Азнаури

Модератор: Tibaren

Сообщение tmt » 03 июн 2008, 20:02

Гиоргии Саакадзе бежал из Грузии в Иран и некоторое время служил Шах -Абасу,
Тот приказал ему идти войском на Грузию и в качестве заложника оставил его сына - Паата.
Саакадзе оказался перед трудным выбором -
или он должен был убивать картвелов или же шах убил бы его сына.
Он выбрал второе.

Георгий Саакадзе происходил из семьи азнаура. Несмотря на это, его отец и дядя занимали при картлийском_ царском дворе высокие государственные посты. Сам Георгий Саакадзе уже в 1608 г. стал тбилисским моуравом. За выдающийся полководческий талант и дальновидный государственный ум его называли «великим моуравом» («диди моурави»).

В 1609 грузинское войско во главе с Георгием Саакадзе в битве у с. Квишхети нанесло жестокое поражение войску султана, состоявшему из крымских татар, которое спешило захватить и разграбить Картли. После этой победы влияние «великого моурава» в стране еще более возросло.

Георгий Саакадзе был выдающимся государственным деятелем своего времени. По его мнению, для восстановления могущества Грузии необходимо было уничтожить феодальную разрозненность страны и объединить ее под властью одного сильного государя. Однако эти планы «великого моурава», в основе которых лежали и сословные интересы азнауров, полностью противоречили стремлениям родовитых тавадов.

Противники Саакадзе обладали значительной силой и влиянием в государстве; они стремились настроить царя Картли против моурава, обвиняя моурава в измене. Луарсаб II решил убить Саакадзе, но последний разгадал намерения царя и в 1612 г. бежал из Грузии в Иран.

Георгий Саакадзе надеялся использовать вооруженные силы Ирана для разгрома своих политических противников. С этой целью он сопровождал шаха во время походов против Картли и Кахети. Уже тогда Саакадзе воочию убедился в том, что шах вторгался в Грузию не для расправы с царем и непокорными тавадами, а для того, чтобы окончательно покорить страну и превратить ее в кызылбашские ханства. Планы Аббаса I и Саакадзе оказались несовместимыми.

Восстание в Картли во главе с Георгием Саакадзе
К тому времени, когда в Картли прибыли Георгий Саакадзе и Карчиха-хан в стране назревало всеобщее восстание против Ирана. «Великий моурав» узнал об этом и решил взять в свои руки руководство восстанием. Тем временем стали ясны и коварные планы шаха Аббаса: Карчиха-хан, по его приказанию, решил истребить кахетинских тавадов и азнауров, заманив их в свой лагерь, под видом сборов для совместного похода на Имерети. Это произошло у Мухрани, на Агаянском поле. Кызылбашам не удалось выполнить свой замысел. Кахети снова была охвачена огнем восстания.

Шах Аббас прислал Карчиха-хану тайное письмо: он вторично приказывал перебить кахетинцев, разорить Картли и убить самого Георгия Саакадзе. Это письмо попало в руки «великого моурава». Медлить было нельзя.

25 марта 1625 г. восставшие грузины во главе с Георгием Саакадзе полностью истребили войско кызылбашей, расположившееся лагерем в Марткопской долине. Не дав врагу опомниться, они заняли Тбилиси. После этого «великий моурав» разбил кызылбашей в Гандже и Карабахе. В Кахети грузины нападали на поселившихся там тюрок и истребили их. Саакадзе послал войско и в Самцхе, с тем, чтобы овладеть Ахалцихе. После победы над кызылбашами грузины провозгласили Теймураза I царем Картли-Кахети

Весть о восстании грузин и об истреблении кызылбашей застала шаха Аббаса в Мазандеране. Шах принял срочные меры и направил в Грузию отборные войска под начальством Иса-хана—корчибаши (начальника телохранителей).

В начале июля 1625 г. у села Марабда произошла кровопролитная битва между грузинами и кызылбашами.

Победа в Марабдинской битве дорого обошлась шаху Аббасу: здесь полегло четырнадцать тысяч кызылбашей. Грузины потеряли девять тысяч человек. На следующий день битва продолжалась в окрестностях Коджори. Обескровленный враг не смог задушить восстание. Грузины во главе с Саакадзе продолжали партизанскую войну. После Марабдинской битвы кызылбаши вторглись во Внутреннюю Картли, население которой успело укрыться в горах. Теймураз ушел в Имерети, а Саакадзе — в Самцхе. Но вскоре они вернулись и снова возглавили непримиримую борьбу грузин против иранских захватчиков.

Мстительный шах выместил свой гнев на невинных заложниках: после мучительных пыток он умертвил мать Теймураза Кетевану, а младшему сыну Саакадзе — Паата, находившемуся у шаха в качестве заложника, отрубил голову.


Отрубленную голову ин прислал Саакадзе,
похоронили останки в Эртацминда.
Изображение




Изображение

http://theme.orthodoxy.ru/saints/evstafiy_plakida.html
Однажды Плакида, по обыкновению своему, выехал с воинами и слугами на охоту. Встретив стадо оленей, он расставил всадников и начал погоню за оленями. Вскоре он заметил, что один, самый большой из них, отделился от стада. Оставив своих воинов, Плакида с небольшою дружиной погнался за оленем в пустыню. Спутники Плакиды скоро выбились из сил и остались далеко позади его. Плакида же, имея более сильного и быстрого коня, один продолжал погоню до тех пор, пока олень не взбежал на высокую скалу. Плакида остановился у подножия скалы, и, смотря на оленя, стал размышлять о том, как бы изловить его. В сие время Всеблагой Бог, многообразными средствами приводящий людей ко спасению и Ему одному известными судьбами наставляющий их на путь истины, уловил самого ловца, явившись Плакиде, как некогда Апостолу Павлу (Деян.9:3-6). Продолжая смотреть на оленя, Плакида увидел между его рогами сияющий крест, и на кресте подобие плоти распятого за нас Господа Иисуса Христа. Изумленный сим чудным видением, воевода вдруг услышал голос, глаголющий:
– Зачем ты гонишь Меня, Плакида?
И вместе с сим Божественным гласом, мгновенно напал на Плакиду страх: упав с коня, Плакида лежал на земле как мертвый. Едва опомнившись от страха, он вопросил:
– Кто Ты, Господи, говорящий со мною?
И сказал ему Господь:
– Я – Иисус Христос, – Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть, Коего ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня, и Я возжелал спасти тебя. И вот Я явился здесь, чтобы уловить тебя в познание Меня и присоединить к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих.
Поднявшись с земли и уже не видя никого пред собою, Плакида сказал:
– Теперь верую я, Господи, что Ты – Бог неба и земли, Творец всех тварей. Отныне я поклоняюсь Единому Тебе, и иного, кроме Тебя, Бога не знаю. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать?
И снова услышал он голос:
– Иди к священнику христианскому, приими от него крещение, и он наставит тебя ко спасению.
Исполненный радости и умиления, Плакида в слезах пал на землю и поклонился Господу, удостоившему его Своего явления. Он сокрушался о том, что доселе не знал правды и не ведал Бога истинного, и в то же время радовался духом тому, что сподобился такой благодати, открывшей ему познание истины и наставившей на правый путь
Последний раз редактировалось tmt 03 июн 2008, 20:15, всего редактировалось 1 раз.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Nart » 03 июн 2008, 20:07

tmt писал(а):Георгий Саакадзе происходил из семьи азнаура.
Кто такой этот Азнаур? И какова этимология этого слова?
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение tmt » 03 июн 2008, 20:14

Nart писал(а):
tmt писал(а):Георгий Саакадзе происходил из семьи азнаура.
Кто такой этот Азнаур? И какова этимология этого слова?

Азнаури -
это значит дворянин.
Тавади (князь) - это дворяне более высокого ранга
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Nart » 03 июн 2008, 20:24

Тамта, очень этимология интересует. Можете дать?
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение tmt » 03 июн 2008, 20:37

Nart писал(а):Тамта, очень этимология интересует. Можете дать?

пока не могу -
я не лингвист.
:roll:
Может узнаю...
Последний раз редактировалось tmt 03 июн 2008, 21:54, всего редактировалось 1 раз.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Nart » 03 июн 2008, 20:46

tmt писал(а):Может узнаю...
Буду очень признателен.
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение Tibaren » 07 июн 2008, 23:35

Nart писал(а):Тамта, очень этимология интересует. Можете дать?


http://aors.narod.ru/Texty/Famil/Imena.htm
По В.А. Абаеву, может быть из иранского азна - "родовитый" от зана - "род".

Такой же этимологии придерживается Г.А.Климов.

По всей видимости, добавлен груз. суффикс -ур-.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2597
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Nart » 04 июл 2008, 13:27

Спасибо большое, Tibaren!
Тамта, обрати внимание, снова иранское слово.
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение Агубе » 05 июл 2008, 09:35

Азнаури - персидское слово по происхождению(у армян тоже - Азнавур). Через грузинское посредство утвердилось в качестве личного имени у южных осетин - Знауыр(Знаур), у северо-кавказских народов - Зауыр/Заур, часто с добавлением -бек: Заурбек. В кабардинской среде трансформировалось также в Анзор/Амзор - из Азнаур. Бывшее родовое селение князей Анзоровых по кабардински называется Анзорей, по осетински - Азнаурта, нынешнее название Старый Урух.
Агубе
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 07 май 2008, 01:27

Сообщение Tibaren » 05 июл 2008, 14:18

Агубе писал(а):Азнаури - персидское слово по происхождению(у армян тоже - Азнавур). Через грузинское посредство утвердилось в качестве личного имени у южных осетин - Знауыр(Знаур), у северо-кавказских народов - Зауыр/Заур, часто с добавлением -бек: Заурбек. В кабардинской среде трансформировалось также в Анзор/Амзор - из Азнаур. Бывшее родовое селение князей Анзоровых по кабардински называется Анзорей, по осетински - Азнаурта, нынешнее название Старый Урух.

Агубе, спасибо за комментарии.
Даже не догадывался о такой этимологии имени Заур.
В армянском, действительно, есть, например, слово азнив "честный".
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2597
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Миронов Сергей Борисович » 08 июл 2008, 20:14

По В.А. Абаеву, может быть из иранского азна - "родовитый" от зана - "род".


вот оно откуда русское: знать (сущ.)
-ть может исчезать и появляться в слове, а зна - основа. переход зна-зан (зана) - легко обьяснимый.

однако, азнаур, азнаури - это мне представляется не одним и тем же, что и личное имя Заур.
Знауыр(Знаур) - это одно, а вот - Зауыр/Заур немного другое всё же..
Дело в том, что основная буква никогда не будет утеряна.
заур - это родственное слово. но не то самое что и знаур.

вот Анзор/Амзор - это реальный переход и тоже легко обьяснимый. но в нём-то основное слово - зор. и не иначе.
Миронов Сергей Борисович
 

Сообщение tmt » 08 июл 2008, 20:20

Nart писал(а):Спасибо большое, Tibaren!
Тамта, обрати внимание, снова иранское слово.

Ну и что?
Ничего страшного
:D
Тамта ведь тоже иранское слово..
В грузинском языке много заимствовании -
это нормально.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Миронов Сергей Борисович » 08 июл 2008, 21:31

Языковое заимствование - нормальное явление.
едиственное, наверное, что с радостью дают "в долг" и не требуют его назад. "Заимствуй ещё - та хоть весь язык - на, бери взаймы!"... :D

Картвельские народы не менее древние, чем предки древних персов. кто у кого мог первоначально позаимствовать и не отдать назад - это ещё вопрос, и - с большим вопросительным знаком... (?)

кстати, а как с "персидского" переводится слово Тамта и что оно означает?- на русском :D
Последний раз редактировалось Миронов Сергей Борисович 08 июл 2008, 21:38, всего редактировалось 1 раз.
Миронов Сергей Борисович
 

Сообщение tmt » 08 июл 2008, 21:38

Тамта произносится как ThamTha -
оказывается это мужское имя и значит сильный большой,
типа великан.
Почему у грузин он стал женским именем не знаю,
в 12 веке упоминается царица Хларти - Тамта.

Если кто знает иранский - может уточнит этимологию.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Миронов Сергей Борисович » 08 июл 2008, 21:51

tmt

Тамта произносится как ThamTha
при произношении, получается, следует сочетание звуков, которые свойственны при написании в .... каком языке? :D
эт, конечно же - случайность, совпадение.. как всегда.

но вот последний слог - Та... он напоминает чем-то русские старинные суффиксы -та, применимые в именах, как например: Васю-та, Ваню-та, Анюта...
А раньше - так без них и жить не могли на Руси. Одного Малюту Скуратова довольно вспомнить, что б понять :lol:
Миронов Сергей Борисович
 

След.

Вернуться в Вопросы языкознания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron