Евгений писал(а):Сармат, я про кирпич не стал говорить, потому что не был уверен, как правильно сформулировать - кирпич или саман, или еще как.
"Строительный материал, использованный для сооружения крепостей в лесостепи, и конструктивные особенности их оборонительных сооружений продиктованы как традиционными навыками строителей, так и залежами соответствующих геологических пород (Турлей, 1936, с. 146–194), доступных для разработок в раннем средневековье (Рис. 1). Вследствие этого городища в долине Северского Донца: Мохначанское, Короповы Хутора, Сухая Гомольша, Верхнесалтовское, Кочеток-I, Чугуевское, Северское, Вербовское, Кабаново – имеют оборонительные сооружения, возведенные с использованием песчаника. На остальных же территориях, для которых характерны выходы меловых пород, встречаются крепости, сложенные из мелового камня, а также кирпича. Это правило действует вне зависимости от типологии Г.Е. Афанасьева.... вдоль центральной продольной оси глиняной насыпи размещалась, как и на Верхнесалтовском городище, вымостка из песчаника, поверх которой размещался керамический бруствер шириной около 0,8 м. Он состоял из отдельных прямоугольных кирпичей грубой формовки, сложенных на глиняном растворе. В тесте кирпича фиксировалась солома, деревянная щепа, фрагменты мелких веток. Чётко фиксировалась неравномерность обжига: от слабой пропечённости до стекловидного состояния. На нижней части кирпичей фиксировались многочисленные фрагменты обуглившейся щепы. Толщина отдельных фрагментов не была чётко выдержана из-за примитивной технологии, применённой при формовке и обжиге данного строительного материала. Она варьировалась даже в пределах отдельно взятого образца (к примеру, от 5,7 см до 7,8 см на различных участках отдельно взятого фрагмента). Судя по сохранившимся фрагментам, формовка производилась в деревянных формах. Недостаточно просушенную сырцовую заготовку, плохо сохраняющую приданную ей форму, помещали на слой раскалённых древесных углей. Сырая масса быстро поглощала высокую температуру, прокаливаясь при этом до ярко красного цвета, а местами даже оплавляясь. При этом на ещё сырой пластичной массе отпечатывались и запекались в ней тлеющие угли. В целом толщина таких кирпичей лежала в пределах 8 см при общем разбросе параметров отдельных образцов от min 5,7 см до max 8,5 см.... Она изучила фрагмент крепостных сооружений Маяцкого городища, где впервые удалось проследить конструкцию внутренних деревянных элементов стены, после чего исследователь предложила их реконструкцию. Она выдвинула принципы соотношения межпанцирной засыпки относительно толщины каменных панцирей. Согласно её расчётам, деревянные конструкции маяцких стен были необходимы для придания устойчивости сооружению при относительно тонких щитах, составляющих соотношение с толщиной засыпки 0,80 : 4,80 или 1 : 6. ... Ещё в середине прошлого века Б.А. Шрамко высказывал мысль, что конструкции Верхнесалтовского типа не могли быть высокими, и были, возможно, лишь основанием для деревянных стен, от которых к настоящему времени ничего не осталось (Шрамко, 1962, с. 268). Данная точка зрения получила подтверждение в дальнейшем. Многочисленные сходства оборонительных сооружений Мохначанского и Верхнесалговского городищ позволяют сделать вывод, что они имели одинаковую конструкцию и сходный профиль. Таким образом, они представляют собой единый тип фортификаций: вал с поддерживающими кладками и с расположенной поверх него деревянной, каменной или керамической стеной. Подобный тип оборонительных сооружений был обнаружен Б.А. Рыбаковым во время раскопок в Тмутаракани (Осипова, 1966, с. 127)". (Г.Е. Свистун. К вопросу о строительном материале и архитектуре салтовских лесостепных городищ бассейна Северского Донца // Харьковский археологический сборник. Выпуск 2. Харьков, 2007.)
Евгений писал(а):В любом случае, табу на использование дуба сомнительно, дерево использовалось, камень же играл в строительстве вспомогательную роль. Культ дуба сомнителен
Сомнителен, хотя полностью культ дуба исключать нельзя, поскольку у ряда кавказских народов культ дуба известен, а в создании салтовской культуры помимо алан участвовали и другие выходцы с Кавказа.