Добавлено: 14 мар 2008, 13:49
http://www.phil.uni-sb.de/projekte/impr ... 40203.html
Фолкер Попп
Изображения из эпохи раннего ислама - 1
Головная реликвия Иоанна Крестителя на омаядских монет из Дамаска
Зимой 1976 в Майерском музее в Иерусалиме прошла выставка под названием "Исламские монеты", демонстрировались примеры исламских монет от самого начала до 19 столетия. Уже самый первый пример монеты исламской чеканки, относимый к "правоверным халифам", поражает, так как на ней нет ничего, что согласуется с нашими представлениями об исламе.
Эпоха "правоверных" халифов 632-61 года, в этот период тридцати лет исламской общиной руководили четыре халифа, которые решали разные задачи. Зять пророка, первый халиф, Абу Бакр, большой организатор, сохранил духовное и светское наследство, второй, Умар, действуещее лицо в расширении империи, третий, Утман(Осман), собиратель и хранитель коранской традиции, четвертый, Али, представитель требования, что семья пророка имеет право на управление общиной.
В веках более поздных период первых четырех халифов известен как "Золотое Время" ислама, во время которого правили правоверность, страх перед богом и незагрязненная исламская этика.
Nr.1 каталога выставки показывает на передней стороне фигуру правителя. В правой руке у него копье. Слева от правителя видна пальмовая ветка. Под ней, на земле, в пыли лежит византийский глобус с крестом. Левая рука правителя лежит на крышке корзины, в которой находится отрубленная голова. Над карзиной изображение птицы, слева повернутой к правителю.
В каталоге монета описана в глава "Правоверные Xалифы": „Obv: imperial figure standing, facing, in his left hand severed human head; above, a bird.“ (Передняя сторона: "Стоящяя фигура правителя, в левой руке ортубленная голова; выше птица"). Место изготовления не названо, только указывается, что унциальская буква М на не изображенной задней стороне является значением стоимости: 40 нуммиа или один фалс.
На первый взгляд, если смотреть глазами традиционалиста, это чеканка в честь победы исламского войска над христианскими противниками. На голове правителя "куфия", можно легко увидить два кольца из ткани, которые поддерживают "куфию". В правой руке правитель держит копье, в пыли на земле лежит глобус с крестом. В карзине лежит покрытая кровью голова проигравшего полководца, готовая к посылке в Мекку или Медину. Над трофеем сторожит любимй сокол араба. Все элементы этого толкования подходят к традиционному изложению исламского завоевания Сирии и Палестины. Успешная армия исламских арабов согласно традиции завоевала в 635 году Дамаск.
Прагматическое толкование изображенного находится в описании монеты такого же типа, датированная 650 годом и отчеканенная в Дамаске. Штамп передней стороны идентичен монете из Иерусалима. В каталоге торговца монет Франка Штернберга из Цюриха к аукциону 17 и 18 ноября 1983 находится следуещее описание: "AE Fals, struck at Damascus, after A.D. 650. Standing Emperor with bird and in-cense-burner. Cf. Auction Sternberg 1978, 1011 und 1012. Cf. Berman, p.17,1 (the vessel or in-cense-burner described there as severed human head )" ("АЕ Фалс, сделано в Дамаске, после 650. Стоящий правитель с птицей и курильницей для ладана. Смотри также аукцион Штернберга 1978, 1011 und 1012. Смотри также Берман, с. 17,1 [где курильница описывается как отрубленная голова]").
Более мирная интерпретация изображения на монете! Здесь араб не исламский воин, но купец. Является ли причиной этого различные genius loci Иерусалима и Цюриха или есть вещественные аргументы для разных интерпретаций?
Конечно, приятнее исходить из цивильного швейцарского решения. Если же взглянуть на обратную сторону монеты No. 1181 из аукциона Штернберга, над обозначением стоимости 40 Нуммиа, унциальным М, обнаруживается крест. Не швейцарский крест, но византинский крест, он находится на всех "Folles"-чеканках (отсюда арабский Фалс) над стоимостью М. Под ней, там где на византинских монетах указано место изготовления (обычно аббревиатура, как CON для Констанинополя или NIKKO для Никополиса), видны три буквы, если не быть излишне щепетильным, можно толковать их как варваризированное написание DAM (Дамаск).
Если проверить указание на арабскую торговлю ладаном при помощи книги Патриции Крон „Meccan Trade and the Rise of Islam“, находятся лишь указания о упаде этой торговли с появлением христианства. Xотя с 5 и 6 века ладан становится частью христианской культуры, его потребление никогда не достигнет размеров дней Бела, когда Плиний оценял его общую стоимость тысячами талантов.
Взгляд в классические труды византинской нумизматики говорит, что не было никакой императорско-византинской монетной мастерской в Дамаске. Следуя указанию монаха Теофана, в 622 году император Ираклий провел имперскую реформу, Сирия и Палестина в ней не учавствовали. Из этого следует, что в течение консолидации византинской империи под Ираклием была выявлена неспособность к реформам в районе южнее Антиохии. Тот, кто имел в Дамаске реальную власть, чеканил монеты в самостоятельно изготовленной мастерской.
Следуя традиционному описанию раннего ислама в энциклопедии ислама, статья "Dimashk" (Дамаск), после завоевания христиане остались влиятельны при дворе. Изменения в начале не были заметны, так как количество мусульман было невелико.
В начале количество мусульман было действительно невелико, но они компенсировали свое меньшинство необыкновенными способностями в управлении администрацией, ведь они же жили в Золотую Эпоху ислама. Так они должны были заметить, что их христианские мастера делают монеты с христианскими символами. Здесь нельзя аргументировать незнанием пришельцев из пустыни, арабские правители чеканили свои монеты со времен королевы Сабы, хотя часто это была дополнительная чеканка готовых афинских монет или монет Александа Македонского. Когда дело касалось денег, не было "Jahiliyya" (Время незнания, конструкция фикции, которая разрешает описывать ислам как религию Откровения без предыстории). Если пророк и не мог писать, считать он мог в любом случае, иначе бы он не стал купцом.
Два следующих экземпляра этих монет опубликовала Рахель Милштейн в Numismatic Journal 10/ 1988-89 как Nos.132 und 133, с описанием находки. Она указывает на 500 монет из той же находки, они находятся в Париже в Cabinet des Medailles в национальной библиотеке. Там возможно монеты того же типа. Относительно изображенной на монете птицы Милштейн пишет:"The bird, appearing on so many coins, is thought to have been derived from the Byzantine eagle, but a wonderful depiction of a bird on one of the coins of group A in Paris), shows a clear affinity to the Iranian fabulous bird – simurgh - such as was portrayed on an Arab-Sasanian copper coin." ("Часто встречаемая на многих монета птица, как полагают поисходит от византинского орла, но прекрасное изображение птицы на монете группы А в Париже показывает ясную близость к иранской сказочной птице - симургу - как она находится на арабо-сасанидской медной монете"). Рахель Милштейн не описывает крест на обратной стороне монеты No.132 из ее находки, под стоимостью М.
Из описания четырех монет одного типа можно выделить четыре элемента:
описанных:
1. птица - орел - симург
2. отрубленная голова - ладанная курильница; и т
неописанных:
3. копье правителя
4. знак креста на обратной стороне, над стоимостью М
К 1. Рассматривая множество изоббражений птиц на дамасксих монетах, уже из положения тела можно определить, является ли птица хищником. На монете Но. 3 выставки в майерском музее или на No. 82 находки в Дамаске птица смотрит острым клювом вверх, это изображение голубя.
К 2. На вопрос, ладанная курильница или отрубленная голова, можно ответить однозначно. На всех четырех упоминаемых экземплярах можно четко увидеть стоящую голову; пара глаз и нос видны. В упомянутой энциклопедии ислама в статье "Dimishk" следуещее указание: "In 86/705, al-Walid had everything within the peribolus of the ancient tem-ple demolished (al-Farazdak, Diwan, 107-109), both the Church of St. John the Baptist and the little chapel which stood over the three cubits square cript, in which there was a casket contain-ing the head of St. John the Baptist (Yahya b. Zakariyya)" (В 86/705 году ал-Валид приказал все разрушить, что находилось на площади античного храма; и церковь святого Иоанна Крестителя и маленькая капелла ... где находилась корзина с головой святого Иоанна Крестителя").
К 3. Копье в правой руке правителя представляет по поздной интерпретации
"‘anaza", формальный символ авторитета пророка или халифов. Энциклопедия ислама в статье "‘anaza" приводит к этому копью или трости следуещее: ".. In the Muslim ritual the ‘anaza first appears in the year 2/624 ... during the service this spear was planted in the ground and served as sutra and kibla. This custom of carrying a spear or staff on ceremonial occasions was observed and expanded by the early caliphs" ("В мусульманском ритуале "аназа" в первый раз появляется в 2/624 году ... во время богослужения копье втыкалось в землю и служила "сутрой" или "киблой". Обычай, носить копье или трость на церемониях, сохранялся и распространялся первыми халифами").
К 4. Относительно креста на обратной стороне монеты No. 132 из находки дамасксих монет надо молчать, как иначе обьяснить, что на лицевой стороне той-же самой монеты находится символ арабского пророка - "аназа"? Как это сопоставить, должны решить более умные головы.
То, что изображение голубя и голова Крестителя указывает на крещение Иисуса в Иордане и появление святого духа в образе голубя, это ясно.
До сих пор наука толкует эти монеты как исламские монеты, потому что само собой разумеется, что описымаевая экспансия ислама в этом районе была рано закончена.
Представленные здесь монеты на обратной стороне имеют крест; следовательно их надо понимать как христианскую чеканку. В это направление надо интерпретировать и голову (Крестителя), которая до сих пор хранится в Дамаске, и голубя; они указывают на евангелические рассказы о крещении Иисуса Крестителем.
Тогда копье не знак авторитета пророка Мохаммеда, но просто знак власти изображенного мужчины. Предположительно эта иконографическая традиция была обьявлена исламской в поздние времена.
Монеты доказываеют. что в сиро-арамейском районе, который после 622 года не был больше византинской провинцией, региональная власть была в руках христианских арабов. Это определенно точно для Дамаска еще в 650 году, хотя он должен был быть завоеван мусульманами уже в 635 году. Ранняя история ислама должна быть переписана из-за найденных монет.
Литература:
Ariel Berman, Islamic Coins, Exhibition Winter 1976,
L.A. Mayer Memorial Institute for Islamic Art. Jerusalem 1976;
Auktionskatalog Frank Sternberg, Auktion XIII am 17. und 18. November 1983 in Zürich;
The Encyclopaedia of Islam, New Edition, Leiden , 1979 – (Artikel: „Di-mashk“,“ ‘anaza“);
Rachel Milstein ,A Hoard of Early Arab Figurative Coins / Hoard of Umayyad Damascus Coins. Israel Numismatic Journal 10, Jerusalem 1988-89, pp.3-27
Продолжение следует!
Фолкер Попп ориенталист (исламистика и тюркология) и знаток персидского языка. Он долго жил на Ближнем Востоке (Анатолия, Тегеран, Бейрут) и работал в торговле исламских монет. Работа с этими монетами дала ему поразительные нумизматические знания.
© imprimatur Mai 2004
Фолкер Попп
Изображения из эпохи раннего ислама - 1
Головная реликвия Иоанна Крестителя на омаядских монет из Дамаска
Зимой 1976 в Майерском музее в Иерусалиме прошла выставка под названием "Исламские монеты", демонстрировались примеры исламских монет от самого начала до 19 столетия. Уже самый первый пример монеты исламской чеканки, относимый к "правоверным халифам", поражает, так как на ней нет ничего, что согласуется с нашими представлениями об исламе.
Эпоха "правоверных" халифов 632-61 года, в этот период тридцати лет исламской общиной руководили четыре халифа, которые решали разные задачи. Зять пророка, первый халиф, Абу Бакр, большой организатор, сохранил духовное и светское наследство, второй, Умар, действуещее лицо в расширении империи, третий, Утман(Осман), собиратель и хранитель коранской традиции, четвертый, Али, представитель требования, что семья пророка имеет право на управление общиной.
В веках более поздных период первых четырех халифов известен как "Золотое Время" ислама, во время которого правили правоверность, страх перед богом и незагрязненная исламская этика.
Nr.1 каталога выставки показывает на передней стороне фигуру правителя. В правой руке у него копье. Слева от правителя видна пальмовая ветка. Под ней, на земле, в пыли лежит византийский глобус с крестом. Левая рука правителя лежит на крышке корзины, в которой находится отрубленная голова. Над карзиной изображение птицы, слева повернутой к правителю.
В каталоге монета описана в глава "Правоверные Xалифы": „Obv: imperial figure standing, facing, in his left hand severed human head; above, a bird.“ (Передняя сторона: "Стоящяя фигура правителя, в левой руке ортубленная голова; выше птица"). Место изготовления не названо, только указывается, что унциальская буква М на не изображенной задней стороне является значением стоимости: 40 нуммиа или один фалс.
На первый взгляд, если смотреть глазами традиционалиста, это чеканка в честь победы исламского войска над христианскими противниками. На голове правителя "куфия", можно легко увидить два кольца из ткани, которые поддерживают "куфию". В правой руке правитель держит копье, в пыли на земле лежит глобус с крестом. В карзине лежит покрытая кровью голова проигравшего полководца, готовая к посылке в Мекку или Медину. Над трофеем сторожит любимй сокол араба. Все элементы этого толкования подходят к традиционному изложению исламского завоевания Сирии и Палестины. Успешная армия исламских арабов согласно традиции завоевала в 635 году Дамаск.
Прагматическое толкование изображенного находится в описании монеты такого же типа, датированная 650 годом и отчеканенная в Дамаске. Штамп передней стороны идентичен монете из Иерусалима. В каталоге торговца монет Франка Штернберга из Цюриха к аукциону 17 и 18 ноября 1983 находится следуещее описание: "AE Fals, struck at Damascus, after A.D. 650. Standing Emperor with bird and in-cense-burner. Cf. Auction Sternberg 1978, 1011 und 1012. Cf. Berman, p.17,1 (the vessel or in-cense-burner described there as severed human head )" ("АЕ Фалс, сделано в Дамаске, после 650. Стоящий правитель с птицей и курильницей для ладана. Смотри также аукцион Штернберга 1978, 1011 und 1012. Смотри также Берман, с. 17,1 [где курильница описывается как отрубленная голова]").
Более мирная интерпретация изображения на монете! Здесь араб не исламский воин, но купец. Является ли причиной этого различные genius loci Иерусалима и Цюриха или есть вещественные аргументы для разных интерпретаций?
Конечно, приятнее исходить из цивильного швейцарского решения. Если же взглянуть на обратную сторону монеты No. 1181 из аукциона Штернберга, над обозначением стоимости 40 Нуммиа, унциальным М, обнаруживается крест. Не швейцарский крест, но византинский крест, он находится на всех "Folles"-чеканках (отсюда арабский Фалс) над стоимостью М. Под ней, там где на византинских монетах указано место изготовления (обычно аббревиатура, как CON для Констанинополя или NIKKO для Никополиса), видны три буквы, если не быть излишне щепетильным, можно толковать их как варваризированное написание DAM (Дамаск).
Если проверить указание на арабскую торговлю ладаном при помощи книги Патриции Крон „Meccan Trade and the Rise of Islam“, находятся лишь указания о упаде этой торговли с появлением христианства. Xотя с 5 и 6 века ладан становится частью христианской культуры, его потребление никогда не достигнет размеров дней Бела, когда Плиний оценял его общую стоимость тысячами талантов.
Взгляд в классические труды византинской нумизматики говорит, что не было никакой императорско-византинской монетной мастерской в Дамаске. Следуя указанию монаха Теофана, в 622 году император Ираклий провел имперскую реформу, Сирия и Палестина в ней не учавствовали. Из этого следует, что в течение консолидации византинской империи под Ираклием была выявлена неспособность к реформам в районе южнее Антиохии. Тот, кто имел в Дамаске реальную власть, чеканил монеты в самостоятельно изготовленной мастерской.
Следуя традиционному описанию раннего ислама в энциклопедии ислама, статья "Dimashk" (Дамаск), после завоевания христиане остались влиятельны при дворе. Изменения в начале не были заметны, так как количество мусульман было невелико.
В начале количество мусульман было действительно невелико, но они компенсировали свое меньшинство необыкновенными способностями в управлении администрацией, ведь они же жили в Золотую Эпоху ислама. Так они должны были заметить, что их христианские мастера делают монеты с христианскими символами. Здесь нельзя аргументировать незнанием пришельцев из пустыни, арабские правители чеканили свои монеты со времен королевы Сабы, хотя часто это была дополнительная чеканка готовых афинских монет или монет Александа Македонского. Когда дело касалось денег, не было "Jahiliyya" (Время незнания, конструкция фикции, которая разрешает описывать ислам как религию Откровения без предыстории). Если пророк и не мог писать, считать он мог в любом случае, иначе бы он не стал купцом.
Два следующих экземпляра этих монет опубликовала Рахель Милштейн в Numismatic Journal 10/ 1988-89 как Nos.132 und 133, с описанием находки. Она указывает на 500 монет из той же находки, они находятся в Париже в Cabinet des Medailles в национальной библиотеке. Там возможно монеты того же типа. Относительно изображенной на монете птицы Милштейн пишет:"The bird, appearing on so many coins, is thought to have been derived from the Byzantine eagle, but a wonderful depiction of a bird on one of the coins of group A in Paris), shows a clear affinity to the Iranian fabulous bird – simurgh - such as was portrayed on an Arab-Sasanian copper coin." ("Часто встречаемая на многих монета птица, как полагают поисходит от византинского орла, но прекрасное изображение птицы на монете группы А в Париже показывает ясную близость к иранской сказочной птице - симургу - как она находится на арабо-сасанидской медной монете"). Рахель Милштейн не описывает крест на обратной стороне монеты No.132 из ее находки, под стоимостью М.
Из описания четырех монет одного типа можно выделить четыре элемента:
описанных:
1. птица - орел - симург
2. отрубленная голова - ладанная курильница; и т
неописанных:
3. копье правителя
4. знак креста на обратной стороне, над стоимостью М
К 1. Рассматривая множество изоббражений птиц на дамасксих монетах, уже из положения тела можно определить, является ли птица хищником. На монете Но. 3 выставки в майерском музее или на No. 82 находки в Дамаске птица смотрит острым клювом вверх, это изображение голубя.
К 2. На вопрос, ладанная курильница или отрубленная голова, можно ответить однозначно. На всех четырех упоминаемых экземплярах можно четко увидеть стоящую голову; пара глаз и нос видны. В упомянутой энциклопедии ислама в статье "Dimishk" следуещее указание: "In 86/705, al-Walid had everything within the peribolus of the ancient tem-ple demolished (al-Farazdak, Diwan, 107-109), both the Church of St. John the Baptist and the little chapel which stood over the three cubits square cript, in which there was a casket contain-ing the head of St. John the Baptist (Yahya b. Zakariyya)" (В 86/705 году ал-Валид приказал все разрушить, что находилось на площади античного храма; и церковь святого Иоанна Крестителя и маленькая капелла ... где находилась корзина с головой святого Иоанна Крестителя").
К 3. Копье в правой руке правителя представляет по поздной интерпретации
"‘anaza", формальный символ авторитета пророка или халифов. Энциклопедия ислама в статье "‘anaza" приводит к этому копью или трости следуещее: ".. In the Muslim ritual the ‘anaza first appears in the year 2/624 ... during the service this spear was planted in the ground and served as sutra and kibla. This custom of carrying a spear or staff on ceremonial occasions was observed and expanded by the early caliphs" ("В мусульманском ритуале "аназа" в первый раз появляется в 2/624 году ... во время богослужения копье втыкалось в землю и служила "сутрой" или "киблой". Обычай, носить копье или трость на церемониях, сохранялся и распространялся первыми халифами").
К 4. Относительно креста на обратной стороне монеты No. 132 из находки дамасксих монет надо молчать, как иначе обьяснить, что на лицевой стороне той-же самой монеты находится символ арабского пророка - "аназа"? Как это сопоставить, должны решить более умные головы.
То, что изображение голубя и голова Крестителя указывает на крещение Иисуса в Иордане и появление святого духа в образе голубя, это ясно.
До сих пор наука толкует эти монеты как исламские монеты, потому что само собой разумеется, что описымаевая экспансия ислама в этом районе была рано закончена.
Представленные здесь монеты на обратной стороне имеют крест; следовательно их надо понимать как христианскую чеканку. В это направление надо интерпретировать и голову (Крестителя), которая до сих пор хранится в Дамаске, и голубя; они указывают на евангелические рассказы о крещении Иисуса Крестителем.
Тогда копье не знак авторитета пророка Мохаммеда, но просто знак власти изображенного мужчины. Предположительно эта иконографическая традиция была обьявлена исламской в поздние времена.
Монеты доказываеют. что в сиро-арамейском районе, который после 622 года не был больше византинской провинцией, региональная власть была в руках христианских арабов. Это определенно точно для Дамаска еще в 650 году, хотя он должен был быть завоеван мусульманами уже в 635 году. Ранняя история ислама должна быть переписана из-за найденных монет.
Литература:
Ariel Berman, Islamic Coins, Exhibition Winter 1976,
L.A. Mayer Memorial Institute for Islamic Art. Jerusalem 1976;
Auktionskatalog Frank Sternberg, Auktion XIII am 17. und 18. November 1983 in Zürich;
The Encyclopaedia of Islam, New Edition, Leiden , 1979 – (Artikel: „Di-mashk“,“ ‘anaza“);
Rachel Milstein ,A Hoard of Early Arab Figurative Coins / Hoard of Umayyad Damascus Coins. Israel Numismatic Journal 10, Jerusalem 1988-89, pp.3-27
Продолжение следует!
Фолкер Попп ориенталист (исламистика и тюркология) и знаток персидского языка. Он долго жил на Ближнем Востоке (Анатолия, Тегеран, Бейрут) и работал в торговле исламских монет. Работа с этими монетами дала ему поразительные нумизматические знания.
© imprimatur Mai 2004