Страница 70 из 79

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 16:58
Sarmat
Алексан писал(а):То есть вы созрели, чтобы выяснить, кто из нас что думает? Замечательно.

Ну рожайте уже что ли, ваше многозначительные намеки уже надоели.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:09
Sarmat
Lukman писал(а):Я вот честно говоря не пойму логики. В тех местах ещё задолго до нашей эры кочевники постоянно сновали, а тут значит, кроме "хазар и болгар" никого и быть не может. Это при том, что никаких "хазар" там и близко, за всё время проведения археологических раскопок, никогда не было обнаружено. Ну несерьёзно это всё. Кто такой Любичев М.В., кстати?

Я так понимаю что Любичев историк если Флерова на него ссылается. Но проблема не в нем, а в том, что существует несколько подходов к этнической составляющей СМК: для одних СМК это аланы + булгары, для других аланы, бугары + славяне. Но археологические изыскания и накопившийся в ходе них материал показывает что такая трактовка слишком упрощенная. В итоге кто то начинает видеть среди населения СМК помимо алан (иранцев в целом)-булгар (тюрок целом), славян (не только донских) еще и финно-унгров и даже -адыгов. В принципе ничего удивительного в этом нет, так как Дон граничит с землями издревле заселенными финно-уграми и если славяне из Поднепровья переселились в Подонье, то почему этого не могли сделать и какие то группы финно-угров, связь которых с СМК на уровне археологии вполне прослеживается , предметов сделанных на территории СМК у финно-угров хватает. То же самое можно сказать и об адыгах. которые вполне могли затесаться в миграционный поток алан с Кавказа и Предкавказья. Лично я например не понимаю в чем вообще проблема? Миграционные процессы в тот период затрагивали уйму народов и этносов.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:13
Ivanich
Lukman писал(а):
Sarmat писал(а):По мнению М.В. Любичева (1994, с. 94), кроме наличия «какого-то неизвестного нам этноса, помимо хазар и болгар» появление в Северо-Западной Хазарии комплексов типа Сухой Гомольши, дающих трупосожжения с салтовским инвентарем, может отражать «вживание оставшегося Пеньковского населения в салтовскую среду».

Я вот честно говоря не пойму логики. В тех местах ещё задолго до нашей эры кочевники постоянно сновали, а тут значит, кроме "хазар и болгар" никого и быть не может. Это при том, что никаких "хазар" там и близко, за всё время проведения археологических раскопок, никогда не было обнаружено.
Ну несерьёзно это всё. Кто такой Любичев М.В., кстати?


Михаил Васильевич Любичев- большой спец по раннему средневековью и позднеримскому времени лесостепи. В Германиях печатается.
В данный момент копает черняховку.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:18
Lukman
Ivanich писал(а):Михаил Васильевич Любичев- большой спец по раннему средневековью и позднеримскому времени лесостепи. В Германиях печатается.
В данный момент копает черняховку.

Понятно. Хазар всё ищет?

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:23
Lukman
Sarmat писал(а):Но проблема не в нем, а в том, что существует несколько подходов к этнической составляющей СМК: для одних СМК это аланы + булгары, для других аланы, бугары + славяне. Но археологические изыскания и накопившийся в ходе них материал показывает что такая трактовка слишком упрощенная. В итоге кто то начинает видеть среди населения СМК помимо алан (иранцев в целом)-булгар (тюрок целом), славян (не только донских) еще и финно-унгров и даже -адыгов. В принципе ничего удивительного в этом нет, так как Дон граничит с землями издревле заселенными финно-уграми и если славяне из Поднепровья переселились в Подонье, то почему этого не могли сделать и какие то группы финно-угров, связь которых с СМК на уровне археологии вполне прослеживается , предметов сделанных на территории СМК у финно-угров хватает. То же самое можно сказать и об адыгах. которые вполне могли затесаться в миграционный поток алан с Кавказа и Предкавказья. Лично я например не понимаю в чем вообще проблема? Миграционные процессы в тот период затрагивали уйму народов и этносов.

То, что довольно разноэтничный состав там был соглашусь, а вот интересно насчёт языка общеразговорного(лесостепи), ведь это по идее должен быть славянский.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:28
Алексан
Sarmat писал(а):
Алексан писал(а):То есть вы созрели, чтобы выяснить, кто из нас что думает? Замечательно.

Ну рожайте уже что ли, ваше многозначительные намеки уже надоели.

Рожаю. Вы каким образом думаете по данной проблеме?

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:43
Ivanich
Lukman писал(а):
Ivanich писал(а):Михаил Васильевич Любичев- большой спец по раннему средневековью и позднеримскому времени лесостепи. В Германиях печатается.
В данный момент копает черняховку.

Понятно. Хазар всё ищет?

Не, готов. Его экспедиции - шабаш готоведов :D Экспедиция официально называется германо-славянская. Он крайний слева.
Изображение
Про хазар он сам говорит, что севернее широты впадения Донца в Дон их искать бесперспективно.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:46
Lukman
Ivanich писал(а):Про хазар он сам говорит, что севернее широты впадения Донца в Дон их искать бесперспективно.

А, ну вот другой разговор. Об этом и речь у нас, а то какие-то непонятности возникли. :roll:

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:49
Lukman
Крепости строились от нападений хазар и венгров(хазарских союзников в то время). Как-раз угроза с востока и северо-востока.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 17:56
Ivanich
Lukman писал(а):Крепости строились от нападений хазар и венгров(хазарских союзников в то время). Как-раз угроза с востока и северо-востока.

Имхо, больше напоминают северо-кавказские родовые башни, на местном функционале, ессно.
Небольшие, простые, в удачных естественных местах, в основном.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 18:00
Lukman
Ivanich писал(а):Имхо, больше напоминают северо-кавказские родовые башни, на местном функционале, ессно.
Небольшие, простые, в удачных естественных местах, в основном.

Родовые, не родовые, а системность линии укреплений прослеживается, "удачные места" именно на восток и северо-восток ориентированы.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 18:11
Sarmat
Lukman писал(а):То, что довольно разноэтничный состав там был соглашусь, а вот интересно насчёт языка общеразговорного(лесостепи), ведь это по идее должен быть славянский.

Тут сложно сказать. Изначально, думаю, доминировал или иранский или тюркский, но по мере ассимиляциями со славянами и славянозироанными до этого теми же иранцами и тюрками перешли на славянский, служивший своеобразным койне. Имеется ряд надписей сделанных тюркскими рунами но с тюркских языков не читающихся. Специалисты по СМК предлагали иранистам попробовать прочесть. Занимался ли кто этим, не знаю, но может имеет смысл попробовать прочесть и со славянского. Славяне достаточно тесно жили с аланами в рамках лесостепного варианта СМК. Аксенов отмечает славяно-аланские брачные контакты, где алан муж, славянка жена. Что вполне объяснимо если первоначальная миграция алан и булгар шла на уровне воинов, т.е. мужчин, обзаводившихся женами и наложницами из местного населения. В связи с чем можно предположить что дети были двуязычны, а дальше как и на руси, славянский язык начинает преобладать. В пользу этого говорит и то, что после гибели СМК часть населения вернулась на Кавказ, а часть ушла в земли славян.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 18:12
Sarmat
Алексан писал(а):Рожаю. Вы каким образом думаете по данной проблеме?

Вы вообще читаете что ту пишут? Свою точку зрения я высказывал здесь , последний раз кстати по вашей же просьбе, дважды и вы снова спрашиваете меня.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 18:18
Sarmat
Ivanich писал(а):Имхо, больше напоминают северо-кавказские родовые башни, на местном функционале, ессно. Небольшие, простые, в удачных естественных местах, в основном.

Тут есть еще один интересный момент. Свигун считает что помимо каменных и кирпичных стен у ряда крепостей СМК только нижние части стен были каменными (панцирными) или кирпичными, дальше шло дерево, что наверное следует расценивать как отражение славянской, точнее, местной традиции. Фортификации салтовцев и роменцев достаточно близки, правда считается что салтовцы в этом плане повлияли на роменцев, но именно салтовско-роменские следы прослеживаются в фортификациях Киева 1Х- Х вв. на Копыревом конце.

Re: Салтово-Маяцкая - культура крепостей на вражьем берегу

СообщениеДобавлено: 02 май 2015, 21:40
Nikola
Lukman писал(а):Родовые, не родовые, а системность линии укреплений прослеживается, "удачные места" именно на восток и северо-восток ориентированы.

Внушает оптимизм... а то "ориентация на юго-восток" уже как-то поднадоела. Хоть кто-то сообразил, что северо-западный правый берег - это только у Дона ниже Калача.
Но, говоря об ориентации, надо бы указать, что защищает эта линия укреплений...