Страница 1 из 3

Терпимость в православии

СообщениеДобавлено: 13 авг 2005, 23:50
Филэллин
Читая "Состояние Российской империи и Великого княжества Московии" Жака Маржерета, наткнулся на следующее:

"Никто из иноверцев не может входить в их (русских) церкви."

Действительно ли было так? Если да, то до какого времени такое правило сохранялось? Я-то слышал подобные истории применительно к мусульманским мечатям, и, вроде, ситуация с мечетями в теме "Ислам" уже разбиралась...

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 00:56
Exactor
По-моему терпимость - это не может ли кто-то куда-то заходить, а то, как относятся священнослужители и рядовые верующие к представителям иных конфессий.

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 01:26
Филэллин
Ну а я, как видите, считаю недопуск иноверцев в то или иное место проявлением нетерпимости.

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 13:04
Жанна
Филэллин писал(а):Ну а я, как видите, считаю недопуск иноверцев в то или иное место проявлением нетерпимости.


Не думаю, что было так нетерпимо. Вот здесь http://liber.rsuh.ru/Conf/OldRussia/Hcernecov.htm весьма интересный доклад. Пару цитат из него приведу:

На саккосе, одеяние священнослужителей высокого ранга во время богослужения.) митрополита Петра, первосвященника всея Руси, сшитом из восточной ткани, читаются арабские религиозные надписи
........
малый саккос митрополита Фотия имеет кайму, шитую картушами с арабскими надписями «Аллах акбар»


Так что если уж на одежде священников читались "Аллах Акбар"... тем более что и сам Фотий(1410-1431) плохо говорил по русски и ничего, был в первосвященниках и даже стал законодателем церковной моды (саккос он привез из Византии)

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 13:25
Филэллин
Не думаю, что было так нетерпимо.


А чего думать-не думать, я привёл свидетельство человека, жившего в России и написавшего о ней книгу.

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 13:32
Жанна
Филэллин писал(а):
Не думаю, что было так нетерпимо.


А чего думать-не думать, я привёл свидетельство человека, жившего в России и написавшего о ней книгу.


Фотий тоже жил на Руси и был православным священником.

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 13:39
Atius_Kul
Жанна, да дело не в том, что называть терпимостью, а что нет. Филэллин просто спросил, было ли то, о чем говорил иностранец, или не было. Я вот, например, не знаю, но узнать интересно.

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 16:18
Жанна
Atius_Kul писал(а):Жанна, да дело не в том, что называть терпимостью, а что нет. Филэллин просто спросил, было ли то, о чем говорил иностранец, или не было. Я вот, например, не знаю, но узнать интересно.


Свидетелем того, было то или нет, я, конечно, не имела возможности быть :) Многие факты "терпимости" предоставлены в работе Чернецова и Беляева, которую я дала выше линком.

Исходя из того, цитата: "Никто из иноверцев не может входить в их (русских) церкви." представляется несколько сомнительной.
Если уж священники высшего ранга не гнушались носить одежду, в которой ведут службу в церкви, с надписями славящими аллаха. Или у Вас другое мнение?

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 17:44
Янус
**

Аллах Акбар

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 18:19
Паашаа
Полагаю, что про смысл надписи на одеянии уважаемые средневековые священнослужители не догадывались. Просто, дорогая и красивая тряпка с каким-то узором (ведь такие надписи -- сложный узор из букв), почему бы в ней не посвященнодействовать?

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 19:35
Филэллин
Фотий тоже жил на Руси и был православным священником.


Поюсню: эпизод с Фотием (если он вообще был) не имеет никакого отношения к допусканию или недопусканию иноверцев в русские православные церкви.

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 20:19
Lusor
Никто из иноверцев не может входить в их (русских) церкви."


Вполне обычная культовая практика, характерная для всех религиозных сообществ до определенного времени. Например, можно ли упрекать в "нетерпимости" афинян, не допускавших непосвященных к Элевинским мистериям? Или американских пуритан, законодательно запрещавших католицизм в своих штатах? Обвинять в нетерпимости религиозные сообщества можно только начиная с восемнадцатого - девятнадцатого столетий.

Другое дело - насильственные обращения. Если и определять умеренность религиозного климата в обществе, то скорее по этой характеристике. И еще - по отношению к альтернативным традициям внутри религиозного сообщества.

СообщениеДобавлено: 14 авг 2005, 23:09
Филэллин
А не знаете, когда такая практика в русских церквях была отменена? В том же 18 веке или 19 такого уже не было?

СообщениеДобавлено: 17 авг 2005, 14:17
Филэллин
Время написания "Состояния Российской империи..." - правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.)

...он (Борис Годунов) выдал за среднего брата (дома Шуйских), по имени Дмитрий, сестру своей жены; не разрешив жениться старшему, князю Василию Ивановичу Шуйскому, ныне правящему в Московии...

СообщениеДобавлено: 18 авг 2005, 09:40
Svin
... тема называется ТЕРПИМОСТЬ, а обсуждается НЕтерпимость...мне до настоящего момента не понятно по какой причине женьщины должны входить в храм с покрытой головой... ходят мимо моего дома много таких, так их и различаю.... это, ведь, тоже НЕтерпимость....