3 часть
Общественная организация.
Греческая традиция оставила нам сведения о мужских союзах в период архаики, их функциях и значении, что позволяет сопоставить их с нашими знаниями о микенском обществе, чтобы проследить развитие, изменения и попытаться определить их причины.
В архаическом обществе Спарты сама гражданская община была построена как система тесно связанных между собой мужских союзов - сисситий или фидитиев. От принадлежности к одной из этих корпораций зависел социальный статус каждого спартиата, так же как и его гражданские права. По существу, агелы представляли собой как бы начальную подготовительную ступень в общегосударственной системе корпораций. Их основное назначение заключалось в подготовке полноценного человеческого материала для пополнения фидитиев и гетерий. Согласно сообщению Павсания (VII, 1,
в Спарте все фидитии были сосредоточены в одном определённом месте неподалёку от могилы древнего героя Тисамена. Само по себе это обстоятельство должно было заключать в себе глубокий политический смысл: концентрация всех помещений для совместных обедов граждан в одном раз и навсегда установленном месте придавало спартанскому государству неоднократно отмечавшееся чужеземцами сходство с военным лагерем и вместе с тем, очевидно, символизировало внутреннее единство полиса, который в течение долгого времени не имел сплошной городской территории.
На Крите город-полис был обычным местом пребывания гражданских корпораций. Лишь случайно некоторые из них могли оказаться за его пределами. Именно так можно понять один из разделов так называемой Дреросской присяги, который предписывает делить штрафы, взысканные с высших должностных лиц, между всеми гетериями, находящимися непосредственно в городе, а также и теми из них, которые будут в этот момент нести пограничную службу где-то за городской чертой (IC,I,IX,1,C-D).
Всё это даёт нам право квалифицировать мужские союзы Спарты и Крита именно как особую форму общежития граждан полиса или же как особую форму их совместного времяпрепровождения, не сводящегося, как это было, например, в афинских демах и фратриях, лишь к совместной политической или религиозной самодеятельности, в основном приуроченной к особо торжественным дням, но и охватывающего гораздо более широкие сферы повседневной жизни.
Царившая в фидитиях и агелах казарменная дисциплина так же, как и последовательная, продуманная до мельчайших деталей унификация их внутренней структуры и численного состава придавали им ясно выраженное сходство с армейскими подразделениями. На это сходство было обращено внимание уже в древности. Многие, например Платон, Дионисий Галикарнасский, Плутарх, были убеждены в том, что как в Спарте, так и на Крите сисситии были вызваны к жизни именно военной необходимостью.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что верховными блюстителями порядка и дисциплины в агелах и фидитиях были, как это следует из показаний ряда источников, эфоры, представлявшие в Спарте гражданскую, отнюдь не военную власть.
Но эфоры не только надзирали за деятельностью мужских союзов. Их коллегия в известном смысле и сама была частью той же системы. Её "филиалами" могут считаться также корпус так называемых всадников и спартанский совет старейшин - герусия.
Между двумя системами союзов (Спарты и Крита) признаков сходства всё же больше, чем признаков различия, и поэтому общность их происхождения из какого-то единого первоисточника кажется довольно вероятной.