Ivan Aleksandrovich » 09 июл 2009, 13:59
А не подбросить ли дровец для воспламенения жаркого спора? (хочу отметить - некоторые положения расходятся с моими).
Изначальные корни Анапы (По трудам Шоры Ногмова)
ШН: Настоящее родовое название народа: ант(1), изменившееся с временем в aнтиxe, aтиxe, адыхе, адыга, где «хе» - указатель множественности (с. 58). [Немало слов с основой ант сохранилось в натухайском наречии: натыху-нартское просо. Отсюда - имя натухаев, долины, станицы...]
ШН: Нарт-Сана [нарзан, сома] священная колодезная вода антского народа (с. 64). Река Кубань-Антихита у древних, образует с южным рукавом, впадающим в Понт, остров Eion [Иония!], ныне Тамань (с. 58), называемый татарами Кизилташ [«Красный камень, карман, залив...»], где в 14 веке расселились Кабары из Крыма. Но они вскоре передвинулись под руководством Инала далее на восток в нынешнюю Кабарду, где подчинили себе другие черкесские племена. Все родники от Анапы до Эльбруса по пути кабардинцев зовутся Инал-и-псын (Люлье).
Черкесы, до прихода из Крыма кабардинских князей, звались Казахами. И теперь еще мингрелы в Грузин зовут их царями казаков (с. 59).
С этим согласуется свидетельство Константина Багрянородного [традиционно, середина 10 века], который причерноморских черкасов называет зихами, а северную сторону Западного Кавказа Казакией, что граничит с аланами/осетинами (с. 59).
ШН: В имени Черкес естественнее всего признать древнее нарицательное имя керкет [7 в до н.э. - 12 в. н.э. в источниках. Корень, основа имени: кер/кар, «южные», или саг, что в обратном переводе с латиницы на греческую графику дает «царские». Они жили в Синдике, в разные времена расселяясь по берегу до Туапсе. Тор-еты («маленький овал» бухты Геленджик) включались в источниках в состав керкетов в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.].
ШН: На Кубани есть здания, называемые синты - имя одного племени(2) на Кубани (с 63), откуда вышли не только княжеские рода, но и весь черкесский народ.
ШН: Наши предки называли соседей греков - гирге [«горцы»] и аллиг [искаженное эллин]; римлян и итальянцев - рум; хазар - каз(а)[!]; гуннов(3) и калмыков - тургуты [понятно теперь, что они один и тот же одновременный тюркский народ, хотя официальной историей разделены тысячелетием!]; крымских киммериян - кимергои [вот и нашлись наши синды-киммерийцы!]; турок - темиги; готов - варда [обнаружились наши Гога-Магога, «варяги; азовские викинги Тура Хейердала], имя их имеет всегда в нашем языке смысл великого, сильного, могучего» (с. 62, 84, 88, 89).
ШН: Кавказские анты [в отличие от днепровских], или аттыхи, попеременно были завоеваны и служили тургутам Атиллы, аварам [хана Бояна-Байкана/Бакана(4)], колонистам христианским коптам из Египта и Аравии в лице Кеса(5) и его потомка Инала, внука Адо(6), родоначальника всех теперешних черкесских князей, возглавивших большинство вольных адыгейских родов [в том числе и анапских Жан, кяхов-хегай...].
ШН: Кавказские адыхи всегда воевали с хазарами, тмутараканскими князьями, с крымскими татарами, с калмыками, с дагестанцами, с ногаями, друг с другом...
1 «aнт» в концепции А.Б. Исаенко («Научная мысль Кавказа», 1S99, №1, с. 102.) восходит с сарматско-аланскому «анда», «внешние» И в греческом «ант» значит «окраинные»., те же «внешние» относительно Ойкумены.
2 Синды - один из автохтонных предков адыгов. Убыхи Сочи называли их синджи - шуа («сыновья синдов»). В районе Кизилташа было (местечко Синдий; недалеко от Анапы - район станицы Варениковская - Клапрот в 19 веке обнаружил руины города Синдар (река Непиль - река Псепс)
3 «Унны» от латинского «уния», «союз» разноязычных и разноэтнических племен, в раннем средневековье переселившиеся из-за Волги-Урала в степи Дешт-Кипчак или Половецкие степи, или Дикое Поле. Известны в источниках под десятками имен, вплоть до калмыцких кочевий 20 века (скифы, печенеги, оногуры Восточного Приазовья и т.д.).
4 ШН: Между крепостями Анапа и Сунжук-кале [Новороссийск] находятся бугры - камни. Народ их зовет «Байканов белый конь». Дороги от реки Кубань зовутся в народе «байканов смертоносный путь».
5 Кес-хеттское имя Касков (кашак, касег, касог, казак (хозар). При встрече черкеса с незнакомцем старший спрашивает: «Хэттха ва род?», дословно, «Вы из рода хеттов? Вы - хет?». Провожая в дальние края, старший родственник пожелает: «Хетт эагыар», дословно, «делайте так, чтобы о тебе говорили, что ты хет». Сегодня наука Адыгеи ведет генезис адыгов от хеттов.
6 На Тамани была татарская деревня Ады, в античности отмечен боспорский город Ад...
ШН: Князь Инал(1), твердый и благоразумный правитель, доверенный народа... Мудрые постановления его полвека поддерживали тишину и благоденствие... до 1427 года (с. 91) он был именован святым. После покорения Абхазии скончался смертью праведника [в 1453 г. - ?], где известен и почитается мавзолей Инала (с 97). Один из его сыновей, Джанхот, остался править в Хегаке. Переселившиеся к морю от кемиргойского племени его потомки зовутся ныне Занно [Жане].
ШН: Внук знаменитого Инала - князь Идар, сын Тохтамыша, владетеля Кабарды; по линии матери - внук князя Эльжереко Бжедухского. [В 1500 году-?], возмужав, Идар собрал войско из кяхов (с. 104) и шапсугов и повел его на Тмутараканское княжество и Хазарское царство. Дед его, Эльжеруко, и могучий великан Редедя сопутствовали ему в набеге. Тамтаракайцы (привычное у нас Тмутаракань) вышли Идару навстречу. Когда обе армии сблизились, Редедя, по обычаю тогдашних времен, захотел решить участь войны единоборством: «Чтобы не терять войско, не проливать напрасно крови и не разрывать дружбы, одолей меня и возьми все, что имею». Князь Тамтаракая сам пошел на вызов. Противники сняли с себя оружие, положили его на землю и начали борьбу, длившуюся несколько часов. Редедя пал и князь поразил его ножом. Адыги возвратились в отечество, более сожалея о потере лучшего воина, чем о неудаче похода. Спустя несколько лет они решили отомстить за смерть Редеди и завоевать тамтаракайскую землю. Осы прислали на подмогу им до 6000 отборных воинов. Много было сражений, много погибло, много разорено жилищ. Адыги победили. С того времени ведется пословица: Тамтаракай-ух! «Будь ты Тмутараканью!». Также говорят и татары: «Тамтарахай-бал»!
Редедю современники прославили в песнях: «Ой Ридада Маха ореда» т.е. «Редедя, воин орды». Эту песню поют во время свадьбы, жатвы...
Истоки знаменитой русской песни
ШН: (с. 127, 128): Занские князья [предки куматырских князей Заноко-Жане], два брата Антиноко. [«сын антов»] и младший Ханбулат 30 лет жили одним домом. Старший был женат и, кроме того, имел у себя девушку удивительной красоты, по имени Сатенай [«цветок таволга»].
Народ аула начал поговаривать о тайной связи юного Ханбулата с Сатеник. Антиноко выгнал брата из дома. Узнав, что девушка продолжает посылать [подарки] брату, решил умертвить его. Младший собрал князей-кунаков и турецкое войско, старший попросил отряд крымского хана.
В схватки братьев при заливе моря (Черное) Ханбулат был убит.
Жена Антиноко, Сатаней, составила песню: «Каждую ночь хожу я к заливу морскому. Все аулы обойдены, но никто не войдет в мое горе. Мое сердце разрывалось с несчастным Ханбулатом...»-«... бедна сакля твоя».
Спустя 200 лет после этих событий в 1858 году поэт-воин Александр Аммосов (1823-1866) сложил стихи, ставшие песней:
« Ты уж стар, ты уж сед, / Ей с тобой не житье, / На заре юных лет / Ты погубишь её -Ты невестой своей / Полюбуйся поди, / Она в сакле моей / Спит с кинжалом в груди / Голос смолк старика, / дремлет берег крутой, / И играет река / Перекатной волной...
1 Инал.: Самир Хотко в монографии «Генезис черкесских элит в султанате мамлюков и Османской империи (13-19 в.в.)» (Майкоп:, «Меоты». 1999. С. 204, 205. 219. 233.) указывает нескольких Иналов 15 века в Египте, мамлюков. Любой из них мог вернуться на родину, в Черкессию, и выдать себя за мамлюкого султана Ашрафи Инала (1453-1461 правление), откуда могла пойти генеалогия великих князей Черкасских в России 16-20 веков. На самом деле султан Инал умер в Каире в возрасте 80 лет. Эту удобную версию придумали потомки. Об этом пишет и Шора Ногмов.
По преданиям старцев. Только цитаты.
ШН: (с. 65-75): Адыхы славились деятельностью и сметливостью. Строгое воспитание приучало их сносить сильный зной и горный холод и без ропота испытывать лишение. Всем известна поговорка: «нар ант лежеко», т.е. «трудолюбивый ант».
Все хвалят нашу стройность, высокий рост и мужественную осанку.
Овал лица часто сбивается на славянский, особенно в простом народе.
Адыхи, отправляясь на войну, избирали вождей, славных отвагой и мужеством, ставили их всегда в передовом войске.
Уличенных в трусости выводили перед собранием в длинном колпаке для посрамления.
Адыги гордились своей славою. Вспомним ответ Лавристана на требование: «Не дадим дани, доколе останется хоть один из нас в живых».
Кяхи, или нынешние шапсуги [от речки шепси, «молочная»], на нижней Кубани обитали в глубине лесов или в горных ущельях, строили хижины в диких местах среди непроходимых болот... По многим уцелевшим [в 19 веке!] следам можно заключить, что адыхи имели крепости.
Адыхи издревле занимались хлебопашеством, сёяли просо, ячмень, полбу, кукурузу и разводили овощи.
...Раздавали милостыню из нового хлеба. Торговлю производили на обмен: скот, одежда.
...Музыкальные инструменты: балалайка, скрипка, цимбалы из 12 струн и дудка. Танцевали по кругу. В середине музыканты. Сочинители стихов и песен — гекуоки [ге, «сердце»; кваки, «петь»!] и трубачи пели стихи, восхваляя перед войском доблести предков.
Адыхи вырабатывали из собственного железа и меди котлы, топоры, ножи, сотники, косы и серпы, всякое оружие из стали.
Уцелевшие [в 19 веке!] древние монументы из камня с изображением витязей в шлемах с мечами, гладкие каменные ... с выпуклым изображение рук, ножей, щитов и прочего могут служить свидетелем искусства предков.
Цитировать можно бесконечно! Какие события, сюжеты! Пир души! Каков слог! Всё - правда! Какая легендарная цивилизация «АНТлантиды»!
Шора не закончил рукопись книги, надеясь на продолжение жизни. Мне, по логике очерка, надо завершать его словами: «Из всего собранного мною мне удалось составить хотя краткую, но довольно ясную картину минувшей жизни народа...» (с. 55).
Виктор Чащин, историк-краевед