Амулеты-змеевики Древней Руси

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 18 дек 2017, 14:28

Арсений писал(а):Изначально это был культ змеи, что отражено в названии книги (Культ змеи ). Джон Батерст Дин считал, что о змеепоклонничестве (офиолатрии) можно говорить начиная с времен Вавилона. Культ же змеи, наверно, можно отсчитывать с времен археологических находок, которые датированы. Змеепоклонники восприняли идеи гностицизма и христианства, чтобы выжить.

"Так сильно выражен характер этого культа в персидской религии, что Евсебий, не сомневаясь, утверждает, "они поклонялись изначальным идеям в облике змей, строя для них храмы, где они совершали жертвоприношения, там были их празднества и оргии, Так они выражали почтение величайшему из богов и тем, кто правил вселенной (21)". Но чаще именно злое начало изображают в виде змеи, такой вывод мы можем сделать из рассказа Зенд-Авесты, в котором божество описывается принявшим облик змея, чтобы уничтожить последних представителей рода человеческого, которых он, таким образом, отравил (22).
Бога Митру изображали окруженным змеем: и в его ритуалах соблюдали обычай, похожий на тот, которого придерживались в обрядах Сабазия (25)--бросали на грудь инициируемого змею, и она выползала из-под подола (26). У Монфокона, vol. V, есть несколько табличек с изображением Митры, с головой льва и человеческим телом; и вокруг его тела обвивается большой крылатый змей.
Изображение круга с крыльями и змея- один из самых интересных символов офиолатрии, его можно узнать в каждой стране, где господствовал культ змея. Источник этого символа находится в обожествлении змея рая. Его же истинное значение во многом таинственно.
Мани, знаменитый еретик третьего века, смешал убеждения этих гностических офитов со старинными персидскими магическими верованиями, он возродил офиолатрию в своей родной стране под именем христианства. Он учил, что "Христос был воплощением великого змея, который проскользнул на колыбелью спящей Девы Марии, когда ей было полтора года" (66).
Первобытные приверженцы культа змея, о которых Моисей предупреждал детей Израиля, были хивитами. Это слово, согласно Бокхарту (54), происходит от Hhivia, змей: корень которого Eph или Ev--одна из вариаций изначального Aub. Эфиты или эвиты, с придыханием стали хевитами или хивитами--отсюда и произошло слово офиты, которым греческие историки обозначали приверженцев культа змея.
Греческое слово ofis, змея, происходит от Oph, египетского названия рептилии (55).
То, как широко распространился этот культ, можно оценить тому, что даже во времена Иезекииля существовали его пережитки, когда евреи "жгли благовония" перед медным змеем, который находился среди священных реликвий, в память об их избавлении от змей в пустыне. Езекия "отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. (57)" (прим.пер.- 4 Царств, 18,4)--то есть разбил на медные куски в знак презрения.
Но культ змея в Ханаане так легко себя побежденным не признал. Еврейское сообщество было разрушено, затаившиеся офиты вышли на свет; и во втором веке обесчестили христианскую религию, заявив о приверженности вере вместе с теми, кто поклонялся Иисусу.
Но провинциями малой Азии, которые являли собой обитель наиболее сильного и наименее подвергающегося сомнению культа змея были Фригия и Троя. Как "genius loci" змей не ограничивался Фригией и Троей. В этом облике его изображали на монетах и медалях во многих городах Малой Азии. Киэик, Пергам, Марцианополь в Мизии; Инеболу и Амстрис в Пафлагонии; Нике и Никомедия в Вифинии; Томос и Дионисополис в Понте; и Миндус в Кари своим знаком избрали священного змея (82). На медалях Трои, Никомедии, Амастриса Минда змей изображен обвивающим пророческий треножник; по поводу этого Спангейм замечает, что "змеи были не только распространенными символами культа пифии, но и также домашними оракулами этих мест"(http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/168318-1 ... n.php#verh ).


Области Галилеи и Десятиградия,где зародилось христианство,никакого отношения к евреям не имели.Евреи были изгнаны из Галлилеи после восстания Маккиавеев,а Десятиградие или Декаполис был населен греками в результате похода Александра Македонского.Из апостолов евреем был только Иуда Искариот,Саул-Павел появился позднее.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 18 дек 2017, 14:40

Арсений писал(а):
Karl писал(а):
Арсений писал(а):изначально изображения на штандарте были символами богов. Их главная эмблема, орел, был посвящен Юпитеру.

Орла дополнили, получился кадуцей.

Про кадуцей и крест также написано в "книге "Культ змей".

"То, откуда произошел кадуцей, подробно исследовал ученый Кирхер в своем труде, посвященному обелиску Памфилии (33). Оттуда можно узнать, что изначально кадуцей изображался в виде простой фигуры или креста, которым его создатель, Тот символизировал четыре элемента, происходящие из общего центра. Этот символ, претерпев некоторые изменения, стал знаком египетского алфавита и по имени его создателя стал называться Taut. Он соответствует Tau иврита, хотя и отличается формой. Он соответствует этой букве также в своем мистическом значении. Другой облик, который принимал этот замечательный символ, был анх.
Тот первый научил египтян тому, что божество символизирует змей; поэтому два самых почитаемых объекта египетского культа, Солнца и Луна, изображались в виде змей, мужского и женского пола. Философы более позднего времени поэтому полагали, что знака Тау недостаточно одного самого по себе, чтобы прояснить свое значение, заменяли диск солнца и полумесяц луны две змеи, изображающие эти божества, каждое из которых наиболее искусно описывается тем, как переплетаются две змеи, так что их тела образуют круг внизу и полумесяц вверху. Перекладину креста они превратили в крылья, которые символически показывали, как реет божественный дух над земными элементами. Земные элементы упрощенным образом изображались перекладиной креста Таким образом описано улучшенное изображение символа Тау, и первая форма кадуцея. В таком виде его можно увидеть в руке Анубиса, на таблице, где он выгравирован, она имеется у Херварта в его собрании иероглифов, откуда она была скопирована Кирхером. Впоследствии кадуцей меняли много раз.
Ученые уже точно определили, что в самаритянских буквах (которыми писал Иезекииль,) "тав" некогда имела форму креста, как наше T, или коптское "дау". Оотсюда кажется возможным, что знак T был весьма священным знаком во времена Иезекииля; этот иероглиф принадлежал божеству Граф де Жеблен (Гебелен), цитируемый Морисом, (Hist. Hindost.) замечает, что греки добавив к THAU частицу MA, (которая на санскрите означает "великий") (прим.пер.- видимо, имеется в виду maha) составили слово THAUMA, знамение или чудо. И далее он пишет, что во Франции, даже в первые века христианства, назначенный священник, который проводил таинство крещения, использовал выражение "CRUCIS THAUMATE notare".
Весь контекст, очевидно, отсылает к некому отличительному знаку, который носит Иов. Каждая последующая строка на это указывает: "Я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее, как венец" Очень интересную форму символа "Тау" иногда можно увидеть среди египетских иероглифов--змея с головой сокола выползает из круга, на котором возвышается крест, а у кончика хвоста еще один маленький круг.
Змея с головой сокола была излюбленным символом божественного разума, у египтян согласно Санхониафону:
"Символом, наиболее исполненным божственности у них, была змея с головой сокола. Когда он открывает глаза, все новорожденное пространство наполняется светом: когда он закрывает глаза, все погружается во тьму". (43) Этот иероглиф был совершенном символом Высшего Существа.
Завершая эти длинные и запутанные рассуждения, мы можем заметить, что все планеты, которые были известны древним, отмечались соединением символа Тау с солнечным или лунным диском." ( http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/168318-1 ... n.php#verh )


Земных элементов в гностицизме не существует,есть элемент Земли.Змеи отображают единство и борьбу противоположностей,или борьбу нижнего материального и высшего духовного мира.Солнцем означали золото,а Луне соотвествовало серебро.Когда Гальвани соединил в батарею попеременно золотые и серебряные монеты,то получил электрический разряд.Это наглядный пример для понимания сути.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 18 дек 2017, 19:09

По Кирхеру анх (кадуцей ) был получен Тотом от патриархов до потопа. Учение гностиков родилось много позже. Следовательно, их пояснения больше отражают умозаключения гностиков. К тому же кадуцей видоизменялся.
У Л. Гальвани батареи не было, и он ошибся считая, что электричество вырабатывает лягушка. Батарею сделал А. Вольта из медных и цинковых пластин, запатентовал ее, но она получила название гальванической.

"Другой облик, который принимал этот замечательный символ, был анх (рисунок 1): слегка измененная фигура солнца, чтобы указать на то, что солнце является величайшим творцом действий среди земных элементов. Эта фигура символизировала божество плодородия и рождения; посему оно, следовательно, стало символом планеты Венеры.
Луна соединялась с солнцем, по мнению египтян, как родоначальник жизни, тепла, роста, символ луны добавили к солнечному. Солнцу и луне, как отец и мать Вселенной, был приписан символ Тау, который в своем новом облике так и описывался (рисунок 2). Это была целостная фигура, которая изображала верховное божество. Египтяне называли ее символом Тау; и когда Тот был возведен в степень божества, под именем Гермеса или Меркурия, это стало его иероглифом. Поэтому он и является символом планеты Меркурий; в древней мифологии каждый обожествленный герой превращался в планету или созвездие. Солнцу, которое было величайшим объектом первобытного культа оказывали величайшие почести; а Тот был великим пророком и реформатором египетской религии, ему следующему оказывали после солнца почести. Поэтому планету, которая вращается ближе всех к Солнцу, назвали Гермес, или Меркурий, и считали небесной обителью обожествленного Тота (34)
Кирхер полагает, что Тот получил свой знак, на котором он основал свой crux ansata от патриархов (подразумевается, до потопа,) согласно преданию. Доказательства этого отсутствуют. Однако ясно, что потомки патриархов после потопа почитали крест как самый священный знак, было ли это его источником или таинством. Он встречается согласно Морису среди знаков брахманов, и его изображали на самых величественных храмах их богов. Очень часто можно увидеть также символ Тау на египетских обелисках, и он есть на памятниках среди руин в Аксуме в Ассирии (36).
Много любопытных теорий существует по поводу этого знака. Полагают, что от него произошло "тав" иврита, хотя оно утратило очертания изначальной фигуры, которая сохранилась в греческой "тау"; или даже в коптской "дау"." (http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/168318-1 ... conten.php )

"Принято считать, что начало изобретению аккумуляторов положил Луиджи Гальвани, который проводил физиологические исследования на лягушках. Ученый заметил, что у лягушки на лапке начинает самопроизвольно сокращаться мышца, если к ней дотрагиваться двумя полосками из разных металлов. Ученый ошибочно решил, что мышца лягушки вырабатывает электричество, явление назвали «животным электричеством». Вскоре этим необычным явлением заинтересовался известный физик А.Вольта, который установил ошибочность заключений, сделанных Гальвани. Он установил, что ток возникает в результате химической реакции между двумя пластинками из разных металлов. В качестве положительных пластин он брал олово, свинец, цинк или железо, в качестве отрицательных — медь, золото, серебро или графит. А. Вольт в 1800 году поместил медную и цинковую пластинки в соляной раствор, получив таким образом, первый химический источник тока. Правда, эффект получения энергии химическим путем был назван гальванизмом, а первую в мире батарейку, собранную А. Вольта, назвали гальваническим элементом. В этом же году Вольта сделал доклад перед Лондонским Королевским Обществом об открытии им непрерываемого источника электричества. Вскоре об открытии стало известно во Франции, которая первая официально признала открытие." ( http://mirnovogo.ru/akkumulyator )
Последний раз редактировалось Арсений 18 дек 2017, 19:35, всего редактировалось 1 раз.
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 18 дек 2017, 19:33

edvins писал(а): Области Галилеи и Десятиградия,где зародилось христианство,никакого отношения к евреям не имели.Евреи были изгнаны из Галлилеи после восстания Маккиавеев,а Десятиградие или Декаполис был населен греками в результате похода Александра Македонского.Из апостолов евреем был только Иуда Искариот,Саул-Павел появился позднее.

По крайней мере первыми принявшими христианство под влиянием апостолов были 3000 иудеев. Они и образовали общину. Хотя в греко-рим. традиции христиане долгое время (начиная с Эпиктета во II в. и заканчивая имп. Юлианом Отступником в IV в.) были известны под именем «галилеяне» изначально их состав был разнообразен: имелись левиты, семито- и грекоязычные христиане.

"В кн. Деяний приводятся значительные цифры роста численности ИПЦ (ок. 3 тыс. новокрещеных в Деян 2. 41; ок. 5 тыс. уверовавших в Деян 4. 4; неск. тысяч «ревнителей закона» в ИПЦ в Деян 21. 20), достоверность к-рых долгое время оспаривалась. Однако, если принять во внимание, что только постоянное население Иерусалима в ту эпоху могло составлять до 120 тыс. чел., цифры становятся вполне реальными (Reinhardt. 1995). Состав общины отличался весьма многообразной социальной стратификацией. Помимо галилейских рыбаков в нее входили бывшие домовладельцы (Деян 4. 36-37; 5. 1) средней руки (имевшие слуг) (Деян 12. 12-17), священники Иерусалимского храма (Деян 6. 7), левиты (Деян 4. 36), а также множество женщин (Деян 1. 14; 5. 14; 6. 1; 8. 3; 22. 4). Вероятно, с первых дней существования Церкви в христианство обращались целыми семьями (ср. «крещения домов» в кн. Деяния св. апостолов). Хотя одним из наименований состава ИПЦ могло быть определение «нищие», по свидетельству автора книги, «не было между ними никого нуждающегося» (Деян 4. 34).
В этническом отношении ИПЦ также не была единой. Выделялись 2 большие группы - «евреи» и «эллинисты» (Деян 6. 1). В наст. время общепризнано, что это различие относится прежде всего к языку, т. е. указывает на семито- и грекоязычных христиан общины (Hill. 1992). Рассказ о Пятидесятнице в кн. Деяний показывает, что в общине было множество паломников-евреев из диаспоры. Упоминаются и бывш. язычники (напр., Николай Антиохиец)." (http://www.pravenc.ru/text/293788.html )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 19 дек 2017, 00:13

Изображение
Египетский бог Тот в образе бабуина передает высшую мудрость жрецу.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 19 дек 2017, 00:55

Изображение
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 19 дек 2017, 01:42

http://something-everything-nothing.tumblr.com/image/82713793532 И Египт без комметариев.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Лемурий » 20 дек 2017, 10:08

edvins писал(а):Пришли из Византии вместе с их обладателями,предположительно во время изгнания адептов культа Сабазия из Рима. Матка или Великая мать это мать,сестра и супруга Сабазия. Амулеты служили от сглаза.К ним относились и перстни из красной яшмы или стекла. Суть была в том,что кристалл ямшы по поверьям отражал негативную энергию.Болезни в древности тоже считали проявлением сглаза.

Вы имеете ввиду великую богиню Mά ? А лицевая часть амулета тогда при чём? Как и писал выше: тот кто на лицевой стороне должен защищать от той, что на реверсе. И это христианский миф. А так вы до шумеров дойдёте и ничего не найдете.

Ответ есть в этом издании:

:arrow: Соколов М.И. Апокрифический материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками//Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1889, часть 263, июнь, С.339—368.

Позже приведу ещё две основополагающие работы по змеевикам, в сети на них только ссылки, надо ехать в РГБ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19688
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 22 дек 2017, 23:07

В начале темы написано, что змеевик это символ двоеверия. Про наузы известно, что это языческое понятие, то есть, змеевик привнесен в христианство из язычества. Правда, охранительные надписи делались не только на змеевиках, но и на крышках.

" НАУЗ — наузами назывались различные ладанки с заговорёнными верёвочками или травинками, а также ЗМЕЕВИКИ, которым приписывалось магическое значение. В слове Кирилла, архиепископа кипрского, «О злых дусех» говорится: «А мы ныне хотя мало поболим или жена или дитя, то оставльше бога, врача душам и телом, ищем проклятых баб чародеиц, наузов и слов прелестных слушаем; глаголют нам, навязываючи наузы, такую дьяволю прелесть, або чадо беса бесом изгонити... Не требе еже навязати на выю детищу бесовских врачеваний, лжоимянных хранилища».(http://www.ahmerov.com/book_1004_chapte ... XXXII.html )

"Христианство возникло в I в. и первоначально распространялось в среде евреев Палестины и средиземноморской диаспоры (отсюда преемственность X. М. по отношению к иудаистической мифологии); вскоре, однако, оно стало получать все больше неофитов из других народов, между тем как его конфликт с иудаизмом делался все острее. В IV-VII вв., когда христианство утверждает себя как государственная религия Римской империи от Атлантики до Месопотамии и от Британских островов до Эфиопии, особую активность в создании христианизированных форм общественного сознания, культуры и религиозного поведения проявляют народы восточной окраины Средиземноморья: сирийцы, копты (христиане Египта); эллинизированные народы Малой Азии (отсюда черты сходства с египетской мифологией и другими мифологиями Ближнего Востока в таких мотивах X. М. и средневековой христианской иконографии, как ад в виде чудища с разверзнутой пастью, весы для взвешивания добрых и злых дел людей в руке Архангела Михаила на Страшном Суде, песья голова св. Христофора и т. п.). Однако уже с VII в. сирийско-палестинские и египетские, а к XV в. и малоазийские территории вместе с Константинополем переходят под власть ислама. На западе Европы наиболее энергичными распространителями христианства в эпоху культурного упадка, вызванного варварскими нашествиями (VII-IX вв.), выступают кельты; их вклад в X. М. был усвоен другими народами и обогатил сокровищницу образов западноевропейской культуры (предания о Граале, о короле Артуре и его рыцарях и др.). Позднее кельты оказываются оттесненными на периферию культурной жизни христианского ареала. Между тем христианство, как бы компенсируя свои ближневосточные утраты, вовлекает сначала в свою сферу германские и славянские, затем балтийские и финские народы; происходит встреча мифологических традиций этих народов с христианскими представлениями (стилизация христианской эсхатологии в духе германо-скандинавского мифа о всемирном пожаре в древневерхненемецкой поэме IX в. «Муспилли»; наделение в славянских весенних песнях св. Георгия чертами Яровита или Ярилы, передача Илие пророку роли Перуна или Перкунаса как громовика и специально антагониста Велеса и т. п.). К концу средневековья вся Европа становится христианской (кроме живущих в Европе евреев, с чем связана легенда об Агасфере)." (https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averi ... slovar/199 )

"На некоторых предметах-змеевиках обнаружены молитвенные тексты языческим богам, выполненные по-гречески либо кириллицей, либо особым алфавитом. Янин, занимающийся раскопками в Новгороде, издал свинцовую крышку с надписью (транслитерация): «ОАГИОС АГИОС КОУРИОС ДЫЙОС О ПЛИРИС ОУРАНОС КАИ ГИ ТИС ДОКСИС», что ознамает: «Свят, свят, святой Дый, наполнились небо и земля твоей славой».(http://www.ahmerov.com/book_1004_chapte ... XXXII.html )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Лемурий » 23 дек 2017, 13:43

Б.А.Рыбаков, автор «Язычество Древней Руси», учёный хороший, но не без перегибов. То языческие символы в христианский амулет со строками из Псалтыря вставит, то Климента Смолятича от летописания отодвинет, а «окоянного боярина киевского» Петра Бориславича сделает скорописцем при князе Изяславе Мстиславиче, не понимая, что суть летописания в составлении «совестных книг», с которыми князья на Страшный Суд являются, и составлять их могут лишь клирики иначе теряется их предназначение:

В одном из тропарей, читаемых во время службы на первой неделе Великого поста (перед Пасхой), говорится: "На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются".

Очевидно, речь идет о тех же многочисленных книгах, о которых говорит "Апокалипсис". Но в тропаре они имеют уточняющее название - "совестные", то есть, "сведующие", "знающие", можно сказать, "возвещающие"( ср.: "Грядущая пред пришествиемь да съвестять вамь"). То есть это книги, знающие и повествующие о человеческих деяниях. Такое их восприятие отразилось на Руси довольно рано, еще в "Изборнике 1076", составленного для Святослава Ярославича, в 1073-1076 гг. княжившего в Киеве: "Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда eда запечатлится в твоем сознании навечно): Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема: любодеяния, татьбы (воровство), грабления, лихоимания (лихоимство), хоулы. клеветы, зависть...". Но ведь все известные нам летописи как раз и повествуют о человеческих деяниях, и не всегда самых достойных. В одном из списков "Повесть временных лет" так и озаглавлена: "Повесть времянных дей (деяний, поступков) Нестора черноризца Феодосіева Печерскаго монастыря".

И в "Откровении" Иоанна Богослова, и в "Изборнике" 1076, и в тропаре о "совестных книгах" сообщается во множественном числе. Но ведь и летописи велись во многих местах многими летописцами и сохранились они в достаточном количестве. Так не на "Апокалипсис" ли и на великопостный тропарь ориентировались монахи "труждаясь в делах летописания и поминая лета вечныя", к которым отходили после временных?
---
Ужанков А.Н. РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И СТРАШНЫЙ СУД ("CОВЕСТНЫЕ КНИГИ" ДРЕВНЕЙ РУСИ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19688
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Лемурий » 23 дек 2017, 14:00

Итак, основы образа на обороте, который «заговаривает» Святой на лицевой стороне молитвой на греческом языке логично искать у византийцев или греков. Самый подходящий к этому образ - средневековые представления о женской анатомии:

Подобным же образом и у женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, cесть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока наконец женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев, чтобы засеять пашню утробы посевом живых существ, которые по малости своей пока невидимы и бесформенны, однако затем обретают расчлененный вид, вскармливаются в чреве матери до изрядной величины и после того выходят на свет, чем и завершается рождение живого существа.
——
Платон. ТИМЕЙ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19688
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 23 дек 2017, 17:25

Арсений писал(а):В начале темы написано, что змеевик это символ двоеверия. Про наузы известно, что это языческое понятие, то есть, змеевик привнесен в христианство из язычества. Правда, охранительные надписи делались не только на змеевиках, но и на крышках.

" НАУЗ — наузами назывались различные ладанки с заговорёнными верёвочками или травинками, а также ЗМЕЕВИКИ, которым приписывалось магическое значение. В слове Кирилла, архиепископа кипрского, «О злых дусех» говорится: «А мы ныне хотя мало поболим или жена или дитя, то оставльше бога, врача душам и телом, ищем проклятых баб чародеиц, наузов и слов прелестных слушаем; глаголют нам, навязываючи наузы, такую дьяволю прелесть, або чадо беса бесом изгонити... Не требе еже навязати на выю детищу бесовских врачеваний, лжоимянных хранилища».(http://www.ahmerov.com/book_1004_chapte ... XXXII.html )

"Христианство возникло в I в. и первоначально распространялось в среде евреев Палестины и средиземноморской диаспоры (отсюда преемственность X. М. по отношению к иудаистической мифологии); вскоре, однако, оно стало получать все больше неофитов из других народов, между тем как его конфликт с иудаизмом делался все острее. В IV-VII вв., когда христианство утверждает себя как государственная религия Римской империи от Атлантики до Месопотамии и от Британских островов до Эфиопии, особую активность в создании христианизированных форм общественного сознания, культуры и религиозного поведения проявляют народы восточной окраины Средиземноморья: сирийцы, копты (христиане Египта); эллинизированные народы Малой Азии (отсюда черты сходства с египетской мифологией и другими мифологиями Ближнего Востока в таких мотивах X. М. и средневековой христианской иконографии, как ад в виде чудища с разверзнутой пастью, весы для взвешивания добрых и злых дел людей в руке Архангела Михаила на Страшном Суде, песья голова св. Христофора и т. п.). Однако уже с VII в. сирийско-палестинские и египетские, а к XV в. и малоазийские территории вместе с Константинополем переходят под власть ислама. На западе Европы наиболее энергичными распространителями христианства в эпоху культурного упадка, вызванного варварскими нашествиями (VII-IX вв.), выступают кельты; их вклад в X. М. был усвоен другими народами и обогатил сокровищницу образов западноевропейской культуры (предания о Граале, о короле Артуре и его рыцарях и др.). Позднее кельты оказываются оттесненными на периферию культурной жизни христианского ареала. Между тем христианство, как бы компенсируя свои ближневосточные утраты, вовлекает сначала в свою сферу германские и славянские, затем балтийские и финские народы; происходит встреча мифологических традиций этих народов с христианскими представлениями (стилизация христианской эсхатологии в духе германо-скандинавского мифа о всемирном пожаре в древневерхненемецкой поэме IX в. «Муспилли»; наделение в славянских весенних песнях св. Георгия чертами Яровита или Ярилы, передача Илие пророку роли Перуна или Перкунаса как громовика и специально антагониста Велеса и т. п.). К концу средневековья вся Европа становится христианской (кроме живущих в Европе евреев, с чем связана легенда об Агасфере)." (https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averi ... slovar/199 )

"На некоторых предметах-змеевиках обнаружены молитвенные тексты языческим богам, выполненные по-гречески либо кириллицей, либо особым алфавитом. Янин, занимающийся раскопками в Новгороде, издал свинцовую крышку с надписью (транслитерация): «ОАГИОС АГИОС КОУРИОС ДЫЙОС О ПЛИРИС ОУРАНОС КАИ ГИ ТИС ДОКСИС», что ознамает: «Свят, свят, святой Дый, наполнились небо и земля твоей славой».(http://www.ahmerov.com/book_1004_chapte ... XXXII.html )

«ОАГИОС АГИОС КОУРИОС ДЫЙОС О ПЛИРИС ОУРАНОС КАИ ГИ ТИС ДОКСИС»-Точнее"Святой Атис,возносяйщийся к Богу на небо ."КОУРИОС-воскуривать,речь о душе,возносящейся вместе с дымом,а"ДЫЙОС"-Dievas-бог.Надпись скорее всего сделана на фракийском языке,родоночальнике балтийских.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 23 дек 2017, 22:15

edvins писал(а):http://kjnews.info/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%8F%D1%82-%D1%86%D0%B0%D1%80-%D0%B8-%D0%B1%D0%BE%D0%B3-%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81-%D0%B5/ Сабазий-старый фракийский бог.Земли древней Фракии простирались до берегов Даугавы в Латвии.Мистерии Сабазия включали в себя совместное ночное купание и оргии,что наблюдал Адам Олеарий в Москве.Да и в 20х религия это еще практиковалась в большевистких ячейках.Наверное поэтому в России табу на упоминание.

Сабазия греки соотносили с Дионисом. Еврипид писал, что Диониса связывали с более древними Адонисом и Думузи.
Адам Олеарий начал за здравие (в России народ здоровый), а закончил тем, что русские бани ему не понравились. Русские же до сих пор купаются для здоровья в январе месяце в реке ночью. Происходит это без разделения на мужские и женские купальни, да еще и батюшка освящает купание. Про оргии при этом ничего не слышно, и у Адама Олеария не написано.

"В описании пути Диониса в Грецию с Ближнего Востока сохраняется воспоминание о близких связях, существующих между этим богом и его финикийским двойником Адонисом, а также шумеро-вавилонским Думузи-Таммузом." (http://detectivebooks.ru/book/7042560/?page=8 )

"В Астрахани как-то случилось, что 4 молодые женщины вышли из бани и, чтобы прохладиться, спрыгнули в Волгу, которая там на изгибе образует мель и приятное место для холодного купанья. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место. Иные не делали и этого. Женщины иногда выходили без стеснения голые — поговорить со своими мужьями.
В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок. Впрочем, знатные господа теперь иногда обращаются к совету немецких докторов и к настоящим лекарствам.
Встречали мы, кроме того, в Москве у немцев, равно как и у лифляндцев, хорошие бани, устроенные в домах. В этих банях устроены сводчатые каменные печи, в которых на высокой решетке помещается много камней. Из такой печи идет отверстие в баню, которое они закрывают крышкою и коровьим навозом или глиною. Снаружи имеется другое отверстие — поменьше первого — для выхода дыма. Когда камни достаточно накалятся, открывается внутреннее отверстие, а внешнее закрывается, и сообразно тому, сколько требуется жара, наливают на камни воды, иногда настоянной на добрых травах. Такого честного доброжелательства и такой чистоты, однако, нечего искать у спесивых, корыстных и грязных русских, у которых все делается по-свински и неопрятно." (http://www.e-reading.club/bookreader.ph ... rsiyu.html )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Лемурий » 23 дек 2017, 23:03

Edvins, а что за латышский миф из нижеследующего отрывка?

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19688
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 23 дек 2017, 23:11

Лемурий писал(а):Итак, основы образа на обороте, который «заговаривает» Святой на лицевой стороне молитвой на греческом языке логично искать у византийцев или греков. Самый подходящий к этому образ - средневековые представления о женской анатомии:

Подобным же образом и у женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, cесть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока наконец женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев, чтобы засеять пашню утробы посевом живых существ, которые по малости своей пока невидимы и бесформенны, однако затем обретают расчлененный вид, вскармливаются в чреве матери до изрядной величины и после того выходят на свет, чем и завершается рождение живого существа.
——
Платон. ТИМЕЙ

Б.А. Рыбаков конкретно пишет, что дело в заклинании "от черной немочи ("истеры"), переводимой на тогдашний русский язык словом ДЪН -"нутро", "внутренность", "утроба". Это связано не с детородным вожделением, а с точками здоровья (кармы, как об этом писал Ю.Ю. Шевченко).
Двоеверие как термин принято на официальном сайте (см. первую цитату). Известно о термине было архиепископу Макарию (Булгакову). Не хотят его признавать некоторые современные исследователи, ссылаясь на "различное происхождение его этементов". Происхождение, действительно, различное, так как некоторые из христианских мифов считают новоприобретенными (чудо Федора см. первую страницу темы), а некоторые-принятыми от древнего язычества. Языческий обряд помазания существовал до Нового Завета (языческий атавизм). В последнем случае получается троеверие, а не двоеверие.

"Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким покровом христианских обрядов язычество долго сохраняло свои позиции. Результатом было так называемое «двоеверие». Люди могли носить кресты и ходить в церковь, но они продолжали отмечать и языческие праздники." (http://www.protown.ru/information/hide/6790.html )

"Между тем архиепископ Макарий (Булгаков), автор многотомной "Истории русской церкви", признавал, что многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешне обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов. Мало что изменилось в части двоеверия и в последующие столетия. Характеризуя церковную жизнь XV-XVI веков, тот же автор отмечал, что, хотя со времени приобщения к новой религии жителей древнего Киева прошли века, язычество все еще не сдавало своих позиций"(http://religion.historic.ru/books/item/ ... t035.shtml )

"Впрочем, по словам исследователя А.В. Чернецова, "термин "двоеверие" нельзя считать общепризнанным в науке, поскольку ряд исследователей вполне справедливо указывает, что соответствующее явление, несмотря на различное происхождение составляющих его элементов, представляло собой единое, цельное мировоззрение. Вместе с тем употребление слова "двоеверие" в научной литературе допустимо и оправдано по той причине, что оно встречается в письменных источниках. В традиционных списках исповедальных вопросов (т.е. задаваемых священником на исповеди. - В.Ю.) грех "двоеверия" (наряду с "маловерием" и "суеверием") занимает одно из первых мест"." (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cu ... din/17.php )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2