Посмотрел статьи в Википедии "Греко-бактрийское царство ", "И́ндо-гре́ческое ца́рство " и "Кушанское царство ". При всей неоднозначности ресурса все равно появилось ощущение, что никакой загадки калашей нет. Вернее, ее создали журналисты, которым лень поднять вполне доступные исторические или даже квазиисторические источники. Вот, несколько цитат из названных статей.
"Основную массу эксплуатируемого населения составляли, повидимому, свободные крестьяне и рабы. Над ними стояла бактрийская и согдийская знать, сохранившая свои привилегии и под греко-македонским владычеством, но устранённая от управления государством. Ещё выше стоял узкий слой завоевателей — греков и македонян,— состоявший из придворной знати, воинов, жителей эллинистических городов. Именно они, несмотря на свою малочисленность, распоряжались судьбами Греко-бактрийского царства. Попытки царей сблизиться с местной знатью неоднократно парализовались греко-македонской военной «кастой», не желавшей делиться властью с «варварами-азиатами».... В религиозном отношении для Бактрии в большей степени, чем для других областей Ирана, характерно переплетение верований различных народов и племён. К элементам зороастризма, сочетавшимся с древними народными культами иранских богов Анахиты и Митры, добавлялись греческие культы, элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племён Пенджаба, и, наконец, буддизм"... Греко-бактрийцы известны большой степенью приобщения к эллинистической культуре, они поддерживали регулярные контакты со странами средиземноморья и с Индией. Они поддерживали дружеские отношения со странами с Индии и обменивались посольствами.
В таких города, как Ай-Ханум на северо-востоке Афганистана, развивалась культура греческих городов. В Ай-Ханум был греческий театр, гимназия, колониальная управа и дома в греческом стиле. Раскопки обнаружили остатки классических коринфских колонн и фрагменты скульптур.
Греко-бактрийские монеты и последуюшие монеты Индо-греческого царства представляют собой великолепные образцы греческих монет, с типовыми атрибутами".
"Город Сиркап, на северо-западе современного Пакистана, по всей вероятности, был построен Деметрием. По своей структуре город использует греческие стандарты градостроительства. Найдено немало предметов эллинистической культуры, в частности, монеты греко-бактрийских царей и изображения на камнях сцен из греческой мифологии... В 125 до н. э. на территорию индо-греков вторглись греко-бактрийцы во главе с царём Гелиоклом, сыном Эвкратида, но в это время юэчжи стали наступать с севера на греко-бактрийцев и заняли Бактрию. Оставшееся царство было разделено на две части — династия Менандра осталась на своих территориях к востоку от реки Джхелум вплоть до Матхура, а другие цари управляли большей территорией (Паропамисады, западный Пенджаб и Арахозия)... Гелиокл I правил в западной части Индо-греческого царства в Паропамисадах (около Кабулаа), но был свергнут по причине нашествия на Бактрию юэчжи. Он отчеканил несколько монет по верху монет царицы Агафоклеи, показав тем самым, что занял часть её территории. Его последователь Зоил I чеканил монеты с Гераклом и символами победы, он повидимому вступил в альянс с юэчжи.
Известно около восьми западных индо-греческих царей, последним из которых был Гермей, правивший примерно до 70 до н. э., пока его не сменили юэчжи, пришедшие из Бактрии. В китайских хрониках Поздней Династии Хань говорится, что китайский генерал Вэнь-Чун помогал организовать союз Гермея с юэчжи против индо-скифов.
После 70 до н. э. юэчжи стали управлять Паропамисадами, но ещё тридцать лет выпускали монеты Гермея, а потом они сменились кушанскими монетами.
Предположительно Юэчжи заняли Паропамисады после Гермея. Первый упоминаемый в документах принца Юэчжи Сападбиз правил около 20 до н. э., о нём говорится по-гречески в том же стиле, что и о предыдущих греческих царях. Юэчжи распространились на восток в I веке н. э., и образовали Кушанскую Империю. Парвый кушанский царь Куджула Кадпизес ассоциировал себя с Гермеем на своих монетах, видимо подчёркивая свою преемственность или обосновывая право на престол".
Ну и т.д. Чтобы не утомлять почтеннейшую публику. То есть калаши, вероятнее всего, - потомки восточных греков, отчасти смешавшиеся с теми или иными местными племенами паропамисадов и другими ближайшими народами.
А виноделие, видимо, пришло к ним из Персии - через так называемый "проход в Мидию".