Соловьиная башня

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Соловьиная башня

Сообщение Nik_Nikols » 06 окт 2007, 12:06

Внимательно прочитал ветки о происхождении языка, и хотел бы предложить одну забавную, но не слишком революционную идею. Приношу извинения за отсутствие ссылок: появятся в случае оспаривания промежуточных тезисов.

Итак, с какими трудностями связано понимание процесса возникновения языка?

1. Мы не только не имеем примеров возникновения и совершенствования естественных языков, но, напротив, вся доступная история языка представляет собой непрерывное упрощение синтаксических и грамматических конструкций (а также сокращение синонимических рядов). Наиболее богаты языки «отсталых» народов, а самые примитивные – те, на которых мы сейчас изъясняемся.
2. Упомянутая редукция языка происходит параллельно с совершенствованием материальной культуры и возрастанием объективной потребности в коммуникации, поэтому эти два фактора не могут рассматриваться в качестве причины возникновения и движущей силы формирования языка.
3. Во всей своей сложности и стройности язык сложился в эпоху дописьменную и, судя по всему, «дошкольную», т.е. в отсутствии эталонов и обучения. Напротив, в наше время предоставленный самому себе (разговорный) язык тяготеет к дальнейшему «урезанию» своего литературного аналога.

Таким образом, из имеющейся информации придется заключить, что естественный язык (а) появляется уже готовым «духовным продуктом», (б) изначально неприспособлен к выполнению функции передачи информации.
Отметим, что возведение языка ко всяким зверушечьим «бу-бу-бу» не способно объяснить языковых категорий: подобные «однобитные» сигналы вполне можно уподобить механическим связям между индивидами; непонятно, при каких обстоятельствах они могли бы трансформироваться в некую самодовлеющую структуру, каковой является язык.

Как говорил Честертон, «я могу поверить в невозможное, но не в невероятное». Можно допустить, что человека научил говорить Бог, марсиане или атланты. Можно считать, что идея языка имманентна человеку. Однако воображать троглодитов структурными лингвистами с чисто академическими интересами столь фантастично, как видеть в них физиков-теоретиков.

Как известно, креационизм неопровержим, но непродуктивен. Для того, чтобы остаться в рамках аналитического подхода, можно ограничиться лишь исходным креационистским тезисом:

Синтаксические и грамматические конструкции языка сложились до того, как он приобрел семантику и коммуникативную функцию.

Это позволяет допустить, что вначале было не Слово, а некое фонетическое искусство или игра (типа музыки), элементарные звукосочетания которой, вообще говоря, не имели денотатов, но были связаны специфическими законами композиции и гармонии. В дальнейшем «слова» и фонемы подверглись сигнификации, и этот «абстрактный речитатив» стал использоваться для общения (потеснив или включив предвечные «бу-бу-бу»).
Очевидно, что он был несколько излишен для нужд примитивного быта, и, поэтому, с одной стороны, редуцировался, с другой – в полном соответствии с нежно любимым мной Людвигом фон Витгенштейном - обрастал мнимыми значениями, превращаясь из фонетической игры в языковую.

Единственным известным мне звуковым искусством, широко распространенным в животном мире, являются брачные песни. Известно, что у некоторых птиц это искусство включает обучение, тренировки, вырабатывание индивидуальных мелодий; таким образом, не обусловлено инстинктом и, следовательно, подходит на роль многофункциональной игры. Ergo, мы реанимируем замечательную идею о том, что «человека научили говорить птицы» с той поправкой, что источник языка, брачные песни (или, если угодно, бормотание), было свойственно самим гоминидам.

Эту идею можно обосновывать ссылками и цитатами. Наиболее естественный путь – указать на проявление языком мощной тенденции к «бессмыслице», нарочитой эзотерике и «шифрованию» значений в поэтической и ритуальной функции.
Однако хотелось бы сделать нечто большее, а именно, идею проверить. Возникают следующие вопросы к этнографам, археологам и этологам:
1. Имеются ли какие-либо данные о брачных ритуалах гоминид и доисторических людей?
2. То же о носителях «щелкающих» языков. (Здесь, конечно, мы отдаем себе отчет в том, что предполагаемая архаичность еще не означает сохранения языком первоначальной ипостаси.)
3. Какие млекопитающие и, в особенности, приматы проявляют способности к брачным песням?
4. Имеются ли какие-либо свидетельства внеритуального информативного использования отдельных «музыкальных фраз» поющими животными?
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Вернуться в Вопросы языкознания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14