tmt писал (а):
культ богини-матери и быка тесно связан,
Тесевс приходит в лабиринт, чтобы убить минотавра - помогает дама
Ясон убивает быка, чтобы взять руно - - помогает дама
что общее между всеми этими вещами...
Хотя я тоже не знаю...
может и догадываюсь...
Я все же рискну привести длинную цитату из Гимбутас. На мой взгляд она довольно убедительно объясняет причины возникающих иной раз парадоксальных и тупиковых ситуаций при интерпретации.
На основе не каких то догадок, а огромного фактического материала проливает свет.
"
Несовпадение древнеевропейской и индоевропейской символики
Анализ древнеевропейской и индоевропейской символических систем показывает, что эти религии и мифологии оперировали диаметрально противоположными наборами символов, по сей день сохранившихся в европейской мифологии и фольклоре. Я приведу лишь несколько примеров из возможного списка символов (см. выше таблицу): они связа-ны с животными, небесными телами и цветами.
В 4500—2500 гг. до н. э. Восточная и Центральная Европа находилась в состоянии непрерывной трансформации, вызванной повторяющимися нашествиями курганной культуры из волжских и северопонтийских степей.
Изменение этнической конфигурации региона происходило в несколько этапов:
1. Около 4300 г. до н. э. пришедшие с юга России конные скотоводы (курганная I культура) вызвали своеобразную «взрывную волну», отбросившую исконное население к бассейну Дуная. Так был оборван пе
риод процветания Древней Европы и начался процесс смешения двух совершенно разных культур. Более всего это затронуло Черноморское побережье (варнскую культуру), а также культуры караново-гумельница, винча, лендель и линейно-ленточной керамики. Кукутенская культура выстояла. В западных регионах отдельные черты курганной культуры (одиночные погребения под круглыми насыпями) сохранялись в Англии и
Восточной Ирландии до 3500 г. до н. э.
2. Во второй половине IV тыс. до н. э. интенсивное
влияние, шедшее из Северопонтийского и Северокавказского регионов, усилило трансформацию Центральной Европы. Переход от еще сохранившегося древнеевропейского культурного уклада к индоевро-
пейским общественным и идеологическим структурам увенчался полным успехом. Власть перешла к городищам, сила которых держалась на кинжалах из твердого металла (сплава меди и мышьяка). Постепенно осу-
ществлялось преображение матрицентричной и матрилинейной системы в патрилинейный партиархат.
3. После 3000 г. до н. э. мощная волна курганной
III культуры с Нижней Волги вызвала очередные этнические сдвиги в Восточной и Центральной Европе. Уже индоевропеизированное население Центральной Европы мигрировало на северо-восток в
Восточную Балтию и Центральную Россию, на северо-запад, в Южную Скандинавию, и на юг в Грецию (культуры шнуровой керамики и вучедол).
4. В середине — второй половине III тыс. до н. э.
по Западной Европе распространились воинственные
всадники — носители культуры колоколовидных кубков, которая, судя по всему, появилась в Югославии и в Венгрии в результате слияния представителей вучедольской культуры с колонистами ямной (курганной III) культуры. Родственная им культура носит название винковци-шамодьвар. Это была последняя и наиболее многочисленная миграция из Восточной и Центральной в Западную Европу, докатившаяся до Западного Средиземноморья и Британских островов; вслед за ней наступил период относительной стабильности и началось формирование культурного комплекса бронзового века.
К третьей четверти III тыс. до н. э. практически все части Древней Европы пережили процесс экономической и общественной трансформации. Увеличилась доля скотоводческого и полукочевого уклада, уменьшилась доля земледелия. Исчезла древнеевропейская структура поселений, отчасти сохранившаяся лишь на тех территориях, которые были не полностью индоевропеизированы. Индоевропейская религия стала официальным культом, однако связанные с Великой Богиней древнеевропейские верования сохранились до наших дней в разрозненных осколках древнеевропейской культуры.
Функции и образы древнеевропейских и индо-европейских божеств, как и представления о загробной жизни, и кардинально отличающиеся символические системы, говорят о том, что перед нами - две совершенно разные религии и мифологии. Их столкновение на территории Европы привело к смешению двух символических систем, в котором взяли верх индо-европейские элементы, а древнеевропейская часть сохранилась в качестве некоего подземного течения. Без понимания того, что изначально здесь существовали две диаметрально противоположные системы символов, мы не сможем понять различные идеологии европейских народов, генезис и значение их символов, верований и мифов.
Столкновение двух идеологий и двух социо-экономических структур привело к радикальному преображению Древней Европы. Изменения прежде всего выразились в замене матрилинейного уклада патрилинейным, умудренной теократии — воинственным партиархатом, общества полового равновесия — иерархией, где доминируют мужчины, религии хтонической богини — индоевропейским пантеоном небесных богов." (стр. 444)