атеизм-основан на исторических фактах...но

Модератор: Analogopotom

почему религие во всем мире процветает??

невежество?
2
13%
желание верить во что-нибудь?(сам человек желает)
13
81%
пропаганда, т.к. более удобно управлять народом?(навязано сверху)
1
6%
 
Всего голосов : 16

Сообщение Toetomi » 22 сен 2005, 02:27

Athenaios писал(а):Предпосылки - это одно, а построение теории - другое. Чтобы построить теорию, что-то надо запостулировать, принять без доказательства. Можно преобразования Лоренца запостулировать и вывести из них постоянство скорости света. Это не важно. В основе любой теории какие-то элнментарные, недоказываемые утверждения, которые берутся из эксперимента.

Это вы о математике говорите! Это в ней можно постулировать очевидные вещи, а потом уже опираясь на них строить теории!
В физике же постулаты должны соотвествовать каким-то физическим свойствам объектов или явления, ибо физика - это наука о природе, изучающая ее закономерности. Там не так просто как в математике.
Если бы не преобразования Лоренца, то СТО не вошло бы в курс физики, а также как и вся общая теория относительности была бы сейчас неподтвержденной теорией.

Athenaios писал(а):Найдите мне в научной литературе исследование о согласованности мышления с законами природы и соответствующие выводы о познаваемости природы. Я такого нигде не встречал.


Ох, как же вы круто! :))
Найти вам в научной литературе науку которая бы изучала подобие законов мышления и законов природы? Такой науки нет! :) Не буду лукавить если скажу, что этот вопрос близок к философскому. Наверняка, есть в диалектике, даже обязательно есть. Соответственно, одним из первых об этом, думаю, заговорил Декарт :), Гегель. Маркс и Энгельс как его последователи перехватили "огонь". Когда-то об этом заговаривал Вернадский. Думаю, этот вопрос как философская часть рассматривается в психологии, в логике. Думаю, можно будет найти в произведениях ученых, на примере, того же Бернштейна, которые оговаривают этот момент.
А вы найдите мне в научной литературе утверждение о том, что наука не способна познавать мир! :)


Athenaios писал(а):Чтобы модифицировать машину нужен еще квалифицированный инженер, механик и еще куча лишних сущностей. Так что пока машина едет по дороге, для движения которой она сотворена - все нормально. Но если дорогу преграждает океан, мы не можем знать наперед, как эта железяка поведет себя в соленой воде.

Ну, вообще-то, машина - это аналогия нашего мышления. А значит может сама модифицироваться (совершенствоваться, логика, математика и т.д и т.п.) под контролем сознания. Потом я не говорил о железяке или еще каком-то материале, я говорил о машине, как механизме движения. Если по пути окажется океан, значит речь идет о том, что наш мир закончился и мы столкнулись с миром, в котором совершенно другие законы. Но дело в том, что если два мира могут существовать друг с другом, контактировать, значит есть какие-то правила перехода.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Athenaios » 22 сен 2005, 03:07

Toetomi писал(а):Это вы о математике говорите! Это в ней можно постулировать очевидные вещи, а потом уже опираясь на них строить теории!
В физике же постулаты должны соотвествовать каким-то физическим свойствам объектов или явления, ибо физика - это наука о природе, изучающая ее закономерности. Там не так просто как в математике.
Если бы не преобразования Лоренца, то СТО не вошло бы в курс физики, а также как и вся общая теория относительности была бы сейчас неподтвержденной теорией.

Возьмите десяток курсов физики - в половине из них за основу будут взяты преобразования Лоренца и из них будет выведено постоянство скорости света, а в другой половине наоборот. Математика изучает абстракции, свойства и определения которых (аксиомы) мы придумываем сами из соображений удобства. В физике же аксиомы - суть экспериментальные факты, точнее их интерпретация в устоявшихся терминах, но все равно принимаемая без доказательства. Аксиомы должны быть.

Toetomi писал(а):Найти вам в научной литературе науку которая бы изучала подобие законов мышления и законов природы? Такой науки нет! :)...

А вы найдите мне в научной литературе утверждение о том, что наука не способна познавать мир! :)

А если такой науки нет - о чем разговор тогда 8) . Я не говорил, что наука не способна познать мир, я выражал справедливое сомнение в этом. Мне это не известно. У меня нет рациональных оснований для ответа на этот вопрос. И у вас тоже, как я вижу. Это вопрос вашей веры и все.

Toetomi писал(а):Ну, вообще-то, машина - это аналогия нашего мышления. А значит может сама модифицироваться (совершенствоваться, логика, математика и т.д и т.п.) под контролем сознания.

Машина, простите, это всего-навсего машина и железяка. И под контролем бортового компьютера в корабль превратиться не может. Тут под Нагоей много автозаводов, нигде таких не делают по крайней мере :)) А кто вам вообще сказал, что мышление меняется?
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Toetomi » 22 сен 2005, 04:04

Athenaios писал(а):Возьмите десяток курсов физики - в половине из них за основу будут взяты преобразования Лоренца и из них будет выведено постоянство скорости света, а в другой половине наоборот. Математика изучает абстракции, свойства и определения которых (аксиомы) мы придумываем сами из соображений удобства. В физике же аксиомы - суть экспериментальные факты, точнее их интерпретация в устоявшихся терминах, но все равно принимаемая без доказательства. Аксиомы должны быть.


Физика - это наука о природе и ее закономерностях. В качестве постулатов берутся действительные физические научно обоснованные закономерности и факты. Если в математике можно формулировать исходя порой из умозрительных рассуждений, то физика - в своей основе, наука экспериментальная, и базируется на фактах, установленных опытным путем, т.е. для подтверждения теории обязательно необходим эксперимент, иначе теория, так и остается просто неподтвержденной теорией. Я не спец. в физике, но преобразования Лоренца это не аксиома, а "преобразования координат и времени к.-л. события при переходе от одной инерциальной системы отсчёта к другой", т.е. как бы не на пустом месте. Энштейн пришел к эти преобразованиям исходя из 2-х своих постулатов, в то же время преобразования Лоренца в свою очередь подтверждают СТО. Вроде бы так!
Как бы там ни было, деление наук на фундаментальные, естественные, гуманитарные, технические и т.д. - не просто так выдуманы. Они образуются по своим приниципам и изучают свои области. Поэтому утверждать, что в физике, относящейся к естественным, формирование аксиом происходит по такому же алгоритму, как и в математике, фундаментальной науке - неверно.

Athenaios писал(а):А если такой науки нет - о чем разговор тогда . Я не говорил, что наука не способна познать мир, я выражал справедливое сомнение в этом. Мне это не известно. У меня нет рациональных оснований для ответа на этот вопрос. И у вас тоже, как я вижу. Это вопрос вашей веры и все.


Странные доказательства у вас! Вы сомневаетесь в науке, но в качестве доказательства требуете научные доказательства! :)
Рациональные доводы я вам привел, диалектика на этом держится, и благодаря ей многие закономерности в естественных науках объяснены! Если вы будете утверждать, что они нерациональные, то тогда я не понимаю вашу систему рассуждений.

Athenaios писал(а):Машина, простите, это всего-навсего машина и железяка. И под контролем бортового компьютера в корабль превратиться не может

Я понимаю, что стереотип человеческого мышления под словом машина понимает некий автомобиль, который он наблюдает на улице.
Еще раз повторю, под машиной я подразумевал некий механизм (необязательно, из металла), который представляется аналогом мышления - механизмом рассуждений.

Athenaios писал(а): А кто вам вообще сказал, что мышление меняется?

История науки!!! К тому же, окружающий мир меняется, а значит и мышление. Правильнее сказать, не меняется, а развивается. Да и достаточно посмотреть работы логиков, которые рассмотривают историю логики.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Athenaios » 22 сен 2005, 05:36

Toetomi писал(а):Физика - это наука о природе и ее закономерностях. В качестве постулатов берутся действительные физические научно обоснованные закономерности и факты. Если в математике можно формулировать исходя порой из умозрительных рассуждений, то физика - в своей основе, наука экспериментальная, и базируется на фактах, установленных опытным путем, т.е. для подтверждения теории обязательно необходим эксперимент, иначе теория, так и остается просто неподтвержденной теорией.

Но при построении физической и вообще любой теории (подчеркиваю - теории!!!) вам нужны постулаты. В экспериментальной науке постулаты - это интерпретации экперимента, принимаемые без доказательств. Вы можете измерить скорость света в движущейся и покоящейся системах отсчета и получить ее постоянство, можете измерить время жизни какой-нибудь элементарной частицы в движущейся и покоящейся системах отсчета и получить старика Лоренца. Затем вы доказываете математически, что эти два факта эквивалентны. То есть, если запостулировать один - неминуемо получится другой и наоборот. Тогда совершенно неважно что постулировать, но что-то постулировать надо, ибо с чего-то просто надо начать 8) . Точно так же и геометрию можно изложить по-разному. Можно, например сумму углов треугольника принять за аксиому всместо одной из пяти евклидовых.

Toetomi писал(а):Странные доказательства у вас! Вы сомневаетесь в науке, но в качестве доказательства требуете научные доказательства! :)

А вы как хотели? Вне науки - только чувственная сфера. Там все возможно. В том числе и ваша вера. А вы хотите выдать ее за обоснованную истину. Неее... Так не пойдет!

Toetomi писал(а):Если вы будете утверждать, что они нерациональные, то тогда я не понимаю вашу систему рассуждений.

Они абсолютно нерациональные. Вы делаете лишнюю экстраполяцию, распространяя познавательные способности мышления на бесконечное многообразие природных явлений. Мне это не понятно.

Toetomi писал(а):История науки!!! К тому же, окружающий мир меняется, а значит и мышление. Правильнее сказать, не меняется, а развивается. Да и достаточно посмотреть работы логиков, которые рассмотривают историю логики.

Возьмите историю техники. Человек не умел летать, но человек построил самолет и бороздит небо. Что? Человек изменился? У него крылья выросли? Нет, просто он создал инструмент, позволяющий ему летать, оставаясь самим собой.

То же и с наукой. Наука - достаточно молодая вещь по сравнению с историей человечества. Это инструмент познания, если хотите. Возьмите ребенка из дикого племени центральной Африки - воспитайте его в современном обществе, и он будет абстрактно и научно мыслить не хуже вас. И самолетом управлять научится если захочет. Так что мышление (как потенциальная способность мозга) ничуть не меняется. Просто оно по природе своей устроено так.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Toetomi » 23 сен 2005, 01:51

Athenaios писал(а):Но при построении физической и вообще любой теории (подчеркиваю - теории!!!) вам нужны постулаты. В экспериментальной науке постулаты - это интерпретации экперимента, принимаемые без доказательств. Вы можете измерить скорость света в движущейся и покоящейся системах отсчета и получить ее постоянство, можете измерить время жизни какой-нибудь элементарной частицы в движущейся и покоящейся системах отсчета и получить старика Лоренца. Затем вы доказываете математически, что эти два факта эквивалентны. То есть, если запостулировать один - неминуемо получится другой и наоборот. Тогда совершенно неважно что постулировать, но что-то постулировать надо, ибо с чего-то просто надо начать . Точно так же и геометрию можно изложить по-разному. Можно, например сумму углов треугольника принять за аксиому всместо одной из пяти евклидовых.


Конечно, можно! В геометрии!!! Но не в физике!
В физике постулат, должен быть и теорически обоснован и экспериментально, что собственно и сделали преобразования Лоренца и эксперименты по определению скорости света для СТО. А вот так просто взять что-то в качестве постулата в физике немыслимо. Из-за того, что камень падает сверху вниз, мы не можем однозначно утверждать, что все тела притягиваются друг к другу, необходимо это теоретически обосновать.

Athenaios писал(а):Вне науки - только чувственная сфера. Там все возможно. В том числе и ваша вера. А вы хотите выдать ее за обоснованную истину. Неее... Так не пойдет!

Ого, смелое утверждение! А как же теории, которые не получили еще подтверждение? Ведь получается, что подобная теория (теоретически обоснованная, остается только практика) как бы охватывает область, не зная всю картину целиком, т.е. делает лишнюю экстраполяцию. А как же термин парадигма? Тоже все на чувствах? Тоже вне научного познания?

Athenaios писал(а):Они абсолютно нерациональные. Вы делаете лишнюю экстраполяцию, распространяя познавательные способности мышления на бесконечное многообразие природных явлений. Мне это не понятно.

Они очень даже рациональные! :)
У меня возникает впечатление, что требуя гарантий познаваемости мира, вы даже не представляете, чего хотите. А тот критерий, который определил бы гарантии или негарантии этого, вы сами не можете сформулировать. Ведь по идее диалог должен быть подобным следующему: мол, для гарантии познаваемости мира должно быть это и это, а я должен в своих рассуждениях придти к "этому". Вот "это" вы сформулировать никак не можете. Поэтому логично предположить, что для вас любое доказательство будет казаться нерациональным.
Наш диалог аналогичен диалогу двух людей, один из которых не зная, например, английского языка, просит другого рассказать какую-нибудь историю на английском языке, а потом еще и доказать, что тот говорил на английском. Понятное дело, рассказчик скорее умрет от инфаркта миокарда, нежели сможет доказать, что он говорит на английском языке человеку, у которого по сути нет критериев, по которым бы он судил какой язык английский, а какой неанглийский. А отвести собеседника в Англию, например, не может, да и смысла нет, т.к придется доказывать, что это Англия. :)
Разве недостаточно наличие методов для решения какой-либо задачи или проблемы в какой-то области? Этого достаточно для гарантии того, что задача будет решена, потому как время не играет против нас, методы можно развивать! Но для вас, по сути, это опять-таки не гарантии! Для вас это, как вы утверждаете, экстраполяция на неизведанную еще область. Я готов предположить, что для вас в данном случае гарантией будет шпаргалка с решением задачи или проблемы. Но тогда речь идет не о гарантиях, а о точных знаниях, другими словами, лично для вас гарантией того, что я решу какую-то определенную задачу будет являться не то, что я уже решал подобные задачи, а то, что я эту задачу уже решил раньше! Я пишу не "решал", а "решил" - это принципиально, т.к. в нашем случае, то, что мир наукой уже познается, что человек наделен разумом (способность находить закономерности в явлениях и использовать их) не является для вас гарантией того, что он познаваем, для вас, гарантией будет являться лишь то, что мир уже когда-то был познан.
Указывая на то, что экстраполировать нельзя, вы утверждаете, что наука неспособна вырабатывать какие-либо методы поиска решений, что собственно, противоречит всей истории.

Athenaios писал(а):Возьмите историю техники. Человек не умел летать, но человек построил самолет и бороздит небо. Что? Человек изменился? У него крылья выросли? Нет, просто он создал инструмент, позволяющий ему летать, оставаясь самим собой.

То же и с наукой. Наука - достаточно молодая вещь по сравнению с историей человечества. Это инструмент познания, если хотите. Возьмите ребенка из дикого племени центральной Африки - воспитайте его в современном обществе, и он будет абстрактно и научно мыслить не хуже вас. И самолетом управлять научится если захочет. Так что мышление (как потенциальная способность мозга) ничуть не меняется. Просто оно по природе своей устроено так.


А если я возьму зрелого сформировавшегося человека, с уже сформировавшимся мышлением? Не хуже меня будет научно мыслить?
Он вообще научно мыслить не сможет.
Мышление - это никакой-то там костный отросток :), это отражение реальности, объективного мира, в суждениях, понятиях и рассуждения в мозгу человека. И оно таково, в какой обстановке, скажу цивилизации, находится человек. Законы мышления развиваются и судить это можно по возникновению науки и различных формальных логик...
Если бы мышление не способно было развиваться, то мы бы рассуждали сейчас только категориями пещерного человека.
Я не буду сейчас расписывать о таких понятиях, как общественно-индивидуальное сознание (раньше все полагали, что Земля плоская, сейчас нет), о понятии "парадигма", ибо много писать.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Athenaios » 23 сен 2005, 05:45

Toetomi писал(а):Конечно, можно! В геометрии!!! Но не в физике!
В физике постулат, должен быть и теорически обоснован и экспериментально, что собственно и сделали преобразования Лоренца и эксперименты по определению скорости света для СТО. А вот так просто взять что-то в качестве постулата в физике немыслимо. Из-за того, что камень падает сверху вниз, мы не можем однозначно утверждать, что все тела притягиваются друг к другу, необходимо это теоретически обосновать.

Я вам написал, как можно заменить постулаты и в физике. Не важно, на какой экспериментальный факт опираться. Важно, чтобы он был достаточно общим, а его эквивалентность другим можно математически доказать.

Toetomi писал(а):Ого, смелое утверждение! А как же теории, которые не получили еще подтверждение? Ведь получается, что подобная теория (теоретически обоснованная, остается только практика) как бы охватывает область, не зная всю картину целиком, т.е. делает лишнюю экстраполяцию. А как же термин парадигма? Тоже все на чувствах? Тоже вне научного познания?

Мы с вами долго говорили о гипотезах. Они, как бы вы не упирались, - часть науки, ибо:
1) Сформулированы научным языком.
2) Имеют четко сформулированные посылки и допущения
3) Содержат четкое описание механизмов рассматриваемых явлений
4) Из них можно понять способ экспериментальной проверки.
Вот, что такое научно сформулированная гипотеза. Она четко говорит: если так, то так и все. Причем, "если" обязательно должно присутствовать (оно выражает исходные посылки). У вас его я не заметил.
Вот подумайте, подходит ли ваше утверждение под эти 4 пункта.

Toetomi писал(а):Они очень даже рациональные! :)
У меня возникает впечатление, что требуя гарантий познаваемости мира, вы даже не представляете, чего хотите. А тот критерий, который определил бы гарантии или негарантии этого, вы сами не можете сформулировать. Ведь по идее диалог должен быть подобным следующему: мол, для гарантии познаваемости мира должно быть это и это, а я должен в своих рассуждениях придти к "этому".

Формулирую вам "это". Собственно, я об этом говорил всегда, а вы просто не поняли. Итак, рациональное познание, как я его понимаю, содержит два главных элемента: абстракции и правила Декарта. Можете ли вы гарантировать мне:
1) Что все бескнечное многообразие явлений природы можно разложить на абстракции
2) Что правила Декарта будут всегда эффективны в отношении вновь получаемых абстракций и утверждений

Вот попробуйте мне это доказать. Если ваше утверждение состоит в том, что при гарантировании пунктов 1) и 2) мир рационально познаваем, я с вами соглашаюсь, полностью принимая научность этого утверждения, и мы заканчиваем эту дискуссию. 8)

Toetomi писал(а):А если я возьму зрелого сформировавшегося человека, с уже сформировавшимся мышлением? Не хуже меня будет научно мыслить?
Он вообще научно мыслить не сможет.

Это исключительно физиологические особенности человека. Мышление формируется в определенном возрасте. Так же, как и физические способности. Если вас с 5 лет заставлять по 5 часов вдень играть в футбол, возможно, с определенной вероятностью из вас вырастет Марадона, а если это делать с 15 лет, то эта вероятность падает на порядки.

Toetomi писал(а):Мышление - это никакой-то там костный отросток :), это отражение реальности, объективного мира, в суждениях, понятиях и рассуждения в мозгу человека.

А по-моему, мышление подобно руке или ноге. Если руку или ногу тренировать, они будут сильными, ловкими и т.д. Если не тренировать - все будет наоборот. То же и с мышлением. И ничуть оно не меняется. Просто одни условия требуют его "тренировки", другие нет. Если бы мышление просто развивалось со временем, первобытных племен уже вообще не было бы.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Toetomi » 23 сен 2005, 06:54

Athenaios писал(а):Я вам написал, как можно заменить постулаты и в физике. Не важно, на какой экспериментальный факт опираться. Важно, чтобы он был достаточно общим, а его эквивалентность другим можно математически доказать.

Нет, вы мне написали просто общий метод научного познания. Но физику вы не конкретизировали, т.о. у вас получается нет разницы между математикой и физикой, что, собственно, неверно. И потом, постулат не может быть общим в физике, он должен обязательно соответствовать действительности научно доказаному факту, теоретически обоснованному.

Athenaios писал(а):Формулирую вам "это". Собственно, я об этом говорил всегда, а вы просто не поняли. Итак, рациональное познание, как я его понимаю, содержит два главных элемента: абстракции и правила Декарта. Можете ли вы гарантировать мне:
1) Что все бескнечное многообразие явлений природы можно разложить на абстракции
2) Что правила Декарта будут всегда эффективны в отношении вновь получаемых абстракций и утверждений

Вот попробуйте мне это доказать. Если ваше утверждение состоит в том, что при гарантировании пунктов 1) и 2) мир рационально познаваем , я с вами соглашаюсь, полностью принимая научность этого утверждения, и мы заканчиваем эту дискуссию.

1) Для того, чтобы это опровергнуть, Вам нужно найти хотя бы один прецендент и доказать, что это невозможно. А для этого вам придется найти доказательство того, что мышление неабстрактно, что вы сделать не сможете. История показывает, что все раскладывается на абстракции.
2) Для опровержения этого необходимо указать хотя бы один прецендент, где бы научные методы и правила не были бы эффективны ко вновь открываемым абстракциям и причем доказать, что это не зависит от времени, ибо то, что непонятно сейчас, может быть объяснено потом.

Athenaios писал(а):Это исключительно физиологические особенности человека. Мышление формируется в определенном возрасте.
Если вас с 5 лет заставлять по 5 часов вдень играть в футбол, возможно, с определенной вероятностью из вас вырастет Марадона, а если это делать с 15 лет, то эта вероятность падает на порядки.

Мышление - как физиологическая особенность , сформировывается уже к 3-м годам, когда ребенок начинает осознавать себя в этом мире. А вот образ мышления его будет формироваться в зависимости от того в каком он обществе и какова окружающая среда, уровень ее влияния на него.

А вот футбол, если ему с 15 лет обучаться, будет хуже получатся у человека, чем если он будет тренироваться с 5 лет, не потому, что тут мышление не развилось. А потому, что к 15-ти годам основные автоматизмы двигательной системы уже сформировались. И человеку с 15-ти лет гораздо сложнее выработать другие автоматизмы, чем 5-летнему ребенку, т.к. у пятилетнего ребенка никаких четких автоматизмов двигательной системы еще нет. (еще раз указываю книгу Бернштейна "О ловкости и ее развитии", она есть где-то в интернете).

Athenaios писал(а):А по-моему, мышление подобно руке или ноге. Если руку или ногу тренировать, они будут сильными, ловкими и т.д. Если не тренировать - все будет наоборот. То же и с мышлением. И ничуть оно не меняется. Просто одни условия требуют его "тренировки", другие нет. Если бы мышление просто развивалось со временем, первобытных племен уже вообще не было бы.

Т.е. как я и сказал, мышление зависит от окружающей среды, общественно-производственной практики и т.д. и т.п., т.е. склонна к развитию.
То, что есть первобытные племена свидетельствует об их низком уровне общественно-производственной практики - это может зависит от удаленности от густонаселенных районов, от климата и т.д и т.п.


Athenaios писал(а):Мы с вами долго говорили о гипотезах. Они, как бы вы не упирались, - часть науки, ибо:
1) Сформулированы научным языком.
2) Имеют четко сформулированные посылки и допущения
3) Содержат четкое описание механизмов рассматриваемых явлений
4) Из них можно понять способ экспериментальной проверки.
Вот, что такое научно сформулированная гипотеза. Она четко говорит: если так, то так и все. Причем, "если" обязательно должно присутствовать (оно выражает исходные посылки). У вас его я не заметил.
Вот подумайте, подходит ли ваше утверждение под эти 4 пункта.

Да, я говорил, что гипотеза входит в сферу деятельности науки.
Но с пунктами вашими я не вполне согласен.
Тогда я обращусь к БСЭ.
1-е требование следующее:"должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логич. дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т. д."
Могу сказать, что здесь история мой помощник, история - большой непрервающийся экперимент.
2-е требование: "должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения к-рых она возникла, но и все связанные с ними явления."
Методы науки охватывают всю Вселенную, а не какую-то определенную ее часть и наука готова изучать любое возникшее явление.
3-е требование: "не должна быть логически противоречивой"
Ну, прецендентов, указывающих на то, что наука не способна познавать мир, пока нет.
А ведь еще есть рабочие гипотезы. Для этого наличие 1-го и 2-го требования необязательно.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Athenaios » 23 сен 2005, 11:38

Toetomi писал(а):
Нет, вы мне написали просто общий метод научного познания. Но физику вы не конкретизировали, т.о. у вас получается нет разницы между математикой и физикой, что, собственно, неверно. И потом, постулат не может быть общим в физике, он должен обязательно соответствовать действительности научно доказаному факту, теоретически обоснованному.

Я вам указал на различие физики и математики. Вы просто невнимательно читали.

Toetomi писал(а):
1) Для того, чтобы это опровергнуть, Вам нужно найти хотя бы один прецендент и доказать, что это невозможно. А для этого вам придется найти доказательство того, что мышление неабстрактно, что вы сделать не сможете. История показывает, что все раскладывается на абстракции.
2) Для опровержения этого необходимо указать хотя бы один прецендент, где бы научные методы и правила не были бы эффективны ко вновь открываемым абстракциям и причем доказать, что это не зависит от времени, ибо то, что непонятно сейчас, может быть объяснено потом.

Ну вот, здрасьте, приехали. Вы устремляетесь в бесконечность,основываясь на конечном, вы понимаете? Вы должны доказать, что это возможно (хотя на самом деле это невозможно в принципе).

Toetomi писал(а):
Мышление - как физиологическая особенность , сформировывается уже к 3-м годам, когда ребенок начинает осознавать себя в этом мире. А вот образ мышления его будет формироваться в зависимости от того в каком он обществе и какова окружающая среда, уровень ее влияния на него.

А вот футбол, если ему с 15 лет обучаться, будет хуже получатся у человека, чем если он будет тренироваться с 5 лет, не потому, что тут мышление не развилось. А потому, что к 15-ти годам основные автоматизмы двигательной системы уже сформировались.

Чем мышление отличается в этом смысле от физических способностей, я не понимаю.

Toetomi писал(а):
Да, я говорил, что гипотеза входит в сферу деятельности науки.
Но с пунктами вашими я не вполне согласен.
Тогда я обращусь к БСЭ.
1-е требование следующее:"должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логич. дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т. д."
Могу сказать, что здесь история мой помощник, история - большой непрервающийся экперимент.
2-е требование: "должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения к-рых она возникла, но и все связанные с ними явления."
Методы науки охватывают всю Вселенную, а не какую-то определенную ее часть и наука готова изучать любое возникшее явление.
3-е требование: "не должна быть логически противоречивой"
Ну, прецендентов, указывающих на то, что наука не способна познавать мир, пока нет.
А ведь еще есть рабочие гипотезы. Для этого наличие 1-го и 2-го требования необязательно.

Ваше утверждение состоит в том, что все многообразие явлений природы можно постичь рациональным путем. Это утверждение в принципе не проверяется, ибо все многообразие явлений природы нам никогда не охватить. Так что это ваше утверждение не является гипотезой, а может быть лишь предметом веры.

Все-таки, несмотря на авторитет БСЭ, настаиваю на том, что обязательное требование к гипотезе - четкость ее исходных посылок. Вот в вашем утверждении их нет, поэтому его невозможно анализировать.

Я еще раз предлагаю вам переформулировать вашу гипотезу в следующем виде. Если
1) Все явления природы можно разложить на абстракции
2) Правила Декарта, прилагаемые к полученным абстракциям, сохраняют эффективность всегда,
то любое явление природы можно рационально познать. Вот в таком виде ваше утверждение представляет собой нормальную гипотезу и под ней я готов тоже подписаться.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Toetomi » 26 сен 2005, 02:13

Athenaios писал(а):Ваше утверждение состоит в том, что все многообразие явлений природы можно постичь рациональным путем. Это утверждение в принципе не проверяется, ибо все многообразие явлений природы нам никогда не охватить. Так что это ваше утверждение не является гипотезой, а может быть лишь предметом веры.
Я еще раз предлагаю вам переформулировать вашу гипотезу в следующем виде. Если
1) Все явления природы можно разложить на абстракции
2) Правила Декарта, прилагаемые к полученным абстракциям, сохраняют эффективность всегда, то любое явление природы можно рационально познать. Вот в таком виде ваше утверждение представляет собой нормальную гипотезу и под ней я готов тоже подписаться.


Давайте откинем эмоциональную составляющую дискуссии. То что вы утверждаете про какой-то принцип, которого нет, это лишь ваша кажимость. Многие люди начинают верить в то, что есть какая-то высшая сила, потому как не могут в своем уме охватить все многообразие, чему способствует, кстати, абстрактное мышление, ну и незнаие нучных принципов и результатов.
Вы привели два условия, из которых, как вы считаете, будет вытекать подтверждения моего утверждения. Для подтверждения этих условий достаточно применить научное доказательство, которое называется доказательство от противного, это когда для доказательства какого-то утверждения приводится противополжное утверждение, и демонстрируется его несостоятельность.
1-ое: Все явления природы можно разложить на абстракции.
Противоположное утверждение: не все явления природы можно разложить на абстракции. Тогда отсюда будет неминуемо следовать, что человеческое мышление неабстрактно, что невозможно, т.к. человеческое мышление абстрактно по природе. Неизвестное явление всегда представляется чем-то в уме человека. Даже то, что человек еще не видел, не наблюдал, но о нем слышал, неминуемо представляется в качестве некой абстракции: так в голове возникло обожествление природы, а затем переход к богам, далее философия и т.п. и т.д. Или же вам придется привести в пример когда мышление не было бы абстрактным.
2-ое: Правила Декарта, прилагаемые к полученным абстракциям, сохраняют эффективность всегда, то любое явление природы можно рационально познать.
Противоположное: правила (я не буду писать Декарта, потому как правила Декарта это слишком общие принципы, касающиеся рационального мышления. Начное познание более богата принципами и методами), не всегда сохраняют эффективность к полученным абстракциям. Для этого вам необходимо привести подобный данному утверждению пример, чего вы сделать не сможете.
Приведенные вами условия истинны, т.к. нет ничего такого, что могло бы их опровергнуть, а про мышление и сознание я уже писал.

Athenaios писал(а):Чем мышление отличается в этом смысле от физических способностей, я не понимаю.

Виноват! Не дописал до конца. :) Сообщения становятся все больше, а при написании приходится отвлекаться. Всего-навсего забыл дописать. :)
Дело в том, двигательная системы, чисто физиологически, естественно, также как и мышление неизменно.
Другими словами, у людей на протяжении всей истории не выросли крылья, они не стали бегать быстрее и т.д. и т.п. Чисто морфологически, анатомически ничего не изменилось, но что касается образа мышления, то тут с вами никак не согласен.
Наличие первобытных племен объясняется многими причинами, я уже писал о них - географическое положение, климат, удаленность от густонаселенных районов и т.д. и т.п. - не мышление здесь первопричина.
Мышление формируется в обществе в результате общественно-производственной практики. Мышление помогает сознанию человека оперировать категориями, понятиями и т.д. и т.п. Для того, чтобы человек мог в обществе плавать как рыба в воде, он должен оперировать категориями и нормами мышления свойственными данному обществус младенчества. Т.е. если общество первобытное, то человек с детства оперирует категориями первобытного общества, если средневековое, то соответственно.
Другими словами, образ мышления человека не формируется подобно двигательной системы от первобытного до соответственного времени. Двигательная система формируется, как анатомическая необходимость: 1-3 гг формирование мышечной системы, свойственной всем приматам, 3-7 - окончательное формирование мышечной системы, формирование высшей двигательной системы, свойственно человеку, выработка первых автоматизмов, 7-15(а порой и выше) - формирование всей двигательной системы, включая автоматизмы и т.д. и т.п. Поэтому-то у нас 1-ый класс с 7-ми лет.
Конечно, весь организм человека формируется диалектически, одна система влияет на другую, в то же время на нее влияют другие и т.д.
Но образ мышление отдельного человека не формируется начиная от образа мышления первобытного человека, античного, средневекового, нового времени и т.д. и т.п, заканчивая новейшим временем. Человек входит в общество с уже готовыми нормами и стереотипами, образами мышления. Согласно вашему утверждению, что мышление не меняется, мы до сих пор должны оперировать категориями первобытных людей.
Развитие мышления человека можно рассмотреть на примере истории человечества.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Athenaios » 26 сен 2005, 06:49

Toetomi писал(а):Давайте откинем эмоциональную составляющую дискуссии.

А теперь давайте совсем откинем эмоции и останемся в чисто рациональной плоскости 8)

Toetomi писал(а):1-ое: Все явления природы можно разложить на абстракции.
Противоположное утверждение: не все явления природы можно разложить на абстракции.

Под абстракциями я имею в виду чистые сущности, такие, как числа, геометрические фигуры и т.д. То есть, сущности свойства которых аксиоматизированы и четко определены. То, о чем вы говорите - это чисто чувственный опыт, не имеющий отношения к рациональному познанию.

Итак, первое условие познаваемости явления - это возможность извлечь из него такие сущности.

Toetomi писал(а):2-ое: Правила Декарта, прилагаемые к полученным абстракциям, сохраняют эффективность всегда, то любое явление природы можно рационально познать.
Противоположное: правила (я не буду писать Декарта, потому как правила Декарта это слишком общие принципы, касающиеся рационального мышления. Начное познание более богата принципами и методами), не всегда сохраняют эффективность к полученным абстракциям. Для этого вам необходимо привести подобный данному утверждению пример, чего вы сделать не сможете.
Приведенные вами условия истинны, т.к. нет ничего такого, что могло бы их опровергнуть, а про мышление и сознание я уже писал.

После того, как мы установили сущности, которые возможно извлечь из явления, мы должны оптимизировать их число, уяснить их иерархию, пользуясь правилами Декарта. Если это сделано, то явления познано.

Итак, если из явления можно выделить абстракции (именно такие, о которых я сказал выше), и, далее, если эти абстракции можно упорядочить, пользуясь правилами Декарта, то это явление познается рационально. Если это можно сделать для любого явления, то любое явление можно познать. В таком виде ваше утверждение представляется четко сформулированной, рациональной, научной гипотезой.

Я могу вам привести массу примеров проблем, к которым современная наука не знает подхода. Но вы скажете, что рано или поздно, наука и до них доберется и расщепит их на абстракции и эти абстракции упорядочит. Но этого может и не произойти. Произойдет или нет - вопрос веры.

Toetomi писал(а):Другими словами, образ мышления человека не формируется подобно двигательной системы от первобытного до соответственного времени.

Формируется, а как же? В первобытном обществе у людей такие двигательные навыки, до которых нам с вами далеко, я думаю.

Toetomi писал(а):Двигательная система формируется, как анатомическая необходимость: 1-3 гг формирование мышечной системы, свойственной всем приматам, 3-7 - окончательное формирование мышечной системы, формирование высшей двигательной системы, свойственно человеку, выработка первых автоматизмов, 7-15(а порой и выше) - формирование всей двигательной системы, включая автоматизмы и т.д. и т.п. Поэтому-то у нас 1-ый класс с 7-ми лет.

Но двигательная система формируется и как общественная необходимость тоже. У хирургов, например, очень ловкие и цепкие пальцы, у спортсменов разных видов спорта вообще очень специфические двигательные навыки, у бойцов спецподразделений тоже. Не вижу принципиальной разницы.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Toetomi » 26 сен 2005, 10:27

Athenaios писал(а):После того, как мы установили сущности, которые возможно извлечь из явления, мы должны оптимизировать их число, уяснить их иерархию, пользуясь правилами Декарта. Если это сделано, то явления познано.

Итак, если из явления можно выделить абстракции (именно такие, о которых я сказал выше), и, далее, если эти абстракции можно упорядочить, пользуясь правилами Декарта, то это явление познается рационально. Если это можно сделать для любого явления, то любое явление можно познать. В таком виде ваше утверждение представляется четко сформулированной, рациональной, научной гипотезой.

Я могу вам привести массу примеров проблем, к которым современная наука не знает подхода. Но вы скажете, что рано или поздно, наука и до них доберется и расщепит их на абстракции и эти абстракции упорядочит. Но этого может и не произойти. Произойдет или нет - вопрос веры.


Сможет ли выявить абстракции? Сможет, потому что человеческое мышление оперирует абстракциями. Сможет ли систематизировать? Теория познания развивается, значит будут новые методы систематизации, а они будут, потому что непосредственно связаны с абстракциями.
Для того, чтобы доказать несостоятельность, двух указанных вами условий, вам необходимо доказать то, что подход ко многим проблемам так и не будет найден со временем, т.е. решение проблемы не зависит от времени, а "всего-навсего" лежит вне плоскости познаваемого мира.
Вы можете приводить сколько угодно примеров, но опровергнуть высказанные вами условия, кроме личного сомнения, вы не сможете.
У человека, стоящего на позиции, что может быть столкнемся с тем, что наука не сможет объяснить нет ничего "за пазухой", кроме личной кажимости и сомнения. :) Нет никакой опоры!

Athenaios писал(а):Но двигательная система формируется и как общественная необходимость тоже. У хирургов, например, очень ловкие и цепкие пальцы, у спортсменов разных видов спорта вообще очень специфические двигательные навыки, у бойцов спецподразделений тоже. Не вижу принципиальной разницы.

ну уж.. :)
Такие двигательные автоматизмы могли вырабатываться и в старые времена, например, японские ниндзя, атлеты, музыканты. Эти навыки у человека вырабатываются со временем, и возможность их развития заложена в самой двигательной системе такого вида как человек. Другими словами, у хирурга очень ловкие и цепкие пальцы не потому, что когда-то несколько тысяч лет назад человек повешевелил пальцем, а затем другим, потом решил пошевелить ими обоими, а в следующем поколении, люди уже шевелили тремя пальцами и т.д. и т.п., отнюдь нет :) Способность развивать человеком такие автоматизмы появилась с возникновением вида - человек. В случае необходимости специальные двигательные навыки, как у спецназовца мог развить кто угодно.
А вот предложить модель атома, модель Земли, открыть закономерности и т.д и т.п. можно только преодолевая, так называемые, парадигмы - когда мышление развивается.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Athenaios » 27 сен 2005, 14:43

Toetomi писал(а):У человека, стоящего на позиции, что может быть столкнемся с тем, что наука не сможет объяснить нет ничего "за пазухой", кроме личной кажимости и сомнения.

Ну что же, Toetomi, по-моему мы подошли к последней черте. Продолжать дальше бессмысленно. Вам только замечу, что у человека, стоящего на позиции, что мы наверняка и безусловно никогда не столкнемся с тем, чего наука объяснить не может, за пазухой нет ничего кроме личной кажимости и веры. Это не плохо, просто я хотел, чтобы вы это осознали. А сомнение - это один из принципов Декарта, то есть один из принципов рационального познания, который я провожу до конца, распространяя его на эффективность этого же самого принципа.

В любом случае, спасибо за интересную дискуссию, мне она многое дала.
Ο ΠΟΙΗΣΑΣ TO ΕΞΩΘΕΝ KAI ΤΟ ΕΣΩΘΕΝ ΕΠΟΙΗΣΕΝ

Администратор портала "Новый Геродот"
Аватара пользователя
Athenaios
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1037
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:03
Откуда: Бавария

Сообщение Toetomi » 28 сен 2005, 01:30

Athenaios писал(а):Ну что же, Toetomi, по-моему мы подошли к последней черте. Продолжать дальше бессмысленно. Вам только замечу, что у человека, стоящего на позиции, что мы наверняка и безусловно никогда не столкнемся с тем, чего наука объяснить не может, за пазухой нет ничего кроме личной кажимости и веры. Это не плохо, просто я хотел, чтобы вы это осознали. А сомнение - это один из принципов Декарта, то есть один из принципов рационального познания, который я провожу до конца, распространяя его на эффективность этого же самого принципа.

Да, я понимаю, что мы достигли той границы, за которой идут внутренние убеждения.
Но все-таки..история, наличие самой науки и человеческий разум - это совсем не ничего "за пазухой", в отличие от позиции, что возможно столкновение с тем, что наука не сможет объяснить.
И потом, думаю, сам Декарт не считал сомнение одним из своих принципов, у него это скорее предварительный шаг к познанию, он, думаю, был убежден в том, что разум способен постичь истину в любой области знания - эпоха такая была, когда наука давала ответы на многие вопросы.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.
Аватара пользователя
Toetomi
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 04 июн 2004, 06:17
Откуда: Хабаровск

Сообщение Гость » 20 дек 2005, 22:46

Атеизм
Словами атеист и безбожник изначально обозначали людей, которые отвергают государственные религиозные культы. При этом, такие люди уже в древности подразделялись на тех кто вообще не верит в богов, на тех, кто не верит, что боги вмешиваются в жизнь человека и тех, кто исповедуя других богов отказываются признавать богов официального культа. В первые века распространения христианства по статье за безбожее и святотатство, наряду с отвергающими всех богов, на казни и в тюрьмы шли первые христиане. С победой христианства, под статью за безбожее уже попали приверженцы культа древне-римских богов.

Поэтому, термин атеист (безбожник) носил скорее юридический характер.

Сами же люди, утверждающие отсутсвие богов атеистами себя не называли, а идентифицировали своё мировоззрение по философской школе, которую они представляли. Основанием для философа отвергать какое либо учение, является продуманная критика, и потому, отвержение религиозного культа сопровождалось критикой такового. Т.е., в древности, атеизм (в данном случае неверие в богов) был следствием филосовской критики религиозного культа и особенности определённых школ философии.

С 5 в до н.э до начала 20 века, неверие в богов преследовалось властями и активно критиковалась многими философскими школами, потому, единственным рычагом развития и сохранения неверия в богов было создание продуманной, ясной критики религиозного культа, которая бы оставляла свой отпечаток в умах людей. В результате, к настоящему времени, понятие атеизм утратило значения связанные с отрицанием государственных культов и стало плотно ассоциироваться с отсустствием веры в богов вообще и последовательной критикой религии.

Атеизм - отрицание и опровержение существования бога, отказ от религиозных верований. ( Ожегов, Словарь русского языка, 1990 г., стр.37 )

Это определение атеизма является базой для всех направлений философии, выводом из которых возможно неверие в богов. Однако, особенности критики религии и особенности философского направления, практикуемое атеистом, накладывают определённый отпечаток на восприятие самого атеизма последователями разных философуских школ.

В контексте конкретной философии можно дать расширенное определение атеизма и выделить следующие классы атеистов:

Атеист – с основй скептицизма

Атеист – с основой агностицизма

Атеист – с основой эпикуризма

Атеист – с основой материализма

Атеист - с основой гумманизма

Атеист – с основой марксизма - ленинизма

Поэтому, не стоит удивляться, если одни атеисты будут утверждать, что они верят в несущестование богов, а другие что не верят в несуществование богов, но считают существование богов весьма маловероятным. Что одни будут видеть причину атеизма, как отсечение излишних сущностей от картины мироздания, а другие по причине существования в мире зла.
Гость
 

Сообщение Жук в муравейнике » 29 мар 2006, 09:10

Anonymous писал(а): Ваше право признавать то, что Вы и обезьяна - родственники.:? Я не считаю себя подобным обезьянам

Я думаю, обезьяны на вас не обидятся.
Жук в муравейнике
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 мар 2006, 09:00

Пред.След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50