Любовь Ришелье (историческая миниатюра)

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

Ваша оценка материала

понравилось
6
86%
удовлетворительно
1
14%
не понравилось
0
Голосов нет
 
Всего голосов : 7

Любовь Ришелье (историческая миниатюра)

Сообщение Inga Suxova » 11 фев 2005, 13:18

В жанровом искусстве, связанном с историческими сюжетами, существует странная особенность. На живописных полотнах, как правило, мы видим рафинированные портреты известных персон прошлого. Но в литературных произведениях очень часто всё наоборот – многие писатели незаслуженно идеализируют одни исторические личности, и совершенно произвольно демонизируют другие. По-видимому, это связанно с разрывом во времени между творцом образа и оригиналом. Художники-портретисты были современниками своих натур и специально им льстили, надеясь на высокую оплату труда. Меркантильным писателям, ждать гонорары от почивших в бозе персонажей художественно-исторических бестселлеров бессмысленно, поэтому они работают исключительно на широкую публику. Публика же редко ценит настоящих героев, довольствуясь сплетнями, домыслами и злыми памфлетами. Нет пророка в своём отечестве, нет реальных исторических портретов в бульварных исторических романах. И, к сожалению, талант здесь не помощник, скорее наоборот - искусно созданный негативный штамп клеймит на века. Кто из нас не восхищался «Тремя мушкетёрами» Дюма? Но иногда так и хочется сказать: «Дюма, ты не прав!» ;)
***


Впервые опубликовано в журнале «Всемирный Следопыт», № 7, 2004 г. – Инга Сухова. «Любовь Ришелье» (Персона), с. 36 – 43.

Инга СУХОВА

ЛЮБОВЬ РИШЕЛЬЕ

В будуаре королевы Франции Анны Австрийской царил полумрак. Этот вечер она проводила в одиночестве, и на прекрасном лице, воспетом придворными поэтами, лежала задумчивая нега. Королева держала в руках цепочку, обвивавшую тонкие пальцы, на ней покачивался медальон с портретом, но то был не портрет короля. Откинувшись на спинку козетки, женщина с легкой улыбкой на губах следовала течению своих прихотливых грез. Внезапный шум вывел Анну из забытья – в будуар вбежала камеристка дю Верне:
- Ах, госпожа моя, сюда идет его Высокопреосвященство, - и наперсница королевы поспешила навстречу гостю.
Анна неуловимым движением спрятала медальон за корсаж платья и, оправив кружевной воротник, изобразила любезность – всесильный первый министр Франции входил в покои, резким жестом отбросив портьеру, под шорох алого шелка своей сутаны.
Арман Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье, глава королевского совета и подлинный правитель государства, оттеснивший безвольного Людовика XIII, приветствовал её почтительным поклоном. Худощавая фигура и резкие черты лица придавали ему сходство с хищной птицей. С легким румянцем замешательства молодая женщина отвечала кардиналу, склонив голову. Ришелье непринужденно уселся в кресло:
- Дитя моё, государственные дела не давали мне встретиться с вами вот уже неделю. Долг пастыря призывал меня не откладывать наше свидание, поэтому простите мне мой столь поздний визит.
Учтивость речи не вязалась с горящим взором, которого он не отводил от лица королевы. Его длинные пальцы впились в ручки кресла, губы искривила мучительная усмешка. Не в силах выдержать обжигающего взгляда, Анна опустила глаза и тихо ответила:
- Ваше Высокопреосвященство как всегда думает и помнит обо всем.
Кардинал вздрогнул, глубоко вздохнул, будто на что-то решившись, и, встав с кресла, приблизился к ней.
- О да, Анна, я помню обо всем - о том, как я впервые увидел вас, юную невесту. Помню платье из небесно-голубого бархата, так чудесно оттенявшее ваши глаза и волосы. Помню светлый взор, который вы мне тогда подарили - чего бы я ни отдал ныне за подобный взгляд. Помню долгие годы, когда, вынужденный скрывать своё чувство, я видел вас ежедневно, стоял рядом, вдыхал аромат ваших волос; скрипя зубами, наблюдал за жалким мужем, пренебрегавшим вами – той, чьи следы я готов был целовать, чье прикосновение было бы для меня величайшей наградой! Но я помню и другое. О да, я помню! Английский хлыщ Бэкингем, молодой и беззаботный красавец, ворвался во Францию, как метеор – такой же яркий и недолговечный. Увы, он успел заронить в ваше сердце чувство, которого я за долгие годы так и не увидел в этих глазах. Но он далеко, а я всегда буду рядом. Анна, молю, не отвергайте мою любовь, подарите мне взаимность, - и гордый кардинал упал перед дамой на колени.
В продолжение его пылкой речи лицо королевы попеременно то заливалось краской, то смертельно бледнело, глаза наполнились слезами, и она с ужасом взирала на могущественного человека, склонившегося к её ногам. Ришелье схватил руки молодой женщины и сжал с такой силой, что Анна слабо вскрикнула.
- Любовь моя, подумай и о том, что ты – королева. Десять лет, как ты замужем, а Бог не благословил ваш брак детьми. Твой долг дать Франции наследника, Людовик же хил и долго не протянет. Но если наш с тобою сын взойдет на трон – о, чего я тогда не сделаю ради него! Я заставлю весь мир склониться перед его престолом! Анна, Анна, скажи же мне, есть ли у меня надежда?!
И обезумевший от любви мужчина стал осыпать её руки поцелуями. Королева пыталась отстраниться, но министр, потеряв голову, привлек женщину к себе - и горячие губы обожгли её шею.
Анна вскочила, с силой оттолкнув Ришелье, и на ковер упал её медальон, словно в насмешку, распахнувшийся. На кардинала с вызовом взирал надменный лик проклятого лорда. Кровь бросилась в лицо министра, черты его исказила злоба - и первым порывом было растоптать каблуком ненавистный образ соперника, однако коварство взяло верх над ревностью. Королева хотела поднять медальон, но Ришелье бросился к нему быстрее коршуна и, схватив улику, немедленно спрятал её в широком поясе, стягивавшем сутану. Анна поднесла к лицу руки, чтобы сдержать крик ужаса, когда в комнату, отдёрнув портьеру, вновь впорхнула дю Верне:
- Его Величество следует сюда по коридору, спустя минуту король будет здесь.
Кардинал немедленно принял свой обычный холодно-отстраненный вид и уселся в кресло. Королева, не в силах справиться с потрясением, с пылающими щеками, опустилась на кушетку, спрятав дрожащие руки в кружевных манжетах.
Портьера колыхнулась, и в будуаре появился Людовик XIII. Тёмно-зелёный шлафрок по-домашнему облекал его рыхлое тело.
В детстве, будучи хилым ребенком, маленький Луи доставлял много хлопот матери Марии Медичи и придворным лейб-медикам. Его родитель Генрих IV, прославленный удалец, рубака и любимец женщин, недоумевал: в кого уродился дофин? Не иначе, как порода флорентийских менял Медичи одолела в нем горячую гасконскую кровь отца. К тому же мальчик с детства проявлял жестокость и злое упрямство. Однажды Генрих застал сына за «невинной» забавой – тот отрывал голову пойманному воробью. Недолго думая, добрый отец и христианин стал охаживать наследника тростью. Мать бросилась на защиту дитяти, но король пророчески сказал: «Сударыня, молите Бога, чтобы я еще пожил; если меня не станет, он будет дурно обращаться с вами». (Став королем, «благодарный» сын заспорил с матерью из-за власти, и Марии пришлось бежать из страны. Умерла она за границей, в бедности.) В другой раз, защищая чадо от порки, королева крикнула суровому отцу, намекая на его бесчисленные любовные связи: «С вашими ублюдками вы бы так не поступили!». На что Генрих справедливо отвечал: «Что до моих ублюдков, мой сын всегда сможет их высечь, ежели они станут валять дурака; а вот его-то уж никто не выпорет». Ко всем прочим бедам Людовик сильно заикался, и это развило в нем робость, коварство и скрытность.
Оказавшись в помещении, где, казалось, ещё сверкали молнии и сам воздух был наэлектризован, король недоверчиво вгляделся в рдеющее лицо жены и перевел взгляд на своего министра. Ришелье, вполне овладевший собой, вскочил и отвесил церемонный поклон. Вяло махнув рукой, Людовик расположился в мягком кресле у горящего камина, подальше от королевы, и безразлично спросил:
- Мадам, как ваше здоровье? Мне кажется, вас снедает лихорадка.
Смущенная и растерянная, Анна молчала, и тогда на помощь пришел министр:
- Мы рассказывали друг другу забавные истории и хохотали до слез, сир.
- Вот так всегда, - уныло пожаловался король. - Без меня все веселятся, а стоит мне появиться - зевают от скуки, - и он капризно выпятил губы.
- Прошу вашего разрешения откланяться, сир, меня ждут неотложные государственные дела. - Ришелье, поклонившись супругам, бросил быстрый взгляд на королеву и стремительно вышел.
Анна закрыла лицо руками. Этот взгляд сказал ей всё – отныне она приобретала в отвергнутом кардинале могущественного врага…
***

ДОСЬЕ: ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО

Изображение

Кардинал Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье (1585 – 1642) происходил из почтенной дворянской семьи. Его отец был главным прево (судьей) Королевского дома, но, сильно запутавшись в долгах, едва не разорил семью. У него было трое сыновей и две дочери. Старшему пророчили военную карьеру. Двум другим предстояло стать служителями Божьими, дабы не дробить наследственный удел. Средний сын стал впоследствии кардиналом Лионским, а младший – кардиналом Ришелье.
С ранних лет Ришелье был одержим честолюбием и жаждой власти. В Риме, где его посвящали в сан епископа, он дерзнул ввести в заблуждение самого Папу, солгав, что уже достиг положенного для принятия сана возраста – 27 лет, и признался в обмане лишь после церемонии. Юного пастыря отличали ум, красноречие и обаяние – вскоре он стал государственным секретарем в правительстве королевы-регентши Марии Медичи. После ссоры короля с матерью, Ришелье некоторое время оставался с нею, а затем его способности привлекли внимание Людовика XIII, и кардинал надолго стал опорой престола и главным советником этого слабого монарха. Умнейший политик, ловкий интриган и отважный воин – разнообразию талантов кардинала можно только подивиться. Он возглавил осаду мятежников в Ла-Рошели и лично водил войска в атаки, сменив сутану на кирасу.
Благодаря настойчивости и дальновидности Ришелье, без малого 20 лет направлявшего политику королевства, абсолютизм в стране окреп, мятежи были усмирены, казна наполнялась, престиж Франции необычайно возрос. Блестящее царствование сына Людовика XIII – знаменитого «короля-солнце» Людовика XIV было во многом подготовлено кардиналом.
В личной жизни этот человек был глубоко несчастен. Единственной его любовью была королева Анна Австрийская, не ответившая ему взаимностью. И вот что странно – отвергнув яркую, сильную личность, какой являлся Ришелье, впоследствии королева отдала руку и сердце в морганатическом браке кардиналу Мазарини - человеку во всем уступавшему своему предшественнику. А.И. Куприн в рассказе «Суламифь» вложил в уста Соломона Премудрого поэтические слова: «Есть три вещи на свете, непонятные для меня, и четвёртую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины».
Впрочем, быть может, Ришелье выбрал Мазарини себе в преемники не случайно – помимо государственных талантов он разглядел в нем и другое достоинство. Представляя итальянца Анне, тогдашней регентше, он сказал ей: «Вы его полюбите, сударыня, он похож на Бэкингема…»
***

ДОСЬЕ: АННА АВСТРИЙСКАЯ

Изображение

Анна, заставившая страдать всесильного кардинала, была дочерью испанского короля Филиппа Ш и Маргариты Австрийской. По обычаям тогдашнего времени её рано выдали замуж: юной невесте было всего 14 лет, когда Людовик ХШ нарек её своей королевой. Дети не успели полюбить друг друга - вокруг них сразу же начала плестись паутина дворцовых интриг. Молодой государь всецело находился под влиянием матери Марии Медичи, властолюбивой и коварной. Она невзлюбила невестку, опасаясь, что юная жена возьмет руководство слабовольным мужем в свои руки. Чтобы помешать этому, в ход шли наговор и клевета. Ловким интриганам удалось добиться своего: супруги все более отдалялись друг от друга.
Время шло. Девочка превратилась в женщину. Анна стала замечательной красавицей, дивные черты которой поэты прославили при владетельных дворах всей Европы. Портреты молодой королевы заверяют нас, что стихотворцы не грешили против истины: «прекрасная испанка» могла вскружить голову кому угодно. Но сердце её было свободно.
По свидетельству современников, Ришелье был «сильно влюблен в королеву и в бешенстве хотел заставить короля развестись с нею». Но не Людовик и не герцог Бэкингем были главными соперниками кардинала в сердце неприступной красавицы. Преданная любви к своему отечеству, Анна была «слишком испанкой, чтобы стать хорошей королевой Франции». На родине правил её брат Филипп IV, и Анна всемерно поддерживала его, отчаянно интригуя в пользу Испании и против первого министра. Он любил женщину, с которой его сталкивали противоположные политические интересы: ведь Испания была в то время одним из главных противников Французского государства. Ришелье же, ничуть не кривя душой, говорил о себе: «Моей первой целью было величие короля, второй – могущество королевства». Абсолютно не поддерживая действий кардинала, направленных на возвышение страны, Анна была готова свергнуть ненавистного министра даже ценой поражения Франции!
Галантные чувства английского герцога Бэкингема льстили королеве и заставляли безмерно страдать Ришелье. Однако любовь британца осталась скорее платонической страстью: обмен письмами заменял нежной паре часы редких свиданий. Переписка велась до самой смерти герцога. Поначалу королева не желала верить трагическому известию и растерянно повторяла: «Ведь я еще вчера получила от него письмо…» Но, увы, гибель соперника не помогла кардиналу завоевать любовь Анны: до самой смерти Ришелье она оставалась его врагом, невзирая на все труды, которые министр совершил для блага отечества, короля и не оценившей его королевы…
Последний раз редактировалось Inga Suxova 08 авг 2005, 09:39, всего редактировалось 3 раз(а).
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Гость » 20 фев 2005, 22:59

А почему нет пункта "не понравилось" ? :roll:

Впрочем, с точки зрения стилистики написано неплохо.
Гость
 

Сообщение Гость » 12 сен 2005, 16:48

Очень понравилась эта история. Хотелось бы узнать, насколько она правдива. Как, дополнение; Ришелье был поэтом, драматургом, он организовал свой литературный клуб. Ставил свои пьесы. Из чего следует, что, как правило, талантливый человек талантлив во многом...Я очень уважаю этого одухотворенного и передового человека своего времени. Его жизнь это вечная борьба с обстоятельствами, которые он заставлял работать на себя. И за вас, Инга, скажу я: - Дюма, ты не прав! К сожалению, история - это сплошные мифы, созданные неблагодарными потомками. :?
Гость
 

Сообщение Inga Suxova » 14 сен 2005, 06:30

Ross писал(а):Очень понравилась эта история. Хотелось бы узнать, насколько она правдива. Как, дополнение; Ришелье был поэтом, драматургом, он организовал свой литературный клуб. Ставил свои пьесы. Из чего следует, что, как правило, талантливый человек талантлив во многом...Я очень уважаю этого одухотворенного и передового человека своего времени. Его жизнь это вечная борьба с обстоятельствами, которые он заставлял работать на себя. И за вас, Инга, скажу я: - Дюма, ты не прав! К сожалению, история - это сплошные мифы, созданные неблагодарными потомками. :?


Насколько исторически правдива миниатюра? Скажем так: конечно же, я применяла здесь свои исторические знания, сверялась с записками современников и использовала их, но, главное (!) - хотела донести до читателя мысль: МОЖНО писать лёгкую, авантюрную историческую беллетристику НЕ ИСКАЖАЯ ИСТОРИЧЕСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
А САМ ЭПИЗОД с медальоном - конечно же... моя литературная фантазия ;) Но ведь этим - авторским творчеством - и отличается художественная литература от научного учебника. Ещё мастер новелл С. Моэм говорил, что литература не может просто описывать голый факт - без полёта авторской фантазии это просто скучно. Другое дело, что этот "полёт не нарушает физических законов", т.е. происходит в рамках дозволенного ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ. Так что такой эпизод в ТОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ вполне мог произойти, но раз он не произошёл, то автор его... выдумал или, если хотите, смоделировал (ведь математических моделей в природе не существует, однако выводы получаемые с помощью их РЕАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в нашей повседневной жизни)
А вообще-то эту проблему уже не раз поднимали сами историки-писатели, см. например: http://www.archaeology.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=228

На счёт: «Дюма, ты не прав!» - не мы одни. Очень многие, даже просто любители, кто серьёзно интересуется историей и анализирует полученные знания, делают такой же вывод о месте Ришелье во Франции и вообще в мировой истории, например посмотрите комменты к этой новелле на моём литературном сайте: http://zhurnal.lib.ru/comment/d/dubynina_i_w/07a2004
Последний раз редактировалось Inga Suxova 14 сен 2005, 06:53, всего редактировалось 1 раз.
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Inga Suxova » 14 сен 2005, 06:41

Anonymous писал(а):А почему нет пункта "не понравилось" ? :roll:

Впрочем, с точки зрения стилистики написано неплохо.


Как видите, такой пункт появился ;) Просто, изначально, я раньше времени кнопочку нажала, когда создавала опрос, а потом уже освоилась и научилась ;)

Стилистика в художественно-историческом произведении - это самое важное - эпоха должна узнаваться. А то порой читаешь "исторические" романы и создаётся такое ощущение, что какой-нибудь средневековый персонаж говорит как дядя Вася из соседнего подъезда, а выйдя во двор замка вместе с автором увидишь не коня, а в шестисотый "Мерседес". Правда, есть и другая крайность - когда сквозь историческую терминологию читателю не продраться. Ну, и последний "классический случай" - это химера-анахронизм - в духе пресловутой речи режиссёра Якина из к/ф "Василий Иванович...": "Понеже мы зело на самолёт опаздываем."
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Гость » 14 сен 2005, 09:54

На Ваш, Инга, литературный сайт, я зайду в самое ближайшее время, и с огромным удовольствием зачитаюсь Вашими произведениями /я обожаю исследовать человечество, через призму истории/. Вот только выберу для этого время, а то я катастрофически сейчас загружен /я пишу и продюсирую музыку/.
На Ваш взгляд, Инга, как литератора, историка, явление "Ришелье" только подтверждает правило о том, что именно личность творит историю?
Гость
 

Сообщение Inga Suxova » 20 сен 2005, 04:21

Ross писал(а):На Ваш, Инга, литературный сайт, я зайду в самое ближайшее время, и с огромным удовольствием зачитаюсь Вашими произведениями /я обожаю исследовать человечество, через призму истории/. Вот только выберу для этого время, а то я катастрофически сейчас загружен /я пишу и продюсирую музыку/.
На Ваш взгляд, Инга, как литератора, историка, явление "Ришелье" только подтверждает правило о том, что именно личность творит историю?


Эх, хотела дать развёрнутый ответ, но, к сожалению, баталии на собственном литературном сайте захлестнули и времени в Интернете осталось мало ;)
Но если быстро, то отвечу по пунктам вот так:
1) думаю «50% на 50%» - историю творят не только безликие «классы-массы» и корпоративные интересы, но конечно же и яркие личности; что было бы если бы не родился Александр Македонский или тот же Ульянов (Ленин)? – думаю ход событий пошёл бы несколько иным путём;
2) обезличивание Истории – издержки советского преподавания данного предмета; сейчас вроде бы интерес к великим историческим личностям возвращается;
3) в художественно-историческом романе писатель показывает Историю, главным образом, через линзу исторических персонажей (знаменитых и рядовых, но типичных представителей эпохи); более того, я считаю, что только так и должна писаться историческая беллетристика – если читателю нужны голые факты он найдёт их в учебниках и монографиях, причём гораздо более точные и поданные во всех ракурсах, но зато читатель не найдёт там того, что называется «очеловеченная, живая История»; правда есть исключения из правила, например: монографии Тарле и Гумилёва; практика показала, что самые выдающиеся исторические романы создаются учёным-писателем, в одном лице, или писателем-учёным , изучившим «свою эпоху» не хуже специалиста - это такие авторы, как Г. Эберс, И.Ефремов, В. Пикуль, даже В. Ян немного выпадает из этой обоймы – он скорее страновед (хорошо знал Восток), чем писатель-историк; так что для автора, работающего в жанре истории, историческая личность порой важнее, чем голые факты и «классы-массы» - кстати, вот почему советские писатели и создавали бездарные исторические произведения, потому что мало уделяли внимание Личности, а больше заботились над тем, что скажет партия, если не обнаружит в их текстах «класс-масс»; но, слава Богу, эти времена закончились и теперь художник может творить свободно, если конечно не помрёт с голоду ;))) – как говорится, за воздух свободы теперь надо платить – вот и питайся воздухом ;)))
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7