Ivanich писал(а):["Арсений"]
Архитекторы подробно описали куда по реке приходили моноксилы (бусы по славянски) в районе нынешнего Киева.
Современная гидрография Киева отличается от гидрографии тысячелетней давности. Иногда кардинально. Архитекторы карту Днепра за 950 год имеют?
Пытаться этимологизировать слово "Самбатас" из славянских языков это почти то же самое, что аналогично дать объяснение слову "собака" (образовано от мидийского spaca). Хотя, из венгерского языка Сомбатхей этимологизируется.
А зачем его вообще этимологизировать?
Самбатас временное название в киевских местах на период властвования хазар
Самбатас приводит Константин Львович Порфирогенет. Этот чел общался в Царьграде с Ольгой. Он крайне информирован, как никто до и как никто лет 500 после.
В тексте о властвовании хазар в киевских местах ноль.
Причем, жили там не столько иудеи, а жители 10 колен израилевых (разница есть)
До конца 11 века источники молчат об евреях в Киеве. Археология тоже молчит.
Это все Ваши выдумки.
1. Вот описание Киева тех лет, там и рисунок есть. Свой Самбатас был и под Константинополем.
"Под 1078 годом наши летописи упоминают «Городец» на Почайне против Подола (на противоположном берегу реки): «Взяша тело его (князя Изяслава) привезоша и в лодьи, и поставиша против Городцю, изиде противоему весь город Киев» (ПВЛ, под 6586 годом).
Об этом Городце на Почайне не писал до сих пор ни один киевский историк. Городец защищал с внешней стороны крупную двустороннюю Киевскую гавань, — именно в ней собиралось множество лодок и парусников, так как в других местах Днепр их сносил. «Постоиша у мене в Почайне, якоже aз в Суду», — говорила тоже в середине Х века княгиня Ольга византийскому послу (прямой аналог с Константинополем).
К причалам Почаинской бухты, что «против Городцю» шла главная береговая улица Подола, на которую сверху выходили все другие подольские улицы. На поздних планах Киева ХVIII-ХIХ вв. эта Большая Подольская улица показана вдоль всего берега Днепра от Крещатицкой долины до Оболонья: там она поворачивала и как бы «ныряла» в Почайну (выходила к площади и пристаням-причалам). Опираясь на такую планировку Подола, о возможном существовании укреплений за Почайной высказывался раньше И.С. Красовский.
Городец на Почайне и был назван Константином Багрянородным «Самбатосом» очевидно по аналогии с портом «Самбатосом» в Константинополе за бухтой Золотой Рог (за «Судом»)."(
https://culturelandshaft.wordpress.com/ ... %B8%D1%85/ )
2. Этимологизация предполагает выяснение истории слова.
3. Поляне платили хазарам дань, а это есть элемент вассалитета.
4. Нет сомнения, что еврейские кварталы в киевских местах были. Жидовские ворота впоследствии были переименованы в Золотые.
"В Киеве упоминаются Жидовский квартал и Жидовские ворота, там была еврейская община. Известно, например, так называемое «Киевское письмо», написанное евреями Киева[7][8]. Евреи Киева упоминаются и в древнерусских летописях[9][10]." (
https://culturelandshaft.wordpress.com/ ... %B8%D1%85/ )