Забытый народ

Модератор: Velhan

Забытый народ

Сообщение Dedal » 30 июн 2005, 17:55

http://kladina.narod.ru/afanasjev/afanasjev.htm


газета "История" (№6/2000)

Александр АФАНАСЬЕВ


Филистимляне – забытый народ


На страницах Библии нередко встречается этноним филистимляне. Известно только, что народ этот некогда владел Палестиной и при вторжении еврейских поселенцев оказал им ожесточенное сопротивление.

Поселившись в Палестине, евреи практически сразу попали в политическую и культурную кабалу к филистимлянам. Сбросить это иго израильтянам удалось лишь при царе Давиде, прежде служившем телохранителем царя филистимлян. Это почти всё, что сообщает о филистимлянах Библия. Однако археологические, лингвистические и палеоэтнографические разыскания последнего времени многое добавляют к скудным сведениям о давно исчезнувшем народе.
Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим.

В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы. Сходному переосмыслению подверглось и самоназвание пеласгов у древних афинян, называвших этот народ пеларгами (аистами) – очевидно, по отмеченной еще иудеями склонности пеласгов к странствиям. От видоизмененного этнонима пелиштим и получила свое нынешнее название Палестина (Земля Филистимская).

Интересно, что Древняя Греция прежде, чем именоваться
Элладой, обозначалась словом Пеласгия (об этом свидетельствует Геродот).

Пеласги – забытый народ. Этрускам (по мнению некоторых этнографов, ближайшей родне пеласгов) повезло больше. Историки заново открыли их немногим более двух столетий назад, и с тех пор культура и история этрусков стали обьектом постоянного внимания специалистов и широкой публики. Именно в связи с этрусками иногда упоминаются и пеласги. Однако пеласги, пожалуй, сыграли гораздо более значительную роль в мировой истории, нежели этруски. Пеласги – это Греция до греков, Палестина до евреев, Магреб – до финикийцев, Италия до этрусков, Англия до кельтов...

По сохранившимся следам языка пеласгов лингвисты сделали заключение об индоевропейском происхождении этого народа. Известно также, что были его представители "златовласы", что из богов превыше всего чтили владыку моря (Посейдона) и иногда назывались его сынами. Образ жизни пеласги вели оседлый, обитали в городах.
Большинство городов, которые ныне почитаются греческими, были основаны пеласгами (Афины, Аргос, Коринф, Иолк и т.д.). Излюбленное название пеласгийских городов – Ларисса. В процессе расселения пеласгов это имя появилось на огромной территории: от Черного моря до Сирии, от Северной Месопотамии до Северной Италии.
До нашего времени дожила только одна Ларисса – Ларисса Пеласгийская на севере Греции. Стены своих городов пеласги слагали из гигантских, тщательно пригнанных друг к другу камней. Эти стены назывались у греков циклопическими или стенами пеласгов.

Греки, пришедшие на Балканы много позднее пеласгов, именно от последних переняли навыки мореходства. Велика была роль пеласгов и в формировании самого греческого этноса; ведь, по словам Геродота, "до своего обьединения с пеласгами эллины были немногочисленны".
XII век до Р.Х. – особая и, может быть, одна из самых значительных строк в исторической хронике. В этот период процесс миграции этносов внезапно приобрел всемирный, хаотический и лавинообразный характер: целые народы снимаются с насиженных мест, освобождая их для инородцев, а сами уходят за тысячи километров, чтобы там или погибнуть, или уничтожить, изгнать, поработить другой этнос...

В одночасье обнищала и обезлюдела Греция, рухнули стены Трои, погибли величайшие державы Средиземноморья: Хеттская и Минойская. Египет устоял, но перенес такой удар, что навсегда выбыл из разряда великих держав и стал легкой добычей череды иноземных завоевателей. Палестина, Индия, Китай, Корея обрели новых властителей. В Италии, Магребе, Англии, Мексике поверх старого культурного слоя или прямо на пустом месте одновременно возникли развитые цивилизации, явно основанные пришельцами. Всё это произошло в очень короткий по историческим меркам промежуток времени.

Виновников вселенского переполоха XII столетия египтяне называли "народами моря". Впрочем, по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племен можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати), в других фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна), пеласгов-тевкров (таккара) или аргосских пеласгов-данайцев (дайниуна).

Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами?
Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги.

У Еврипида мы читаем:

Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять.

Битва за Египет между египтянами и народами моря завершилась вничью. Морскую битву египтяне выиграли, но, по признанию самого Рамзеса III, запечатленному на стене храма в Мединет-Абу, врагам удалось проникнуть в дельту Нила.

Рамзес явно приуменьшил размеры успехов своих противников; пеласги не только проникли в Нильскую дельту, но и надолго овладели ею. Судя по античным источникам, под контроль народов моря попало едва ли не всё пространство Дельты от ее Канопского устья до Пелузийского. Вблизи последнего Геродот даже видел остатки судоверфей; впрочем, и само имя города Пелузия, от которого пошло название устья, ясно указывает на древних жителей – пеласгов.

Кроме того, пеласги дали современное название Египту. Сами египтяне свою страну Египтом не именовали; поначалу это название носила только захваченная пеласгами Дельта.

Весьма интересно, что в зоне сражений египтян с народами моря оказалась Земля Гесем, из пределов которой, согласно Библии, состоялся исход евреев. Фараон Мернептах (1251-1231), отождествляемый историками с современником Моисея, фараоном из Книги Исхода, в своем победном гимне в честь отражения пеласгийской агрессии мимоходом уронил фразу о попутном уничтожении им некого "Израиля". Видимо, исход евреев из Египта был обусловлен военными акциями пеласгов, а уходили израилитяне на территорию, пеласгами же контролируемую, – в Палестину.

Филистимляне пришли на землю Палестины раньше иудеев и обосновались там столь прочно, что, несмотря на все усилия евреев, последним так и не удалось изгнать своих предшественников, хотя такие планы, безусловно, имелись (Нав., 15: 45).

Появление израилитян в Палестине принято представлять как победное шествие народа, вдохновленного верой, не знающего удержу в своем стихийном стремлении обладать Землей Обетованной. В действительности поход этот больше походил на медленное и постепенное просачивание согнанного с насиженного места, бесприютного племени. С самого начала успехи иудеев в завоевании Палестины были весьма скромными, им даже не удалось взять Иерусалим, в чем с горечью признавались сами авторы древнееврейских текстов:

"Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме
даже до сего дня" (Нав., 15: 63).

Не лучше выглядела и дальнейшая история. Пришедшие на землю Палестины иудеи почти сразу же и на долгие годы подпали под власть филистимлян (Суд., 14: 4).
Попытка сбросить с себя пеласгийское иго при первом израильском царе Сауле закончилась катастрофой и гибелью царя (1 Цар., 31). Параллельно политическому закабалению шло культурное. Не только весь хозяйственный инструмент иудеев из-за отсутствия у них кузнецов изготовлялся филистимлянами, но и точить его приходилось у них же (1 Цар.,19-22).

Избавителем иудеев от филистимского ига принято называть царя Давида. Однако в действительности дело, видимо, обстояло сложнее. Давид сам подолгу жил у филистимлян, скрываясь от Саула, а однажды чуть не принял участия в их походе на своих соплеменников (1 Цар., 29: 1-3). Не изменил своих симпатий Давид и после воцарения: в его свите состояло не меньше 600 филистимлян (2 Цар., 15: 18).
Складывается впечатление, что и культурного влияния пеласгов юный царь Давид также не избежал. Он, кажется, даже знал "Илиаду". Конечно, "Илиады" в том виде, в каком она известна сейчас, во времена Давида еще не было, однако сюжеты и отдельные песни, положенные потом в основание знаменитой поэмы, уже, безусловно, существовали. С ними-то и был знаком Давид. Убеждает в этом наиболее знаменитый эпизод биографии израильского царя – его поединок с Голиафом.
Кому не известна эта история, вдохновившая на создание шедевров многих художников Возрождения?

В преддверье одной из битв между филистимлянами и иудеями из рядов послених вышел гигант по имени Голиаф и стал выкликать себе поединщика, насмехаясь над иудеями. Не нашлось в израильском стане никого, кто бы решился принять вызов. Однако тогда в ряды израильтян случайно оказался подросток Давид. Он принял вызов и, кинув в голову Голиафа камень из пращи, убил гиганта (1 Цар., 17: 1-51).

История эта известна всем, но очень немногие знают, что Голиаф гибнет в Библии не один раз, а дважды. Впервые от рук Давида, а потом еще раз – много позднее, в другой битве, в которой сам сильно постаревший Давид едва не заканчивает свои дни (2 Цар., 16-19).

В какой из битв погиб Голиаф на самом деле, читатель волен решать по своему усмотрению. Но я бы выбрал второй вариант. И дело здесь не только в том, что рассказ о второй гибели Голиафа, непритязательный, лишенный романтических красок, более правдоподобен, – но и в том, что первая версия, выставившая израильского царя в наивыгоднейшем свете, сильно отдает плагиатом.Точно такая же история рассказывалась еще под Троей. Когда никто из данайцев не смел выйти на единоборство с Гектором, старец Нестор, стыдя и возбуждая, рассказал данайцам одну из историй своей молодости. Будто некогда сошлись на плодородных полях Пелопоннеса два войска; впереди одного из них стоял "богу подобный" богатырь Эревфалион; он выкрикивал себе поединщика, но все трепетали, и выйти не решился никто. Вызов принял тогда совсем еще юный Нестор:

Вспыхнуло сердце во мне, на свою уповаю отвагу,
С гордым сразиться, хотя между сверстниками был я и младший,
Я с ним сразился, – и мне торжество даровала Афина!
Большего всех и сильнейшего всех я убил человека!
В прахе лежал он, огромный, сюда и туда распростертый.
(Илиада, 7: 150-156).

Не правда ли, узнаваемый сюжет? Самый юный принимает вызов поединщика, перед которым все трепещут, – и побеждает. Можно даже довольно точно сказать, от кого услышал Давид эту рассказанную под Троей историю: от филистимского царя, носившего очень характерное имя – Анхуз.

Если бы древние римляне взяли на себя труд вчитаться в Библию, думаю, они очень удивились бы, обнаружив имя Анхуза на страницах иудейского Священного Писания.
Ведь сходное имя – Анхиз – носил их собственный легендарный предок. Анхизом звался престарелый троянский герой, которого на плечах вынес из горящей Трои его сын Эней, родоначальник римской аристократии.
В античных источниках, кажется, нигде не говорится, что Анхиз после гибели Трои переселился в Палестину, но известно, что он вместе с сыном некоторое время жил на Крите – главной морской базе филистимлян (Вергилий в "Энеиде" только намекает на это, а Овидий в "Метаморфозах" говорит об этом прямо). Поэтому, взяв на себя смелость оспорить мнение Вергилия, будто Анхиз умер на Сицилии, можно предположить, что троянский герой под именем Анхуза окончил свои дни в Палестине. Во всяком случае, такая версия хорошо обьясняет знакомство царя Давида с историей троянско-греческого конфликта.
Давид состоял телохранителем Анхуза (1 Цар., 28: 2) и за время прохождения службы вполне мог наслушаться от словохотливого старика разных троянских побасенок, историй и преданий, которыми потом, по воцарении, украсил свою биографию.

Будем справедливы, не только израилитяне, но практически все семитские этносы Ближнего Востока в большей или меньшей степени испытали на себе влияние филистимлян. Например, давно замечено, что именно после нашествия народов моря финикийцы всерьез занялись мореплаванием.
Прошло еще какое-то время – и симбиоз филистимлян и семитского населения Ближнего Востока достиг таких размеров, что античный мир просто перестал отличать одних от других.
Уже в классическую эпоху дельфийская пифия называла финикийцев "троянским народом", а римский историк Тацит уверял, что иудеи – выходцы с Крита...
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Svin » 01 июл 2005, 13:09

Dedal!
Бальзам на душу! Спасибо, но этрусские надписи все-таки читаемы по Гриневичу, говорят и надпись на могиле Энея тоже...ищу поисковиком...11 тысяч надо переворошить... :D
Я знаю, что ничего не знаю
Svin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: 21 сен 2004, 12:57

Сообщение Dedal » 01 июл 2005, 18:38

Svin
"Бальзам на душу! Спасибо"

А, пожалуйста :) Должен же быть и на Вашей улице праздник. Правда полностью обрадовать не могу, Гриневич ещё не "реабилитирован", а вот лингвисты и этнографы может и обьединятся.
Вот это будет прорыв в науке.

___________________________________

А вот здесь уже требуется коментарий лингвистов:

http://myisrael.lugovsa.net/history/philistians.htm

Религия филистимлян была, несомненно, типичной языческой. Возможно, имена главных богов восходят еще к хеттским индоевропейским богам, хотя понимаются уже с учетом местного колорита.
Так верховный бог филистимлян Дагон, вероятно, восходит к хеттскому богу дневного света dagan-zipas, но изображали его в виде рыбы (сравните иврит даг "рыба").
Бог-покровитель Экрона назывался Бааль-Зевув (иврит "Хозяин Мухи"), но скорее всего это название к мухам отношения не имело, а происходит от хеттского бога неба ziparwa, который связан не с мухами, а с греческим zeus, германским tiu и другими богами индо-европейцев).
Между прочим, от имени Бааль-Зевув происходит всем известное сегодня Вельзевул.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Svin » 01 июл 2005, 18:59

вот лингвисты и этнографы может и обьединятся.
Вот это будет прорыв в науке.

...тоже питаю такую надежду, а по сему и даю ссылочку, там прочитана и надпись на могиле Энея...
http://fenix.skamsk.ru/KFenixa/1/GLAWA_3.htm а начнете отсюда может быть и еще интересное накопаете...
http://fenix.skamsk.ru/KFenixa/
Я знаю, что ничего не знаю
Svin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: 21 сен 2004, 12:57

Сообщение Svin » 01 июл 2005, 19:14

"Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме
даже до сего дня" (Нав., 15: 63).
Не лучше выглядела и дальнейшая история. Пришедшие на землю Палестины иудеи почти сразу же и на долгие годы подпали под власть филистимлян (Суд., 14: 4).

... видно обороняться могли хорошо... http://www.xlegio.ru/sources/aeneae/aeneae.htm
Я знаю, что ничего не знаю
Svin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: 21 сен 2004, 12:57

Сообщение Младший » 17 июл 2005, 04:54

Бог-покровитель Экрона назывался Бааль-Зевув (иврит "Хозяин Мухи"), но скорее всего это название к мухам отношения не имело, а происходит от хеттского бога неба ziparwa, который связан не с мухами, а с греческим zeus, германским tiu и другими богами индо-европейцев).


Это получается что-то в духе "блистательный повелитель".
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 17 июл 2005, 11:34

Младший
"Это получается что-то в духе "блистательный повелитель"."

А почему "блистательный"?


Ещё бы выяснить: откуда и каким образом филистимлян принесло в Палестину?
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 17 июл 2005, 11:59

Согласно словарю Дворецкого, Dios (Дий; лат Deus, герм. Tiu) переводится как "блистательный", "сияющий", "славный". Правда, античные этимологи, согласно Лосеву, выводили это имя из dia, "через". Т.е. посредством Зевса все существует - эдакое универсальное условие возможности всего сущего.
(Да что ж за безобразие - не принимает греческий шрифт, и всё тут!).

По поводу филистимлян, к сожалению, ничего не могу сказать - не интересовался, не знаю :oops: . Нужно специально вопрос изучать.
Последний раз редактировалось Младший 17 июл 2005, 12:39, всего редактировалось 2 раз(а).
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Младший » 17 июл 2005, 12:21

Во! Большое спасибо Вам за вопрос: сейчас только посмотрел индоевропейские корни. *dyeu- - "светить". А так бы и сам не знал.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 17 июл 2005, 17:53

Младший
"Во! Большое спасибо Вам за вопрос: сейчас только посмотрел индоевропейские корни. *dyeu- - "светить". А так бы и сам не знал."


А пожалуста, уж чего чего, а вопросов у нас хватает :)

Младший
"античные этимологи, согласно Лосеву, выводили это имя из dia, "через". Т.е. посредством Зевса все существует - эдакое универсальное условие возможности всего сущего"

Это уже вторичное, тут бы с первоначалами разобраться :shock:
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 21 июл 2005, 02:50

Про Зевса-Дия. Случайно наткнулся:

http://katori.pochta.ru/htm_doc_zip/yahwenoy.htm
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 21 июл 2005, 19:39

Спасибо, мудро.

-------------------------------------

Как трудно бывает идти вспять, от современного к древнему. И намного проще "по течению", от первоначальной идеи вслед за её эволюцией.


"Логично допустить, что у Бога действительно нет имени, поскольку Он - единственный, и его некому было называть и не от кого отличать."

Срок правления языческих богов ограничен, одно поколение богов сменяет другое, трон верховного владыки занимает новый бог. Обозначить момент наступления нового периода - назвать имя нового бога, могли лишь немногие избранные (посвящённые), так как ошибка грозила катастрофическими последствиями.

Эволюция мировоззрений привела к возникновению статичной (стабильной) космогонической системы, а от древних представлений остались лишь универсальные "формулы", в которых отсутствует имя бога, которое уже никто не назовёт, ибо вселенная неизменна.

---------------------------------------

"Кроме того, Девкалион, как и Ной, известен своим виноградарством (и любовью к вину), а виноград вначале не культивировался в болотистой центральной и южной Месопотамии (там выращивали, в основном, финиковую пальму), а разводился на севере этого региона (и до сих пор Армения славится своими виноградниками)."

Виночерпий олимпийских богов Ганимед, 11 табличка (Потоп) аккадского эпоса о Гильгамеше. Всё соединилось в астрологическом знаке "Водолей".
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 22 июл 2005, 02:52

Срок правления языческих богов ограничен, одно поколение богов сменяет другое, трон верховного владыки занимает новый бог. Обозначить момент наступления нового периода - назвать имя нового бога, могли лишь немногие избранные (посвящённые), так как ошибка грозила катастрофическими последствиями.

Эволюция мировоззрений привела к возникновению статичной (стабильной) космогонической системы, а от древних представлений остались лишь универсальные "формулы", в которых отсутствует имя бога, которое уже никто не назовёт, ибо вселенная неизменна.


Во, какая интересная тема... Я тут, правда, немного не соглашусь. Мне кажется, в случае с Яхве все несколько проще. Да и вообще вся конструкция смены поколений богов не столь уж дышит сакральностью и часто связана с весьма прагматическими причинами. По крайней мере, я не припомню примеров, когда некий служитель культа без видимых всем причин вставал и говорил: "Так, други мои, я собрал вас затем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие. Урана оскопили, Кецалькоатль вон вообще нажрался, так что к нам едет новый бог" :) . Момент смены поколения богов, когда он наступает, так или иначе, члены данного сообщества ощущают. Это может быть связано с большим количеством причин, от циклических, природных - (смена времен года), до единичных, социальных (смена власти в сообществе; особенно, например, действенно военное поражение и связанное с этим разрушение храма, т.е. жилища бога и центра мира). Если речь идет о запрете на произнесение имени бога в иудаизме, то это, вероятно, просто особенность культуры, связанная с каким-то древними табу. А если речь идет о монотеизме, то тот факт, что имя бога постепено исчезает, только таким способом, как в данной статье, и можно объяснить. Имя просто не нужно, если нет необходимости в различении (правда, это не до конца так - здесь должна присутствовать существенная оговорка, связанная с тем, что "имя - стихия Мифа" и вытекающими из этого последствиями).

Что же касается представлений о космичности (т.е. организованности и до известного момента стабильности) мира, то они, видимо, не историчны, а для человека изначальны вообще. По крайней мере, они фиксируются в наше время даже у наиболее отсталых народов, типа австралийских аборигенов. Мифы из разных уголков Земли в один голос говорят: "раньше был хаос, но теперь...". Это видимо, имеет сугубо антропологические корни и выражает изначальную (или доонтологичную :)) человеческую потребность в Смысле.
Последний раз редактировалось Младший 16 авг 2005, 08:47, всего редактировалось 1 раз.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 22 июл 2005, 21:47

Младший
"Момент смены поколения богов, когда он наступает, так или иначе, члены данного сообщества ощущают."

Совершенно справедливо подмечено, только вопрос: почему ощущают? Может быть они подготовлены к таким сменам, так как это уже происходило в народной памяти.

-------------------------------------

Младший
"Это может быть связано с большим количеством причин, от циклических, природных - (смена времен года), до единичных, социальных (смена власти в сообществе; особенно, например, действенно военное поражение и связанное с этим разрушение храма, т.е. жилища бога и центра мира)."

А вот здесь происходит подмена понятий (во мне проснулся этнограф :) ).
Интересный парадокс: существуют два этноса, в вобщем-то одинаковых условиях (в глобальном масштабе).
Но мы обосновываем свои действия "обьективными причинами", а они - "волей богов".

Так вот "воля богов" - это и есть причина для объяснения мотивов поступков древнего человека. А перечисленные Вами "от циклических, природных - (смена времен года), до единичных, социальных (смена власти в сообществе; особенно, например, действенно военное поражение)" - это следствие той самой "воли богов".

Для нас: смена времён года - для них: возвращение того или иного бога, которое отмечается обрядовым действом.

Для нас: социальные реформы - для них: воля богов.
Интересное обстоятельство: минойцы не расширяли старые дворцы, а полностью их разрушили и возвели новые; военного вторжения не было, но микенские крепости были покинуты; Хаттуса опустела до того как пало хеттское государство.

Разница между нашим и древним обществом в том, что институт религии в древнем обществе составлял единое целое с государством, священнослужители отвечали не только за соблюдение обрядов, но и ведали образованием, медициной, искусством, экономикой, строительством и военным делом (то есть в нашем понимании жрецы являлись интеллигенцией древнего общества). Если же говорить о микенской эпохе, то в этот период правили не цари, а жреческое сословие.

Понятие "бог" также претерпело значительные изменения.

Древний человек определял этим словом совершенно конкретные вещи исключающие любое двусмысленное толкование.
Начиная от глубокой древности (эпоха палеолита - исследования В.Е. Ларичева), бронзовый век (шумерская календарная символика - диссертация В.В. Емельянова) и кончая классической эпохой (зодиакальная мифология - работы Н.В. Мамуна), слово "боги" носило космогонический характер, то есть под ним понимались астрономические явления: планеты, созвездия и т.д.

Время года, изменение климатических факторов (погода) и время, как таковое, можно было определить только по положению светил, которые были единственной абсолютной величиной в пространстве окружающем древнего человека.
Оставалось только разобраться их в непрерывном движении. Главной особенностью ориентирования в этом черезвычайно сложном процессе и главным достижением древних стало создание различных "пантеонов богов", которые на практике являлись астрономическими системами, увязанными с социальной средой и окружающей природой.
Но наряду с достоинствами (высокая точность, стабильность) космогонические системы имели один недостаток - они могли действовать лишь в течение определённого периода (100-200 лет), в дальнейшем становилась заметной обьективная погрешность и требовалось проведение реформ.

Таким образом, в отличие от нас древний человек существовал в динамическом пространстве, ритм которого задавался астрономическим циклом. И соответственно, когда астрономический цикл завершался прекращали своё действие и все зависевшие от него общественные институты (так закончили своё существование микенские царства).

И уже затем, как следствие, предпринимались различные действия по приодолению кризиса: разрушение старых святынь, миграция населения, завоевательные походы и т.д.

Так словесная конструкция ("воля богов", за которой стоят мотивы и понятия чисто практического свойства) чётко определяет время и господствующее мировосприятие, а любое отклонение от неё приводит к неверной расстановке акцентов (привнесению элементов психологии нашего времени).
Последний раз редактировалось Dedal 24 июл 2005, 13:56, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 23 июл 2005, 03:53

Так вот "воля богов" - это и есть причина для объяснения мотивов поступков древнего человека. А перечисленные Вами "от циклических, природных - (смена времен года), до единичных, социальных (смена власти в сообществе; особенно, например, действенно военное поражение)" - это следствие той самой "воли богов".

Для нас: смена времён года - для них: возвращение того или иного бога, которое отмечается обрядовым действом.


Точно так. Разумеется, разве же я утверждал обратное?
Единственное уточнение: это не совсем «причина». Это и есть действие бога.

(эпоха палеолита - исследования В.Е. Ларичева)


Я, кстати, читал Ларичева. Мне понравилось; не бесспорно, но достаточно убедительно.


Слово "боги" носило космогонический характер, то есть под ним понимались астрономические явления: планеты, созвездия и т.д.


Да, собственно, «богами» в широком смысле слова было всё. К каждой вещи древние обращались на «Ты», каждая вещь была «кто». В каждой вещи жил дух. Да, собственно, общеизвестно, что боги жили не только на небе. Богами были и огонь (земной), и море, и подземный мир, и ярость (αρετη, Арес), и любовь (ερος, Эрос), и много чего еще... Ну и разумеется, сама Земля, великая Мать, тоже богиня. Те же исследования Ларичева по пещерной живописи на это указывают.


Время года, изменение климатических факторов (погода) и время, как таковое, можно было определить только по положению светил, которые были единственной абсолютной величиной в пространстве окружающем древнего человека.


Да почему... Листва опадает, звери линяют, да и просто холодно... Другое дело, что объяснить это можно было изменением расположения небесных светил. Но в таком случае это должно четко читаться в источниках типа разного рода «Теогоний». Некоторая «абсолютность» могла присутствовать и в какой-то конкретной горе, и в каком-то конкретном дереве, и даже в сделанном человеческими руками идоле, и уж разумеется, в территории, которое данное сообщество занимало. Разрушение такого идола, какого-нибудь столба, подпирающего небо и т.д. могло быть, поистине, духовной катастрофой.

В принципе, концепция очень интересная. Мне кажется, что единственный здесь путь к доказательству – это только прямо читающиеся в источниках соответствия между волей богов (которая, к тому же, не имела бы в источнике четкой детерминации с нашей точки зрения – ну просто в духе «бог сказал...») и внешними событиями.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

След.

Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron