Транслирую вопрос, который я адресовал Новому и который он задал в теме "Общие вопросы" -> "Упоминания о Шумере" в более подходящую для этого вопроса тему.
Новый писал(а):Вопрос к знатокам шумеро-аккадских древностей. Что и насколько известно о религиозных обрядах шумеров и аккадцев (в плане практики и лексики)? Перекликаются ли с ними - и если да, то, опять же, насколько) древнееврейские термины и обычаи? В основном я имею в виду, естественно, аккадцев, ибо они были семитами... В частности: бытовало ли у них что-то похожее на ритуальное омовение, возлияние вина и мёда и церемонии, связанные с "хлебами предложения"? Насчёт же терминов: было ли что-либо созвучное и родственное по смыслу таким словам, как "зевах" ("заклание") или "мизбеах" (алтарь"), "ола" ("всесожжение") и "шламим" ("мирная жертва"). Ну, и вообще всё, что прояснило бы в той или иной степени, насколько имеется преемственная связь между обрядами древних аккадцев и теми, которые описаны в Библии.
А я добавлю немного информации, которую Новый почему-то считает "незначительной".
Замечено (99.с55), что в угаритской мифологии, как и в древнееврейской, вода всегда имеет двойственную суть (вероятно, как пресная и солёная): два Потока, два Океана, две Бездны.
Религиозная практика, отражённая в мифах, поэмах и других текстах из Угарита, имеет определённые параллели с отправлением доиудаистического культа древних евреев. Так (помимо, в частности, ритуала, описанного в тексте KTU 1. 23), верховный жрец ханаанеев Угарита носил название "Rav Cohanim" (на иврите "жрец"- "коhен"). При раскопках Рас-Шамры была извлечена ладья (струг), на которой выгравировано посвящение "
Rav Cohanim".
Жертвоприношения угаритцев, называемые как "
matton tam", известны по одноимённым богослужениям в Иерусалимском храме (Schaeffer. Cuneiform Texts. p47). В Книге
Левит (7.31,32) сказано, что при "
мирных жертвах" всесожжения правое плечо приносимого к алтарю животного следует отдавать священникам. При раскопках же доизраильского слоя города Лахиша, среди развалин языческого храма, найдено много костей быков и овец, причём, "все опознанные кости были верхней частью правой передней ноги" (Э. Райт. Библейская археология).
Зильберман М.И. Земля Ханаанейская/ Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом Завете