеоном, и двинул казачьи полки в сторону Индостана. С безвременной кончиной императора и индийский поход развеялся, как морок, но впечатление на Лондон он произвёл немалое.
Границы британских владений должны быть надёжно защищены. Лучше всего не допустить непосредственного контакта границ России и английских колоний. А для этого нужно создать буферный пояс, цепочку достаточно крепких государств, разделяющих две империи. Афганистану в этом плане отводилась особо важная роль, нужно было только добиться, чтобы афганцы не склонялись на сторону русских, а служили надёжным щитом от возможной агрессии с севера. Но вот незадача – афганский эмир Аюб-хан англичан никак не устраивал. Он занимал явно антианглийскую позицию, воевал с другими властителями, сторонниками британцев. И Англия начала войну, чтобы заменить неугодного правителя Афганистана другим.
А в это время в России мирно жил-поживал претендент на место эмира хан Абдуррахман. Русское правительство надеялось – когда-нибудь возникнет удобная ситуация для того, чтобы посадить на афганский престол своего ставленника. И вот время пришло. Абдуррахмана снабдили деньгами и оружием, а затем тихонько спровадили на родину, объявив о «бегстве» хана.
Прибыв в Афганистан, Абдуррахман начал немедленно действовать. Но совсем не так, как ожидала от него Россия. Хан занял резкую проанглийскую, а стало быть, антирусскую позицию. Британцы, немало терпевшие от непокладистых горцев, наконец-то получили козырную карту. Абдуррахман сел на трон. Железною рукой правил он страной, прославившись как один из самых жестоких эмиров Афганистана. Как это обычно и бывает, крутой властитель прожил очень долго и спокойно умер в своей постели – редкая удача для владык этой непокорной страны…
И на протяжении двух десятков лет его правления по пыльным дорогам Афганистана курсировали иностранные резиденты. Да и после кончины эмира меньше их не стало.
Ходят, присматривают…
***

КНИЖНЫЕ СОВЕТЫ:
Совсем нечастое явление – роман, который хвалят учёные за научную достоверность. К такому редкому разряду относится книга Н.А. Халфина «Возмездие ожидает в Джагдалаке». Действие происходит во времена англо-афганской войны 1838-1848 гг. Бережное отношение автора к истории станет понятным, если учесть, что он – видный востоковед. Но не только, Халфин ещё и блестящий рассказчик. С большим мастерством описывает он Афганистан, рисует яркие портреты эмиров и ханов, английских и русских офицеров, секретных агентов… Книга читается как детектив – на одном дыхании. Другая книга того же автора, «Победные трубы Майванда», рассказывает о событиях второй войны Англии и Афганистана (1878-1880). Она также заслуживает самых высоких оценок.
Последний раз редактировалось Inga Suxova 18 июл 2006, 15:20, всего редактировалось 3 раз(а).
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

ДРЕВНЯЯ БАКТРИЯ

Сообщение Андрей Поляев » 26 янв 2005, 13:09

Андрей ПОЛЯЕВ

ДРЕВНЯЯ БАКТРИЯ
(исторический экскурс)

Скупые свидетельства античных авторов и находки, подобные Амударьинскому кладу, подвигли историков и археологов первой половины XX в. к поиску легендарной Бактрии. Долгие годы их мучила бактрийская загадка. Одни верили в историчность легенд, другие говорили, что древняя Бактрия – это мираж. Лишь после серий удачных раскопок и открытий 50-60 гг. ХХ в. советских археологов в Южном Таджикистане и французов в Северном Афганистане, а затем советско-афганской археологической экспедиции 1978-79 гг. на холме Тилло-тепе (Афганистан), были найдены многочисленные материальные объекты, подтверждающие факт существования высокой культуры древнебактрийского государства. Только на городище Тилло-тепе было обнаружено 20 тыс. золотых изделий бактрийского искусства. Так в историю Древнего Востока сквозь мглу веков, сверкая светом своего золота, пробилась арийская Бактриана.
Государство Древняя Бактрия существовало в период с VII в. до н.э. (возможно даже с VIII в. до н.э.) по VI в. до н.э. Оно занимало территорию современного Южного Таджикистана, часть Южного Узбекистана и Северный Афганистан. Земледельческая цивилизация бактрийцев сложилась на базе осевшего в начале I тыс. до н.э. в бассейне Верхней Аму-Дарьи (древняя река Окс) арийского населения. Эти люди, как повествуется в священной книге ариев «Авесте», пришли с севера, спасаясь от неожиданного похолодания.
В конце 80-х гг. XX в. в предгорьях Юго-Восточного Урала российские археологи обнаружили ранее неизвестную культуру бронзового века (начало – середина II тыс. до н.э.). Новая культура очень похожа на давно исследуемые «бронзовые» культуры скотоводов Великой степи - «срубную» и «андроновскую», существовавшие во 2-й половине II тыс. до н.э. и однозначно связанные с индоарийскими племенами, язык которых, вероятно, принадлежал к восточноиранской языковой подгруппе. Эти племена были предками европейских («срубники») и азиатских («андроновцы») скифов.
Создатели новой культуры, названной «синташтаской», вероятно были самыми древними ариями, известными современной науке. Эти люди вели комбинированное хозяйство – занимались мотыжным, поливным земледелием и пастбищным скотоводством, добывали медь и золото в Уральских горах, до сих пор богатых полиметаллическими рудами. Они построили десятки городов-крепостей и святилищ, создав целую «страну городов». Города и храмы имели главным образом круговую, т.н. солярную планировку. Само по себе открытие «городской культуры» вдали от древнейших центров цивилизации – уникально. Первый полностью раскопанный памятник – городище Аркаим (XVII в. до н.э.) – ни в чём не уступает знаменитой Трое. Есть веские основания считать, что открытый археологами на Южном Урале мощный культурный центр является ядром прародины индоиранцев (восточных ариев). Видимо, вокруг этой компактной территории и находился «Арьянам-Вайджах», упоминаемый в «Авесте», сотворённый Ахура Маздой «арийский Простор» - легендарная родина восточных ариев.
На рубеже II и I тыс. до н.э. в Великой степи произошли климатические изменения: мягкий и влажный климат сменился на холодный и сухой. И арийцы пришли в движение: одна часть населения двинулась на юг в поисках земли «обетованной», благоприятной для земледелия, а другая создала принципиально новый тип хозяйства – кочевое скотоводство. Произошли и другие эпохальные сдвиги – бронзовый век сменился на железный, степняки освоили верховую езду на лошадях.
Двинувшиеся на юг, восточно-арийские племена в конечном итоге разделились на: а) западноиранские – заселившие Переднеазиатское нагорье (мидяне, персы); б) восточноиранские – занявшие Среднюю Азию (азиатские скифы и саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и др.); и собственно в) индоарийские – вторгшиеся в Северную Индию. Вероятно часть «восточных иранцев» (прототохары?) ушла ещё дальше на восток, в степи Южной Сибири – в древнекитайских хрониках это индоевропейское население было известно под именем «динлины». Часть «динлинов» смешалась с местным протомонгольским населением, и на границе двух рас (европеоидов и монголоидов) сформировалась новая алтайская или тюрская подраса - китайцам древнейшие тюрки были известны под именем «хунну».
От классических, долинных раннеземледельческих цивилизаций Древнего Востока – Египта (Нил), Месопотамии (Тигр-Ефрат), Индии (Инд), Китая (Янцзы) – Древняя Бактрия отличалась тем, что здесь не строили большие ирригационные системы. Население жило по боковым притокам реки Аму-Дарьи, в предгорных зонах, где практиковалось так называемое богарное (не поливное) земледелие, и в оазисах, орошаемых горными потоками, а не разливами Великих рек и каналами. Поэтому в Бактрии не было нужды создавать мощное централизованное государство, под властью одного правителя, для осуществления масштабных строек. Скорее всего, это была конфедерация городов-оазисов на базе единого языка и культуры.
Пойма Аму-Дарьи в те времена представляла собой сплошные заросли заболоченных джунглей-джангалов, где охотился туранский тигр. Она делила страну на северную и южную части. Столицей Южной Бактрии был город Бактры (на месте современного Балха, чуть севернее Мазари-Шарифа), а центром Северной Бактрии была, вероятно, крепость Кей-Кобад-шах (современный Кобадиан) в низовьях вахшской долины.
Простиравшаяся от Гиссарского хребта на севере и до Гиндукуша на юге, от Мургаба на западе и до Памира на востоке, Древняя Бактри-ана распространяла своё влияние на соседние территории - Марги-ану, Согди-ану и Бадахшан, населённые родственными восточноиранскими племенами. Все эти племена стали этническим субстратом, на котором происходило формирование древнетаджикского этноса (или прототаджики). Прототаджики (бактрийцы, согдийцы, маргиане) в отличие от современных таджиков, говорили не на западноиранском наречии (каким является язык фарси), а на восточноиранском, похожим на языки скифов, саков и сарматов (предков осетин-алан). Таджикское население, говорящее на древних восточноиранских диалектах, сейчас сохранилось только глубоко в горах – это ягнобцы и памирцы. Северными соседями земледельцев бактрийцев и согдийцев были родственные племена кочевников саков, массагетов и других т.н. «азиатских скифов». Нередко они все вместе (и земледельцы, и кочевники) выступали против общих врагов (например, против персов - ведь недаром Иран противопоставлял себе Туран (Средняя Азия), а иногда наоборот воевали друг с другом. (На Памире, до сих пор можно обнаружить остатки мощной оборонительной линии, идущей в меридиональном направлении, поперёк долин и хребтов, это была восточная граница Бактрии. Она чётко делит область на: Западный Памир - земледельческий (бактрийцы), и Восточный Памир - скотоводческий (племена саков). Однако, в целом, как показывает история: земледельцы среднеазиатских оазисов и степные кочевники-скотоводы дополняли друг друга (жили в симбиозе) и синтезировали единый культурный мир Древней Средней Азии, вошедший в науку под античным названием «АРИАНА».
О существовании Древней Бактрии в предгорьях Памира знали с глубокой древности. В горной части этой страны – Бадахшане – добывался камень лазурит, ценившийся на Переднем Востоке. Лазуритовые бусы и печати находят на древних памятниках в Месопотамии и Индии, на берегах Персидского залива и в пустынях Средней Азии. Так уже в гробнице Тутанхамона – египетского фараона, правившего в XIV в. до н.э. – обнаружены замечательные лазуритовые украшения. Иногда приходили завоеватели – добывать лазурит силой. Об этом рассказывается в письме ассирийского купца, написанного на глиняной клинописной табличке: «Царь, господин мой, не знает, что я поднялся в горную местность за лазуритом, но когда я унёс лазурит, страна восстала против меня. Если изволит царь, господин мой, пусть придут большие воинские силы и заберут лазурит». В VIII-VII вв. до н.э. ассирийцы-семиты неоднократно пытались подчинить Бактрию.
Древнегреческий писатель Геродот (V в. до н.э.), названный «отцом истории», описывая завоевания основателя Ахеменидской Державы – персидского царя Кира, говорил, что на его пути к господству в Ойкумене «лежали Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Греческий автор Апполодор называл Бактрию «украшением всей АРИАНЫ».
Больше всех рассказал о Бактрии малоазийский грек Ктесий Книдский, живший с 414 по 398 г. до н.э. в Персии при дворе ахеменидского царя Артаксеркса II в качестве врача. Несмотря на легендарный характер его повествований, порой сдобренных заведомыми баснями, исследования историков и археологов последних лет позволяют подтвердить крупицы исторической истины в его рассказах. Ярким выглядит история об участии легендарной царицы Семирамиды в походе на Бактрию. Благодаря её хитрости ассирийский царь Нин – правитель библейской Ниневии – одержал победу над бактрийским царём Оксиартом. В награду за это Нин женился на Семирамиде и построил для неё знаменитые Висячие сады – одно из Семи Чудес света. По историческим источникам установлено, что с 809 г. до н.э. в Ассирии, после смерти мужа, правила царица-регентша Шаммурамат. Она прославилась не только садами, но и далёкими походами на восток, в Бактрию. Отзвуки этих событий находятся и в других источниках. Римский историк Помпей Трог пишет: «Последнюю войну Нин вел с Зороастром, царём бактрийским, который первый, как говорят, изобрёл магическое искусство и усердно изучал сущность мира и движение звёзд». Возникший в VII в. до н.э., зороастризм стал государственной религией Бактрии - археологи обнаружили на бактрийской территории многочисленные остатки зороастрийских святилищ, имевших характерную солярную (круговую) планировку.
Ктесий сообщает некоторые подробности о попытках завоевания Средней Азии персидским царём Киром II: «Кир…воевал с бактрийцами и битва не дала перевеса какой-либо из сторон». А Геродот рассказал о бесславной гибели Кира II в борьбе со скифо-массагетской царицей Томирис.
В 522 г. до н.э. в Персии власть захватывает более удачливый представитель боковой ветви династии Ахеменидов – Дарий I. Он завершил завоевание непокорного Турана (так древние персы называли Среднюю Азию), и Бактрия вошла в состав 12-й сатрапии Ахеменидской Державы. Предположительно в 519 г. до н.э. на Бехистунской скале (в Курдистане) были выбиты клинописные надписи и рельефные рисунки повествующие о 19 кровопролитных победах Дария I. В числе покорённых народов из Средней Азии значатся бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и саки. Это первое письменное (эпиграфическое) свидетельство о Бактрии, дошедшее до наших времён.
Ежегодный налог выплачиваемый Бактрией равнялся 360 талантам (около 10 тонн серебра) – намного больший, чем из других округов – это говорит о богатстве провинции. Кроме того, каждый год бактрийцы, как и все другие подданные Ахеменидов, подносили подарки царю в праздник Ноуруз – Новый год по иранскому солярному календарю, совпадающий с днём весеннего равноденствия. (Иранцы и таджики до сих пор празднуют этот праздник.) В Персеполе, на рельефах ахеменидского дворца, сооруженного при Дарии I (522-486 гг. до н.э.) и его сыне Ксерксе (486-465 гг. до н.э.), представлена эта торжественная процессия: вот идут эфиопы и индийцы, вот – малоазийские греки и арабы, а вот рядом шествуют посланцы среднеазиатских областей – бактрийцы, согдийцы и саки.
Все они одеты в длинные, подпоясанные ремнями, запашные кафтаны, свободные штаны и мягкие кожаные сапоги. Длинные волосы бактрийцев перехвачены тесёмками, а на головы согдийцев и саков одеты войлочные шапки-башлыки, лица обрамлены длинными клиновидными бородами. На правом боку у саков и согдийцев - короткие мечи-акинаки.
Бактрийцы привезли царю в подарок драгоценные сосуды и привели двугорбых верблюдов, которые до сих пор называются бактрианами. Их северные соседи, согдийцы, подносят боевой топор-клевец, меч-акинак и драгоценные браслеты. Такие же браслеты (или гривны?) и богатую одежду несут степные кочевники – саки. И саки, и согдийцы ведут под уздцы взнузданных коней с тщательно расчёсанными гривами.
Платила Бактрия и «налог кровью», поставляя военные отряды для завоевательных походов персов на западе – в Малой Азии и Греции. Не одна тысяча бактрийских воинов полегла в греческой земле в битвах при Марафоне (490 г. до н.э.) и при Платеи (479 г. до н.э.). Впрочем, всадническая знать Бактрии занимала привилегированные должности при персидском дворе, а среднеазиатские воины составляли отборные отряды в персидской армии – ведь как ни как древние персы и бактрийцы были не чужими, а очень близкими, родственными народами. Слава бактрийских воинов была так велика, что греческий драматург Еврипид в трагедии «Персы» упоминает нескольких видных бактрийских военачальников, подчёркивая их большое значение в персидском войске.
После падения Персидской державы под ударами македонской фаланги, Бактрия вошла в состав недолговечной империи Александра Великого (IV в. до н.э.). Теперь уже наоборот - ноги греческого солдата топтали землю Бактрии, впрочем, сопротивление местного населения было не столь ожесточённым, как сопротивление греков в греко-персидских войнах. Великий завоеватель – Искандер Двурогий (так называли Александра Македонского на Востоке из-за его двурогого эллинского шлема) и его последователи проводили разумную политику умиротворения и смешения греко-македонских воинов с местными жителями. В Бактрии наступил период эллинизма – синтез европейской, греко-македонской культуры и переднеазиатской – который сказался пышным расцветом.
После смерти Александра Македонского, в 323 г. до н.э., Бактрия вошла в состав государства Селевкидов, основанного ближайшим другом царя-завоевателя – полководцем Селевком.
Около 256 г. до н.э. бактрийский сатрап (провинциальный правитель) грек Диодот, опираясь на местную бактрийско-согдийскую аристократию и сильное войско, провозгласил независимость Бактрии. Греко-бактрийское царство просуществовало более ста лет и было одним из высокоразвитых эллинистических государств того времени.
Примерно в 140 г. н.э. население земледельческих областей Бактрии и Согдианы объединилось с кочевыми племенами «да-юэчжи» и низвергло греко-македонское владычество в Средней Азии. «Юэджи» - под этим китайским названием скрывается восточноиранское племя тохаров - осели преимущественно в Бактрии и составили основу нового государственного образования - Кушанской державы. Она была такой же значительной как современные ей великие империи Рима, Парфии и Китая – и стояла в их ряду. Кушания просуществовала до эпохи Великого Переселения народов (IV в. н.э.). Государство было названо по имени правящей династии Кушан, а от имени племени тохар произошло новое название бактрийской территории – Тохаристан, но это уже другая, более поздняя, история.
***

КСТАТИ: о прародине индоариев (тезисы).
- старая версия о прародине индоариев выдвинута лингвистами: прародина находится на Переднеазиатском нагорье, в районе озёр Севан, Ван, Урмия; однако она противоречит данным из «Авесты», древней священной книги ариев, согласно которой они пришли в Среднюю Азию и в Индию не с запада, а с севера - более конкретно: из тех мест, где была горная местность (г. Меру) и можно было увидеть день и ночь длинной по полгода.
- новая версия выдвигается археологами (и палеоклиматологам) на основании новых археологических данных – это: а) открытие в 1988 г. «страны-городов» на Юго-Восточном Урале (Синташта, Аркаим и другие памятники - всего около 20 городов, культура бронзового века первой половины II тыс. до н.э.); б) открытие в 2002 г. самых древних скифских курганов на Алтае (курганы Аржан, IX в. до н.э.); таким образом, археологи локализуют прародину восточных ариев («Арьянам-Вайджах»?) на Южном Урале – в центре Великой Евразийской степи; новая версия согласуется с «Авестой» - арии пришли в Среднюю Азию с севера из местности расположенной рядом с горами (!) , а не с запада – с Иранского нагорья и тем более не с востока – из Тибета.
- после исхода из уральской прародины в конце II - I тыс. до н. э. индоиранские племёна обрели новые родины, это: 1) для западноиранских племен – Иранское нагорье (Парсия, Мидия); 2) для европейских восточноиранских племён (скифы и сарматы) – Поволжье; а для азиатских восточноиранских племен – предгорная Средняя Азия (Бактри-ана, Марги-ана, Согди-ана, Уструш-ана) и степная Средняя Азия (саки, массагеты и др.), а также Западный Афганистан (Арейя, Дранги-ана) – всё это земли т.н. среднеазиатской АРИАНЫ (или «Большой Арианы»), упоминаемой в античных источниках; для сибирских восточноиранских племен (сибирские скифы = прототохары?) – Южная Сибирь (Алтай, Саяны); 3) собственно для индо-арийских племён - Северная Индия (долины Инда и Ганга).
- между прочим, от слова «арья» позднее образовались названия: страны – Иран («Арьан»), древней области в Северо-Западном Афганистане – Арейя («Ариана»), долины реки Ганг – «Арья-варта» (Арийская вода), одного из племени осетин – Ирон («Арьон»).
- наблюдается удивительное совпадение по конструкции (радиально-круговая или так называемая «солярная» планировка) южноуральских городищ (типа Аркаим), ранних скифских курганов (типа Аржан), храмов бактрийцев (типа Дашлы) и крепостей древних хорезмийцев; в целом видится приверженность всех индоевропейцев (сравним Трою и Аркаим) СОЛЯРНОЙ ИДЕИ; СОЛЯРНАЯ ИДЕЯ – завуалированный под солнцепоклонением монотеизм (сравните с религиозной монотеистической реформой фараона Эхнатона); свастика (коловрат) – один из важнейших, традиционных символов этой «солнечной идеи».
- употребление фашистскими историками-археологами термина «арии» для обозначения «высшей германской расы» антинаучно: ариями называла себя среди всех индоевропейских народов только их восточная часть - индийцы и иранцы, а отнюдь не древние германцы, которых в то время ещё просто не было; в те времена (начало бронзового века) в лесной зоне Восточной Европы жили племена принадлежащие к так называемому «германо-балто-славянскому единству», имевшие одинаковую культуру и похожий язык; использование общеиндоевропейского символа свастики (солярный знак или разновидность креста) в узко-нацистской символике «третьего рейха» нанесло культурологический вред, наложив негативный отпечаток на восприятие непосвящёнными символики этого знака – однако, это не повод для его полного отрицания в контексте общеиндоевропейского (и евразийского) единства, учитывая традиционно-историческую и мистическую важность этого символа-знака, несущего в себе заряд СОЛЯРНОЙ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ; между прочим, вся буддистская Юго-Восточная Азия и ныне разукрашена изображениями свастики в публичных и общественных местах, и… ничего – живут люди и не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ФАШИЗМУ; кстати, пучок соломы («барсом») или пучок прутьев («фашина») – также являются традиционными, священными символами арийцев, но, видимо, только для земледельцев.

PS: Кстати, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов публично объявил 2006 год – «Годом Арийской Цивилизации». В столице республике, г. Душанбе, идёт подготовка к торжествам и культурным мероприятиям, чествующим Ариану, цивилизацию, возникшую на землях сегодняшних Таджикистана, Ирана и Афганистана много тысячелетий назад. Как заявил президент, это событие станет значимым не только для Таджикистана, но и для всех братских народов Европы и Азии. Велик арийский мир, хотя и раздробленный, и разобщенный: талыши, осетины, курды, таджики, иранцы, ряд племен Индии, Афганистана, Пакистана… Все это арийцы Востока. Братья европейцев.
Копай глубже!
Андрей Поляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 15:29
Откуда: Санкт-Петербург

Re:Первые эпиграфические надписи про Среднюю Азию

Сообщение Гость » 11 фев 2005, 08:14

Андрей Поляев писал(а):Андрей ПОЛЯЕВ

ДРЕВНЯЯ БАКТРИЯ
(исторический экскурс)

Скупые свидетельства античных авторов и находки, подобные Амударьинскому кладу, подвигли историков и археологов первой половины XX в. к поиску легендарной Бактрии. Долгие годы их мучила бактрийская загадка. Одни верили в историчность легенд, другие говорили, что древняя Бактрия – это мираж. Лишь после серий удачных раскопок и открытий 50-60 гг. ХХ в. советских археологов в Южном Таджикистане и французов в Северном Афганистане, а затем советско-афганской археологической экспедиции 1978-79 гг. на холме Тилло-тепе (Афганистан), были найдены многочисленные материальные объекты, подтверждающие факт существования высокой культуры древнебактрийского государства. Только на городище Тилло-тепе было обнаружено 20 тыс. золотых изделий бактрийского искусства. Так в историю Древнего Востока сквозь мглу веков, сверкая светом своего золота, пробилась арийская Бактриана.
Государство Древняя Бактрия существовало в период с VII в. до н.э. (возможно даже с VIII в. до н.э.) по VI в. до н.э. Оно занимало территорию современного Южного Таджикистана, часть Южного Узбекистана и Северный Афганистан. Земледельческая цивилизация бактрийцев сложилась на базе осевшего в начале I тыс. до н.э. в бассейне Верхней Аму-Дарьи (древняя река Окс) арийского населения. Эти люди, как повествуется в священной книге ариев «Авесте», пришли с севера, спасаясь от неожиданного похолодания.
В конце 80-х гг. XX в. в предгорьях Юго-Восточного Урала российские археологи обнаружили ранее неизвестную культуру бронзового века (начало – середина II тыс. до н.э.). Новая культура очень похожа на давно исследуемые «бронзовые» культуры скотоводов Великой степи - «срубную» и «андроновскую», существовавшие во 2-й половине II тыс. до н.э. и однозначно связанные с индоарийскими племенами, язык которых, вероятно, принадлежал к восточноиранской языковой подгруппе. Эти племена были предками европейских («срубники») и азиатских («андроновцы») скифов.
Создатели новой культуры, названной «синташтаской», вероятно были самыми древними ариями, известными современной науке. Эти люди вели комбинированное хозяйство – занимались мотыжным, поливным земледелием и пастбищным скотоводством, добывали медь и золото в Уральских горах, до сих пор богатых полиметаллическими рудами. Они построили десятки городов-крепостей и святилищ, создав целую «страну городов». Города и храмы имели главным образом круговую, т.н. солярную планировку. Само по себе открытие «городской культуры» вдали от древнейших центров цивилизации – уникально. Первый полностью раскопанный памятник – городище Аркаим (XVII в. до н.э.) – ни в чём не уступает знаменитой Трое. Есть веские основания считать, что открытый археологами на Южном Урале мощный культурный центр является ядром прародины индоиранцев (восточных ариев). Видимо, вокруг этой компактной территории и находился «Арьянам-Вайджах», упоминаемый в «Авесте», сотворённый Ахура Маздой «арийский Простор» - легендарная родина восточных ариев.
На рубеже II и I тыс. до н.э. в Великой степи произошли климатические изменения: мягкий и влажный климат сменился на холодный и сухой. И арийцы пришли в движение: одна часть населения двинулась на юг в поисках земли «обетованной», благоприятной для земледелия, а другая создала принципиально новый тип хозяйства – кочевое скотоводство. Произошли и другие эпохальные сдвиги – бронзовый век сменился на железный, степняки освоили верховую езду на лошадях.
Двинувшиеся на юг, восточно-арийские племена в конечном итоге разделились на: а) западноиранские – заселившие Переднеазиатское нагорье (мидяне, персы); б) восточноиранские – занявшие Среднюю Азию (азиатские скифы и саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и др.); и собственно в) индоарийские – вторгшиеся в Северную Индию. Вероятно часть «восточных иранцев» (прототохары?) ушла ещё дальше на восток, в степи Южной Сибири – в древнекитайских хрониках это индоевропейское население было известно под именем «динлины». Часть «динлинов» смешалась с местным протомонгольским населением, и на границе двух рас (европеоидов и монголоидов) сформировалась новая алтайская или тюрская подраса - китайцам древнейшие тюрки были известны под именем «хунну».
От классических, долинных раннеземледельческих цивилизаций Древнего Востока – Египта (Нил), Месопотамии (Тигр-Ефрат), Индии (Инд), Китая (Янцзы) – Древняя Бактрия отличалась тем, что здесь не строили большие ирригационные системы. Население жило по боковым притокам реки Аму-Дарьи, в предгорных зонах, где практиковалось так называемое богарное (не поливное) земледелие, и в оазисах, орошаемых горными потоками, а не разливами Великих рек и каналами. Поэтому в Бактрии не было нужды создавать мощное централизованное государство, под властью одного правителя, для осуществления масштабных строек. Скорее всего, это была конфедерация городов-оазисов на базе единого языка и культуры.
Пойма Аму-Дарьи в те времена представляла собой сплошные заросли заболоченных джунглей-джангалов, где охотился туранский тигр. Она делила страну на северную и южную части. Столицей Южной Бактрии был город Бактры (на месте современного Балха, чуть севернее Мазари-Шарифа), а центром Северной Бактрии была, вероятно, крепость Кей-Кобад-шах (современный Кобадиан) в низовьях вахшской долины.
Простиравшаяся от Гиссарского хребта на севере и до Гиндукуша на юге, от Мургаба на западе и до Памира на востоке, Древняя Бактри-ана распространяла своё влияние на соседние территории - Марги-ану, Согди-ану и Бадахшан, населённые родственными восточноиранскими племенами. Все эти племена стали этническим субстратом, на котором происходило формирование древнетаджикского этноса (или прототаджики). Прототаджики (бактрийцы, согдийцы, маргиане) в отличие от современных таджиков, говорили не на западноиранском наречии (каким является язык фарси), а на восточноиранском, похожим на языки скифов, саков и сарматов (предков осетин-алан). Таджикское население, говорящее на древних восточноиранских диалектах, сейчас сохранилось только глубоко в горах – это ягнобцы и памирцы. Северными соседями земледельцев бактрийцев и согдийцев были родственные племена кочевников саков, массагетов и других т.н. «азиатских скифов». Нередко они все вместе (и земледельцы, и кочевники) выступали против общих врагов (например, против персов - ведь недаром Иран противопоставлял себе Туран (Средняя Азия), а иногда наоборот воевали друг с другом. (На Памире, до сих пор можно обнаружить остатки мощной оборонительной линии, идущей в меридиональном направлении, поперёк долин и хребтов, это была восточная граница Бактрии. Она чётко делит область на: Западный Памир - земледельческий (бактрийцы), и Восточный Памир - скотоводческий (племена саков). Однако, в целом, как показывает история: земледельцы среднеазиатских оазисов и степные кочевники-скотоводы дополняли друг друга (жили в симбиозе) и синтезировали единый культурный мир Древней Средней Азии, вошедший в науку под античным названием «АРИАНА».
О существовании Древней Бактрии в предгорьях Памира знали с глубокой древности. В горной части этой страны – Бадахшане – добывался камень лазурит, ценившийся на Переднем Востоке. Лазуритовые бусы и печати находят на древних памятниках в Месопотамии и Индии, на берегах Персидского залива и в пустынях Средней Азии. Так уже в гробнице Тутанхамона – египетского фараона, правившего в XIV в. до н.э. – обнаружены замечательные лазуритовые украшения. Иногда приходили завоеватели – добывать лазурит силой. Об этом рассказывается в письме ассирийского купца, написанного на глиняной клинописной табличке: «Царь, господин мой, не знает, что я поднялся в горную местность за лазуритом, но когда я унёс лазурит, страна восстала против меня. Если изволит царь, господин мой, пусть придут большие воинские силы и заберут лазурит». В VIII-VII вв. до н.э. ассирийцы-семиты неоднократно пытались подчинить Бактрию.
Древнегреческий писатель Геродот (V в. до н.э.), названный «отцом истории», описывая завоевания основателя Ахеменидской Державы – персидского царя Кира, говорил, что на его пути к господству в Ойкумене «лежали Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Греческий автор Апполодор называл Бактрию «украшением всей АРИАНЫ».
Больше всех рассказал о Бактрии малоазийский грек Ктесий Книдский, живший с 414 по 398 г. до н.э. в Персии при дворе ахеменидского царя Артаксеркса II в качестве врача. Несмотря на легендарный характер его повествований, порой сдобренных заведомыми баснями, исследования историков и археологов последних лет позволяют подтвердить крупицы исторической истины в его рассказах. Ярким выглядит история об участии легендарной царицы Семирамиды в походе на Бактрию. Благодаря её хитрости ассирийский царь Нин – правитель библейской Ниневии – одержал победу над бактрийским царём Оксиартом. В награду за это Нин женился на Семирамиде и построил для неё знаменитые Висячие сады – одно из Семи Чудес света. По историческим источникам установлено, что с 809 г. до н.э. в Ассирии, после смерти мужа, правила царица-регентша Шаммурамат. Она прославилась не только садами, но и далёкими походами на восток, в Бактрию. Отзвуки этих событий находятся и в других источниках. Римский историк Помпей Трог пишет: «Последнюю войну Нин вел с Зороастром, царём бактрийским, который первый, как говорят, изобрёл магическое искусство и усердно изучал сущность мира и движение звёзд». Возникший в VII в. до н.э., зороастризм стал государственной религией Бактрии - археологи обнаружили на бактрийской территории многочисленные остатки зороастрийских святилищ, имевших характерную солярную (круговую) планировку.
Ктесий сообщает некоторые подробности о попытках завоевания Средней Азии персидским царём Киром II: «Кир…воевал с бактрийцами и битва не дала перевеса какой-либо из сторон». А Геродот рассказал о бесславной гибели Кира II в борьбе со скифо-массагетской царицей Томирис.
В 522 г. до н.э. в Персии власть захватывает более удачливый представитель боковой ветви династии Ахеменидов – Дарий I. Он завершил завоевание непокорного Турана (так древние персы называли Среднюю Азию), и Бактрия вошла в состав 12-й сатрапии Ахеменидской Державы. Предположительно в 519 г. до н.э. на Бехистунской скале (в Курдистане) были выбиты клинописные надписи и рельефные рисунки повествующие о 19 кровопролитных победах Дария I. В числе покорённых народов из Средней Азии значатся бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и саки. Это первое письменное (эпиграфическое) свидетельство о Бактрии, дошедшее до наших времён.
Ежегодный налог выплачиваемый Бактрией равнялся 360 талантам (около 10 тонн серебра) – намного больший, чем из других округов – это говорит о богатстве провинции. Кроме того, каждый год бактрийцы, как и все другие подданные Ахеменидов, подносили подарки царю в праздник Ноуруз – Новый год по иранскому солярному календарю, совпадающий с днём весеннего равноденствия. (Иранцы и таджики до сих пор празднуют этот праздник.) В Персеполе, на рельефах ахеменидского дворца, сооруженного при Дарии I (522-486 гг. до н.э.) и его сыне Ксерксе (486-465 гг. до н.э.), представлена эта торжественная процессия: вот идут эфиопы и индийцы, вот – малоазийские греки и арабы, а вот рядом шествуют посланцы среднеазиатских областей – бактрийцы, согдийцы и саки.
Все они одеты в длинные, подпоясанные ремнями, запашные кафтаны, свободные штаны и мягкие кожаные сапоги. Длинные волосы бактрийцев перехвачены тесёмками, а на головы согдийцев и саков одеты войлочные шапки-башлыки, лица обрамлены длинными клиновидными бородами. На правом боку у саков и согдийцев - короткие мечи-акинаки.
Бактрийцы привезли царю в подарок драгоценные сосуды и привели двугорбых верблюдов, которые до сих пор называются бактрианами. Их северные соседи, согдийцы, подносят боевой топор-клевец, меч-акинак и драгоценные браслеты. Такие же браслеты (или гривны?) и богатую одежду несут степные кочевники – саки. И саки, и согдийцы ведут под уздцы взнузданных коней с тщательно расчёсанными гривами.
Платила Бактрия и «налог кровью», поставляя военные отряды для завоевательных походов персов на западе – в Малой Азии и Греции. Не одна тысяча бактрийских воинов полегла в греческой земле в битвах при Марафоне (490 г. до н.э.) и при Платеи (479 г. до н.э.). Впрочем, всадническая знать Бактрии занимала привилегированные должности при персидском дворе, а среднеазиатские воины составляли отборные отряды в персидской армии – ведь как ни как древние персы и бактрийцы были не чужими, а очень близкими, родственными народами. Слава бактрийских воинов была так велика, что греческий драматург Еврипид в трагедии «Персы» упоминает нескольких видных бактрийских военачальников, подчёркивая их большое значение в персидском войске.
После падения Персидской державы под ударами македонской фаланги, Бактрия вошла в состав недолговечной империи Александра Великого (IV в. до н.э.). Теперь уже наоборот - ноги греческого солдата топтали землю Бактрии, впрочем, сопротивление местного населения было не столь ожесточённым, как сопротивление греков в греко-персидских войнах. Великий завоеватель – Искандер Двурогий (так называли Александра Македонского на Востоке из-за его двурогого эллинского шлема) и его последователи проводили разумную политику умиротворения и смешения греко-македонских воинов с местными жителями. В Бактрии наступил период эллинизма – синтез европейской, греко-македонской культуры и переднеазиатской – который сказался пышным расцветом.
После смерти Александра Македонского, в 323 г. до н.э., Бактрия вошла в состав государства Селевкидов, основанного ближайшим другом царя-завоевателя – полководцем Селевком.
Около 256 г. до н.э. бактрийский сатрап (провинциальный правитель) грек Диодот, опираясь на местную бактрийско-согдийскую аристократию и сильное войско, провозгласил независимость Бактрии. Греко-бактрийское царство просуществовало более ста лет и было одним из высокоразвитых эллинистических государств того времени.
Примерно в 140 г. н.э. население земледельческих областей Бактрии и Согдианы объединилось с кочевыми племенами «да-юэчжи» и низвергло греко-македонское владычество в Средней Азии. «Юэджи» - под этим китайским названием скрывается восточноиранское племя тохаров - осели преимущественно в Бактрии и составили основу нового государственного образования - Кушанской державы. Она была такой же значительной как современные ей великие империи Рима, Парфии и Китая – и стояла в их ряду. Кушания просуществовала до эпохи Великого Переселения народов (IV в. н.э.). Государство было названо по имени правящей династии Кушан, а от имени племени тохар произошло новое название бактрийской территории – Тохаристан, но это уже другая, более поздняя, история.
***

КСТАТИ: о прародине индоариев (тезисы).
- старая версия о прародине индоариев выдвинута лингвистами: прародина находится на Переднеазиатском нагорье, в районе озёр Севан, Ван, Урмия; однако она противоречит данным из «Авесты», древней священной книги ариев, согласно которой они пришли в Среднюю Азию и в Индию не с запада, а с севера - более конкретно: из тех мест, где была горная местность (г. Меру) и можно было увидеть день и ночь длинной по полгода.
- новая версия выдвигается археологами (и палеоклиматологам) на основании новых археологических данных – это: а) открытие в 1988 г. «страны-городов» на Юго-Восточном Урале (Синташта, Аркаим и другие памятники - всего около 20 городов, культура бронзового века первой половины II тыс. до н.э.); б) открытие в 2002 г. самых древних скифских курганов на Алтае (курганы Аржан, IX в. до н.э.); таким образом, археологи локализуют прародину восточных ариев («Арьянам-Вайджах»?) на Южном Урале – в центре Великой Евразийской степи; новая версия согласуется с «Авестой» - арии пришли в Среднюю Азию с севера из местности расположенной рядом с горами (!) , а не с запада – с Иранского нагорья и тем более не с востока – из Тибета.
- после исхода из уральской прародины в конце II - I тыс. до н. э. индоиранские племёна обрели новые родины, это: 1) для западноиранских племен – Иранское нагорье (Парсия, Мидия); 2) для европейских восточноиранских племён (скифы и сарматы) – Поволжье; а для азиатских восточноиранских племен – предгорная Средняя Азия (Бактри-ана, Марги-ана, Согди-ана, Уструш-ана) и степная Средняя Азия (саки, массагеты и др.), а также Западный Афганистан (Арейя, Дранги-ана) – всё это земли т.н. среднеазиатской АРИАНЫ (или «Большой Арианы»), упоминаемой в античных источниках; для сибирских восточноиранских племен (сибирские скифы = прототохары?) – Южная Сибирь (Алтай, Саяны); 3) собственно для индо-арийских племён - Северная Индия (долины Инда и Ганга).
- между прочим, от слова «арья» позднее образовались названия: страны – Иран («Арьан»), древней области в Северо-Западном Афганистане – Арейя («Ариана»), долины реки Ганг – «Арья-варта» (Арийская вода), одного из племени осетин – Ирон («Арьон»).
- наблюдается удивительное совпадение по конструкции (радиально-круговая или так называемая «солярная» планировка) южноуральских городищ (типа Аркаим), ранних скифских курганов (типа Аржан), храмов бактрийцев (типа Дашлы) и крепостей древних хорезмийцев; в целом видится приверженность всех индоевропейцев (сравним Трою и Аркаим) СОЛЯРНОЙ ИДЕИ; СОЛЯРНАЯ ИДЕЯ – завуалированный под солнцепоклонением монотеизм (сравните с религиозной монотеистической реформой фараона Эхнатона); свастика (коловрат) – один из важнейших, традиционных символов этой «солнечной идеи».
- употребление фашистскими историками-археологами термина «арии» для обозначения «высшей германской расы» антинаучно: ариями называла себя среди всех индоевропейских народов только их восточная часть - индийцы и иранцы, а отнюдь не древние германцы, которых в то время ещё просто не было; в те времена (начало бронзового века) в лесной зоне Восточной Европы жили племена принадлежащие к так называемому «германо-балто-славянскому единству», имевшие одинаковую культуру и похожий язык; использование общеиндоевропейского символа свастики (солярный знак или разновидность креста) в узко-нацистской символике «третьего рейха» нанесло культурологический вред, наложив негативный отпечаток на восприятие непосвящёнными символики этого знака – однако, это не повод для его полного отрицания в контексте общеиндоевропейского (и евразийского) единства, учитывая традиционно-историческую и мистическую важность этого символа-знака, несущего в себе заряд СОЛЯРНОЙ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ; между прочим, вся буддистская Юго-Восточная Азия и ныне разукрашена изображениями свастики в публичных и общественных местах, и… ничего – живут люди и не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ФАШИЗМУ; кстати, пучок соломы («барсом») или пучок прутьев («фашина») – также являются традиционными, священными символами арийцев, но, видимо, только для земледельцев.

PS: Кстати, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов публично объявил 2006 год – «Годом Арийской Цивилизации». В столице республике, г. Душанбе, идёт подготовка к торжествам и культурным мероприятиям, чествующим Ариану, цивилизацию, возникшую на землях сегодняшних Таджикистана, Ирана и Афганистана много тысячелетий назад. Как заявил президент, это событие станет значимым не только для Таджикистана, но и для всех братских народов Европы и Азии. Велик арийский мир, хотя и раздробленный, и разобщенный: талыши, осетины, курды, таджики, иранцы, ряд племен Индии, Афганистана, Пакистана… Все это арийцы Востока. Братья европейцев.
Гость
 

Сообщение Андрей Поляев » 14 фев 2005, 12:07

Редьярд Киплинг. Рассказы. Стихотворения - Пер. с англ., Л., Худ. лит., 1989 г., 368 с.

БАЛЛАДА О ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ
Перевод Е. Полонской

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?

Камал бежал с двадцатью людьми на границу мятежных племен,
И кобылу полковника, гордость его, угнал у полковника он.
Из самой конюшни ее он угнал на исходе ночных часов,
Шипы на подковах у ней повернул, вскочил и был таков.
Но вышел и молвил полковничий сын, что разведчиков водит отряд:
"Неужели никто из моих молодцов не укажет, где конокрад?"
И Мохаммед Хан, рисальдара сын, вышел вперед и сказал:
"Кто знает ночного тумана путь, знает его привал.
Проскачет он в сумерки Абазай, в Бонаире он встретит рассвет
И должен проехать близ форта Букло, другого пути ему нет.
И если помчишься ты в форт Букло летящей птицы быстрей,
То с помощью божьей нагонишь его до входа в ущелье Джагей.
Но если он минул ущелье Джагей, скорей поверни назад:
Опасна там каждая пядь земли, там Камала люди кишат.
Там справа скала и слева скала, терновник и груды песка...
Услышишь, как щелкнет затвор ружья, но нигде не увидишь стрелка",
И взял полковничий сын коня, вороного коня своего:
Словно колокол рот, ад в груди его бьет, крепче виселиц шея его.
Полковничий сын примчался в форт, там зовут его на обед,
Но кто вора с границы задумал догнать, тому отдыхать не след.
Скорей на коня и от форта прочь, летящей птицы быстрей,
Пока не завидел кобылы отца у входа в ущелье Джагей,
Пока не завидел кобылы отца, и Камал на ней скакал...
И чуть различил ее глаз белок, он взвел курок и нажал.
Он выстрелил раз, и выстрелил два, и свистнула пуля в кусты...
"По-солдатски стреляешь, - Камал сказал, - покажи, как ездишь ты".
Из конца в конец по ущелью Джагей стая демонов пыли взвилась,
Вороной летел как юный олень, но кобыла как серна неслась.
Вороной закусил зубами мундштук, вороной дышал тяжелей,
Но кобыла играла легкой уздой, как красотка перчаткой своей.
Вот справа скала и слева скала, терновник и груды песка...
И трижды щелкнул затвор ружья, но нигде он не видел стрелка.
Юный месяц они прогнали с небес, зорю выстукал стук копыт,
Вороной несется как раненый бык, а кобыла как лань летит.
Вороной споткнулся о груду камней и скатился в горный поток,
А Камал кобылу сдержал свою и наезднику встать помог.
И он вышиб из рук у него пистолет: здесь не место было борьбе.
"Слишком долго,-он крикнул,-ты ехал за мной,
слишком милостив был я к тебе.
Здесь на двадцать миль не сыскать скалы, ты здесь
пня бы найти не сумел,
Где, припав на колено, тебя бы не ждал стрелок с ружьем на прицел.
Если б руку с поводьями поднял я, если б я опустил ее вдруг,
Быстроногих шакалов сегодня в ночь пировал бы веселый круг.
Если б голову я захотел поднять и ее наклонил чуть-чуть,
Этот коршун несытый наелся бы так, что не мог бы крылом
взмахнуть".
Легко ответил полковничий сын: "Добро кормить зверей,
Но ты рассчитай, что стоит обед, прежде чем звать гостей.
И если тысяча сабель придут, чтоб взять мои кости назад.
Пожалуй, цены за шакалий обед не сможет платить конокрад;
Их кони вытопчут хлеб на корню, зерно солдатам пойдет,
Сначала вспыхнет соломенный кров, а после вырежут скот.
Что ж, если тебе нипочем цена, а братьям на жратву спрос -
Шакал и собака отродье одно,- зови же шакалов, пес.
Но если цена для тебя высока - людьми, и зерном, и скотом, -
Верни мне сперва кобылу отца, дорогу мы сыщем потом".
Камал вцепился в него рукой и посмотрел в упор.
"Ни слова о псах, - промолвил он, - здесь волка с волком спор.
Пусть будет тогда мне падаль еда, коль причиню тебе вред,
И самую смерть перешутишь ты, тебе преграды нет".
Легко ответил полковничий сын: "Честь рода я храню.
Отец мой дарит кобылу тебе - ездок под стать коню".
Кобыла уткнулась хозяину в грудь и тихо ласкалась к нему.
"Нас двое могучих,- Камал сказал, - но она верна одному...
Так пусть конокрада уносит дар, поводья мои с бирюзой,
И стремя мое в серебре, и седло, и чапрак узорчатый мой".
Полковничий сын схватил пистолет и Камалу подал вдруг:
"Ты отнял один у врага, - он сказал, - вот этот дает тебе друг".
Камал ответил: "Дар за дар и кровь за кровь возьму,
Отец твой сына за мной послал, я сына отдам ему".
И свистом сыну он подают знак, и вот, как олень со скал,
Сбежал его сын на вереск долин и, стройный, рядом встал.
"Вот твой хозяин, - Камал сказал, - он разведчиков водит отряд,
По правую руку его ты встань и будь ему щит и брат.
Покуда я или смерть твоя не снимем этих уз,
В дому и в бою, как жизнь свою, храни ты с ним союз.
И хлеб королевы ты будешь есть, и помнить, кто ей враг,
И для спокойствия страны ты мой разоришь очаг.
И верным солдатом будешь ты, найдешь дорогу свою,
И, может быть, чин дадут тебе, а мне дадут петлю".
Друг другу в глаза поглядели они, и был им неведом страх,
И братскую клятву они принесли на соли и кислых хлебах,
И братскую клятву они принесли, сделав в дерне широкий надрез,
На клинке, и на черенке ножа, и на имени Бога чудес.
И Камалов мальчик вскочил на коня, взял кобылу полковничий сын,
И двое вернулись в форт Букло, откуда приехал один.
Но чуть подскакали к казармам они, двадцать сабель блеснуло в упор,
И каждый был рад обагрить клинок кровью жителя гор...
"Назад, - закричал полковничий сын, - назад и оружие прочь!
Я прошлою ночью за вором гнался, я друга привел в эту ночь".

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
***

БРЕМЯ БЕЛЫХ
Перевод В. Топорова

Твой жребий - Бремя Белых!
Как в изгнанье, пошли
Своих сыновей на службу
Темным сынам земли;

На каторжную работу -
Нету ее лютей,-
Править тупой толпою
То дьяволов, то детей.

Твой жребий - Бремя Белых!
Терпеливо сноси
Угрозы и оскорбленья
И почестей не проси;
Будь терпелив и честен,
Не ленись по сто раз -
Чтоб разобрался каждый -
Свой повторять приказ.

Твой жребий - Бремя Белых!
Мир тяжелей войны:
Накорми голодных,
Мор выгони из страны;
Но, даже добившись цели,
Будь начеку всегда:
Изменит иль одурачит
Языческая орда.

Твой жребий - Бремя Белых!
Но это не трон, а труд:
Промасленная одежда,
И ломота, и зуд.
Дороги и причалы
Потомкам понастрой,
Жизнь положи на это -
И ляг в земле чужой.

Твой жребий - Бремя Белых!
Награда же из Наград -
Презренье родной державы
И злоба пасомых стад.
Ты (о, на каком ветрище!)
Светоч зажжешь Ума,
Чтоб выслушать: "Нам милее
Египетская тьма!"

Твой жребий - Бремя Белых!
Его уронить не смей!
Не смей болтовней о свободе
Скрыть слабость своих плечей!
Усталость не отговорка,
Ведь туземный народ
По сделанному тобою
Богов твоих познает.

Твой жребий - Бремя Белых!
Забудь, как ты решил
Добиться скорой славы,-
Тогда ты младенцем был.
В безжалостную пору,
В чреду глухих годин
Пора вступить мужчиной,
Предстать на суд мужчин!
***

МЕСОПОТАМИЯ
Перевод В. Дымшица

Они к нам не вернутся - их, отважных, полных сил,
Отдали в жертву, обратили в прах;
Но те, кто их в дерьме траншей бессовестно сгноил,
Ужель умрут в почете и в летах?

Они к нам не вернутся, их легко втоптали в грязь,
Лишив подмоги, бросив умирать;
Но те, кто смерти их обрек, над ними же глумясь,
Ужель нам с теплых мест их не согнать?

Нам наших мертвых не видать до Страшного Суда,
Пока прочна оград закатных медь,
Но те, болтавшие вовсю, большие господа,
Ужель опять дано им власть иметь?

Ужель с грозой пройдет наш гнев, ужель простим и
Ужель увидеть снова мы хотим,
Как ловко и легко они опять наверх вползут
С изяществом, присущим только им?

Пускай они нам льстят и лгут, мороча дураков,
Пускай клянутся искупить свой грех,
Ужель поддержка их друзей и хор их должников
Им обеспечат, как всегда, успех?

Всей жизнью им не искупить и смертью не стереть
Навеки запятнавший нас позор;
Ужель у власти Лень и Спесь и дальше нам терпеть
Безмолвно, как терпели до сих пор?
***
Копай глубже!
Андрей Поляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 15:29
Откуда: Санкт-Петербург

Редьярд Киплинг - на злобу дня. ;)

Сообщение Андрей Поляев » 14 июл 2006, 09:55

Рим не хочет взглянуть,
Роняя тяжесть копыт
На голову нам и на грудь,-
Наш крик для него молчит.
Часовые идут - раз, два,-
А мы из-за медных плечей
Жужжим, как отбить нам Вал
С языками против мечей.

Мы очень малы, видит Бог,
Малы для добра и зла,
Но дайте нам только срок -
Мы сточим державу дотла.
Мы - червь, что гложет ваш ствол,
Мы - гниль, что корни гноит,
Мы - шип, что в стопу вошел,
Мы - яд, что в крови горит.

Душит омела дуб,
Моль дырявит тряпье,
Трет путы крысиный зуб -
Каждому дело свое.
Мы мелкая тварь берлог,
Нам тоже работать не лень -
Что точится под шумок,
То вскроется в должный день.

Мы очень малы, видит Бог,
Малы для добра и зла,
Но дайте нам только срок -
Мы сточим державу дотла.
Мы - червь, что гложет ваш ствол,
Мы - гниль, что корень гноит,
Мы - шип, что в стопу вошел,
Мы - яд, что в крови горит!

Мы слабы, но будет знак
Всем ордам за вашей Стеной -
Мы их соберем в кулак,
Чтоб рухнуть на вас войной.
Неволя нас не смутит,
Нам век вековать в рабах,
Но когда вас задушит стыд,
Мы спляшем на ваших гробах,

Мы очень малы, видит Бог,
Малы для добра и зла,
Но дайте нам только срок -
Мы сточим державу дотла.
Мы - червь, что гложет ваш ствол,
Мы - гниль, что корень гноит,
Мы - шип, что в стопу вошел,
Мы - яд, что в крови горит!
Копай глубже!
Андрей Поляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 15:29
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

cron