Капитолийская волчица (этруски)

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

Капитолийская волчица (этруски)

Сообщение Inga Suxova » 08 янв 2006, 05:59

“Классический вариант” популяризаторского представления исторической темы по определённой схеме, неоднократно проверенный и признанный читателями удачным.
Впервые опубликовано в журнале “Всемирный Следопыт” (СПб), № 17, 2004 г. –– Инга Сухова. “Капитолийская волчица” (тема номера “Этруски и Древняя Италия, VII-III вв. до н.э.”), с. 6 – 21.

Изображение

В I тыс. до н.э. на территории Апеннинского полуострова существовала одна из наиболее загадочных цивилизаций древности. Её создатели резко отличались от окружающих диковатых италийских племён. Народ этот вышел на историческую арену задолго до римлян. Тирренами называли его древние греки, а латины звали тосками или этрусками. Первое имя сохранилось в названии Тирренского моря, а второе – в названии исторической области Италии, Тосканы. Они оставили большой след в европейской цивилизации. Сохранилось множество памятников этой культуры – храмы, гробницы с красочной росписью, керамика, предметы роскоши, оружие, более 10 тыс. надписей и – Загадка этрусков. До сих пор тяжёлые врата, охраняющие древнюю тайну, крепко замкнуты. С загадочной полуулыбкой наблюдают этрусские изваяния за попытками современников приоткрыть эти створки. Мы попробуем только прикоснуться к ним…
***

Инга СУХОВА

КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА
(историческая новелла)

Изображение

Утренний ветерок раскачал верхушки стройных кипарисов, покрыл мелкой рябью спокойные воды Тибра и улетел к морю, в сторону Лаврентских болот. Рим досматривал предрассветные сны. По пустынным в этот час улицам города шагали двое мужчин, плотно укутанных в широкие плащи, покрывавшие головы.
- Друг мой, мы ввязались в очень рискованное предприятие. В случае поражения нас ожидает смерть. – Тот, что постарше, говорил очень тихо, так что его молодой собеседник наклонился ближе, чтобы уловить смысл сказанного.
- Ты прав, Эмилий, и все же я пойду за ней.
- Публий, ты неисправим! Влюбившись, мы утрачиваем разум. Туллия рвётся к власти, сгорая от нетерпения поскорее занять трон. Беда в том, что отец, по её мнению, зажился на свете. Вот дочь и ищет тех, кто поможет старому царю отыскать путь в преисподнюю. Её муж – игрушка в нежных ручках супруги, а благодаря её красоте многие храбрецы в Риме готовы на всё, повинуясь приказу царевны.
- Эмилий, ты тоже посвящен в тайну заговора! Ведь мы вместе?
Старший из путников вздохнул:
- Я дал клятву, и обратной дороги теперь нет.
В эту минуту края облаков окрасились алым отблеском первых лучей восходящего солнца…
Дворец просыпался, а в палатах дочери правителя Рима Сервия Туллия никто не ложился. Царевна, бледная после бессонной ночи, сидела в кресле, перед ней стоял её муж, потомок прежнего царя-этруска, Тарквиний.
Супруги были достойны друг друга. В брак они вступили путём преступления, оба властолюбивые без меры и неразборчивые в средствах достижения заветной цели. Туллия блистала той завораживающей, влекущей, а потому опасной красотой, какой отличается огонь или глубокая пропасть. Такие женщины не приносят радости, заставляя влюбленных в них мужчин страдать от мучительной ревности или совершать безумные поступки, бросая к ногам избранницы честь, состояние и даже жизнь. Черные волосы римлянки, стянутые тяжелым узлом на затылке, оттеняли белизну её тонкой кожи. Взгляд тёмных глаз горел мрачным пламенем.
- Ты слишком далеко заходишь, жена. Опомнись, он ведь твой отец! К тому же преклонные годы царя дают нам надежду…
- Жалкий трус! – Голос Туллии был полон презрения. – Ты просто боишься, хотя всё готово и действовать надо решительно. Старику со дня на день донесут о заговоре, и тогда он не посмотрит на родство. Будь уверен, казни не избежать. Сегодня ты пойдешь в курию с отрядом верных людей и объявишь о свержении Сервия Туллия.
- Сегодня!? – Молодой Тарквиний изменился в лице.
- Или я сама отправлюсь к отцам-сенаторам и предъявлю права на престол! – И женщина величественно поднялась с кресла.
- И вы, римляне, называете нас, этрусков, распущенными и жестокими! По крайней мере, наши дочери не злоумышляют на отцов. Ты - подлинная волчица, неизмеримо опаснее той, вскормившей Ромула и Рема, чьё бронзовое изваяние украшает Капитолий! – Накинув короткий пурпурный плащ-трабею, Тарквиний покинул атриум, провожаемый обжигающим взором жены.
Курия шумела, словно растревоженный улей. Сенаторы недоумевали, чем вызван внезапный приказ царского зятя: всем облечённым властью явиться на Совет. Луций Тарквиний решительными шагами вошёл в зал собрания и уселся в курульное кресло владыки. Поднявшийся всеобщий возмущенный крик смолк сразу же, как только на форуме послышался звон оружия. Отряд сообщников молодого заговорщика ворвался в помещение сената и окружил собравшихся. Тарквиний начал речь:
- Отцы-сенаторы, Сервий Туллий больше не царь! Он и не был им никогда. Рожденный рабыней, покровитель подлейшего люда, из которого вышел сам, человек этот недостоин царского венца. Он похитил власть, по праву рождения принадлежавшую мне, и я лишь возвращаю себе наследие предков.
В это время у входа в курию раздался шум и громкий голос царя:
- Что это значит, Тарквиний? Ты до того обнаглел, что смеешь при моей жизни созывать сенат и восседать на троне? – Туллий, оттолкнув стражу, приблизился к зятю.
Мятежник, сначала растерявшийся при виде правителя, быстро овладел собой. С форума доносились крики народа, и Луций понял, что царствовать будет тот из них, кто сейчас одержит верх в споре. Дряхлый старец, преградивший ему дорогу к власти, потрясая посохом, ещё пытался что-то сказать, но Тарквиний, схватив его в охапку, вытащил из зала заседаний и швырнул вниз с высокой лестницы. Несчастный рухнул на каменную мостовую и жестоко разбился, однако остался жив. Народ в ужасе бросился бежать с площади, а свергнутый правитель, громко стеная, побрел куда глаза глядят.
Лишь только Туллий исчез за поворотом улицы, на форум, стоя на колеснице, торжественно въехала его дочь. Властолюбивая красавица была наряжена в пурпурный греческий пеплос тончайшего полотна, на плечи был накинут алый, вышитый золотом шарф. Стройную шею женщины украшало богатое ожерелье искусной работы этрусских умельцев, на руках звенели массивные браслеты, в ушах покачивались и сверкали драгоценные серьги, составленные из тысячи спаянных вместе крошечных золотых шариков. Подъехав к курии, она громким голосом воскликнула:
- Живёт и царствует царь Луций Тарквиний!
Её крик подхватила группа приспешников, громче всех кричал не сводивший с женщины восхищенных глаз Публий. Когда в высоких дверях здания совета показался новый царь Рима, рёв людей взмыл до небес. Правитель поднял руку, призывая к тишине, и обратился к народу с милостивой речью.
К Туллии подошел вестник:
- Благороднейшая, царь велит тебе вернуться домой и ждать его во дворце. В городе небезопасно.
Новая царица гордо подняла голову, увенчанную диадемой, и кивнула, послав коней вперёд.

Изображение

Рим бурлил, группы людей собирались на улицах, делясь друг с другом новостью и громко обсуждая грядущие перемены. Женщина достигла верха Киприйской улицы, где находился маленький храм Дианы, и уже поворачивала вправо, к Урбиеву взвозу, чтобы подняться на Эсквилинский холм. Как вдруг руки её натянули поводья, и она осадила лошадей. На пути колесницы лежал избитый Сервий Туллий. Старик, изнемогая, шёл к дому, но силы оставили его и он рухнул замертво посреди мощённой булыжником мостовой. Глаза неистовой женщины вспыхнули недобрым светом. Минуту помедлив, Туллия хлестнула коней бичом и с торжествующей усмешкой проехала по бездыханному телу отца.
Улица, где свершилось невиданное злодеяние, впоследствии носила имя Проклятой. Царь Тарквиний правил Римом как тиран. Придя к власти через преступление, он к одному творимому им бесчинству добавлял другое. Народ прозвал владыку Гордым. Царевичи во всем походили на отца. Особенно распущенным был младший – Секст. Именно его поступок переполнило чашу терпения римлян.

…Шла война с городом Ардеи, расположенным в земле племени рутулов, неподалеку от Рима. Отряды царя взяли город в кольцо, но осада затянулась. Однажды вечером у костра римляне завели речь о том, чья жена наиболее добродетельна. Всяк хвалил свою супругу, а один молодой солдат, по прозвищу Коллатин, предложил съездить и проверить, как проводят время их женщины. Среди отправившихся в Рим был и царевич Секст. Ни один муж не смог похвалиться поведением хозяйки своего дома. И лишь жена Коллатина, прекрасная Лукреция, встретила приехавших, поднявшись из-за прялки. Посрамленные хвастуны отправились в обратный путь.
Секст ехал задумчивый: прелесть чужой супруги глубоко задела его порочное сердце. Спустя несколько дней он тайно ночью отправился в Рим. Приехавший в дом Коллатина Секст был приветливо встречен Лукрецией. Гостя накормили и уложили спать. Но лишь только настала ночь, вероломный царевич проник в спальню молодой женщины и, приставив к её груди меч, навлек позор на дом, где был принят с почетом.
Наутро несчастная послала гонцов за отцом и мужем. Когда мужчины прибыли, Лукреция рассказала всё, что произошло минувшей ночью. Снедаемая гневом и стыдом, римлянка, достав из-под одежды спрятанный нож, вонзила его в сердце. Безутешные родичи вынесли тело Лукреции на Форум и призвали людей к отмщению, рассказав о беззакониях, творимых отпрыском царя Тарквиния.
Терпение народа иссякло, и жители города закрыли ворота перед царем, возвращавшимся с войны. Тарквиний отправился в этрусский город Цере. Туллия бежала из дворца, и, где бы не появлялась, мужчины и женщины проклинали её, призывая кару богинь-мстительниц на нечестивую дочь. Секст укрылся в городе Габиях, где был убит недругами, а их злонравный юноша успел нажить немало.
Римляне учредили республику и постановили никогда больше не иметь царей, карая смертью всякого, стремящегося к верховной власти.
Но Тарквиний не собирался отказываться от трона. Свергнутый монарх стал искать помощи у единоплеменников-этрусков. Один за другим обходил он города–государства Этрурии, умоляя правителей вернуть ему престол Рима. Владыки двух городов – Тарквиния, откуда родом были предки римского изгнанника, и Клузия, где царствовал грозный лукумон Ларт Порсена, ответили согласием и выставили войска. Их возглавил Порсена.
Сенаторы и жители Рима ужаснулись грядущей схватке с сильным противником, но не пали духом. Весь народ поднялся на борьбу. Множество славных подвигов, вошедших в историю, совершили римляне в ходе этой войны. Разбитые, тарквинийцы ушли восвояси, но Порсена обложил город и, заняв Яникульский холм, перекрыл подвоз продовольствия осажденным. Угроза голода нависла над восставшими.
Юноша из знатного рода по имени Гай Муций решился пожертвовать собой ради сограждан. Он спрятал под одеждой меч и отправился в лагерь врага. По случайному стечению обстоятельств юноша появился там в день выдачи солдатам жалования. Порсена и писец были окружены толпой, одеты были схоже и сидели рядом. Но толстый и важный писец показался Гаю гораздо более подходящей фигурой на роль царя, и храбрец пронзил мечом чиновника.
Муция немедленно схватили и подвели к Порсене. Царь с изумлением разглядывал римского воина. “Совсем еще юнец”, - пронеслось в голове у владыки.
- Кто ты и зачем убил моего писца? Знаешь ли, что тебя ждет казнь? – сурово вопросил этруск.
- Я Гай Муций, римский гражданин, пришел к тебе, как враг к врагу и готов умереть, как готов был убить: римляне умеют и действовать, и страдать с отвагой! Нас триста заговорщиков, поклявшихся убить тебя, кому-то это удастся,- гордо отвечал пленник.
Желая устрашить храбреца, царь приказал развести огонь для пыток. Но Гай положил правую ладонь в пылающий на жертвеннике огонь и, не изменившись лицом, сжёг руку. Исполненный страха, Порсена приказал слугам оттащить Муция от алтаря и сказал ему:
- Ты безжалостнее к себе, чем ко мне! С радостью увидел бы тебя в рядах своего войска. Ты свободен, возвращайся домой.
Армия этрусков в походном порядке выступила в родной Клузий, заключив мир с Римом. Порсена ехал во главе колонны, задумчиво опустив голову. Начальник конницы обратился к царю:
- Лукумон, неужели городишко на болотах занимает твои мысли?
- Друг Аулий! Этот городишко на берегу Тибра населен неустрашимыми людьми. Судя по всему, его ждёт великое будущее, и я тревожусь о судьбе своего народа.
***

Инга СУХОВА

ЗАГАДКИ ЭТРУСКОВ
(популярно-исторический очерк)

Этруски, туски, тоски, тиррены, турша, - каких только имен не носил этот загадочный народ! История его полна парадоксов. В XII веке до н. э. древние египтяне подверглись нашествию таинственных «народов моря». Запись, выбитая на каменной стеле, называет в числе племен, входивших в этот союз, и неких «турша», в которых ряд учёных видит предков этрусков.
Италию IX века до н.э. населяли племена земледельцев и скотоводов. Их поселения представляли собой скопление примитивных круглых хижин, крытых соломой. Ничто не предвещало, что здесь вскоре суждено возникнуть одной из самых могущественных и обширных империй в истории человечества. Но вот наступил переломный VIII век. В это время древние греки начали активно осваивать новые земли, основывая поселения-фактории на островах и побережье Апеннинского полуострова. Это и Питекузы на острове Иския в Неаполитанском заливе, и Кумы на материке, и Сиракузы на Сицилии, и вошедший в поговорку Сибарис. К концу столетия обширным территориям, подвергшимся колонизации, было дано имя Graecia Magna – Великая Греция.
Соперниками эллинов в торговле на море были вездесущие финикийские купцы. Этот народ семитского происхождения основал такие крупные торговые центры древности, как Библ, Тир, Сидон и, конечно, знаменитый Карфаген. Посещали торговцы с Востока и Апеннинский полуостров.
В местах соприкосновения культур, а такими пунктами являлись портовые города, этруски знакомились с достижениями иных, более высоких цивилизаций. Но вот загадка – почему из многих народов, населявших эти земли, лишь тоски создали великую и утонченную культуру, органично соединившую в себе как эллинское, так и восточное начала?
Внезапно, необъяснимо в полуварварской Италии возникают первые города и поселения. То были города этрусков или расна, расена, - таково самоназвание этого народа. Появившись первоначально на территории бассейна реки Арно, на водоразделе с Тибром и на побережье Тирренского моря, за два последующих века туски заняли Лаций и распространились на восток, к Умбрии, подарив имя провинции Тоскана, являвшейся сердцем Этрурии. Экспансия тусков шла на запад и на юг, покрывая густой сетью поселений цветущую Кампанию.
Век спустя этруски продвигаются на север, перевалив Апеннины, вторгаются в долину реки По, основывают города на побережье Адриатики. Римский историк Тит Ливий писал, что в зените своего могущества, пришедшегося на VII-VI века до н. э. Этрурия “контролировала все пространство Италии, от Альп до Сицилии”. Её воины покоряли одно племя за другим, и в этих сражениях будущим властителям мира римлянам не раз довелось испытать горечь поражения.

Изображение

Но не только воинскими доблестями прославились этруски. Их цивилизация для того времени была одной из самых передовых в западном мире. Гордость расена составляли умелые инженеры, строившие храмы, дороги и арочные мосты, а также ирригационные сооружения; искусные горшечники, поставлявшие на рынки древнего мира высоко ценимую черную керамику так называемого стиля “буккеро” , ювелиры, изготавливавшие непревзойденные по тонкости исполнения браслеты, ожерелья и диадемы из крошечных золотых шариков, спаянных вместе. А знаменитая Капитолийская волчица, ставшая символом Рима, – шедевр этрусских мастеров по металлу.
На всю ойкумену гремела слава местных гаруспиков-предсказателей, к которым обращались как отдельные граждане, так и целые государства. Рим, уже в эпоху своего могущества, в экстренных случаях, грозящих бедой всему народу, специальными постановлениями призывал в город гадателей из Этрурии, чтобы те отвели опасность. Иная, страшная, слава сопровождала тамошних морских разбойников, бороздивших море, прозванное Тирренским.
Этрурия никогда не была единым государством. Страну образовывали двенадцать крупных городов, т.н. «двенадцатиградие», важнейшими из которых являлись Вейи, Клузий, Тарквинии, Перузия, Цере, Вольсинии, Арреций. Во главе их стояли правители, называемые лукумоны. 12 полисов образовывали союз-конфедерацию. Раз в год представители общин собирались в главном святилище близ города Вольсинии, где избирался царь, который, впрочем, реальной властью над страной не обладал. Должность эта была скорее знаком оказания высшего почета. Города ревниво обороняли свою самостоятельность, и литературно-исторические источники донесли до нас сведения о войнах, происходивших между ними. В этом таился зародыш последующего краха великой цивилизации.
До сих пор исследователи не установили, какой народ является предком этрусков и как они появились в Италии. Уже в древности на этот счет не было единого мнения. Так, “отец истории” Геродот полагал, что тиррены пришли из малоазийской Лидии. Несколько лет поля не приносили урожая, и в стране наступил голод. Тогда лидийский царь Атис разделил народ на две части и бросил жребий с тем, чтобы определить, кому остаться, а кому покинуть родину. Главой над переселенцами он назначил сына по имени Тиррен. В городе Смирна колонисты сели на корабли и отправились на поиски новой отчизны. Миновав многие страны, они остановились в земле омбров, где основали города. Зваться же народ стал по имени предводителя – тирренами. Таким образом, Геродот считал этрусков племенем, пришедшим с востока.
“Отцу истории” возражает другой античный ученый Дионисий Галикарнасский. Он жил в Риме в конце I века до н.э. Дионисий замечает, что туски не могут быть потомками лидийцев, ибо у них никогда не было ни общих богов, ни общего языка, традиций или законов. “Поэтому, кажется мне, правы скорее те, кто считает их местным населением, а вовсе не пришельцами”. Свидетельства Дионисия особенно ценны тем, что, живя в Риме, он знал этрусков и, несомненно, слышал живой тогда ещё этрусский язык.
И, наконец, древнеримский историк Тит Ливий полагал, что туски по сходству языков – единоплеменники ретиев, иллирийского племени, жившего на территории нынешнего Тироля и части Швейцарии. Ливий считал их частью этрусского народа, оттесненной в горы и чащи и там “одичавшей”.
А что же говорят современные историки и лингвисты? Здесь кроется ещё один парадокс истории великого и таинственного народа. Хотя этрусских эпиграфических памятников найдено уже немало, и алфавит туски позаимствовали у эллинов, слегка видоизменив его, язык их не поддается прочтению. В нём встречаются отдельные слова из латинского и греческого языков, которые ученые могут опознать. Но в целом, еще 40 лет назад исследователи не могли даже ответить, к какой языковой группе принадлежал язык древних владык Апеннинского полуострова. Их считали носителями уникального, единственного, нигде больше не существовавшего языка.
После выхода в свет книги французского ученого-востоковеда З. Майяни «Этруски начинают говорить» туман, окружающий проблему тусков, слегка рассеялся. Не претендуя на полноту знания, Майяни убедительно доказывает, что этрусский язык относится к индоевропейской семье и родствен албанскому (язык близкий к исчезнувшей иллирийской группе), сохранившему в своем составе множество архаизмов.
Академисты-этрускологи не признали труд ученого по двум причинам. Во-первых, он вторгся в “чужую” область: будучи востоковедом, дерзнул изучать европейскую культуру. Во-вторых, Майяни использовал запрещенный и “преданный анафеме” маститыми учеными этимологический метод исследования.
Дело в том, что этрусковеды-лингвисты разбились на две группировки. Одни полагают, что проникнуть в тайну древнего языка можно путем сравнения его с существующими или доподлинно известными языками. Этот метод получил название этимологического.
Другой способ, приобретший статус официального, называется комбинаторным. Его приверженцы придерживаются мнения, что любая этрусская надпись непременно сопровождает предмет, на который она нанесена. Исходя из этого, путем сравнений и подбора аналогий в огромном своде непрочитанных надписей, ученые пытаются отыскать значение слов. Насколько удачен этот метод, можно судить по тому, что упрямые этруски молчат, у этих лингвистов, до сих пор.
Отчего же так случилось, что великий народ, когда-то четыре века владевший Италией, слава которого наполняла Ойкумену, предстает перед нами сквозь завесу времени так смутно и неясно, что даже язык его не поддается расшифровке?
Думается, причин несколько. Блеск грандиозной Римской империи, поглотившей Этрурию, увёл в тень достижения тусков. Покорители и владыки мира, римляне неохотно вспоминали тех, кому во многом обязаны своей культурой. В те времена, когда на пустынном берегу Тибра Ромул проводил плугом борозду, опахивая померий – священный участок, где суждено было вознестись Вечному городу, этруски были подлинными хозяевами Италии. Многие ученые полагают, что отдельные поселения полудиких латинских племён на холмах Палатине, Эсквилине, Квиринале и Авентине объединили в маленький город именно этруски.
Как бы то ни было, после Ромула, согласно легенде, правили еще шесть царей. Последние из них – Тарквинии – были этрусками. Род их происходил из одноименного города и правил Римом на протяжении шестидесяти лет. Загадочна личность Сервия Туллия, сменившего на престоле царя Тарквиния Древнего. Сын рабыни, ставший зятем царя, он в обход детей владыки получил власть. Последний монарх-этруск Тарквиний по прозванию Гордый был изгнан из города римлянами-латинами.
Римляне широко заимствовали у этрусков их культуру, научные знания, даже атрибуты высшей власти. Курульные кресла консулов, фасции с двойным топором-лабрисом, тога, бывшая главным отличием жителя Вечного города от окружающих варваров, пришли к владыкам мира от ленивых “толстых тусков”, - как с презрением называли своих учителей поджарые и суровые потомки легендарной капитолийской волчицы.
Вероятно, со временем этруски действительно изменились и стали такими. Ибо что оставалось делать когда-то великому, но уходящему с арены истории народу? Пировать и вспоминать о своём былом величии. Противоречия между двумя племенами сгладились: туски смирились с поражением, а римляне, достигнув могущества, смогли себе позволить признать чужую давнюю славу. Среди римлян стало престижно выводить свой род от этрусских корней. Немало как патрицианских, так и плебейских фамилий происходят из Этрурии. Это Цецины и Цильнии, Вибии и Волумнии, Метеллы и Вергилии, Персии, Проперции и Летории.
С растущей мощью Рима, начиная с IV века до н.э., этрусские города, один за другим, попадают под его власть. Одни, как, например, Вейи, отчаянно сопротивляясь, другие - заключая договор о дружбе. Тщательно охраняемая лукумонами и старейшинами независимость позволила Риму поодиночке захватывать этрусские полисы. Единоплеменники не помогали осажденным соседям. Войдя в состав Римской империи, туски постепенно латинизировались. Ученые полагают, что к началу I века н.э. этрусский язык перестал быть живым, разговорным и начал выходить из употребления.
На месте древних этрусских городов стоят ныне цветущие Флоренция и Пиза, Верона, Неаполь и Кортона. Раскопки там невозможны. Всё, что мир узнал об этрусках, открыто в некрополях, “городах мертвых”. Этот народ умел жить со вкусом, красиво, за что был сурово порицаем непритязательными соседями. Гробницы тусков устроены с заботой и комфортом. Вырубленные в скалах или возведенные из камней склепы расписаны яркими фресками, украшены замечательными рельефами и были когда-то снабжены всем, чем дорожил на земле усопший. Когда однажды археологам удалось обнаружить чудом уцелевшее от жадных рук грабителей захоронение, оно было наполнено искусными изделиями древних этрусских мастеров. Тело погребенной женщины буквально усыпали золотые украшения, ставшие гордостью археологического музея. Изделия этрусских ювелиров поражают изяществом и филигранностью. Так на одной небольшой фибуле-застёжке разместились пять фигурок львов, 55 уточек и 120 тысяч мельчайших золотых зёрен, спаянных вместе по специальной технологии.
Фрески, написанные на стенах склепов, рассказывают нам не о загробном царстве. Они, за редким исключением, полны жизни и оптимизма.

Изображение

Весёлая компания возлежит за пиршественным столом, вокруг суетятся слуги. Юноша и девушка исполняют танец, в сторонке стоит флейтист, подыгрывая пляшущим. Слуги на кухне готовят роскошную трапезу, рядом собака смотрит, нельзя ли стащить кусок мяса, пока повар отвлекся разговором. Мы видим кипучую, бьющую ключом жизнь, сквозь пыль времен проступают живые черты древнего народа.
Отдельного разговора заслуживают надгробные скульптуры. На крышках саркофагов в величественных позах возлежат, словно за пиршественным столом те, для кого земные радости остались в прошлом. Реалистически исполненные, передающие подлинные черты усопшего, они волнуют и доныне. Вот пожилая семейная пара, а вот молодой человек со спокойным и грустным лицом изящным жестом протягивает ладонь к тем, кого оставляет навеки. Потрясает рельеф, изображающий мужа и жену, обнявшихся на семейном ложе с нежностью, пережившей века и тысячелетия.
Какие секреты таятся в знаменитой «льняной книге» с этрусскими надписями, обнаруженной в пеленах египетской мумии? О чём сообщают золотые пластины с этрусско-финикийскими и этрусско-греческими письменами, найденные в руинах храма близ древнего города Пирги? Таинственный народ этрусков еще ждёт своих исследователей, и хочется верить, что его загадка будет когда-нибудь раскрыта.

***

Инга СУХОВА

ЭТРУССКО-РИМСКАЯ КУНСТКАМЕРА:

1. Во время войны с этрусским царем Порсеной римляне совершили множество подвигов, ставших хрестоматийными. Легендарным героем, олицетворением римской доблести сделался Гораций Коклес. Этруски захватили холм Яникул и, преследуя бежавших оттуда римлян, готовились захватить Свайный мост – единственную переправу, соединявшую один берег Тибра с другим. Рим раскинулся на противоположной стороне реки и непременно бы пал, если бы врагу удалось перебраться через поток. Мужественный Коклес встал у перил и заградил путь неприятелю, давая время своим солдатам разрушить мост. Он удерживал противника до тех пор, пока работа не была завершена. После этого израненный храбрец прыгнул в воду и благополучно добрался до берега.

2. Не меньшей отвагой обладали и женщины Рима. Порсена при заключении мира потребовал заложников. В их число попала и юная Клелия. Ночью девушка, заметив, что охраняют их небрежно, с несколькими ровесницами выкрала коней у врага, переплыла Тибр и в лихой скачке ушла от погони. Порсена потребовал возврата беглянок. Это было исполнено, но, восхищенный отвагой юной девы, царь отпустил её и позволил выбрать из числа заложников тех, кого она хотела бы спасти. Благодарные римляне воздвигли конную статую героини.

3. Число этрусков, со временем поселившихся в Риме, было так велико, что в городе образовался целый квартал, называемый Vicus Tuscus, расположенный между холмами Палатином и Капитолием, вдоль улицы, которая вела от Форума к Большому цирку. Здесь стояло изваяние этрусского бога Вортумна. Легенда гласит, что квартал возник, когда разбитые в войне с жителями города Кумы (греческая колония), туски бежали в Рим, располагавшийся к северу. Они были радушно приняты местными жителями и распределены на постой по домам. Многие пришельцы решили остаться здесь навсегда.

4. В правление этрусского царя Тарквиния Приска была осуществлена постройка Cloaca Maxima - Большого канала, стока, отводящего воду из окружающих болот в Тибр и принимающего все нечистоты города. Царь заставил трудиться на земляных работах всё мужское население города. Гордые легионеры, победители окружающих народов возмутились до того, что резко увеличилось число самоубийств. Римляне предпочитали наложить на себя руки, нежели заниматься столь грязным делом. Тарквиний придумал хитрость. Тела всех, умертвивших себя подобным образом, он приказал распинать на крестах, что считалось нестерпимым позором. Плиний, донесший до нас рассказ об этом, отмечает: “…стыд, присущий народу римскому и часто помогавший добиться победы в битвах, почти проигранных, пришел на помощь и в этот раз.” Самоубийства прекратились, и канал был достроен. “Сводчатое сооружение… было столь просторно, что по нему могла проехать арба, груженная сеном”.

5. Города этрусков были столь прекрасны и обустроены, что Рим, тогда вовсе не великий, по сравнению с ними напоминал жалкую деревушку. Сохранилась легенда о том, что после десятилетней осады города Вейи, римляне, наконец, ворвались в его стены. Даже пострадавшие при штурме, полуразрушенные и разграбленные, Вейи так разительно отличались от лачуг на тибрском берегу, что легионеры заявили, что остаются здесь на жительство навсегда. Командирам стоило немалых трудов отговорить солдат от этого решения.

6. Аскетичные в начале своей истории, римляне порицали этрусков за легкость нравов. Особенное возмущение вызывала у потомков Ромула недопустимая с их точки зрения свобода этрусских женщин. Совершенную женщину римляне представляли себе так: pudica, lanifica, domiseda – целомудренная, ткачиха, домоседка. Этрусские дамы пользовались в семье большим авторитетом и принимали активное участие в общественной деятельности. На фресках мы видим, как утонченные аристократки возлежат на пиршественных ложах вместе с супругами, пьют вино и участвуют в беседе. Это было абсолютно немыслимо как для римской, так и для греческой женщины, и лишь гетеры могли вести себя подобным образом. Именно поэтому римляне считали этрусков развращенными.

7. Этрусские мастера-литейщики славились на всю ойкумену. Этрурия была богата залежами металлов. Копи на юге, в горах Толфа и рудники на севере, а также остров Ильва (современная Эльба) щедро обеспечивали ремесленников материалом для производства замечательных бронзовых статуй, оружия и предметов обихода. Археологи обнаружили многочисленные шахты, тоннели, конусообразные плавильни и гигантские кучи шлака, относящиеся к VII веку до н.э. Рудники древнего народа оказались столь богатыми, что во время Второй мировой войны их снова стали использовать для нужд военной промышленности Италии.

8. Не меньше металлургов, были известны и этрусские ювелиры. Они создавали изделия, отличающиеся великолепной техникой исполнения, изяществом и изысканностью форм. Излюбленной техникой была филигрань – ажурная проволока, образующая замысловатые узоры, и зернь – использование в работе крошечных золотых шариков, напаиваемых на пластину-основание. Тонкость работы древних мастеров поражает. В 1836 году близ селения Черветери (этрусского Цере) итальянскими исследователями Реголини и Галасси была найдена гробница богатой этрусской женщины. Обнаруженные там украшения изумляют. Фибула длиной 267 мм с выгравированными на поверхности пятью фигурами львов, украшалась также 55 крошечными уточками, каждая из которых, в свою очередь, была покрыта мельчайшими шариками из золота, общее количество которых достигало 120 тысяч!

9. Загадка ювелирного мастерства этрусков долго оставалась неразгаданной. Как древним ремесленникам, при несовершенстве тогдашних инструментов, удавалось создавать из тысячи мельчайших золотых шариков изделия такой тонкости? Лишь в 1992 году секрет был раскрыт. Вначале ювелир нарезал золотую проволоку на крошечные сегменты, затем смешивал их с угольной пылью и нагревал в тигле до температуры 1110 градусов Цельсия, при которой крупинки драгоценного металла приобретали сферическую форму. При помощи животного клея с добавлением медной крошки, мастер прикреплял их к изделию. Этруски знали, что золото в комбинации с медью плавится при температуре ниже той, которая требуется для плавления каждого из этих металлов в отдельности. При нагревании медь растворялась, а шарики золота надежно припаивались к изделию.

10. Лингвисты, безуспешно пытающиеся проникнуть в тайну этрусского языка, много надежд возлагают на обнаружение билингвы – двуязычного текста, подобного Розеттскому камню, который помог расшифровать древнеегипетские иероглифы. И такая находка была сделана. В 1964 году близ древнего города-порта Пирги, были раскопаны три золотые пластины, предположительно украшавшие стены местного храма. Они содержали тексты на этрусском и известном ученым финикийском языках. Однако каково же было разочарование исследователей, когда оказалось, что тексты не идентичны, хотя, вероятно, повествуют об одном и том же событии.

11. Загадками этрусков интересовались и венценосные особы. Король Швеции Густав VI Адольф в 1957 году вместе с внучкой, принцессой Маргарет (будущей королевой Датской), почтил своим присутствием раскопки поселений древнего народа близ Рима. Король “заболел” археологией пятнадцати лет от роду и с тех пор побывал в тридцати экспедициях. Узнав, что исследование трёх этрусских деревень за недостатком средств приостановлено, монарх не только профинансировал проект, но и посетил памятник, приняв участие в полевых работах.

***

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ К ТЕМЕ НОМЕРА:
“Этруски и Древняя Италия, VII – III вв. до н.э.”


На вопросы журнала «Всемирный Следопыт» отвечает Олег Яковлевич НЕВЕРОВ – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, хранитель античных гемм. Автор многочисленных научных статей, монографий и книг.

- Уважаемый Олег Яковлевич, расскажите, пожалуйста, какое место культура этрусков занимает среди других культур Древнего мира?

- К этрусской культуре прикладывают эпитет загадочная. Прежде всего, оттого, что этрусская письменность до сих пор не расшифрована. Мы можем прочесть любую надпись, алфавит известен, но смысл остаётся неясен. Не являются эти надписи и комментарием к историческим явлениям – о них мы информированы благодаря греческим историкам. Эллины не льстили этрусским героям, царям, культуре, для них всё это было чуждым. Но даже с отрицательным знаком этруски входили в область греческих интересов.
У этрусков было особое качество, которое отразилось в их художественной практике. Они как бы противопоставляли то, что они делали, эллинской традиции, и это буйство антиклассики весьма привлекает исследователей. Мы, наученные “- измами” конца XIX- начала XX вв., любопытны к этим гипертрофированным пропорциям – плоским, вытянутым, глядящим в небо. Однако “- измов” достаточно: подчёркнутая чувствительность, экспрессионизм этрусских погребальных фресок, которые хорошо представлены во Флоренции, в Тарквиниях, в Риме. Они показывают, как этруски ценили движение, стремились его подчеркнуть, гиперболизировать, довести до абсурда.
Этруски сильно подействовали на соседей, тех, которые способны были воспринять их наследие. Самыми ближайшими были римляне. Дионисий Галикарнасский пишет: “Этрурия – родина суеверий”. С точки зрения эллинского искусства многие практические деяния этрусков могут показаться суевериями. Например, они любили гадания. Любили и задумывались: что будет завтра, через сто лет, через тысячу? И верили, что есть ответы на эти вопросы. Они гадали подобно вавилонянам и египтянам, совершали жертвоприношения и изучали внутренности животного. Римляне это у них освоили. У римлян тоже была коллегия жрецов-гадателей – авгуры, высшие жрецы – понтифики, и сам Юлий Цезарь был высшим понтификом.

- Расскажите о самых загадочных из обнаруженных археологами предметов этрусского искусства.

- Загадочными можно считать многие предметы древнего искусства разных народов. Когда в Пьяченце была найдена некая бронзовая фигура, все сочли её самым необъяснимым предметом. Пока не догадались, что это печень животного. Это модель, пособие для гадателя. Она разделена на зоны, где размещены цифры и буквы этрусского алфавита, имена богов…
Розеттский камень, который был найден в Египте, тоже казался загадочным, пока французский археолог и филолог Шампольон не дал ему объяснение. Камень стал ключом, который открыл путь к дешифровке египетских иероглифов. Это та билингва, которую до сих пор ожидают для этрусского языка. Вот, говорят филологи, будет найдена… И несколько лет назад в городе Пирги обнаружили на золотых пластинах билингвы, этрусско-финикийские, этрусско-греческие. Увы, они оказались слишком коротки, в отличие от розеттского камня.

- Как формировалась коллекция этрусского искусства в Эрмитаже?

- Первые памятники, этрусские бронзы, находились в коллекции Екатерины II. Один из её парижских корреспондентов – барон Гримм, много сделавший для России. Екатерина II дала в письмах к нему сведения об этрусских находках, которые покупались ею в Европе. Некоторые вещи она приобрела и в России, например, коллекции Екатерины Дашковой, где были этрусские скарабеи, купленные в Англии.
Но императрицу превзошёл её правнук. В 1861-м Александр II, прослышав, что большая частная коллекция в Риме предназначена папским правительством к распродаже, дал задание своим комиссионерам, дабы она не миновала Петербурга. Это собрание авантюриста маркиза Джан-Пьетро Кампана: живопись прерафаэлитов и XVII века, античное искусство и археология, античная скульптура, римские портреты – насчитывало много тысяч предметов. Он и сам раскапывал этрусские подземные гробницы. Кроме того, он был директором ссудной кассы для бедных в Риме. В руках Кампана порою бывали большие суммы, и он превращал их в произведения искусства. Нашлись люди, которые донесли о злоупотреблениях. Когда папская комиссия явилась в отделение кассы, денег не было, но во всех хранилищах стояли произведения искусства. Сразу же арест, каторжные работы… Поскольку все коронованные лица немного родственники, скоро создалась ажиотация среди монархов. Первым желающим купить коллекцию был Наполеон III. Александр был вторым покупателем, третьего не оказалось. Папское правительство отдало предпочтение русскому царю. В Лувр, однако, тоже попало не мало: все золотые предметы, собранные Кампана, - монеты, ювелирные изделия и пр. В Эрмитаже коллекция Кампане составляет основной фонд этрусской керамики, этрусских бронз, исключая те предметы, которые восходят к коллекциям Дашковой и Екатерины II.

- Археологическая культура Вилланова – является ли она протоэтрусской?

- Те, кто придерживается тезиса об автохтонности этрусков, уверены, что культура бронзового века, названная по одному из самых продуктивных мест раскопок – Вилланова – является явной первоосновой этрусской цивилизации. Этрусские мастера учились у предшественников, у своих дедов, прадедов, кто они были – мы не знаем, но по мастерству они были учителями этрусков.

- Вы – хранитель коллекции гемм. Хотелось бы узнать об этом собрании, о наиболее интересных экспонатах.

- Сегодня несколько сотен этрусских гемм хранится в Эрмитаже. Их форма – почти всегда скарабей – неэтрусская, а заимствованная у финикийцев, у египтян, носителей древней восточной культуры. Недаром самих этрусков относили к пришельцам из Лидии, западной части Малой Азии. Материал – сердолик, греки называли его сардион. Они, видимо, были первыми учителями этрусков в искусстве глиптики – ювелирной резьбы по камню. Об этом говорят и письменные источники, и сравнение этрусских и греческих архаических скарабеев. И у тех и у других одна и та же форма – жук-навозник. В своих стилевых особенностях глиптика этрусков переживает эволюцию, если можно так сказать. От скарабеев VI столетия до н.э. к скарабеям III столетия до н.э. идёт упадок.
В IV веке до н.э. рождается особый стиль, напоминающий кельтский: суммарность, пренебрежение к деталям. Упускается неважное. Из колбасок и шариков строится изображение, которое назвали аглоболо , от итальянского слова “глоболо” – шарик, т.е. комбинация шариков. Изображения животных особенно смешны. Собачка, например, которая явно рада своему хозяину – мы ещё узнаем её повадки. Хвост из крошечных шариков, тело из шариков покрупнее, уши – опять мелкие шарики. Разинутая пасть от восторга – всё шарики. И, конечно, движения. Этруски настолько умели утрировать движения , особенно в танце, что это передавалось зрителям. Заразительность этрусского искусства – одно из его качеств, которое привлекает.

- В экспозиции этрусского искусства представлено т.н. буккеро. Расскажите, пожалуйста, об этой разновидности керамики.

- В вазах буккеро проявляется техническая самобытность этрусков. Их несколько разновидностей. Буккеро неро – это прокопчённое тело глиняного черепка, что лежит в основе названия. Буккеро россо – те, что не сильно прокоптились. Их так специально обжигали, словно они металлические. Керамисты не просто подражают, они стремятся соперничать с теми, кто работал по металлу. Некоторые этрусские изделия ранней архаики напоминают всё что угодно, но не античное искусство. Это так называемая керамика импасто . Они часто составные – нижняя часть, средняя часть, венчающая чаша, а в чашу ставится курильница с головами фантастических животных. Всё это помещалось в могилу и украшалось в соответствии с этим. Кроме того, буккеро неро отличает не только лепнина, но и резьба. Металлическим резцом под быстрым вращением наносятся разные узоры, настоящее кружево: концентрические круги, воинственные, динамические композиции, на чёрной поверхности светлые, иногда покрытые краской.

- Как Вы считаете, что важнее для современной науки – доискиваться предков этрусков, или же считать их автохтонами.

- Это принципиально лишь до поры новых открытий, которые расставят все точки. История науки показывает, что если сильно её торопить, ничего и не найдёшь. Бумага терпит, и кабинетные исследования хороши, а сегодня и на компьютере можно насочинять версий. Но это не будет правда. Ведь истина дороже всего. Если мы не будем придерживаться истины, то будем, словно слепцы, бродить в потёмках, как у Брейгеля.

***
Мир древний и новый,
И тайны столетий –
В радуге Истории
Аватара пользователя
Inga Suxova
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:47
Откуда: Санкт-Петербург

Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8