Страница 1 из 1

Кодексы Наг-Хаммади

СообщениеДобавлено: 04 июл 2005, 09:19
Леонид
Други!
Может ли кто-нибудь дать ссылки на толковые статьи об Евангелии от Филлипа? Инфа по Евангелию от Фомы есть, а вот про него ничего не нашёл.

И ещё вопросик для интересующихся тематикой. Сравнивал ли кто-нить из вас тексты Фомы и Филлипа? Хотелось бы обсудить. Лично меня заинтересовала такая деталь - в обоих текстах чётко просматривается основная тема, по которой подобраны речения. У Фомы основная идея - Ищите! И Царствие откроется вам. А так же описательные характеристики Царства, а у Филлиппа другая идея - о любви и соединении двух людей (у фомы речения на эту тему тоже есть).

По сему напрашивается вывод, что каждый автор отражал в своём Евангелии те мысли Христа, которые интересовали прежде всего его самого и выбирал из многообразия изречений Иисуса именно такие мысли.

Что скажете?

Re: Кодексы Наг-Хаммади

СообщениеДобавлено: 04 июл 2005, 10:52
Жанна
Леонид писал(а):Други!
Может ли кто-нибудь дать ссылки на толковые статьи об Евангелии от Филлипа? Инфа по Евангелию от Фомы есть, а вот про него ничего не нашёл.


Посмотрите, может быть это подойдет http://spiritualscience.forever.kz/efil.htm

Там комментарии построчные.

СообщениеДобавлено: 04 июл 2005, 13:32
Леонид
Спасибо Жанна!

Сам текст у меня есть, но без комментариев. А статьи по поводу него не встречались?

СообщениеДобавлено: 04 июл 2005, 22:21
Жанна
Леонид писал(а):Спасибо Жанна!

Сам текст у меня есть, но без комментариев. А статьи по поводу него не встречались?


статьи по апокрифическим евангелиям вообще дело редкое. Как то не стремятся их скурпулезному анализу подвергать. А чем вызван у Вас такой интерес к апокрифам?

СообщениеДобавлено: 05 июл 2005, 08:14
Леонид
Я как-то очень давно прочитал книжку одного исследователя (звали его Зенон Косидовский), вышедшую в серии Атеистическая Литература году в 82, он пытался доказать, что Иисус обычный человек и т.п. Но при этом он старался более менее объективно подходить к исследованию. Хоть я и был критически настроен, некоторые несоответствия в Новом Завете, которые он выявил, меня заинтересовали. Там же я узнал о том, что существовал некий сборник речений Иисуса, который называют Евангелие Q. А потом посмотрел фильм Стигматы, в котором говорилось о том, что существует Евангелие от Фомы. Ну а когда его прочитал, понял, что мы ничего не знаем о том, что говорил и чему учил Иисус.
Я в последнее время прочитал довольно много апокрифических текстов (хороший сайт отрыл, где они выложены) и сейчас нахожусь в ещё большем смятении. Моя уверенность в том, что Иисус был нами не понят, только укрепилась. И вот, очень хочу разобраться, что же он хотел сказать. Если Вам интересно, могу поделиться своими мыслями.

СообщениеДобавлено: 05 июл 2005, 10:10
Жанна
Леонид писал(а):Я как-то очень давно прочитал книжку одного исследователя (звали его Зенон Косидовский), вышедшую в серии Атеистическая Литература году в 82, он пытался доказать, что Иисус обычный человек и т.п. Но при этом он старался более менее объективно подходить к исследованию. Хоть я и был критически настроен, некоторые несоответствия в Новом Завете, которые он выявил, меня заинтересовали. Там же я узнал о том, что существовал некий сборник речений Иисуса, который называют Евангелие Q. А потом посмотрел фильм Стигматы, в котором говорилось о том, что существует Евангелие от Фомы. Ну а когда его прочитал, понял, что мы ничего не знаем о том, что говорил и чему учил Иисус.
Я в последнее время прочитал довольно много апокрифических текстов (хороший сайт отрыл, где они выложены) и сейчас нахожусь в ещё большем смятении. Моя уверенность в том, что Иисус был нами не понят, только укрепилась. И вот, очень хочу разобраться, что же он хотел сказать. Если Вам интересно, могу поделиться своими мыслями


Было бы весьма интересно. Зная, с какими трудностями сталкивались даже основные книги Евангелия, чтобы быть занесенными в синодальное издание, как на Соборах их обсуждали и с какими горячими спорами принимались решения...

СообщениеДобавлено: 05 июл 2005, 17:52
Lusor
Там же я узнал о том, что существовал некий сборник речений Иисуса, который называют Евангелие Q


Вы, Леонид, очевидно, просто не поняли, о чем идет речь. Теория источника Q предполагает некий сборник отрывков, совершенно совпадающий с синоптическими Евангелиями: Марка и Луки, прежде всего, и Матфея. Просто Вам следует почитать классику новозаветной текстологии, Брюса Мецгера, например. И не слишком доверять первым впечатлениям и научпопу :wink: 8)

СообщениеДобавлено: 06 июл 2005, 07:30
Леонид
Lusor!
Я рассказывал Жанне, как мне стала интересна эта тема, поэтому про Евангелие Q говорю мимоходом. О Евангелии Q, исследователи разное говорят, и я бы не стал на Вашем месте так категорично утверждать, что он должен совершенно совпадать с синоптиками. Никто не знает что там написано, поскольку он не найден, но на самом деле, для меняэто не принципиальный вопрос, поэтому спорить не буду.

СообщениеДобавлено: 07 июл 2005, 15:03
Леонид
Жанна!
В общем-то мои выводы не особо то и радикальны, и уж точно не новы.
Я считаю, что Иисус, будучи сыном Бога, пришёл сюда не просто для того, чтобы быть распятым. Он сам говорит, что пришёл "зажечь огонь, бросить раздоры в мир" и т.д. Многие уверены, что ему достаточно было просто явиться и тем самым добиться революции в головах. Но я считаю, что невозможно было сделать такой переворот не дав людям нового учения. Он учил и проповедовал, его идеи находили отклик среди людей. Однако до нас дошло далеко не всё из того, что он говорил, к тому же последователи Иисуса, а потом, первые иерархи церкви по-своему решили, что нам нужно знать о нём, а что нет. Появился канон и понятие о ереси. И многое осталось за рамками. По моему глубокому убеждению, в апокрифических текстах, можно отыскать изречения Христа, вырезанные цензорами, только при анализе текстов надо убирать всевозможные интерпретации людей, и рассматривать только цитаты. Глядишь, найдём зерно истины.
Вот, собственно и всё.

СообщениеДобавлено: 14 июл 2005, 21:37
Жанна
Леонид писал(а):Жанна!
В общем-то мои выводы не особо то и радикальны, и уж точно не новы.
Я считаю, что Иисус, будучи сыном Бога, пришёл сюда не просто для того, чтобы быть распятым. Он сам говорит, что пришёл "зажечь огонь, бросить раздоры в мир" и т.д. Многие уверены, что ему достаточно было просто явиться и тем самым добиться революции в головах. Но я считаю, что невозможно было сделать такой переворот не дав людям нового учения. Он учил и проповедовал, его идеи находили отклик среди людей. Однако до нас дошло далеко не всё из того, что он говорил, к тому же последователи Иисуса, а потом, первые иерархи церкви по-своему решили, что нам нужно знать о нём, а что нет. Появился канон и понятие о ереси. И многое осталось за рамками. По моему глубокому убеждению, в апокрифических текстах, можно отыскать изречения Христа, вырезанные цензорами, только при анализе текстов надо убирать всевозможные интерпретации людей, и рассматривать только цитаты. Глядишь, найдём зерно истины.
Вот, собственно и всё.


Я уже писала в Вам в другой теме :) так уж получается, что ответы будут созвучны.

Доверять апокрифам в такой мере я бы поостереглась. Дело в том, что многие из них составлены были для того, чтобы найти компромисс между категорическими требованиями Божьими и своевольными установлениями человека или церкви - произошло это примерно в пятом веке. Церковь к тому времени уже не была единой. Апостолов уже не было в живых и начались многочисленные интерпретации их слов. Так, например, апостола Петра чуть не сделали первым Папой Римским - это нужно западной церкви, чтобы утвердить свое главенство над восточной. Или же возьмите евангелие о детстве Иисуса (я писала уже о нем в другой теме), где Иисус проклинает своего учителя и сына одного книжника - это же противоречит самой природе Иисуса. Зерно истины нужно искать непосредственно в самом Писании, не вдаваясь особо в то, что написано в преданиях...В большинстве случаев Библия сама дает ответы на непонятные моменты - есть параллельные места Писания, подтверждающие ту или иную мысль

СообщениеДобавлено: 23 авг 2009, 22:58
Aksaina
Советую почитать Ветхий Завет на древнееврейском или научные переводы на русский язык - тогда многое станет понятно в Новом Завете (Кстати почитайте в оригинале, тогда не будет вопросов об истинности Христа).

Re: Кодексы Наг-Хаммади

СообщениеДобавлено: 11 авг 2012, 12:46
Niktorium
Леонид,
Евангелие от Филиппа является гностическим, оперирующим Плеромами, Логосами и тд.. а от Фомы более смахивает на наши обычные Евангелия.. без особого эзотеризма (по сравнению с Филиппом).. эти Евангелия, судя по всему, относятся и к разным временам и к разным миропониманиям... поэтому трудно говорить о том отраженны ли вообще в Евангелие от Филиппа мысли Христа... скорее там отражено одна из форм понимания учения Христа.
Что касается комментария к Филиппу, то поглядите тут, может чегось и откопаете - http://apokrif.fullweb.ru/

Re: Кодексы Наг-Хаммади

СообщениеДобавлено: 17 ноя 2012, 02:06
Константин Дюкарев
А почему не вспомнить, что не только апокрифы (краткие незаконченные сочинения на сюжеты Евангелий), но и многие другие сочинения содержит Наг-Хамади.

Например:
"Гром. Совершенный Ум" (гимн из библиотеки Наг-Хаммади) - Гностический гимн, связываемый исследователями с Исидой:
" Да не будет не знающего меня нигде и никогда! Берегитесь, не будьте не знающими меня! Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество ее сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск"


Интерсен и Кодекс IX:
Мельхиседек
Мысль Нории
Свидетельство истины

Эти произведения с христианством то же как-то связаны или нет?

Могу привести и аналогичные призведения, почитавшиеся в гностицизме, мало напоминающие христианство, а скорее эллинскую философию, различные гностические тенденции сект в иудаизме, магию цифр.

Выборочно их укажу из различных Кодексов Наг-Хаммади:
Кодекс II:
Ипостась Архонтов

Кодекс VI:
Понятие нашей великой силы
Трактат Платона Государство
Рассуждения о восьмёрке и девятке

Кодекс VII:
Парафраз Сима
Второй трактат великого Сифа
Поучения Силуана
Три стелы Сифа

Кодекс XII
Изречения Секста



Кроме того, существует отдельно от Наг-Хамади такое произведение, как"Герметическая молитва" (окультистские заклинания, напоминающие спиритизм, в которых одновременно содержатся основные базовые воззрениями гностицизма об Араксасе, магии цифр и многом другом);
см. http://kenoma.chat.ru/gnost/magia.htm