Амулеты-змеевики Древней Руси

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 19 янв 2018, 10:12

Странничество вышло из паломничества, но отшельничество, видимо, существовало всегда. Пример-отшельничество Иоанна Крестителя. Причины, наверно, одинаковы-это сложность выживания в условиях социума. Из за "суеты городов" человек стремится жить в одиночку, хотя люди объединялись в социум прежде всего для выживания. Первоначально ими руководило не стремление огородиться, но защититься, и они уходили в пещеры, разводили там огонь, который отпугивал поначалу диких животных. То есть, город (поселение) это изначально не "огороженное место" (огород), а "дар огня" (из языка офеней). Потом с укрупнением поселений началось расслоение населения и создание культов (змеи, например). Отшельничеством иногда занимались и целые народы (например, иудеи в период исхода), не выдерживавшие условий жизни в городе.
Обращение в молитве с просьбой защиты характерно как для горожан, так и для странников, только у горожан помимо молитвы много других дел. Странник же, имея время, мог заниматься молитвой дольше. Кроме того, она служила единственной защитой (помимо паспорта-социум далеко не отступал). Большинство в социуме считает, что "надо молиться просто с целию выполнения нашего долга пред Богом ". Переусердствовав в молитве " пожалуй и с ума сойдешь, да и сердце-то повредишь", Однако, наставник странника рекомендует ему повторять Иисусову молитву по 12000 раз в день, что по подсчетам составляет 13-14 часов. Вначале странник начинает ощущать покалывания в сердце, то есть, переход во вторую стадию (с видениями) связан с работой сердца. Для простого успокоения (без видений) страннику достаточно небольшого времени, что показано в эпизоде с собакой.
Странник быстро смог достичь "непрестанной молитвы" (с видениями). У других на это уходят годы. Можно заключить, что и по прошествии этих лет никаких видений они не получат, так как это связано с особенностями работы сердца. Описан уникальный случай, когда странник в качестве наставника смог научить Иисусовой молитве (с видениями) другого странника-слепого, и это дает повод говорить, что обучить можно любого. Большинство занимаются йогой, аутотренингом и т. д. без схождения с ума и повреждения сердца, оставаясь на первой стадии (без видений). Иного им не дано.

"Надо молиться просто с целию выполнения нашего долга пред Богом; встал да прочел «Отче наш», как научил Христос; вот на целый день и прав, а не беспрестанно ладить одно и тоже; так пожалуй и с ума сойдешь, да и сердце-то повредишь." (http://verapravoslavnaya.ru/?Otkrovenny ... _strannika )

"Странник с поразительной скоростью — в течение всего нескольких недель, ну, немногих месяцев — достиг непрестанной молитвы Иисусовой и особых душевно-телесных состояний, в то время как, по учению святых Отцов, пишет святитель Игнатий, «на переход этот нужны многие годы». Странник сообщает, что когда старец вначале дал ему по три тысячи молитв, то уже через два дня ему «сделалось легко и желательно». Старец после этого приказал делать по шесть тысяч, а через десять дней уже — по двенадцать. И он «с легкостью окончил двенадцать тысяч молитв в ранний вечер», и «недели через три... я начал чувствовать... что как-то насладительно кипело в сердце... и я прелагался в восторг». С подобной же молниеносностью — менее чем через неделю (!) — того же достиг и слепой, начавший действовать по указанному странником способу. «Дней через пять он начал чувствовать сильную теплоту и... по временам он начал видеть свет... иногда представлялось ему, когда он входил в сердце, что как бы сильный пламень зажженной свечи вспыхивал сладостно внутри сердца и выбрасываясь через горло наружу, освещал его; и он при сем пламени мог видеть даже и отдаленные вещи».
Такой легкий и быстрый путь, по сравнению с суровым и многолетним святоотеческим подвигом борьбы со страстями, естественно, очень соблазнителен для всех тех, кто ищет как бы «без труда вынуть рыбку из пруда». (http://www.bogoslov.ru/text/370130.html )

"Много времени я так путешествовал. Наконец, зашел в такое глухое место, что дня три не попадалось ни одной деревни. Сухари мои все вышли, и я гораздо приуныл, как бы не умереть с голоду. Как скоро начал молиться сердцем, уныние прошло, весь я возложился на волю Божию, и сделался весел и покоен. Несколько прошедши по дороге, лежавшей возле огромного леса, я увидел впереди меня выбежавшую из оного леса дворную собаку; я поманил ее и она, подошедши, начала около меня ласкаться;" ( http://verapravoslavnaya.ru/?Otkrovenny ... _strannika )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 20 янв 2018, 12:55

Слово высказанное есть ложь.Демург, создав логос ,этим пустил в свой мир ложь.Все духовные практики,ставящие своей целью просветление с молитвами не связаны.То есть выйти за пределы колеса Фортуны,где в своем круге ,кольце Уробороса кувыркаются духовные свиньи в людском обличии.Сет-Саваоф имел облик черного кабана.Поэтому на изображениях небесный Сабазий поражает копьем Змея или кабана в некоторых вариантах.При начале Элевсинских мистерий адепты сжигали свинью,так называемый холокост.Современные российские эзотерики к этому не имеют отношение,как скорее наследники рабских обрядов.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2243
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 20 янв 2018, 13:49

Обряды заимствовались, но свидетельств об этом мало сталось -см. работу Т.В. Николаевой, А.В. Чернецова «Древнерусские амулеты-змеевики» (М., Наука, 1991). Сами знаете: кто с мечем пойдет...

"В.Н. Залесская указывает на непосредственную связь византийских амулетов-змеевиков с гностической традицией и в силу этого считает приведенные А.В. Рындиной манихейские параллели неправомерными, поскольку отмеченные А.В. Рындиной черты сходства отражают вторичную переработку наследия гностической традиции. Эти замечания вполне справедливые, если речь идет о византийских змеевиках, не столь верны, если мы обратимся к русскому материалу. Действительно, генезис византийских змеевиков из гностических амулетов, очевидно, неоспорим. Между тем распространение на Руси амулетов-змеевиков не сопровождалось усвоением литературной традиции и учений гностиков, тогда как богумильская традиция (которую книжники нередко называли манихейской) имела в древней Руси значительное распространение.
Между тем наследие язычества и народная трансформация христианства ярко отразились в таких явлениях древнерусской книжности, как отреченные книги, апокрифы 8, заговоры 9, гадательные книги и т.п., и, кроме того, в поучениях против суеверий, судебных делах о колдовстве 10, описаниях свадеб русской высшей знати. Изучение подобных текстов в последние десятилетия почти не ведется, хотя их фонд в рукописных собраниях страны далеко не исчерпан 11. В результате мы по прежнему очень мало знаем об идейной стороне даже крупнейших антифеодальных еретических учений древней Руси-ересей «стригольников» и «жидовствующих». Неразработанным остается и вопрос об идейном влиянии на Русь еретического учения средневековой Болгарии-богумильства, хотя в древнерусской книжности тексты, несомненно восходящие к богумильской традиции, представлены значительной серией, а в трансформированном виде были в довольно широком масштабе усвоены фольклором.
Значение слова дна как болезни не только женской, но и мужской, находит очень интересную аналогию в латышских заговорах «от матери». По объяснению латышских знахарок и знахарей, внутри каждого человека находится как бы отдельное существо, от спокойного состояния которого зависит здоровье человека. Это «мать» человека, твердый кусок жилистого мяса, величиной с кулак, помещающийся вблизи спины против хребта. Мать человека имеет, точно «лягушка», четыре ноги или руки, состоящие из жил толщиной с порядочный шнурок. Приведенная в беспокойное состояние или «сдвинутая со своего места», особенно чрезмерным усилием при работе («когда кто сорвал живот»), мать охватывает своими руками внутренности человека и производит сильное сжимание, страшную боль в животе, сопровождаемую головной болью. Молитвы от дны те же, что и от нежита. Нежит -общее название для нечистой силы. Его образ сближается с истерой и дной."
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение Арсений » 21 янв 2018, 22:15

Пишут, что для Семаргла нет однозначной этимологии, хотя склоняются к его иранской природе. Возможно, основой послужила иранская легенда о птице Симург (си-тридцать, мург-птица). К.А.Лебедев в книге "Афганско-русский словарь" (М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1962, стр. 500) также приводит слово "мургъ"-птица. Самое древнее изображение этой птицы датируют 6 в. до н.э. Она позиционируется ( и индийская Гаруда) как змееборец. Птица Симург могла послужить прообразом двуглавого орла. Следовательно, и он может служить символом змееборчества. Гора Симурга -это гора Меру.

"Одна из самых красивых и близких нам легенд о Симурге гласит:
Симург, царь птиц, обитает на горе, поддерживающей небеса. Как-то раз, облетая бескрайние свои владения, он роняет неописуемой красоты перо, и местные птицы, которым постыли раздоры, найдя его, решают отправиться на поиски мудрого царя и спросить его совета.
Как водится, далеко не все горят желанием совершить непростое путешествие, но все же небольшой, но полный решимости отряд пускается в путь. Птицы преодолевают семь долин - поиска, любви, познания, отрешения, единения, удивления и уничтожения. Многие дезертируют, другие погибают при перелёте, но тридцать птиц всё же достигают горы Симурга.
И тут им открывается истина: что «Симург» (недаром слово “си” по-древнеперсидски - тридцать, “мург” - птица)
- это и есть они сами, каждая из них и все они вместе." ( http://simurg-mp.com/by/about/legends/ )

"Самым ранним известным зримым образом Сенмурва К.В. Тревер считает все же изображение на золотой чеканной обкладке ножен меча, происходящей из скифского кургана, датируемой, как она полагает, VI в. до н.э.
На ней изображена фантастическая "птица" в стремительном полете, с распущенным хвостом, с загнутым сильным клювом хищника, в котором она держит голову большой змеи, обвившейся вокруг птицы" [XV, с. 34].
Вытянутые вперед, как в прыжке, львиные лапы, выпяченная грудь, поднятые вверх крылья, распущенный птичий хвост — все это дает основания К.В. Тревер определить изображение как «протому грифона с птичьим хвостом» [III, с. 36] и счесть данного Сенмурва носителем благодетельной функции змееборца, сходного с индийской Гарудой (см. рис. 1).

Рис. 1. Золотая накладка ножек меча из скифского кургана.
Ок. V в. до н.э. (прорисовка).

На золотой чеканной пластине, также из скифского кургана (V в. до н.э.), тоже опубликованной К.В. Тревер, изображено похожее на описанное крылатое летящее фантастическое существо, но с головой не орла, а хищного зверя (собаки?), с яростно оскаленными зубами.
Эти изображениями ограничивается группа зримых образов Сенмурва ахеменидского периода в "справке о Сенмурве" К.В. Тревер, далеко не исчерпывающей, по признанию автора, доступный материал [III, с. 64]. " ( https://arabian-persian.livejournal.com/22621.html )

"Парное изображение Семарглов часто встречается в русском прикладном искусстве. Их изображали на предметах быта - прялках, сундуках, оконных наличниках, вышивали на одежде. Они или смотрят друг на друга, а между ними находится какой-либо предмет, который они охраняют, либо - в противоположные стороны, прижавшись друг к другу спинами и охраняя два мира, и тогда они удивительно напоминают Российский герб - двуглавого орла. Есть большая вероятность того, что Ивану Ш, претендующему и на российский и на византийский престолы, изображение Семарглов, охраняющих два мира и распространенное на Руси еще с языческих времен, послужило прототипом двуглавого орла." ( http://zoroastrian.ru/node/1284 )
Арсений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Амулеты-змеевики Древней Руси

Сообщение edvins » 23 янв 2018, 11:53

edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2243
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3