Афонька Бельведерский (историческая миниатюра)

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

Ваша оценка материала

понравилось
4
57%
удовлетворительно
1
14%
не понравилось
2
29%
 
Всего голосов : 7

Афонька Бельведерский (историческая миниатюра)

Сообщение Inga Suxova » 04 мар 2005, 14:23

Пространство и время: Российская империя, конец XVIII века.
Аннотация: Юмор. Москва и москвичи екатерининской эпохи

ИСТОРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА

Инга СУХОВА

Изображение
Боровиковский В.П., "Портрет Марии Ивановны Лопухиной", 1797; холст, масло, 72 см х 53,5 см - ГТГ, Москва


АФОНЬКА БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ
или "Запретный плод сладок"

- Ах, ma che`re, как это было неприлично! Третьего дня в салоне графини этот мизерабль, это чудовище, поручик Блудов осмелился поцеловать мне руку выше запястья! Скандал! Я отказала ему от дома, как можно, такая дерзость!
- О, Мими, как я тебя понимаю! Нынешний свет смотрит на приличия сквозь пальцы. На балу у княгини Голицыной я своими глазами видела, как этот enfant terrible, наследник отцовских миллионов Неплюев, в вихре вальсона прижимал к себе княжну Китти гораздо ближе, чем того дозволяет благопристойность! Entre nous, она была совсем не против. Боже, куда катится мир!
И молодая, хорошенькая дама в модном туалете подняла вверх полные негодования глаза. Её собеседница, не уступавшая ей ни в очаровании, ни в изящности наряда, сочувственно кивала, теребя кружевной платочек. Ландо, подпрыгивая на булыжной мостовой, катилось по улицам Москвы.
- Везу тебя увидеть чудо, дорогая! Вчера, гуляя в саду этого богача и оригинала Демидова, я заметила персик. Ах, это просто искушение, соблазн. Он был так нежно-розов, легкий пушок окутывал его призрачным облачком. Ты должна полюбоваться, Мими, и разделить со мной восторг.
Экипаж остановился. Лакей, спрыгнув с запяток, откинул ступеньки и помог барыням сойти. Два воздушных создания, почти не касаясь земли, вступили в знаменитый сад, открытый для прилично одетой публики. Владелец его Прокопий Акинфиевич Демидов славился на всю Первопрестольную как своим громадным состоянием, так и не меньшим самодурством.
Московские нимфы шли по аллейке, усыпанной хрустким розовым песком и украшенной мраморными статуями греческих и римских небожителей.
- Душечка, скорее сюда. Вот он! - Торжествующе вскрикнула дама, указывая на соблазнительный фрукт.
Под лучами солнца его сочная розовая плоть манила, дразнила и прельщала. Некоторое время дамы восторженно созерцали вожделенный плод, а затем, не поборов искушения, Мими протянула к нему нежную ручку. Тонкие пальчики уже обхватили пушистый овал, когда с высоты грянул грозный глас:
- Не замай, барыня! Глазеть – глазей, а рвать не моги!
С пьедестала на посетительниц дерзко взирал мраморный Аполлон. Следуя правилам классической простоты, бог был обнажен, лишь могучие чресла стыдливо прикрывал канонический фиговый листок. Олимпиец негодующе уставил каменный перст на преступниц.
Высокий, пронзительный визг являлся ответом. Разверзнись вдруг небеса, подруги не напугались бы сильнее. Не разбирая дороги, с истошными воплями, несостоявшиеся похитительницы, подхватив пышные юбки, бросились наутек, - пару раз из пены кружев мелькнули кокетливые белые панталончики, и все стихло. Лениво гудели пчелы, да птички возмущенно чирикали в смятых паническим бегством кустах.
Задумчиво почесывая беломраморный зад, Аполлон зычно гаркнул стоящему поодаль Геркулесу:
- Митроха, у тебя под мелом кожа-те не преет?
Геркулес, половчее перехватив палицу, пробасил в ответ:
- Преет, Афонька, дюже преет, прям пякет, мочи нет боле!
И яростно заскреб корявой пятерней играющую рельефной мускулатурой “античную” грудь…
***
"…В великолепный сад его (Демидова), в котором было собрано более двух тысяч растений, допускались все; но, заметив, что дамы в нем рвут плоды и редкие цветы, он однажды снял все статуи и на место их поставил обнаженных мужиков…"
М.И. Пыляев. Старое житье (очерки и рассказы о бывших в отшедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни). 1897, 2-е изд., типография А.С. Суворина, С-Петербург.


(С) Сухова Инга, 2005

Доп. комментарии и иллюстрации: http://zhurnal.lib.ru/comment/d/dubynina_i_w/05032005
Последний раз редактировалось Inga Suxova 18 янв 2006, 18:41, всего редактировалось 3 раз(а).
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

Приметы времени

Сообщение Inga Suxova » 27 июн 2005, 03:37

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
(исторические справки):


Прокопий Акинфиевич Демидов (1710 - 1786) - сын горнозаводчика А.Н. Демидова, статский советник; славился своими странностями, остроумными выходками и благотворительностью: пожертвовал более миллиона рублей на Петербургский Воспитательный дом и на народные училища, основал коммерческое училище в Санкт-Петербурге. Кроме того, пожертвовал 20 тысяч Московскому университету с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим студентам, а также купил за 10 тысяч рублей для университета дом, в который учреждение и было переведено. Демидов был натурой неоднозначной и противоречивой. Чудак, добродушный в обращении с посторонними, питавший трогательную нежность к цветам и пчеловодству (в своем подмосковном имении Нескучное он создал великолепный научный Ботанический сад, после его смерти подаренный Москве), с близкими Прокопий Акинфиевич был довольно жесток.

Демидовский ботанический сад (Нескучный сад) - "Нескучный сад" - это живописная роща с большими деревьями, с холмами, оврагами, старинными прудами, плотинами и пр. В середине XVIII в. на месте Нескучного сада находилось три больших загородных дома: "Нескучное" генерал-прокурора князя Н. Ю. Трубецкого, князей Голицыных и миллионера-заводчика П. А. Демидова. Общая площадь этих загородных дач вместе с несколькими мелкими владениями, находившимися по соседству и вошедшими в XIX в. в состав Нескучного сада, составляла 35,5 га.
В настоящее время Нескучный сад входит в состав Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.
В Музее архитектуры в Донском монастыре сохранился альбом Нескучного, относящийся к 1753 г. Из альбома видно, что парк в то время был разбит в "версальском" стиле - с подрезанными в виде различных фигур деревьями, геометрически правильно расходящимися дорожками, гротами, мостиками и т.п.

Вальс - прародителями вальса называют и австрийский народный танец "лендлер", и провансальский танец "вольта". Оба эти танца - парные и танцевались под музыку в размере ¾, и если в лендлере кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг, вращал ее вокруг себя, то в вольте вначале преобладали прыжки, а затем появились и быстрые повороты и вращения. Во Франции вольт запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье усматривал в нем подрыв устоев религии и общества. (Это нетрудно себе представить - в начале ХVШ в., когда в моду входил чинный и галантный менуэт, то, что кавалер берет руку дамы, считалось невиданным нарушением приличий!) Но вольт, смешавшись с лендлером, завоевал популярность в Германии, Чехии, Австрии, получил новый характер - широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил новое имя - "вальс" (от немецкого слова "walzen" - кружиться).
Танцы, "похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже в 1775 году. "Waltzen" (вальсон), как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени, в 1779 году появился памфлет некоего "Волка" (Wolf) под названием: "Доказательства того, что вальсирование - основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения". В 1799 г. Arndt описывал этот танец: "Леди подняли длинные платья так, чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу..." Разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: " Здоровый джентльмен,как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило" ... в 1833 в книге "Правил хорошего поведения" Мисс Селбарт писала:" этот танец - только для девиц легкого поведения!"

О русском вальсе из труда М.И. Пыляева "Старое житье (очерки и рассказы о бывших в отшедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни)". 1897, 2-е изд., типография А.С. Суворина, С-Петербург: "Но в первое время по учреждении собрания (т.е. общественных балов - И.С.) танцующих бывало немного, потому что минуэт был танец премудреный: поминутно то-и-дело что или присядь или приклонись и то осторожно, а то с чужим лбом стукнешься, или толкнешь в спину, или оборвешь чужой хвост платья и запутаешься. Танцовали только умевшие хорошо танцовать; вальс тогда ещё не знали и в первое время, как он стал входить в моду, его считали неблагопристойным танцем; как это - обхватить даму за талию и кружить ее по зале. Позднее, как описывает англичанин Ж.К. Пойля в своих мемуарах, для летучих вальсов в целой Европе мастера были только русские, и кроме русских дам, этих черезчур быстрых, почти воздушных, не выдержит ни англичанка, ни немка, ни француженка (о, как! - И.С.). В самом деле, тогда быстрота с ловкостью в вальсе составляли славу наших танцев... При императоре Павле I на вальс, или, как его тогда называли, "вальсон", вышло строгое запрещение" (с. 86-87).

Ландо - (франц. "landau") от Landau (Ландау) - город в Баварии, где с XVII в. начали изготовлять экипажи под названием "ландо". Ландо называлась 4-местная карета с открывающимся верхом. Ландо отличалось мягкими рессорами, легким ходом, роскошной отделкой. Ехавшие в экипаже пассажиры размещались на переднем и заднем сиденьях лицом друг к другу. Облегченное и укороченное (без переднего сидения) ландо называлось ландолетом.
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

cron