Если последующая зарубинецкой культура славянская, то почему сама она должна быть латенской? Цепь птолемеевских городов В.С. Янович описал в своей книге.
"Петербургский археолог М.Б. Щукин (и его коллеги-единомышленники: Д.А. Мачинский, К.В. Каспарова и т.д.), по моему мнению, внёс серьёзную путаницу в изучение проблематики славянского этногенеза своими попытками "задвинуть" праславян в балтские культуры лесной зоны Восточной Европы и "отобрать" у них зарубинецкую культуру, приписав её бастарнам.
Сейчас мы прекрасно знаем (да и во времена, когда писал Щукин, это уже было хорошо известно, поэтому чем были вызваны его столь настойчивые попытки "загнать" славян на север сказать сложно), что из зарубинецкой культуры через так называемые позднезарубинецкие памятники выросли, в конечном счете, две культуры: киевская и пртопражская. Славянская принадлежность ни той, ни другой особых сомнений не вызывает. Кроме двух этих славянских культур (охватывающих почти весь бывший зарубинецкий ареал) зарубинецкая культура не породила ничего. И где тут место для бастарнов? Сколько я ни задавал этот вопрос последователям Щукина - ясного ответа на него так и не получил.
Иногда доходит до смешного - читаешь иного археолога и у него зарубинецкая культура - бастарнская, затем он описывает процесс её превращения в киевскую, которая у него уже оказывается славянской. Ясно, что тут какое-то раздвоение и кто-то (славяне или бастарны) здесь явно лишний. И учитывая то, что никаких иных культур, кроме славянских, из зарубинецкой не выросло, "лишний" этот - именно бастарны. Для них в рамках зарубинецкой культуры просто нет места." (
http://rossica-antiqua.livejournal.com/214716.html )
"Древние не располагали средствами точного измерения абсолютного времени и потому не могли точно определять долготу. Они делали это косвенно, по измерению расстояния. Но широту они умели измерять с высокой точностью (до нескольких угловых минут) как прямым способом с помощью астролябии (по углу, под которым видна, например, Полярная звезда), так и косвенно по соотношению длин тени гномона или длительностей дней и ночей во время летнего и зимнего солнцестояний.
Одним из подтверждений сведений Птолемея о местоположении четырех северных городов является то, что в
указанных им местах действительно находились значительные поселения соответствующего времени. И то, что их расположение в точности повторяет траекторию русла Днепра, характерную исключительно для данного участка.
На месте Азагария (район Старых Петривцев, Лютежа) узким выступом оканчивается Приднепровская возвышенность, а за ней в долине Ирпенской поймы, в «зарубинец-кое» время находился город, который специализировался на производстве железа из болотной руды. Кстати, название города Азагарий(почти славянское – Загорье), соответствует месту его расположения за горой.
Следующий город Амадока, как уже говорилось, приходится на территорию Киева, где на участке от Оболони до Печерска, обнаружено 14 поселений Зарубинецкой культуры, а вероятнее, 14 микрорайонов одного города, который в пору своего расцвета в III-IV веках превосходил Киев IX- XIII веков как по занимаемой площади, так, вероятно, по численности населения и его богатству. Координата 50°30', приходится на Куреневку, но с учетом вероятной погрешности в +3' (или +5,5 км), может быть отнесена и к центру этого гнезда поселений, объединенного двумя кладбищами и одним названием – Амадока.
На широте города Сар расположено известное Ходо-совское городище, площадью 1,5 гектара, и прилегающее к нему место в 2000 гектаров, охваченное валом длиною 12 км. Существовало оно в течение длительного периода, начиная от скифского и кончая древнерусским. Сар – означает царь, голова. Однако едва ли здесь могла находиться столица. Скорее, это название произошло от формы холма, на котором располагалось поселение.
Следующий город Серим. На его широте (50°) расположено село, от которого получила название Зарубинецкая культура, распространенная в Среднем Поднепровье со II в. до н.э. по IV в. н.э., и древнее городище, которое местные жители называют: Сурмы, Трубы, Зарубы [18]. Первое название очень напоминает Серим. Если до города Серим течение Днепра (в старом русле, проходившем под горами) имело направление с Севера на Юг, то на его широте Днепр уходит на целый градус на восток. Это отражено в сведениях Птолемея и подтверждает их справедливость." (
http://modernlib.ru/books/yanovich_vikt ... rusi/read/ )