Жан Франсуа Шампольон (биографический очерк)

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

Жан Франсуа Шампольон (биографический очерк)

Сообщение Inga Suxova » 22 июл 2005, 01:04

Биографический очерк опубликован в “египетском номере” журнала «Всемирный Следопыт», № 23, 2004 г. – рубрика “Персона”, с. 48-55.

Изображение

Об авторах:
Зеленев Евгений Ильич – авторитетнейший петербургский востоковед-арабист, доктор исторических наук, профессор кафедры истории стран Ближнего Востока факультета востоковедения Санкт-Петербургского университета; главная научная тема - государственное управление Египтом и Сирией в османский период в XVI - начале XX в. (принципы и основные тенденции); недавно вышли в свет две его монографии: 1) «Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии, XVI - начало XX века» - http://www.unipress.ru/new/zel.html ; 2) «Египет» - книга, написанная в жанре страноведения, дает обзор прошлого и настоящего этой легендарной страны - http://www.unipress.ru/new/egip.html . В июне 2005 г. Зеленев Е.И. избран деканом восточного факультета СПб университета.
Сущевский Андрей Георгиевич – известный петербургский египтолог, талантливый ученик Берлева, доктор исторических наук, профессор кафедры египтологии факультета востоковедения СПб университета, ведущий преподаватель древнеегипетского языка; в своё время занимался в археологическом кружке при Ленинградском Доме пионеров у Виноградова.

Евгений ЗЕЛЕНЕВ
Андрей СУЩЕВСКИЙ


ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН

Гениальный лингвист, Шампольон с детства преисполнился решимости разгадать тайну иероглифов и приоткрыть завесу, скрывавшую от современников прошлое великой страны. В 1822 году, после многих лет работы над текстами, он сделал это, «взломал» код египетского иероглифического письма, и язык древних обитателей долины Нила раскрыл свои богатства.

Изображение

Гениальность сродни пророческому дару – Всевышний наделяет ею немногих избранных, чтобы простые смертные, пользуясь плодами труда великих, осознали грандиозность Божественной воли. 7 марта 1815 года в Гренобле судьба свела лицом к лицу двух гениев – Наполеона и Шампольона.
Потом эту случайную встречу назовут встречей двух завоевателей Египта. Первый включил страну в состав своей империи. Второй, пока ещё не бывавший в Египте, спустя несколько лет покорит великую цивилизацию на Ниле силой своего интеллекта. Их представили друг другу, умышленно исказив фамилию учёного в угоду Наполеону – Шамполеон. «Какое хорошее предзнаменование! – воскликнул император. – Он носит половину моего имени!» Увы, Бонопарта обманули, и для него предзнаменование оказалось ложным. Наполеон двигался с острова Эльба, куда он был сослан после поражения в войне 1812-1814 годов, навстречу Ста дням и ещё более страшному разгрому на полях Ватерлоо (18 июня 1815 года). Затем последовали изгнание и смерть на острове Св. Елены. Шампольона же именно это свидание побудило к самоотверженному труду, который увенчался успехом и принёс тридцатидвухлетнему учёному всемирную славу.
Во время встречи в Гренобле императору шёл сорок шестой год, а учёному – двадцать пятый, но тем не менее их беседа проходила на равных. Наполеон пришёл в восторг от египтолога, изучавшего языки страны, которая пала под натиском его армии в 1798 году. Шампольон несколько сдержан: он любит свободу и не любит диктаторов. Учтив, как и подобает младшему перед старшим, но не более того. Император заинтригован, и второй день из тех драгоценных отпущенных судьбой Ста дней он посвящает молодому дарованию – они беседуют о египетских древностях и расстаются навсегда. Две встречи с Наполеоном имели для учёного судьбоносные последствия. Победа Бурбонов поставила Шампольона в ужасное положение: после Ватерлоо его обвинили в оппозиционной деятельности, что вынудило египтолога бежать из Гренобля и всецело отдаться науке.
Жан Франсуа Шампольон родился в 1790 году в Фижаке, на юго-востоке Франции, там же он стал учиться в начальной школе. В 1801 году его брат, одарённый филолог, увозит ребёнка в Гренобль и берёт на себя заботу о его воспитании. И тут мальчик вдруг проявляет удивительные способности к изучению иностранных языков: осваивает латинский и греческий, блестяще справляется с древнееврейским. В двенадцать лет у Франсуа открывается и писательский талант. Он собирает сведения о выдающихся собаках, и в итоге получается нечто вроде «Истории о знаменитых собаках». О собаках он знает теперь почти всё, а вот с историей человечества хуже: ему долго не удаётся выстроить в мыслях чёткую последовательность исторических эпох. Юный Шампольон принимается за дело: составляет хронологическую таблицу с нескромным названием «Хронология от Адама до Шампольона-младшего». С тринадцать лет он начинает изучать арабский, сирийский, халдейский и коптский. Несколько позже – персидский, санскрит и даже китайский.
Но в то время мечтать о египтологии было странно: в августе 1801-го остатки армии Наполеона в Египте сдались англичанам. Разрозненными группами французские солдаты возвращались на родину, принося издалека не только рассказы о древних египетских памятниках, но и тамошние раритеты, прихваченные с собой в качестве трофеев. Один из участников наполеоновской экспедиции в Египет – знаменитый физик и математик Жозеф Фурье – обладал целой коллекцией. Во время инспектирования школ департамента, префектом которой он был, Фурье познакомился с Франсуа Шампольоном. Между ними состоялся короткий разговор. В беседе отрок высказал столь глубокие и точные суждения, что Фурье запомнил незаурядного школьника, пригласил его к себе и показал египетскую коллекцию. Именно тогда юноша взял в руки папирус с иероглифами и пообещал Фурье их прочитать, заболев этой идеей на всю жизнь. И ещё у Фурье Шампольон впервые увидел копию текстов Розеттского камня, того самого, который и дал ему в дальнейшем ключ к расшифровке древних надписей.
По завершении лицея Франсуа продолжает изучать языки и культуру Востока в парижском Коллеж де Франс, совершенствует лингвистические познания в Практической школе восточных языков. Превосходное владение примерно десятью иностранными языками, включая коптский, окажется бесценным при расшифровке надписей Розеттского камня. Эти годы останутся в памяти учёного ещё и как годы немыслимой нищеты. Скудное питание, экономия буквально на всём, необычайно холодная и сырая парижская зима дают толчок болезни лёгких. От этой хвори ему суждено будет умереть. Старший брат самоотверженно помогает младшему, но он сам беден и едва сводит концы с концами.
Летом 1807 года семнадцатилетний Франсуа составляет географическую карту долины Нила эпохи Древних царств, а к сентябрю завершает книгу «Египет при фараонах». Он представляет труд на суд научной общественности, выступив с докладом на заседании Гренобльской академии. Полный триумф! Научные достижения молодого египтолога оценены необычайно высоко: несовершеннолетнему юнцу седовласые метры присуждают звание академика.
В 1808 году Шампольон начал исследование стелы, известной в науке под названием Розеттский камень. Стела была обнаружена в 1799-м близ небольшого городка Розетта (ныне Рашид), неподалёку от Александрии. Драгоценная находка попала в руки англичан и была помещена в Британский музей в Лондоне. Изучение этого источника, вернее копии Розеттского камня, позволило Шампольону отыскать ключ к прочтению иероглифов.
Над загадкой древнеегипетского письма билось несколько поколений учёных и любителей-дилетантов. Родилась совершенно дикая гипотеза, что иероглифы – просто украшающий орнамент. Розеттский камень опровергал подобные домыслы, но понять и доказать это оказалось непросто. Даже когда с помощью текстов стелы были разгаданы важные элементы египетского алфавита, сами надписи ещё долгое время оставались недоступными для прочтения: они были полностью расшифрованы только во второй половине XX века.
На Розеттском камне высечен некий документ в трёх вариантах: египетский фрагмент выполнен иероглифами и демотическим (алфавитно-идеографическим) письмом, кроме того, имелся параллельный текст на древнегреческом. Он был понятен и легко читался, а вот оба египетских отрывка оставались загадкой. Тогда Шампольон выдвинул одну за другой три гениальные гипотезы. Во-первых, он посчитал, что коптский язык является последней стадией развития египетского языка. Во-вторых, предложил рассматривать иероглифы как идеограммы (закодированные идеи) и как фонетические символы (обозначение звуков и слогов). В-третьих, он выдвинул идею, что заключённые в особые овальные рамки (картуши) иероглифы обозначают имена фараонов.
Справедливость требует упомянуть, что все три идеи были высказаны ещё до Шампольона. О важности коптского языка для изучения египетских иероглифов говорил в XVIII веке иезуит Афанасий Кирхер. О том, что в картушах – царские имена, предположил некий Жозеф де Гинь в том же столетии. Что иероглифы могут обозначать отдельные звуки, то есть служить буквами, догадался выдающийся английский учёный-физик Томас Юнг (Янг). Именно он первым прочёл имя великой Клеопатры на лондонском обелиске с острова Филы, обнаруженном итальянцем Джованни Бельцони.
Заслуга Шампольона состояла в том, что он соединил все три идеи и нашёл им применение на практике. Предположив, что каждый иероглиф мог соответствовать какой-то букве алфавита, и зная, что перевод надписи на древнегреческом содержит имя фараона, Шампольон сумел расшифровать иероглифы, которыми было обозначено имя Ptolmys – Птолемей.
Позже, когда в 1821 году прочтению поддалось имя Клеопатра, которое присутствовало в двух надписях (иероглифической и греческой) на лондонском обелиске, Шампольон сравнил написание имён Клеопатра и Птолемей: в имени Клеопатра знаки 2, 4, 5 совпали со знаками 4, 3, 1 в имени Птолемей. Так стали известны фонетические значения первых 12 иероглифов. Продолжая применять свой метод к другим картушам, Шампольон прочитывал всё новые иероглифы, расшифровав имена из грандиозного храма Абу Симбел, а в 1822 году опубликовал знаменитое «Письмо к М. Дасье», где изложил основы своего метода и первые результаты. В 1824 году была издана книга Шампольона «Краткий очерк системы иероглифического письма».
Затем последовали блистательные расшифровки древнеегипетских текстов, собранных к тому времени в коллекциях европейских музеев. При поддержке короля Карла X и великого герцога тосканского Леопольда II Шампольон со своим ассистентом и учеником Ипполитом Розеллини организовал экспедицию, в июле 1828 года отправившуюся из Тулона в Египет. Путешествие оказалось триумфальным шествием от одного открытия к другому. Древние египетские письмена перестали хранить молчание – они заговорили, поведав миру об эпохах, казалось, навсегда канувших в лету.
Европейский мир XIX века неожиданно осознал, как он юн и неопытен в сравнении с великими цивилизациями древности, завесу тайн над которыми приоткрыл миру гений Жана Франсуа Шампольона.
Египтолог скончался в 1832 году 42 лет от роду в расцвете творческих сил. Как сказал немецкий исследователь Курт Вальтер Марек, он умер слишком рано – до полного признания своих заслуг. Добавим, что российская научная общественность оценила гений Шампольона одна из первых. В 1824 году он стал почётным членом Российской Императорской Академии наук – на два года раньше, чем был избран в Парижскую академию.
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18