Культ Великой богини у местного населения Сев. Причерноморья

Модератор: Velhan

Культ Великой богини у местного населения Сев. Причерноморья

Сообщение Lusor » 04 ноя 2004, 01:51

Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Lusor » 04 ноя 2004, 01:54

36 Судя по изображениям на памятниках искусства, у причерноморских варваров существовала наряду с оргиастической женской формой культа отрубленной головы, сопоставимой с аналогичными культами Восточного Средиземноморья, еще одна — воинская мужская (колпачок из Курджипса, ритон из Карагодеуашха, где под ногами лошадей бога и царя лежат обезглавленные тела). Вероятно, за этой формой рассматриваемого культа скрывается широко распространенная у первобытных народов вера в возможность получения магической силы, заключенной в голове, для захватившего ее в качестве трофея.
Интересно отметить, что ряд параллелей к комплексу идей, связанных с отрубленной головой у скифов, наблюдается у кельтов, у которых отрезание головы было национальным обычаем (см., например: Reinach 1913: 411 sv.; Lambrechrs 1954: 29 sv.). Так, отрубленные человеческие головы у кельтов легко могли трансформироваться в маски сатиров (Reinach 1913: 46); в этой связи любопытна и скульптурная группа (имеется несколько ее вариантов), где представлен бог-всадник, борющийся со змееногим гигантом, имеющим огромную голову (Lambrechts 1954: 91-92. fig.38), причем эта голова то бородата, то безборода (ср. с головами сатиров на пантикапейский монетах). Кстати, у кельтов существовала и этногоническая легенда, аналогичная скифской (см.: Fontenroze 1959: 149).
37 См.: Гайдукевич В.Ф. Илурат... С.83, рис. 76. Аналогичная богиня с руками в виде ветвей представлена на фронтоне самого большого пантикапейского надгробия (I-II вв. н.э.) (Шкорпил 1914: 19; Гайдукевич 1958: 84, рис. 77). Богиня, которая очень напоминает богиню, выходящую из растительных побегов на фронтоне саркофага из Тамани (см.: Стефани 1869: 177), изображена здесь в процессе анода. Ср. также очень популярные на Боспоре в начале нашей эры гипсовые налепы саркофагов в виде той же самой богини.
38 Что побуждает некоторых исследователей к попыткам отрицать таврское влияние на культ херсонесской Девы (см., напр., Мещеряков 1979; ср. справедливую критику его позиции: Свенцицкая 1985: 46-47; см. также Шауб 1988).
39 Ср. с известием Помпония Мелы (II, 3) о существовании в Херсонесе «нимфейской пещеры, посвященной нимфам».
40 Пещера роднит всех этих богинь с Великой малоазийской богиней Кибелой, которая не только владела пещерными святилищами в Пессинунте, но само имя которой этимологизируется от слова «полость», пещера (см. Fauth 1968: 384; ср. Risler 1909).
41 Показательно, что остров Самос, когда им владели карийцы, назывался Парфением (Strab. X, 2, 17). Это название связано с культом Геры, под именем которой на Самосе продолжала существовать одна из форм культа Великого женского божества Эгеиды (Томсон 1958: 281). По весьма правдоподобному предположению А.Б.Кука, существование на Самосе реки Парфений могло быть связано с преданием о возобновлении Герой своей девственности; подобная легенда существовала в Аргосе, где рассказывали, что богиня ежегодно восстанавливает свою девственность, омываясь в источнике Канат близ Навплии (Cook 1940: 1043).
42 Древняя эгейская богиня, следы культа которой прослеживаются в Карии (см. Laumonier 1958: 558, 672).
43 Ср. принесение в жертву собак таврами (см.: Лесков 1965: 186 сл.).
44 Археологические данные и (косвенно) свидетельства письменных источников позволяют говорить о наличии этого феномена не только у скифов, но и у сарматов (см., напр., Граков 1947; Смирнов 1964: 202 след.; Раев 1984: 133-135).
45 «Множественность культов, с одной стороны, была следствием стремления получить покровительство самых разных богов, а с другой, как отмечал еще Тарн, желанием, быть может, не всегда рационально осознанным (вернее, почти всегда неосознанным. — И.Ш.) видеть во множестве богов ипостаси одного могущественного божества» (Свенцицкая 1985: 48).
46 Знаменательно, что в надписях столь родственной Фракии Фригии, большая часть которых посвящена Великой Богине-матери, из прочих богов надежно засвидетельствованы только Сабазий и Аполлон (см.: Василева 1990: 94, 99).


ЛИТЕРАТУРА
Абаев В.И. 1962. Культ «семи богов» у скифов. // Древний мир. Сб. статей, посвященный акад. В.В.Струве. М., с. 445-450.
Аверинцев С.С. 1980. Архетипы. // МНМ, I, с. 110-111.
Аверинцев С.С. 1982. Троица. // МНМ, II, с. 527-528.
Андриенко В.П. 1975. Земледельческие культы племен лесостепной Скифии (VII-V вв. до н.э.) // Автореф. канд. дис. Харьков.
Антонова Е.В. 1979. О характере религиозных представлений неолитических обитателей Анатолии. // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М, с. 12-35.
Анфимов Н.В. 1977. Религиозные верования у меотов. // Сборник трудов по археологии Адыгеи. Майкоп, с. 111-128.
Анфимов Н.В. 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар.
Артамонов М.И. 1961. Антропоморфные божества в религии скифов. // АСГЭ, 2, с. 57-87.
Артамонов М.И. 1966. Сокровища скифских курганов. Л. Прага.
Бессонова С.С. 1976. Культ Табити-Гестии у скифов. Открытия молодых археологов Украины, I, Киев, с. 24-25.
Бессонова С.С. 1983. Религиозные представления скифов. Киев.
Бессонова С.С., Кирилин Д.С. Надгробный рельеф из Трехбратнего кургана. // Скифы и сарматы. Киев, с. 128-139.
Блаватский В.Д. 1964. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (IV в. до н.э. — III в. н.э.) // СА, 4, с. 25-35.
Блаватский В.Д. 1974. Сцена инвеституры на карагодеуашхском ритоне. // СА, I, с. 3844.
Булава Л.А. 1987. К атрибуции золотого колпачка из Курджипского кургана. // СА, I, с. 254-257.
Василева М. 1990. Гора, бог и имя: о некоторых фрако-фригийских параллелях // ВДИ, 3.
Вахтина М.Ю. 1998. К вопросу об иконографии женских божеств на келермесских зеркале и ритоне // Боспорское царство как историко-культурный феномен. СПб., с. 67-71.
Веселовский Н.И. 1918. Бронзовый панцирный нагрудник с изображением головы Медузы. // ИАК, 65, с. 1-8.
Виноградов Ю.А. 1981. К вопросу о мирмекийском зольнике. // «Актуальные проблемы археологических исследований в УССР». ТД республиканской конференции молодых ученых. Киев, с. 79-80.
Виноградов Ю.А. 1993. О ритонах из кургана Карагодеуашх // ПАВ 6, с. 66-71.
Гайдукевич В.Ф. 1949. Боспорское царство. М.; Л.
Гайдукевич В.Ф. 1950. Боспорский город Илурат. // СА, 13, с. 173-204.
Гайдукевич В.Ф. 1958. Илурат. Итоги археологических исследований 1948-1953 гг. // МИА, 85, с. 9-148.
Галанина Л.К. 1980. Курджипский курган. Л
Городцов В.А. 1926. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. // ТГИМ I, с. 7-36.
Граков Б.Н. 1947. Пережитки матриархата у сарматов. // ВДИ, 3, с. 100-121.
Граков Б.Н. Скифы. М.
Грач А.Д. 1949. Человеческие жертвоприношения в эпоху распада Боспорского царства. // Природа, 9, с.81-82.
Грач А.Д. 1952. К вопросу о позднем этапе «тавро-скифских» культовых представлений. // СЭ, 4, с. 174-181.
Гринцер П.А. 1982. Шакти. // МНМ, II, с. 636.
Гроф С. 1993. За пределами мозга. М.
Гуревич А.Я. 1972. Категории средневековой культуры. М.
Гусева Н.Р. 1977. Индуизм. М.
Денисова В.И. 1981. Коропластика Боспора. Л.
Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. 1982. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М.
Древности Боспора Киммерийского, хранящиеся в музее Эрмитажа. (ДБК) 1854, 1-2, СПб.
Ельницкий Л.А. 1960. Из истории древнескифских культов. // СА, 4, с. 46-55.
Ельницкий Л.А. 1961. Знания древних о северных странах. М.
Емец И.А., Масленников А.А. Культовые захоронения животных на позднеантичных поселениях европейского Боспора // Реконструкция древних верований. СПб, 1991.
Жебелев С.А. 1953. Северное Причерноморье. М-Л.
Зелинский Ф.Ф. 1922. Религия эллинизма. Пг.
Иванов В.В. 1974. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva «конь». // Проблемы истории языков и культуры древней Индии. М.
Иванов В.В. 1980. Змей. // МНМ, I., с. 468-471.
Иванов В.В. 1980а. Конь. // МНМ, I, с. 666.
Иванов В.В. 1923. Дионис и прадионисийство. Баку.
Иванова А.П. 1951. Местные мотивы в декоративной скульптуре Боспора. // СА, 15, с. 188-203.
Иванова А.П. 1951а. Керченская стела с изображением всадника и сидящей женщины. // КСИА, 39, с. 27-34.
Иванова А.П. 1953. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л.
Кардини Ф. 1987. Происхождение средневекового рыцарства. М.
Корпус боспорских надписей (КБН). 1965. М.-Л.
Курочкин Г.Н. 1975. К вопросу о переднеазиатском этапе в развитии скифского искусства. // Конференция «Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. ТД, Л., с. 65-67.
Курочкин Г.Н. 1984. Индоиранские элементы в искусстве Древнего Востока и исторические корни скифо-сибирского искусства. Конференция «Скифо-сибирский мир». ТД, Кемерово, с. 37-39.
Курочкин Г.Н. 1993. Богиня с зеркалом и герой с секирой // Скифия и Боспор. Новочеркасск, с. 68-79.
Лаппо-Данилевский А., Мальмберг В. 1894. Курган Карагодеуашх. // МАР, 13, СПб.
Латышев В.В. 1913. Жития свв. епископов Херсонских в грузинской минее. // ИАК, 49, с. 75-88.
Лелеков Л.А. 1980. Дискуссионные проблемы отечественной скифологии. // НАА, 5, с. 125-128.
Лелеков Л.А. 1984. К символизму погребальных облачений скифо-сакского мира («золотые люди»). // Конференция «Скифо-сибирский мир». ТД, Кемерово, с. 39-41.
Лесков А.М. 1965. Горный Крым в I тыс. до н. э. Киев.
Лосев А.Ф. 1957. Античная мифология в ее историческом развитии. М.
Луконин В.Г. 1977. Искусство древнего Ирана. М.
Максимова М.И. 1954. Серебряное зеркало из Келермеса. // СА, 21, с. 281-305.
Максимова М.И. 1956. Ритон из Келермеса. // СА, 25, с. 215-235.
Манцевич А.П. 1964. О пластине из кургана Карагодеуашх. // АСГЭ, 6, с. 128-138.
Манцевич А.П. 1966. Деревянные сосуды скифской эпохи. // АСГЭ, 8, с. 23-38.
Марр Н.Я. 1927. Иштар (от богини матриархальной Афревразии до героини любви феодальной Европы). // ЯС. V, с. 109-178.
Марти Ю.Ю. 1941. Разведочные раскопки вне городских стен Тиритаки. // МИА, 4, с. 25-36.
Марченко И.Д. 1960. К вопросу о культах азиатского Боспора. // ВДИ, 2, с. 101-107.
Марченко И.Д. 1962. Новые данные об античном святилище вблизи Фанагории. // 50 лет ГМИИ им. А.С.Пушкина. М., с. 121-133.
Марченко И.Д. 1963. Некоторые итоги раскопок на Майской Горе. // КСИА, 95, с. 86-90.
Марченко И.Д. 1974. Терракоты из святилища на майской Горе (Блеваке). // ТСП, IV, М., с. 31-35.
Мачинский Д.А. 1978. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии. // Культура Востока. Л., с. 131-150.
Мелюкова А.И. 1980. Дискуссионные проблемы отечественной скифологии. // НАА, 5, с. 123-125.
Мещеряков В.Ф. 1979. О культе богини Девы в Херсонесе Таврическом. // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., с. 104-118.
Мозолевський Б.М. 1979. Товста Могила. Киев.
Молев Е.А. 1985. Археологические исследования Китея в 1970-1983 гг. // Археологические памятники Юго-Восточной Европы. Курск, с. 40-67.
Молев Е.А. 1986. Боспорьске мiсто Кiтей IV-III ст. до н. э. (за матерiалами розкопок 1970-1981 рр.) // Археологiя, 54, с. 33-46.
Молева Н.В. 1998. Собака в религиозных представлениях боспорян // Боспорское царство как историко-культурный феномен. СПб., с. 60-62.
Нейхардт А.А. 1982. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л.
Ольдерогге Д.А., Поплинский Ю.К. 1984. Проблемы скифологии в перспективе истории и этнографии (А.А.Нейхардт. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., Наука, 1982). // ВДИ, 4, с. 149-159.
Онайко Н.А. 1966. Античный импорт в Приднестровье и Побужье в VII-V вв до н. э. М.
Онайко Н.А. 1974. Заметки о технике боспорской торевтики. // СА, 3, с. 78-86.
Онайко Н.А. 1984а. Рец. на кн.: Галанина Л.К. Курджипский курган. Л., Искусство, 1980. // СА, I, с. 280-285.
Островерхов А.С., Отрешко В.М. 1986. Новый образец звериного стиля, найденный в Ольвии // ПДИСЗП, К.
ОАК. 1909-1910 (1913).
Петренко В.Г. 1980. Изображение богини Иштар из кургана в Ставрополье. // КСИА, 162, с. 15-19.
Петров В.П., Макаревич М.Л. 1963. Скифская генеалогическая легенда. // СА, I, с. 20-31.
Пиотровский Б.Б. 1959. Ванское царство (Урарту). М.
Пругло В.М. 1970. Терракоты из Тиритаки. // ТСП, II, М., с. 90-94.
Прушевская Е.О. 1917. Родосская ваза и бронзовые вещи из могилы на Таманском п-ове. // ИАК, 63, с. 31-58.
Пятышева Н.В. 1947. Культ греко-тавро-скифского божества в Херсонесе. // ВДИ, 3, с. 213-218.
Раев Б.А. 1984. Пазырык и «Хохлач»: некоторые параллели. // Конференция «Скифо-сибирский мир». ТД, Кемерово, с. 133-135.
Раевский Д.С. 1977. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.
Раевский Д.С. 1985. Модель мира скифской культуры. М.
Ростовцев М.И. 1911. Роспись керченской гробницы, открытой в 1891 г. // Сб. археологических статей, поднесенный графу А.А.Бобринскому. СПб., с. 119-154.
Ростовцев М.И. 1913. Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре. // ИАК, 49, с. 1-62.
Ростовцев М.И. 1918. Эллинство и иранство на юге России. Пг.
Ростовцев М.И. 1925. Скифия и Боспор. Л.
Ростовцев М.И. 1990. Иранский конный бог и Юг России // ВДИ, 2, с. 192-200.
Русяева А.С. 1992. Религия и культы античной Ольвии. К.
Рыбаков Б.А. 1981. Язычество древних славян. М.
Савостина Е.А. 1990. Фронтон античного храма: образ универсума // медуза Горгона // Образ // смысл в античной культуре. М., с. 134-150.
Сапрыкин С.Ю. 1978. О культе Геракла в Зерсонесе и Гераклее в эпоху эллинизма. // СА, I, с. 38-52.
Сапрыкин С.Ю., Масленников А.А. 1998. Люди и их боги. Религиозное мировоззрение в Понтийском царстве // Человек и общество в античном мире. М.. с. 363-397.
Свенцицкая И.С. 1985. Некоторые особенности религиозного синкретизма в эпоху эллинизма. // Причерноморье в эпоху эллинизма. Тбилиси, с. 41-49.
Скуднова В.М. 1988. Архаический некрополь Ольвии. Л.
Смирнов К.Ф. 1964. Савроматы. М.
Стефани Л. 1869. Объяснение некоторых вещей, найденных в 1868 г. в Южной России. ОАК, с. 3-216.
Тахо-Годи А.А. 1980. Горгоны. // МНМ, I, с. 315-316.
Тахо-Годи А.А. 1980а. Горы. МНМ, I, с. 316.
Толстой И., Кондаков Н. 1889. Русские древности в памятниках искусства. Классические древности южной России. СПб.
Толстой И.И. 1966. Статьи о фольклоре. М.-Л.
Томсон Д. 1958. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический эгейский мир. М.
Топоров В.Н. 1971. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева». // Труды по знаковым системам, 5, Тарту, с. 9-61.
Топоров В.Н. 1980. Геометрические символы. // МНМ, I, с. 272-273.
Топоров В.Н. 1980а. Древо мировое. // МНМ, I, с. 398-406.
Топоров В.Н. 1982. Пещера. // МНМ, II, с. 300-302.
Трубачев О.Н. 1976. О синдах и их языке. // ВЯ, 4, с. 39-63.
Трубачев О.Н. 1977. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье. // ВЯ, 6, с. 13-29.
Трубачев О.Н. 1979. «Старая Скифия» Геродота (IV, 99) и славяне. Лингвистический аспект. // ВЯ, 4, с. 29-45.
Фармаковский Б.В. 1914. Архаический период в России. // МАР, 34, с. 15-78.
Флиттнер Н.Д. 1939. Сиро-хеттские памятники Эрмитажа. // Труды отдела Востока ГЭ, I, Л., с. 21-43.
Фрейденберг О.М. 1936. Поэтика сюжета и жанра. Л.
Худяк М.М. 1962. Из истории Нимфея VI-III вв. до н. э. Л.
Членова Н.Л. 1071. Памятники I тыс. до н. э. Северного и Западного Крыма в проблеме киммерийско-карасукской общности. // Искусство и археология Ирана. М., с. 323-339.
Шауб И.Ю. 1979. Миф об Афродите Апатуре и его местная основа. // Материалы III Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья на тему «Местное население Причерноморья в эпоху Великой греческой колонизации». Цхалтубо, 1979, ТД, Тбилиси, с. 85-87.
Шауб И.Ю. 1981. Пантикапейский Эрот-Геракл. // КСИА, 168, с. 42-43.
Шауб И.Ю. 1987. К вопросу о культе великого женского божества у меотов и скифов. Конференция «Религиозные представления в первобытном обществе». ТД, М., с. 215-217.
Шауб И.Ю. 1987а. Культы и религиозные представления населения Боспора VI-IV веков до н.э. Автореф. канд. дисс. Л.
Шауб И.Ю. 1987б. Погребения кургана Большая Близница как источник по истории религиозных представлений жителей Боспорского царства. // КСИА, 191, с. 27-33.
Шауб И.Ю. 1987в. К вопросу о культе отрубленной человеческой головы у варваров Северного Причерноморья и Приазовья. // Античная цивилизация и варварский мир в Подонье-Приазовье. ТД. Новочеркасск, с. 16.
Шауб И.Ю. 1988. О происхождении культа богини Девы в Херсонесе // Проблемы исследования античного и средневекового Херсонеса. ТД. Севастополь, с. 128-130.
Шауб И.Ю. 1991. Образ Медузы Горгоны в Северном Причерноморье // Древние культуры и археологические изыскания. СПб., с. 70-72.
Шауб И.Ю. 1993. Амазонки на Боспоре // Скифия и Боспор. Новочеркасск, с. 79-88.
Шауб И.Ю. 1998. Варварские элементы в культе Аполлона на Боспоре // Клио, 1(14), с. 67-74.
Шкорпил В.В. 1914. Отчет о раскопках в г. Керчи и на Таманском полуострове в 1911 г. // ИАК, 56, с. 1-74.
Шрамко Б.А. 1962. Древности Северского Донца. Харьков.
Штернберг Л.Я. 1936. Первобытная религия в свете этнографии. Л.
Шульц П.Н. 1953. Мавзолей Неаполя Скифского. М.
Шульц П.Н., Навротский Н.И. 1973. Прикубанские изваяния скифского времени. // СА, 4, с. 189-204.
Юнг К.Г. 1994. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.
Юнг К.Г. 1997. Психологические аспекты архетипа матери // В кн. Юнг К.Г. Душа и миф. К.-М.
Яйленко В.П. 1977. Заметки по греческой лексике и ономастике. // ИКАМ, М., с. 216-224.
Яйленко В.П. 1995. Женщины, Афродита и жрица спартокидов на новых боспорских надписях // Женщина в античном мире. М., с. 204-273.
Alexandrescu P. 1963. Рец. на кн.: M.M.Hudiak. Из истории Нимфея VI-III вв. до н. э. Leningrad, 1962/ // StCl, 5, c. 429-430.
Brasinskij J.B., Marcenko K.K. 1984. Elisavetovskoje. Skythische Stadt im Don-Delta. Mьnchen.
Burkert W. 1979. Structure and History in Greek Mythology and Ritual. Berkley-Los Angeles-London.
Chrisrou Ch. 1968. Potnia Theron. Thessalonike.
Cook A.B. 1940. Zeus. A Study in Ancient Religion, III, Cambr.
Curtius L. 1957. Torso. Stuttgart.
Eisler R.1909. Kuba-Kybele. // Philologus, 68, c. 118-151.
Eliade M. 1971. Patterns in Comparative Religion. London-Sydney.
Farnell L.R. 1896. The Cults of the Greek States. II, Oxford.
Fauth W. 1968. Kybele. // KIP, 3, стб. 383-389.
Filow B. 1927. Die archaische Nekropole von Trebenischte. Berlin-Leipzig.
Fontenrose H. 1959. Python: A Study of Delphic Myth and its Origins. Berkeley.
Frazer J.C. 1922. Adonis, Attis, Osiris. London.
Frothingham A.L. 1911. Medusa, Apollo and the Great Mother. // AJA, 15, 3, c. 349-377.
Gajdukevic V.F. 1971. Das Bosporanische Reich. Berlin-Amsterdam.
Ghirschman R. 1964. Iran, Protoiraner, Meder und Achдmeniden. Mьnchen.
Gimbutas V. 1974. The Gods and Goddesses of Old Europe. London.
Gimbutas M. 1991. The Civilization of the Goddess. San-Francisco.
Gruppe O. 1906. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte. Mьnchen.
James E.O. 1959. The Cult of the Mother Goddess. London.
Jeremias A. 1906. Das Alter Testament im Lichte des alten Orients. Leipzig.
James F. 1997. Dentungsvorschlдge zur sog. «Sitzenden Gцttin» // Eikon, Bd. IV, Mьnchen, c. 49-60.
Kahil L. 1984. Artemis. // LIMC, II, c. 618-753.
Lambrechts P. 1954. L’exaltation de la tкte dans la pensйe et dans l’art des celtes. Brugge.
Laumonier A. 1958. Les cultes indigenes en Carie. P.
Leclant. J. 1960. Astarte а cheval. // Syria, 57, c. 1-67.
Leonhard W. 1911. Hettiter und Amazonen. Leipzig-Berlin.
Malten L. 1914. Das Pferd im Totenglauben. // JdI, 29, c.179-256.
Manzewitsch A. 1932. Ein Grabefund aus Chersonnes. Leningrad.
Marinatos S. 1927-1928. GORGONES KAI GORGONEIA. // AE, c. 7-41.
Moeblus H. 1968. Die gratulierende Rankenfrau Festschrift C.v.Lueken. Rostock, c. 715-719.
Neugebauer K.A. 1923-1924. Reifarchaische Bronzevasen mit Zingenmuster. // RM, 38.39, c. 341-440.
Nillson M.P. 1925. A History of Greek Religion. Oxford.
Nillson M.P. 1967. Geschichte der griechischen Religion. I, 3 Aufl., Mьnchen.
Picard Ch. 1922. Ephese et Claros. Paris.
Potratz H. 1939-1940. Die Luristanbronzen des Staatlichen Museums fьr Vor- und Frьhgeschichte zu Berlin. // PZ, 30-31, 1/2, c. 169-198.
Reinach A. 1913 a. Les tкtes coupйes chez les celtes. // RHR, 68, 1, c.41-48.
Reinach A. 1913 b. L’origine des amazones. // RHR, 68, 3, c. 277-307.
Repnach S. 1910. Repertoire de la statuaire grecque et romaine, IV, Paris.
Reinach Th. 1908. PARFENON // BCH, 32, с. 498-513.
Rostowzew M. 1913. Fische als Pferdeschmuck. // Opuscula archaeologia O.Montelio dicata. Stockholm, c. 223-232.
Rostovtzeff M. 1921. Le culte de la Grande Dйesse dans la Russie mйridionale. // REG, 32, c. 462-481.
Rostovtzeff M. 1922. Iranians and Greeks in South Russia. Oxford.
Ruge W. 1934. Teos. RE, IX, стб. 539-570.
Toepffer J. 1894. Amazones. // RE, I, 2, стб. 1754-1771.
Toynbee J.M.C., Perkins J.B.W. 1950. Peoples Scrolls. A Hellenistic Motif in Imperial Art. // Papers of the British School at Rome, 18, c.1-43.
Vermeule E.T. 1979. Aspects of Death in Early Greek Art and Poetry. Berkeley-Los Angeles-London.
Woodroffe J. 1920. Shakti and Shakta. London.
Ziegler K. 1912 Gorgo. // RE, VII, 2, стб. 1630-1655.

http://ppf.uni.udm.ru/bibl_faculty/p/pe ... index.html
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев


Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14