Добавлено: 15 июн 2005, 21:27
Velhan писал(а):Бррред. Греки - они греки, а не евреи. No comments, кроме одного - Дзеус, или Дий - первоначально Дивийос. Гераклес значит "Прославляющий Геру", также как Патроклес - "Прославляющий своего отца".
По правде говоря, потереть бы это, как фоменкологию, но пусть пока живет.
Дьяус – Уран – Дьяус – Шан-ди – ШанГо – Тин – Зан – Шан – Загрей
УРАН (Ούρανός), в греческой мифоло-гии божество, олицетворяющее небо; супруг зем-ли Геи, принадле-жащий к первому, самому древнему поколению богов. Гея родила У. (Hes. Theog. 126 след.) и, вступив с ним в брак, по-родила горы, нимф, море Поит, титанов, кикло-пов, сторуких (126-153). У. об-ладал бесконечной плодовитостью. Дети его были ужасны видом и отцу своему нена-вистны; он прятал их в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей (154-159). Земля заду-мала облегчить свою судьбу, и по её просьбе млад-ший сын Кронос серпом оскопил У. (160-181). Из ка-пель крови У., упавших на землю, родились гиганты, эринии, нимфы Ме-лии («ясеневые») и богиня Афродита (182-201). Так У. оказался отстра-нённым от продол-жения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сы-ну Кроносу. Нис-провержение У. в свою очередь от-крывало возмож-ность дальнейшей смены поколений богов и совершен-ствования божест-венных властите-лей мира в духе антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка. Миф об У. - свиде-тельство архаиче-ских истоков классической ми-фологии. Небо и земля мыслятся одним целым, ко-торое затем в космогоническом процессе разделя-ется на две сущ-ности. Из них У. - мужское начало, одновременно яв-ляется и сыновним началом, вторич-ным по отношению к Гее. У. нужда-ется в лоне земли как восприемницы его плодоносной силы. Земля же, пережив период бурного и непро-извольного про-должения рода, устраняет У. Она рождает потомство и вступает в дру-гие браки, руко-водствуясь собст-венными замыслами и целенаправлен-ной волей, что указывает на пер-вичность именно мифологии земли, а не неба.
КРОНОС, Крон (Kρόνoς), в грече-ской мифо-логии один из тита-нов, сын Урана и Геи. По наущению своей ма-тери оско-пил серпом Урана {тут и родилась Афродита- В.Б.}, что-бы прекра-тить его бесконеч-ную плодо-витость (Hes. Theog. 154-182). Воцарив-шись вме-сто отца, К. взял в супруги свою сест-ру Рею. По предсказа-нию Геи, его должен был лишить власти собствен-ный сын, поэтому как только у Реи рож-дались де-ти, К. тотчас проглаты-вал их, желая из-бежать ис-полнения предсказа-ния. Одна-ко Рея об-манула К., подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёна-тый ка-мень, ко-торый и был про-глочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Возмужав, он по со-вету своей жены Мети-ды, опоил К. волшеб-ным пить-ём, благо-даря кото-рому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apol-lod. I 2, 1). Под пред-водитель-ством Зев-са дети К. объявили войну ти-танам, длившуюся десять лет. Побе-ждённые титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675- 740). Среди де-тей К. вы-деляется его сын от нимфы Фи-лиры - мудрый кентавр Хирон. По орфической традиции К. прими-ряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствова-нии К. как счастливом и благо-датном времени. Народная этимология сблизила имя К. с наименова-нием вре-мени - Хроносом (Xgovos). В римской мифологии К. извес-тен под именем Са-турна, ко-торый вос-принимался как символ неумолимо-го време-ни. К. бы-ли посвя-щены празднест-ва кронии, в Риме - сатурна-лии, во время ко-торых гос-пода и слуги ме-нялись своими обязанно-стями и воцарялось безудерж-ное весе-лье карна-вального типа.
A. Ф. Лосев
ДЬЯУС (др.-инд. Dyâus, собств. «сияющее, дневное небо», «день»), в древнеиндийской ми-фологии бог неба, персонифицированное небо. В «Ригведе» нет гимнов, посвя-щённых Д. отдельно, но есть шесть гим-нов, в которых го-ворится о Д. и При-тхиви (земле) вме-сте. Чаще всего Д. выступает совместно с Притхиви. Они об-разуют изначальную супружескую пару, где Д. - отец и не-бо, а Притхиви - мать и земля. Неко-гда они были слиты воедино, но потом разъединены и укре-плены (по закону Варуны) порознь. Этот космогониче-ский акт означал создание вселенной, широкого простран-ства и был произве-дён Индрой. Варуной и некоторыми други-ми богами. Дождь, испускаемый Д. на землю, называемый иногда жиром или мёдом,- это семя Д., из которого ро-ждается всё новое, в частности боги. Детьми Д. называют прежде всего Ушас, Ашвинов, Агни, Су-рью, Парджанью, адитьев, марутов, ангирасов. Отцовст-во Д. - чуть ли не единственная его персонифицирующая черта; вместе с тем есть и зооморфные образы Д. с под-чёркнуто сексуаль-ными мотивировками - бык-оплодотворитель (РВ I 160, 3; V 36, 5; 58, 6) или жеребец (X 68, 11). Д. и Притхиви рассматри-ваются как два ми-ра, источники жиз-ненной силы. Обра-щающийся к ним с просьбой возрожда-ется в потомстве. Небо и земля, все-знающие и благие, орошают людей мё-дом, увеличивают пищу, приносят до-бычу, богатство, успех. В вопросе о том, кто возникает раньше - небо или земля, в «Шатапат-ха-брахмане» пер-венство отдаётся земле. Образы отца-неба и матери-земли, порождающих всё во вселенной, имея многочисленные типологические па-раллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропей-ский период; имя Д.-отца Dyaus pi-tar- находит точные соответствия в др.-греч. Ζεύς πατήρ лат. Jup(p)iter, Diespiter, умбрск. Iupater.
ШАН-ДИ («верхов-ный владыка», «высший предок», «высшее божест-во»; в древней-ших текстах час-то просто Ди), в древнекитайской мифологии и на-родной религии верховное боже-ство. Представ-ление о Ш.-д., по-видимому, за-родилось в не-драх шан-иньского общест-ва во 2-м тыс. до н. э. Как по-лагают некоторые учёные (Дж. М. Мензис), «ди», первоначально означавшее жерт-воприношение (сожжение жерт-вы), позднее стало названием божества, кото-рому приносили жертву («ди», по-видимому, служил также обозначением умерших предков царствующего до-ма, включая ми-фических, являв-шихся его тоте-мом). В поздний период правления династии Шан-Инь (ок. 13-11 вв. до н. э.) наряду с «ди» появился термин «Ш.-д.» для обозначения верховного боже-ства, а также, вероятно, перво-го из шан-иньских предков. Постепенно «ди» превратилось в бога - покрови-теля всего шан-иньского госу-дарственного об-разования. После покорения Инь чжоусцами про-изошла контами-нация их культа неба с представ-лением о Ш.-д. В текстах 1-го тыс. до н. э. Ш.-д. выступает как синоним по-нятий Тянь и Тянь-ди. Термин «Ш.-д.» был вос-принят даосской философией и ре-лигией, где он фигурирует как великий предок Дао - пути («Ху-айнань-цзы», 2 в. до н. э.), в средние века ти-тул Ш.-д. был пожалован импе-ратором Хуэй-цзуном (начало 12 в.) верховно-му владыке даос-ского и народно-го пантеона Неф-ритовому госуда-рю Юй-ди. После появления в Ки-тае европейских миссионеров в их проповедях и в переводах библии на китайский язык термин «Ш.-д.» стал исполь-зоваться для обозначения хри-стианского поня-тия «бог».
ШАНГО, в мифологии йоруба бог грома и молнии, а также бог охоты и грабежа. Согласно мифам, Ш. порождён Орунганом. Живёт в облаках, в огромном сияющем медном дворце. У него боль-шая свита и много лошадей. За наруше-ние клятвы и ложь Ш. наказывает молнией (дома, в которые ударяла молния, немедленно подверга-лись гра-бежу жре-цами и по-читателями Ш.; хозяев домов, кроме то-го, ещё и штрафовали за то, что они раз-гневали Ш.; людей, потерявших сознание от удара молнии, убивали и не хорони-ли, так как пола-гали, что они нужны Ш.). Из своего дворца Ш. бросает раскалён-ные камни (одно из его имён - «Бросающий камни») в тех, кто вызывает его гнев. Его слуги - Афефе («ветер») и Ошумаре («раду-га»), ко-торая но-сит воду с земли во дворец Ш. (Согласно другой версии, божество радуги Ошумаре - великая змея под-земного мира, ино-гда выхо-дящая из земли пить воду с не-ба). Жёны Ш. - Ойа (богиня реки Ни-гер), Ошун (богиня реки Ошун) и Оба (бо-гиня реки Оба). Ш. обычно изображают стоящим с луком и мечом в окружении трёх жён, держащих ладони сложенными перед гру-дью. Со-гласно бо-лее позд-ним мифам, Ш. - сын Ораньяна (младшего сына Оду-дува) и древний царь могу-щественно-го города-государст-ва йоруба - Ойо.
ТИН, Ти-ния, Тина, в этрус-ской мифо-логии бог неба, гро-мовержец, повелевав-ший тремя пучками молний. На этрусских зеркалах Т. изобра-жён в сце-нах рожде-ния Мен-рвы, в лю-бовной сцене с Уни, в ка-честве ар-битра в спорах ме-жду Турмс и Аплу, Лазой и Марис. Иногда изображал-ся безбо-родым юно-шей, по-добно Зев-су-ребёнку и юноше у древних критян.
Вместе с Уни и Мен-рвой со-ставлял триаду бо-гов, кото-рая соот-ветствова-ла римской триаде (Юпитер - Юнона - Минерва).
עור אן/Ур ан – Бог Света די יציאה/ де йациа – "Вы-ходящий ОТ кос-мического яйца" - Дионис-Загрей (Зоhaр – СВЕТ, светящий);
די עשה/ди аса – Делатель, Созда-тель.
די/де – Арамейская частица, читается "де" или "да", оз-начает "ОТ" Традиционная интерпретация в корне не вер-на.
שנה/шана – "ИЗМЕНИЛ-СЯ".
די/де – Арамейская частица, читается "де" или "да", озна-чает "ОТ" .
Это Бог изме-нения. שנה/шана – "ИЗМЕ-НИЛСЯ".
הו/го – часть Имени ЙеГОва ("Тетраграм-матон") или часть сло-ва "оГОнь" Бог изме-нений ро-дом из Кнаана – здесь и го-род Бейт-Шан. На Крите он носил на-звание Зан (отсюда солнце - Сан). У эт-русков – Тин – и это всё названия одного и того же ЕДИНОГО БОГА, которого называют (во множественном числе) אלהים