Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 05 фев 2021, 15:59

sasha a писал(а):Вопрос: на каком основании Евдокию окрестили второй раз?

Не могу сказать, что эксперт в церковных уставах, но здесь не переход из одной религии в другую, она оставалась в христианстве.

    "Богоотступничество (άποστασία, praevaricatio) — есть добровольное, не вынужденное какими-нибудь опасностями отпадение от христианства к иудейству или язычеству; этим оно отличается от вынужденного гонениями отпадения от веры христианской так называемых «падших» (Lapsi). Во время св. Киприана Карфаг. это преступление почиталось столь тяжким, что богоотступники не признавались достойными прощения ни в каком случае. По правилам апостольским клирики и миряне за посещение синагоги отлучались от церкви, и первые, конечно, лишались сана. Никейский собор дозволил искренно раскаявшихся отступников принимать в Церковь, установив для них такую покаянную дисциплину: три года они должны были находиться между слушающими (audientes), семь лет между коленопреклоненными (substrati) и два года между так называемыми consistentes, которым дозволялось стоять во храмах вместе с верными при литургии. По истечении этой покаянной дисциплины они удостаивались таинства причащения и совершенно примирялись с Церковью. Точно так же и Карфагенский собор 397 г. 35-м прав. дозволил принимать в церковь искренно раскаявшихся отступников. Собор Трулльский 692 г. запретил общение с иудеями для духовных под страхом извержения из клира и для мирян под страхом отлучения от церкви. Еще прежде этого многие испанские соборы делали многочисленные постановления против отпадения к иудейству, конечно, потому, что там иудеев было много и они значительно влияли на христиан. Этим же вопросом занимались и галльские соборы в IV, V и VI вв. Светская власть, с своей стороны, издавала указы против отступников. Имп. Констанций повторил уже Константином Великим изданные постановления против отпадения к иудейству, определив конфисковать имущества отступников. Валентиниан отнял у таковых право завещать свое имущество. Этот же закон повторил Феодосий Великий, впрочем, с некоторыми ограничениями. По постановлению 391 г. отступники, как не имеющие гражданских прав, лишались всяких общественных должностей."(ЭСБФ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23242
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 05 фев 2021, 21:27

Интересные сведения сообщает Генрих Штаден в своих записках о Московии:

В земщине был у меня еще один двор, который раньше принадлежал лифляндскому дворянину Фромгольду Гану. Сначала он пленником был уведен в Лифляндию; затем — там в Лифляндии освобожден и крещен по русскому обряду (auf reusch) с именем Ильи, но затем разрешен в замке Гельмет в Лифляндии же.


Итак, означенный Фромгольд первый раз был крещен ребенком в Ливонии, затем взят русскими в плен, освобожден и крещен по русскому обряду. Позднее новокрещеный Илья вернулся в Ливонию. В замке Гельмет он получил разрешение от православной веры и вернулся в протестантство.

Получается, что пленных могли крестить повторно.
Любопытно, что замок Гельмет служил перевалочным пунктом для русских, бежавших через Ливонию в польские земли. Через Гельмет в 1564 г. сбежал князь Курбский.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3287
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 06 фев 2021, 09:37

Опять-таки, в пределах одной конфессии. Самым главным грехом вероотступничества считался даже не уход в язычество, а переход в иудейство:

    «Карфагенский собор 397 г. 35-м прав. дозволил принимать в церковь искренно раскаявшихся отступников. Собор Трулльский 692 г. запретил общение с иудеями для духовных под страхом извержения из клира и для мирян под страхом отлучения от церкви...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23242
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 06 фев 2021, 20:13

Естественно, к женщинам в вопросе приверженности православной веры предъявлялись более строгие требования, чем к мужчинам.
Мужчинам-иноверцам не запрещалось брать в жены православных жен, но женам запрещалось вступать в интимную связь с мужем-иноверцем. При этом без совершения обряда первой ночи и вскрытия невесты молодой супруг не имел права вступить в право распоряжаться жениным приданным.
Показателем отступления от веры являлась перемена "портов". Женщина, перешедшая в иное вероисповедание, тут же меняла фасон своих платьев.
Так, великой княжне Елене Ивановне, которую выдали за литовского вел. князя Казимира, было строго запрещено менять порты. При ней находились специальные бояры, строго следившие за этим. На следующий день после свадьбы, проходившей в Вильне, они с гордостью отписали ее отцу, что Елена портов не переменила. После смерти Елены ее приданое осталось не вскрытым и было возвращено отцу. (Пока в Литве проводили аудиторскую проверку, часть приданого испарилась).

Мария Старицкая - племянница Ивана Грозного - не вынесла искушения и отошла от православия через полгода после свадьбы. Она посетила замковую часовню в портах на немецкий образец, чем вызвала большое недовольство соотечественников. Иван Грозный прислал зятю крупный выговор за "растрату вверенного имущества". Однако в источниках ничего не говорится о том, что ее перекрещивали обратно в православие после возвращения в Москву. Только ее дочь Евдокию. Загадка....
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3287
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 22 сен 2021, 20:50

Рада сообщить уважаемым коллегам, что вышел очередной номер журнала "Исторический формат", на страницах которого опубликована моя статья "Смерть царевича Ивана Ивановича: закулисная дипломатия и "Дело о ямских лошадях"".

Смерть царевича Ивана Ивановича: закулисная дипломатия и "Дело о ямских лошадях"

Аннотация:
В статье рассматриваются обстоятельства смерти царевича Ивана Ивановича в контексте Ям-Запольских мирных переговоров, положивших конец Ливонской войне. Сопоставляя ряд малоизученных документов, автор приходит к выводу, что смерть царевича Ивана планировалась заранее. Роковая ссора между отцом и сыном была спровоцирована. Кончина наследника престола произошла на фоне закулисных переговоров о возвращении на родину «высокородной пленницы» польского короля – Марии Владимировны Старицкой, в замужестве королевы Ливонии. Оба события – смерть царевича и провал тайных переговоров о выплате выкупа за «ближайшую наследницу московского престола» – тесно связаны между собой. Они позволили расчистить дорогу к трону для «умалишенного» царевича Федора и его близкого окружения – Годуновых.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3287
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 22 сен 2021, 22:07

Спасибо, дорогая sasha a, что держите в курсе новых статей, обязательно ознакомимся с материалом. Ждите каверзных вопросов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23242
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 23 сен 2021, 02:20

Каверзные вопросы приветствуются!
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3287
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 23 сен 2021, 11:29

sasha a писал(а):Каверзные вопросы приветствуются!

1. « В 1571 г. в свите царевича Ивана впервые появляется стряпчий Борис Годунов, племянник царского постельничего Дмитрия Ивановича Годунова (Разрядная книга II: 268).» ссылка относится к постельничему или к стряпчему Годуновым? Стряпчий из житья (иногородние дворяне), стряпчий с платьем или стряпчий с ключом?

Глава Постельного приказа - это не тот кто постель застилает, а кто увеселения организует, а оргии у Ивана Грозного и его сына были массовые. Стряпчий с ключом - это не повар, а дворцовый эконом, по рангу он был выше стольников, прислуживающих при застольях, но НИЖЕ Думных Дворян. Стряпчий с ключом был постоянно при государе и помимо обязанности следить, чтобы никто не положил в царскую еду "коренья лихого", в его обязанность входило доносительство.

Странно как при такой невысокой должности Годунову удалось жениться на дочери Малюты Скуратова, а сестру Ирину выдать за царевича Фёдора. Что-то тут ни так.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23242
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 23 сен 2021, 16:40

Лемурий писал(а):Стряпчий из житья (иногородние дворяне), стряпчий с платьем или стряпчий с ключом?


Осень 1569 г. - поход Ивана Грозного на Новгород (новгородский погром). Борис Годунов в свите государя упомянут как "стряпчий" (иногородний дворянин из вяземских помещиков), причем в списке таких же стряпчих он стоит последним (по местнической "табели о рангах" - плелся в хвосте).
Осень 1571 г. - совместный поход царя и царевича Ивана к Туле против крымского хана. В свите царевича значится "Борис Федорович Годунов" (уже с отчеством) - "рында с рогатиной". У Годунова в подчинении (*поддатии*) 4 человека.
В том походе Бориска местничался с князем Федором Сицким. Тот тоже был "рындой с рогатиной" и имел в подчинении 4 человек. Царь рассудил им быть "невмесно", то есть на равных.
Неплохая карьера для нетитулованного стряпчего за два года.

Лемурий писал(а):Странно как при такой невысокой должности Годунову удалось жениться на дочери Малюты Скуратова, а сестру Ирину выдать за царевича Фёдора. Что-то тут ни так.


1571 г. - Борис Годунов был дружкой на свадьбе царя Ивана Грозного с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова.

Борис женился, конечно же, не по своему желанию, а по повелению царя. Царский слуга не мог жениться самовольством. Такое право было только у родных братьев государя.

Надо полагать, царь таким образом приблизил Бориса Годунова, обласкал его, чтобы купить преданность.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3287
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 23 сен 2021, 22:46

    Король предлагал Ивану Васильевичу перечитать Псалом 50, «узнав в том себя» (Бантыш-Каменский 1862: 168, 172). (Имеется в виду псалом царя Давида, когда пришел к нему Нафан пророк, после того, как тот вошел к Вирсавии, жене Урии.)
Пророк Нафан приходит к Давиду в (2Цар.12:1-7),а в (Пс.50:2) только напоминание об этой Притчи-намёке Давиду о его прелюбодеянии с Вирсавией, мужа которой царь намеренно послал на смерть:

    "1 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
    2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
    3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
    4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
    5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
    6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
    7 И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, [который сделал это]..."
    (2Цар.12:1-7)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23242
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 24 сен 2021, 18:37

Лемурий писал(а):Пророк Нафан приходит к Давиду в (2Цар.12:1-7),а в (Пс.50:2) только напоминание об этой Притчи-намёке Давиду о его прелюбодеянии с Вирсавией, мужа которой царь намеренно послал на смерть


Дорогой Лемурий, спасибо за уточнение.
Думаю, что в те времена все понимали скрытый намек Псалома 50, адресованный Ивану Васильевичу.
Джером Горсей в своих записках сообщает, что сам царь хвастался ему, что растлил тысячу дев.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3287
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 25 сен 2021, 10:40

sasha a писал(а):Пророк Нафан приходит к Джером Горсей в своих записках сообщает, что сам царь хвастался ему, что растлил тысячу дев.

С таким Главой Постельного приказа как Дмитрий Иванович Годунов, когда у Ивана Грозного оба сына женаты на Годуновых/Сабуровых, когда от глашатого до стольников то там то здесь по Годунову, невольно поверишь, что «кадры решают всё».
Статью прочитал с удовольствием, хорошая архивная работа.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 23242
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 25 сен 2021, 16:49

Спасибо!
Ваша оценка, уважаемый Лемурий, мне очень важна.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3287
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3