Лемурий писал(а):Там же на
С. 520 и про русалку написано:
руса́лка (см. Зеленин, ЖСт. 20, 357 и сл.). Производное от др.-русск. русалиꙗ «языческий праздник весны», «воскресение св. отцов перед троицей», «игры в этот праздник», ст.-слав. роусалиѩ (Савв. кн.), др.-сербск. русалиꙗ πεντηκοστή, болг. руса́лия «неделя перед троицей», сербохорв. ру̀сȃље ср. р. «троица», заимств. через ср.-греч. ῥουσάλια «троица» или непосредственно из лат. rosālia — то же, первонач. «праздник роз»; см. Мi. ЕW 283; Мурко, WuS 2, 142 и сл.; Томашек, DWА 60, 351 и сл.; Романский, JIRSPpr. 15, 127; Ягич, AfslPh 30, 626 и сл. Для русск. руса́лка Ягич (там же) предполагает влияние ру́сло.
С русалками и русалиями тоже не всё гладко.
В 70е года прошлого столетия большинство ученых отказались от приемствовании языческого праздника русалии от римских розалий.
В частности исчерпывающий ответ на эту тему дает Татьяна Давыдовна Златковская в своем труде
"К ПРОБЛЕМЕ АНТИЧНОГО НАСЛЕДСТВА У ЮЖНЫХ СЛАВЯН И ВОСТОЧНЫХ РОМАНЦЕВ"https://www.kroraina.com/balkan/zlatkovskaja_1978.htm"Возвращаясь к поставленному в начале статьи вопросу о том, существовало ли влияние древнеримской обрядности на обрядность современных народов, мы можем сказать, что приведенные материалы, касающиеся одного, но очень широко распространенного в Балкано-Карпатских областях Европы обряда, не позволяют ответить на него положительно. Более того, античный и современный обряды обнаруживают полное несовпадение: корни обрядов, относящихся к излечивающим культам, столь ярко проявившимся в современной обрядности, нельзя проследить в римском ритуале розалий. И наоборот — поминовение предков, составляющее основное содержание и смысл римских розалий, не является стержневым ритуалом современной обрядности."
" Сравнение русалий у восточных славян с античным обрядом розалий приводит к сходному заключению:
восточнославянские русалии не совпадают ни по главной направленности обряда, ни по основным элементам обрядовых действий с римско-италийскими розалиями; и здесь есть достаточно оснований находить корни русальского обряда не столько в античном ритуале, сколько в древнеславянской обрядности."
Таким образом у нас остается только вторая версия Фасмера: "Для русск.
руса́лка Ягич (там же) предполагает влияние ру́сло."
Для Фасмера
русло это: "родственно лит. rusė́ti «течь», rusnóti «медленно течь»; ср.: лит. название реки Raũsvė, далее Rusnìs, правый рукав Немана."
Там же "
Рось-вероятно родственно слову
русло........Rusne- название рукава Немана"
Там же
роса "От праслав. *rosa, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. роса (др.-греч. δρόσος, ὄμβρος), русск., укр., белор. роса́, болг. роса́, сербохорв. ро̀са (вин. п. ро̏су), словенск. rósa, чешск., словацк., польск. rоsа, в.-луж., н.-луж. rоsа. Родственно лит. rasà (вин. п. rãsą) «роса», латышск. rаsа, др.-инд. rasā́ ж. «влажность, сырость»,"
Таким образом,по Фасмеру, русло, русалки и русалии -однокоренные слова и корень "рус" обозначает воду/реку.