Дополнительный материал по теме «Золотой век Византии» (впервые был опубликован в Интернете 14 июля 2004,18:58 -
http://forum.dushanbe.ru/cgi-bin/ib312/ ... 5142;st=72)
Андрей ПОЛЯЕВ
ПАРАДОКСЫ ИСТОРИИ:
1) О Византии в советской идеологической системе, да и в западной тоже, было принято говорить с известной долей пренебрежения и даже брезгливости: мол - осколок Римской империи, угнетавший «добродушные» варварские народы; мол - коварные греки-ромеи боялись, обманывали и попирали «благородных» язычников-варваров. Византия представлялась этаким колоссом на глиняных ногах, страной выкупающей богатыми дарами собственную безопасностью Даже, казалось бы патриотично настроенные, советские писатели-русофилы, такие как В. Иванов (см. его книгу «Русь изначальная»), не преминули мимоходом пнуть Ромейскую державу и вылить на неё ушат грязи. А ведь настоящая правда состоит в том, что Византийская империя была САМЫМ РАЗВИТЫМ, ПЕРЕДОВЫМ и МОЩНЫМ ГОСУДАРСТВОМ ЕВРОПЫ в периоды раннего средневековья и первой половины средневековья классического. Знать, умны были наши предки, древние русичи, что приняли крещение, а с ним и основные принципы державного строительства, высокую культуру и просвещение от православного «Второго Рима». А как же иначе, ведь равняться надо было на лучшее! Вот поэтому Русь и стала «Третьим Римом».
2) Кто не слышал о викингах и их кораблях-драккарах. Однако мало кто задумывался над боевыми качествами норманнских судов – насколько они соответствуют рангу военного корабля? А ведь же были в средние века настоящие боевые корабли, которые расправлялись с пресловутыми драккарами, как кашалот с тюленями. И обладала целым флотом таких кораблей хозяйка южных морей Великая Ромейская империя – Византия.
***
ДРАКОНЫ ЮЖНЫХ МОРЕЙ
«Одиннадцатого июля четырнадцатого индикта (941 г. от Р.Х.)…приплыли к Константинополю Росы... Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий...».
(Продолжатель Феофана.
Жизнеописание византийских царей. В правление Романа I.)
«Королём этого народа был (некто) по имени Игорь (Inger), который, собрав тысячу и даже более того кораблей, явился к Константинополю. Император Роман, услыхав об этом, терзался раздумьями, ибо весь флот его отправлен против сарацин и на защиту островов…Роману сообщили, что у него есть только 15 полуполоманных хеландий...он велел призвать к себе калафатов, т.е. корабельных плотников, и сказал им: "Поспешите и без промедления подготовьте оставшиеся хеландии, а огнемётные машины поставьте не только на носу, но и на корме, а сверх того - даже по бортам"…».
(Лиутпранд, епископ Кремонский)
АСМУНД
От жарко натопленной печи наплывало приятное тепло и согревало высохшее тело старого воина. Варяг лет семидесяти сидел в подклети княжеского терема и ладил деревянный меч. Лицо человека с одной стороны было обезображено сильным ожогом.
Скрипнула тяжёлая дубовая дверь. Пригибая голову, в помещение вошёл статный рыжебородый славянин. Опережая его, быстрый как ртуть, вбежал отрок и бросился к старику:
- Дедушка Асмунд! Расскажи - как ты бился с драконом.
- Э-хе-хе, княжич, примерь-ка лучше меч. Ты ж не раз уже слышал сказку о том, как я столкнулся с огнедышащим змеем, да как он пожог меня.
- Опять, лысый чёрт, будешь морочить Володимира байками о чудищах. Лучше бы что дельное поведал, – прервал варяга славянин, воспитатель младого князя - дядька по матери.
- И то – правда, боярин, время летит незаметно, подрос княжич – пора ему о ратных делах прадедов и дедов узнать. Да, и ты, Добрыня, садись, послушай о походе князя Игоря на Царьград, не суди старика…
САГА ВАРЯГА
…Сказывают, что ромеи – хитры и слабы, добиваются победы не силой духа и оружием, а только подкупом да обманом. Ох, не так это – врут завистливые люди. Искусные и доблестные ратники они, сильна у них воинская выучка, крепко строй в бою держат, ведают разные ухищрения и имеют тайное оружие – «греческий огонь» - пострашнее пламени дракона будет…
Было это почитай годков 20 назад - слыл я тогда уже старым рубакой. С юности в походы на Царьград ходил с конунгом Хельгом, родичем твоего деда Ингера. Дорога в те земли мне хорошо известна. Помню славный щит Хельга, прибитый на врата Царьграда. Тогда не так грозны были ромеи как ныне, да и вои наши отчаяннее были – через одного берсерки.
В начале лета собрал князь Игорь несметное войско: больше тысячи лодей, а в каждой - по пять десятков воинов. Взял всю старую дружину Хельга и новых свейских мечников нанял; от всех славянских племён лучшие вои явились.
Почти месяц шли до Царьграда, по дороге ни одного прибрежного города не пропустили, но главную добычу ожидали за Боспором. Князь хотел сильно напугать греков, чтоб гостям нашим препятствий не чинили и беспошлинную торговлю дали. Купцы же и сообщили о том, что весь византийский флот в южном море с сарацинами бьётся и - столица с моря открыта.
Подойдя к месту, называемому по-гречески Фарос, где стоит маяк перед боспорским проходом, наши суда встали на отдых и готовились к штурму. Вдруг в полдень из горла пролива появилось большое неуклюжее судно с высокими бортами, с тремя мачтами, на которых вместо прямоугольных парусов были налажены необычные – треугольные. Ромейский корабль двигался ходко, но чудно, как пьяный, то в одну сторону, то в другую. За ним шло ещё два десятка похожих кораблей. Мы было подумали, что это передовые силы – знать, греки успели подогнать флот - сражение предстоит тяжёлым. Но сколько не глазели дозорные: больше ромеев не появилось.
Игорь выстроил лодьи дугой, в три линии. Казалось, судьба клонила удачу на нашу сторону: ветер стих, на море легла тишь и гладь. Безумные греки вместо того, чтобы повернуть назад и грести домой, что есть мочи, двинулись прямо в середку нашего строя. От князя пришёл приказ: ромеев не бить, взять живыми.
Головной византийский корабль достиг линии нашего порядка, остальные рассыпались по всему фронту. Эллины чудили: подставляли себя со всех сторон и не стреляли из дальнобойных орудий, мечущих камни и горшки с горящей смолой.
На мачте Ингера взметнулся вымпел – атака! Взревев, наши гребцы налегли на вёсла, абордажные команды забили мечами по щитам, и лёгкие лодьи, как псы на медведя, бросились на врага. Греки молчали.
Первый и второй ряды славянского флота окружили ромеев. И тут случилось ужасное: грома не было, но на наши корабли молниями обрушились огненные стрелы. Как сказочные драконы, шипя и выплевывая огонь во все стороны – с носа, кормы и бортов – большие ромейские корабли-дромоны в считанные минуты подожгли половину лодей. Суда, попадавшие в огненные струи, вспыхивали целиком, и горели как сухая солома. Зажигательная смесь, извергаемая греками, была страшной: вода её не тушила, напротив - только сильнее разжигала пламя. С высоких носовых и кормовых площадок ромейских судов посыпался град свинцовых пуль, метаемых меткими пращниками. Скрытые под водой, коварные тараны дромонов проламывали борта лодей, а тяжёлые снаряды-«вороны», падая с подвесов, пробивали днища – только треск стоял. Это был Рагнарек-светопреставление: море горело и бурлило, как вода в котелке, гудел раскалённый воздух.
Надо было прорываться к берегу на мелководье, куда ромейские суда с глубокой посадкой подойти не могли. За нашей лодьёй погнался двухмачтовый тахидромон: уж очень ходок он, на двух-то рядах вёсел! Дойти до берега не успели: подожгли нас. Бросились в воду, да жахнули греки огнём по воде, пол лица мне попалило. Хорошо, заранее броню да шлем с себя снял, только меч оставил – выплыл, добрался до берега.
Много наших погибло в том сражении, многих греки взяли в плен и обезглавили. Ох, и лютовали мы за это: пожгли всё греческое побережье, истребляли всех - от мала до велика. Вскоре еды не осталось, а тут и осень подступила. Да ещё, выслал против нас император Роман знатного воина, полководца Варду Фоку. Пришёл он скоро, привёл железную пехоту и конницу. Ромейские легионы разбили нас наголову. Побежали мы к лодьям, давай плыть на закат, к Дунаю, к дому. Опять у пролива нас встретил греческий флот – тут уж не до битвы, бросились врассыпную. Эх, сгубил князь Игорь в том походе цвет варяжской дружины!
Наука впредь нам: одно лодейное войско в ромейскую землю не посылать – без конницы и обоза неча там делать, к кораблям греческим ближе, чем на бросок дротика не подходить. А в поле надобно, как ромеи, выстраивать войско «стенкой» и уметь строй едино держать. Вот давеча, князь Святослав ко мне приходил: выспрашивал о походах на Царьград, о ромейском военном искусстве – я ему то же самое сказал. Готовит князь дружину и войско в поход на козаров. Вижу, Володимир, великим воином отец твой будет, воротит былую русскую славу.
ПУТЬ ДРАКОНА
(При написании очерка по истории византийского флота использовались материалы с сайта «Парусные Корабли» -
http://www.grinda.navy.ru/sailship/ship/dromon.htm)
Средиземноморские корабли VIII-XI вв. в своём развитии во многом опередили суда северных морей. Хоть и назывались драккары викингов «кораблями-драконами» - от древнескандинавского: «drage» (дракон) и «kar» (корабль) – и украшались страшными драконьими мордами, а всё же истинными драконами морей в раннем Средневековье были византийские корабли – дромоны. Это - уже настоящие боевые корабли, оснащённые грозным оружием, а драккары – всего лишь средства доставки дружин норманнов, т. е., по сути – десантные суда. Дромон – это нечто среднее между античным военным кораблём и классической галерой позднего Средневековья.
Античный флот к IV в. естественным образом завершил своё существование, став жертвой экономического спада. Рухнула великая рабовладельческая держава – Древний Рим – исчезло не только богатство, но и большое количество рабов и… грести на огромных многопалубных кораблях – триремах, …, децемрерах – стало некому. Выжили лишь небольшие маневренные суда, типа римской тридцативёсельной, одномачтовой либурны.
Либурна была десантно-штурмовым кораблём морской пехоты (liburnarii), позаимствованной Римом от пиратов иллирийского племени либурнов, отдалённых родственников современных албанцев. Морские пехотинцы-либурнарии поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки. От этого римского судна и ведёт своё происхождение византийский дромон. В VI в. император Юстиниан положил модифицированную либурну в основу военного флота Византийской империи. Корабль получил наименование «дромон» (по гречески «гонщик»). Несмотря на многообещающее название, поначалу дромон едва ли был быстрее аналогичных античных судов. Он представлял собой открытый, то есть беспалубный, гребной корабль, с одним ярусом весел и съёмным прямым парусным вооружением.
Долгое время стимулов развивать флот у Византии не было: окружающие варвары и Сасанидский Иран – главный противник на востоке – флотов не имели. Однако с середины VII в. ситуация резко изменилась – в Средиземноморье появился мощный арабский флот, оснащённый по последнему слову техники. Сами арабы – мореходы относительные. Их флот создавали традиционно морские народы Восточного Средиземноморья – потомки финикийцев, киликийцы и малоазиатские греки. По всему побережью Северной Африки сарацины возвели укреплённые гавани и верфи. В начале войны с Арабским халифатом Византийская империя несла тяжёлые поражения, как на суше, так и на море. По существу, византийский флот был уничтожен и в течение 7 лет, с 674 г. по 681 г., враги осаждали Константинополь с моря.
КРЫЛЬЯ ДРАКОНА
В IX веке в кораблестроении произошла революция – на средиземноморские корабли был поставлен косой треугольный парус, который вероятно был изобретён в Юго-Восточной Азии и благодаря арабам попал в Средиземное море. Косой парус позволял лавировать и ходить при боковых ветрах, суда стали менее зависимыми от гребной тяги. Когда в начале X века викинги вторглись в южное море, они с удивлением обнаружили, что местные корабли вместо привычных глазу северянина прямых рейковых парусов несли треугольные косые. Норманны назвали их «латинскими» - так они называли страны южной Европы.
Дромоны обзавелись двумя (реже тремя) мачтами с "латинскими" косыми парусами и превратились в беспалубные 100- или 150-весельные биремы, т.е суда с двумя ярусами вёсел. А одноярусные корабли стали называться монерами или галерами (moneres и galea соответственно).
Вплоть до XV в., дромоны неоднократно модифицировались и изменялись. По византийским источникам можно судить о существовании по меньшей мере трех типов: усиако, памфилоса и третьего, самого крупного, не имеющего особого названия. Название "усиако" происходит от греческого слова "усия", которое, в частности, означало отряд из 100 человек. Пятьдесят профессиональных гребцов находились на нижнем ярусе и гребли как на переходах, так и во время боя. Вторая полусотня состояла из воинов, занимала верхний гребной ярус и гребла только на переходах. Во время боя они убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы римского флота.
Памфилос был в целом аналогичен усиако, но имел экипаж 120-160 чел. Третий, самый большой дромон, брал на борт до 200 человек. Из них 150 являлись гребцами, а 50 - бойцами. Также в византийском флоте существовали корабли, именовавшиеся "хеландии" («угорь» или «черепаха»?). Скорее всего, это простонародное названии наиболее крупных дромонов, которые сравнивались с былыми античными триерами. Они, вероятно, ходили на вёслах в 3 яруса и с двумя-тремя мачтами, их команда достигала 300 человек.
Все модификации дромонов были аналогичной конструкции. Вместо сплошной палубы они имели три сквозных настильных прохода, поднятых над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии корабля. Боковые настильные проходы и скамьи гребцов были защищены съемными щитами. Весла были выведены наружу непосредственно через отверстия в бортах. Длина кораблей варьировала от 30 до 50 метров, ширина от 5 до 7 метров. На корме было два румпеля, у каждого борта свой. В плане дромоны имели заостренную форму и были весьма быстроходны.
Киль дромона оканчивался, как и у биремы, погруженным в воду тараном – наследие античности. А от таранов противника дромоны были защищены металлической броней. На византийских кораблях устанавливались катапульты, метавшие огненные снаряды на большое расстояние. Мощные, тяжелые катапульты могли кидать снаряды весом в 500 кг на дистанцию до 1000 метров. В носовой и кормовой части судна размещались приподнятые палубы для стрелков (пращников и лучников), на специальных балках-подъёмниках раскачивались «вороны» - массивные снаряды для пробивания бортов и днищ противников.
ДЫХАНИЕ ДРАКОНА
Однако, самым эффективным и страшным оружием дромонов был знаменитый «греческий огонь», извергаемый из огнемётов-сифонофоров. Описание конструкции этого вооружения до нас не дошло, и как они метали горючий состав – неизвестно. Но легко догадаться, что дальнобойность "греческого огня" была более чем умеренной – максимум 25 м.
"Греческий огонь" был изобретен неким Каллиником, сирийским ученым и инженером, беженцем из Маальбека. Византийские источники указывают даже точную дату изобретения - 673 г. от Р.Х.
"Ромейский огонь" был настоящим абсолютным оружием в морских сражениях, поскольку именно скученные флоты деревянных кораблей представляют собой превосходную цель для зажигательной смеси. И греческие, и арабские источники в один голос заявляют, что действие "огня" было просто-таки ошеломительным. При малейшем контакте с водой жидкость вспыхивала, пожар только разгорался при тушении водой и гасили его лишь вином, уксусом или песком.
Точный рецепт горючей смеси остается загадкой по сей день. Состав держался в строжайшем секрете. Обычно называются такие вещества как нефть, асфальт, различные масла, горючие смолы, гудрон, сера, селитра и – обязательно! – некий "секретный компонент". Ну, и без алхимической магии конечно не обошлось… Наиболее адекватным вариантом видится смесь негашеной извести и серы, которая загорается при соприкосновении с водой, и каких-нибудь вязких носителей наподобие нефти или асфальта.
При помощи "греческого огня" были уничтожены два больших арабских флота, не раз от него горели славяно-русские и норманнские корабли. Применялся «огонь» и на суше – во время обороны крепостей.
Со временем арабы поняли простую вещь: психологическое воздействие этого оружия куда сильнее, чем его реальная поражающая способность. Достаточно выдерживать дистанцию с византийскими кораблями около 40-50 м. Что и было сделано. Однако "не приближаться", в отсутствие эффективных дистанционных средств поражения, означает просто - не воевать.
ПОЛЁТ ДРАКОНА
Тяжёлые дромоны были линейными кораблями византийского флота. А лёгкие и быстроходные, так называемые тахидромоны («быстрые гонщики»), несли патрульно-конвойную службу, осуществляли разведку и срочную переброску войск. Сочетание дромонов и тахидромонов позволяло проводить крупные сухопутно-морские операции: блокировать побережье, вести долговременную осаду портовых городов, препятствовать закреплению противника на захваченных территориях и перебрасывать большие контингенты войск.
В X веке Византия становится мощной морской державой, обладающей сильным военным флотом, базирующимся в Константинополе. В связи с этим было создано центральное морское командование, во главе которого был поставлен друнгарий флота.
Византия нанесла серьёзные поражения сарацинам на море, разгромила их военно-морские базы и верфи в Северной Африке, вернула важнейшие острова (Крит, Кипр) и добилась паритета (если не перевеса) на Средиземном море. В конечном итоге это позволило ей перейти в решительное наступление и потеснить арабов в Малой Азии и на Ближнем Востоке.
***
P.S: Хронология в рассказе варяга:
907 г. – успешный поход киевского воеводы Олега (Вещего), родственника младого киевского князя Игоря, на Константинополь (Царьград) при императоре Льве IV Философе (варягу 16 лет).
941 г. – неудачный поход киевского князя Игоря, сына Рюрика и отца Святослава, на Царьград при императоре Романе I (варягу 50 лет).
948 г. (? - точная дата неизвестна) – рождение Владимира, сына князя Святослава, будущего Великого князя киевского, крестителя Руси.
957 г. – поездка княгини Ольги, жены князя Игоря, в Царьград и её крещение; начало княжения её сына Святослава.
961 г. – полновластие князя Святослава, подготовка к походу на Хазарию; княгиня Ольга полностью отходит от государственных дел; 13 лет (?) Владимиру, воспитатель княжича - брат его матери Малуши из племени древлян, дядя Добрыня (варягу 71 год);
961 г. – в царствование императора Романа II, византийцы впервые используют славяно-русских воинов, при освобождении от арабов о. Крита.