Знаки Фестского Диска

Модератор: Velhan

Сообщение Dedal » 06 окт 2004, 18:35

Дмитрий Беляев писал(а):
А главное быть хорошим геологом как Гриневич! :twisted:



Ух, я бы поспорил :D , жаль нету времени:(


А самое интересно, вероятно, минойские "гекветы" - более правильно переводить не "спутники", а "всадники(букв.-конники)", от hikvos - жеребёнок, конь.
А вот "телесты" - напрашивается - "скотоводы".

Так что, наука движется вперёд, если раньше господствовал статистический метод, теперь начали задумываться над смыслом.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Юлли » 07 окт 2004, 12:46

... Dedal, вы продолжать будете или оставите нас на втором знаке?... :(
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Dedal » 07 окт 2004, 17:17

Юлли писал(а):... Dedal, вы продолжать будете или оставите нас на втором знаке?... :(



Та боже ж мой :D , мне статью надо дописать, так что раньше конца месяца и не ждите :)
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Юлли » 07 окт 2004, 23:01

... и что же, на рубеже октября-ноября "to be continued"?... 8)
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Svin » 08 окт 2004, 09:41

Дмитрий Беляев!
Мне кажется, что истина где-то рядом. Гриневичу ярлык приклеили, Hi.
Тогда мне придется тоже:Электронщик, чертов! Ухожу пока на дебаты по ядерной физике, там накопилось много сообщений. Творите, буду почитывать!
Я знаю, что ничего не знаю
Svin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: 21 сен 2004, 12:57

Сообщение Юлли » 11 окт 2004, 17:47

... Dedal, вы нас хоть иногда значками фестскими подкармливайте, до всего Кносского дворца-то, поди, далеко... 8)
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Dedal » 13 окт 2004, 18:36

А древний мир был устроен так, что в нём было всё взаимосвязано. Поэтому изучая одно, узнаёшь и многое другое.
Есть тут у меня по этому поводу кое-чего из старых запасов.

Священные щиты.

История возникновения, использования (1500-700 гг. до н.э.)



Применяемые методы исследования:

Статистический анализ (распостранение предмета, формы).

Системный анализ (специалистами разных областей знаний).

Сравнительная этнография (аналогии у других народов).



Моделирование ситуации (варианты развития событий):

1) Воспроизведение предмета после некоторого периода забвения.

2) Создание предмета (формы) для применения в разных областях знаний.




Не буду останавливаться подробно на первом сценарии развития событий, когда предмет воспроизводится после некоторого периода забвения, так как этот вариант анализируется довольно часто. Следует отметить лишь то, что в этом случае, главное назначение первоисточника может не сохраниться у его копии (щит - прежде всего средство защиты, однако на некоторых изображениях он фигурирует как атрибут мифологического героя, то есть имеет религиозный смысл), так как приоритеты со временем могут измениться.
Менее изучен второй сценарий, так же имевщий место в древности, который и привёл к созданию щитов разных форм, с сохранением защитной функции.
Тем не менее имеющихся исторических данных вполне достаточно, чтобы сделать определённые выводы и проследить эволюцию.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 13 окт 2004, 18:38

2 часть

Мифология.
Достаточно полно представленная не только в виде разнообразных пересказов, но и попытками проанализировать, определить степень информативности данного источника, поэтому допустимо привести лишь общие выводы этого анализа.
Мифологические сюжеты вызывают в памяти широко распостранённые среди народов земного шара сказки о герое, который случайно попадает в волшебную страну и после ряда чудесных приключений, получив богатые подарки от её обитателей, благополучно возвращается к себе домой. При этом герой может совмещать несколько "специальностей", в отдалённой древности у греков, как и у многих других народов, находящихся на низших стадиях культурного развития, профессия знахаря-врачевателя, как правило, составляла одно целое с профессией колдуна или шамана (имя героя Ясон, древнегреческое слово "ясон", или "иасон", означает буквально "целитель", "врачеватель").

О том как это совмещение происходило на практике в бронзовом веке наиболее подробно повествуют надписи Древнего Египта (с которым, как следует из археологических находок, минойцы поддерживали тесные отношения), где сановники подробно перечисляют свои титулы и занимаемые должности, например:
" О вы, любящие жизнь и ненавидящие смерть, возгласите:" Тысячу хлебов и (кружек) пива, тысячу быков и гусей для Ка князя что от пат, местного правителя, возвеличенного (царской) рукой, великого главы нома Ма-хендж, стража Нехена, главы Нехеба, верховного жреца Имени, правогласного!"
Я сопровождал владыку моего, когда он плыл вверх по реке, чтобы сокрушить своего супостата в четырёх чужеземных странах. Я поплыл (вместе с ним) вверх по реке как сын местного правителя, казначей нижнеегипетского царя, командующий войском нома Ма-хендж и как человек, заменивший своего престарелого отца, ради благосклонности к нему в доме царя и милостей во дворце."(из "жизнеописания Хуфхора", ок. ХХIV в. до н.э.,4, стр. 23)
"Его величество отправил меня во главе этого войска; местные князья, казначеи царя Верхнего Египта, "единственные друзья" дворца, главы и градоначальники Верхнего и Нижнего Египта, друзья, начальники переводчиков, начальники жрецов Верхнего и Нижнего Египта и начальники (управлений) гес-пер стояли во главе отрядов подвластных им верхне- и нижнеегипетских селений и деревень и нубийцев этих стран."(из "жизнеописания вельможи Уны", середина XXV - XXIV в. до н. э.,4, стр. 7).
Как видно из приведённых отрывков, совмещение военных и жреческих должностей было достаточно широко представлено в египетской армии на протяжении длительного времени, так как ещё в битве при Кадеше (середина 13 в. до н.э.) фигурируют отряды имеющие названия: "Амон дарует победу Усер-маат-Ра-сетеп-ен-Ра", войско Ра, войско Птаха, войско Сутеха ("Поэма Пентаура", М.А. Коростовцев).
Кроме того египетская археология предоставляет редкую возможность увидеть и наглядное подтверждение этого взаимопроникновения. Об этом говорит сопоставление таких находок, как:
Многочисленные изображения египетских боевых щитов с одной стороны и, с другой стороны, каменные плиты с государственными надписями, которые имеют ту же форму, в виде прямоугольника с закруглённым верхом.
Изображение "крылатого солнца" на щите (в верхней части) Тутанхамона с одной стороны и изображение "крылатого солнца" (также в верхней части) на плите с надписью, с другой (в обоих случаях форма предметов одинакова).
Изображение на щите Тутанхамона состоящее из "крылатого солнца", сфинкса и поверженных врагов и помещение со сводчатым потолком (в гробнице) и фресками, в сюжетах которых прослеживается та жа структура (вверху - изображение солнца,в середине - боги или сановники, внизу - земледельцы на поле), представляя собой, по сути, пространственную модель щита.
Таким образом анализ артефактов показывает, что в Египте боевые щиты, изначально, приобрели свою традиционную форму (прямоугольник с закруглённым верхом) под влиянием религиозных представлений (проводниками которых были жрецы). И уже затем, из военных соображений, на основе этой формы были созданы различные модификации (большой, средний и малый щит).
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 13 окт 2004, 18:40

3 часть

Общественная организация.
Греческая традиция оставила нам сведения о мужских союзах в период архаики, их функциях и значении, что позволяет сопоставить их с нашими знаниями о микенском обществе, чтобы проследить развитие, изменения и попытаться определить их причины.
В архаическом обществе Спарты сама гражданская община была построена как система тесно связанных между собой мужских союзов - сисситий или фидитиев. От принадлежности к одной из этих корпораций зависел социальный статус каждого спартиата, так же как и его гражданские права. По существу, агелы представляли собой как бы начальную подготовительную ступень в общегосударственной системе корпораций. Их основное назначение заключалось в подготовке полноценного человеческого материала для пополнения фидитиев и гетерий. Согласно сообщению Павсания (VII, 1, 8) в Спарте все фидитии были сосредоточены в одном определённом месте неподалёку от могилы древнего героя Тисамена. Само по себе это обстоятельство должно было заключать в себе глубокий политический смысл: концентрация всех помещений для совместных обедов граждан в одном раз и навсегда установленном месте придавало спартанскому государству неоднократно отмечавшееся чужеземцами сходство с военным лагерем и вместе с тем, очевидно, символизировало внутреннее единство полиса, который в течение долгого времени не имел сплошной городской территории.
На Крите город-полис был обычным местом пребывания гражданских корпораций. Лишь случайно некоторые из них могли оказаться за его пределами. Именно так можно понять один из разделов так называемой Дреросской присяги, который предписывает делить штрафы, взысканные с высших должностных лиц, между всеми гетериями, находящимися непосредственно в городе, а также и теми из них, которые будут в этот момент нести пограничную службу где-то за городской чертой (IC,I,IX,1,C-D).
Всё это даёт нам право квалифицировать мужские союзы Спарты и Крита именно как особую форму общежития граждан полиса или же как особую форму их совместного времяпрепровождения, не сводящегося, как это было, например, в афинских демах и фратриях, лишь к совместной политической или религиозной самодеятельности, в основном приуроченной к особо торжественным дням, но и охватывающего гораздо более широкие сферы повседневной жизни.
Царившая в фидитиях и агелах казарменная дисциплина так же, как и последовательная, продуманная до мельчайших деталей унификация их внутренней структуры и численного состава придавали им ясно выраженное сходство с армейскими подразделениями. На это сходство было обращено внимание уже в древности. Многие, например Платон, Дионисий Галикарнасский, Плутарх, были убеждены в том, что как в Спарте, так и на Крите сисситии были вызваны к жизни именно военной необходимостью.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что верховными блюстителями порядка и дисциплины в агелах и фидитиях были, как это следует из показаний ряда источников, эфоры, представлявшие в Спарте гражданскую, отнюдь не военную власть.
Но эфоры не только надзирали за деятельностью мужских союзов. Их коллегия в известном смысле и сама была частью той же системы. Её "филиалами" могут считаться также корпус так называемых всадников и спартанский совет старейшин - герусия.
Между двумя системами союзов (Спарты и Крита) признаков сходства всё же больше, чем признаков различия, и поэтому общность их происхождения из какого-то единого первоисточника кажется довольно вероятной.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 13 окт 2004, 18:42

4 часть

Преобразование корпоративных сообществ в государство или же, в несколько ином варианте, их врастание в уже сложившееся или только ещё складывающееся государство, хотя и не очень часто, но всё же встречается в истории человеческого общества. Если оставить в стороне такие специфические политические образования, как государства, основанные духовно-рыцарскими орденами эпохи средневековья, государство исмаилитов в Иране или государство иезуитов в Парагвае, то основным регионом, где этот процесс можно было наблюдать ещё сравнительно недавно в его относительно чистом и, так сказать, "первозданном" виде, должна быть признана, безусловно, Центральная Африка, считающаяся среди этнографов "классической страной тайных обществ".
Организационная и функциональная близость дорийских мужских союзов к корпоративным сообществам такого типа представляется очевидной.
Присущие многим тайным обществам полицейские, карательные функции в Спарте и, вероятно, также в городах Крита были возложены на такие специализированные ответвления системы мужских союзов, как корпус всадников и, как кажется, непосредственно связанные с этим учреждением те группы молодёжи, которые участвовали в знаменитых криптиях.
Практически все известные по этнографической литературе тайные общества не только в Африке, но и в Меланезии, и в Северной Америке были, по своей сути, культовыми объединениями, и вся их деятельность носила ярко выраженную ритуальную окраску. В практике тайных союзов чрезвычайно важное место занимали различные виды магии и колдовства, а также импровизированные ритуальные представления, в программу которых входили, главным образом, выступления замаскированных танцоров, изображавших различных демонов и чудовищ. Сама таинственность, которой была окутана вся деятельность союзов этого типа, была в одно и то же время и непременным условием, и важнейшим составным элементом их обрядовой практики, хотя наряду с этим она, несомненно, имела и определённую социальную направленность, способствуя ещё большей изоляции членов союза от всех "непосвящённых".
Сходство с такого рода характеристикой, в большей мере, обнаруживают археологические находки микенского (минойского) периода, причём не только в общих чертах, но и в некоторых частностях, это касается прежде всего формы щитов. Об этом говорят крепости с выраженным центром в виде дворца, шахтовые и купольные гробницы, золотые маски Микен и мегароны, демонстрируя деление общества. Фрески с изображением процессий, жертвоприношений, людьми в разнообразных одеждах ритуального характера, богато инкрустированное оружие и шлемы из кабаньих клыков, а также рельефные стелы над захоронениями, предметы рассказывающие о разнообразных традициях и культах существовавших в микенских царствах.
С другой стороны, фидитии и гетерии производят впечатление по преимуществу светских организации. В источниках не сохранилось почти никаких упоминаний об их культовой деятельности.
Для тайных союзов характерно наличие многочисленных (нередко их число бывает больше десяти) внутренних градаций или "степеней посвящения". Соответствующие им тайные культы или маски обычно передаются по наследству из рода в род, они остаются в монопольном распоряжении замкнутого круга профессиональных жрецов и знати, занимающих сообразно с этим господствующее положение внутри союза.
Организация спартано-критской системы мужских союзов была направлена к прямо противоположной цели. Дома, построенные лишь с помощью пилы и топора, одежда одинаково строгого покроя и расцветки на любом из граждан, стандартные могилы на кладбище чаще всего даже без упоминания имени умершего, полное отсутствие каких бы то ни было предметов роскоши как в домах, так и в могилах - все эти характерные приметы спартанского быта, о которых сообщают античные писатели, очевидно, должны были внедрить в сознание спартиатов иллюзию всеобщего равенства вопреки его недостежимости в реальной жизни "общины равных".
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 13 окт 2004, 18:44

5 часть

Письменность.
В табличках Кносского дворца можно встретить словосочетание Daburinthoio Potnia - "Владычица лабиринта", обозначающее богиню-покровительницу дворца, известного под названием daburinthos или laburinthos, происхождение от критского dabrys или labrys - "двойная секира", чередование D/L было характерно для языков догреческой Эгеиды.
В микенских табличках можно найти и слово обозначающее золото, материал из которого сделаны фигурки "лабрисов": kuruso - жёлтое золото. И понятие hiereus - "жрец", относящееся к теме, так как тоже имеет "сакральное" значение.
Филологический анализ (учитывая при этом "правила микенского письма (Вентрис и Чедуик), приведённые в соответствие с современным уровнем знаний") позволяет выявить возможное соответствие со словом из классического греческого языка (в латинской транскрипции для простоты воспроизведения).
HIEREUS - HERUS (лат.)
Так как, согласно "правилам":
4)Различия между звонкими, глухими и придыхательными согласными не фиксируются (например: tu-ka-te, thugater - "дочь"). Единственным исключением является звонкое d, имеющее своё обозначение.
5) На письме не фиксируются различия между L и R (например: e-re-u-te-ro, eleutheros - "свободный").
При этом греческое слово переводится как:
HERUS - герой, название царей и воинов Троянской войны; название полубогов, т. е. людей происходящих от бога и после смерти причисленых к богам (например, Геркулес и мифические родоначальники городов и народов).
Однако приведённое соответствие не может считаться неоспоримым в виду своей уникальности, нужны дополнительные доказательства подтверждающие его, и тем не менее оно даёт направление для поиска.

Среди археологических данных относящихся к минойскому периоду обращают на себя внимание многочисленные находки изображений "лабрисов", современная историческая наука единодушно придаёт им сакральное (т.е. религиозное) значение, так как на это указывают места, контекст и размеры находок. Сведения из других источников позволяют конкретизировать это определение.

Археология.
Находки позволяют выяснить что стояло за именами главных богов микенской и классической Греции.
Такой находкой, например, является "игральная доска"(Крит) - прямоугольник размером 22х38 дюймов с нанесённым на него рисунком в виде розеток,кругов и полосок разного размера из слоновой кости, горного хрусталя, золота, серебра и голубого стекла и, кроме того, изображение четырёх раковин с серцевиной из голубого стекла.
Числовой анализ розеток выявил совпадение их количества с астрономическими периодами планет, а в совокупности, все элементы рисунка на доске изображают астрономические циклы (схождение двух, трёх планет в одном знаке зодиака, свойство на котором основаны расчёты всех календарных систем древности), так что правильнее было бы назвать находку "календарной доской". Кроме того, расчёты показали, что главной планетой в этих циклах была Венера.
Косвенные потверждения этому можно найти как на самой доске (изображения раковин, голубое стекло), в мифологической традиции (богиня Рея), а так же и на табличках (эпитеты: Potnia, Daburinthoio Potnia, Matrei theai - "Божественной матери").
Второй находкой, дополняющей картину, является Фестский диск. Перевод текста которого выявил ещё одного лидера минойского общества - кносского правителя, объединившего под своей властью местных правителей (перечисляются на одной стороне диска) и земельные владения (перечисляются на другой стороне диска) острова.При этом количество знаков на той стороне диска, где перечисляются правители кратно солнечному годовому циклу, а на стороне с перечислением владений - лунному годовому циклу.
Примечателен так же и знак, обозначавший в тексте диска имена правителей - человеческая голова с причёской в виде петушиного гребня. Этот же символ фигурирует в посвятительной надписи на секире из Аркалохори в аналогичном контексте. Сообщение греческого писателя Павсания (2 век н.э.) раскрывает его значение: ... Тот, на щите которого изображён петух, это Идоменей, потомок Миноса; род Идоменея идёт от Гелиоса, отца Пасифаи, и рассказывают, что эта птица посвящена богу солнца Гелиосу и возвещает наступающий восход солнца.("Описание Эллады") Тем самым устанавливая связь не только между минойскими царями и культом Гелиоса, но и между царями и "лабрисом", как солярным символом (о чем свидетельствует также материал - золото, из которого они сделаны) и как одним из символов власти этих самых царей.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 13 окт 2004, 18:46

6 часть

Итог.
Обобщая всё выше сказанное можно сказать, что преобладание религиозных мотивов в создании той или иной формы щита верно и для микенской Греции, что следует из совмещения микенскими и минойскими вождями военных и жреческих функций (об этом свидетельствует эпическая поэзия и выводы исследователей микенского мира) и общий подход к решению задач, характерный для древнего мира в период микенских царств. Следовательно ответы на вопросы связанные с появлением у микенцев щитов определённой формы следует искать в области их религиозных представлений.
Священная функция оружия соответствовала общественному статусу её обладателя, чем ниже статус воина, тем меньше убранство его оружия, тем меньше "степеней защиты", у самых бедных она низводилась практически до одной только формы щита. И наоборот, у царского оружия она могла преобладать над боевыми качествами особенно, если правитель не принимал непосредственного участия в сражениях.
Развитие исторических процессов показывает, что система религиозных верований регулировавшая жизнь и обеспечивавшая взаимодействие слоёв микенского общества, в следствие кризиса, была упразднена, а на смену ей пришла система архаического общества с элементами силового управления.
Сохранение таких специфических форм социальной организации, как мужские союзы, в условиях фактически уже сложившегося общества, равно как и их врастание в структуру рабовладельческого государства периода архаики, было обусловлено, прежде всего, особой остротой антагонизмов в спартанском и критском обществах, возникших в результате общественных потрясений в период "тёмных веков", когда религиозная власть жречества была заменена светской властью царей.
Кризис жреческой власти привёл к упадку культа Владычицы и возвеличиванию культа Героя (первоначальное жреческое происхождение которого, пройдя через колонизацию "тёмных веков" трансформируется в образ вождя-основателя новой династии, общины), для общества это означало переход от матриархата к патриархальным обычаям и реформирование космогонических систем (что выразилось в переходе от календарной системы основанной на планетных циклах Венеры характерной для минойского Крита к календарной системе основанной на циклах Солнца использовавшейся в классическую эпоху), как основы религиозных воззрений. В микенскую эпоху на ларнаке из Агиа-Триады "лабрисы" фигурируют в качестве созвездия (или его части), соседствуя с Водолеем, тем самым являясь одним из солярных символов.
Эволюция Героя-жреца микенской эпохи в Героя-вождя архаического периода выразилась в том, что его военные функции вышли на первое место и, соответственно, лабрис-жезл трансформировался в лабрис-щит.
Из известных микенских щитов, щит-восьмёрка (однако к ним не могут быть причисленны настенные изображения из-за окружающего контекста, который классифицирует их как геометрический рисунок носящий сакральное значание, прообраз этих щитов) принадлежал к культу Владычицы (или планеты Венеры), прямоугольный щит носил, возможно, общее назначение (так как его религиозная направленность выражена не так ярко, как у других форм) или соответствовал Троаде (в мифологии классической эпохи это союзы трёх богов, например: Зевс, Аид, Посейдон) , круглый щит (и возможно пельт) относился к культу Героя (или Солнца).
Форма щитов являлась опознавательным знаком военных братств (греческая мифология сохранила название одного из них: куреты(Крит) - спутники Реи Кибелы) составлявших боевые отряды микенских (минойских) царств.
Смена, а затем реформирование религиозных воззрений на протяжении "тёмных веков" привели к упразднению некоторых военных институтов являвшихся частью микенских царств и как следствие, отказ от использования щита-восьмёрки, а затем щита-башни и, соответственно, перераспределение властных полномочий в архаическом обществе способствовало принятию на вооружение круглого щита (указывая в качестве его прообраза, священного и религиозного, щит в форме "лабриса"), ставшего затем визитной карточкой греческой цивилизации.
Тем не менее "лабрис" не был забыт, он появится вновь в эпоху классической Греции на шкале гномона, солнечных часов.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Svin » 01 ноя 2004, 18:49

Доловились рыбки в мутной воде! :D
Новое сообщение Г.С.Гриневича:
http://orda2000.narod.ru/books/nchron/grinev.htm
Я знаю, что ничего не знаю
Svin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: 21 сен 2004, 12:57

Сообщение Юлли » 02 ноя 2004, 00:49

... мы уже обсуждали это, сообщение не ново...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Velhan » 26 ноя 2004, 07:39

Итак, простите за столь долгое отсутствие :oops: . За это время много думал и немного пересмотрел свои взгляды. Заставила же задуматься вот эта публикация: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home ... tm&id=1330
Итак, что же мы видим? На диске 242 знака - число, совпадающее с количеством драконических месяцев в саросе. Это число распадается на 123 и 119 - два(из трех) времен года лунного календаря.
ФД уникален именно как документ - тестов такого большого объема ни до, ни после него не находили. "Печатность" диска объясняется просто - он сделан в соответсвии с достаточно распостраненной гончарной технологией нанесения рисунков с помощью штемпелей. А посему готов высказать предположение, что он и воспринимался своим изготовителем не только как текст, но и как определенное керамическое изделие. Я имею в виду, что у диска могла быть и другая функция, кроме текстовой. На мой взгляд, это мог быть прибор для гадания с нанесенным на него магическим текстом. Это все только предположения, ИМХО, довольно шаткие.
Марио идет грабить банк! (с).
Аватара пользователя
Velhan
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 00:59
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20