Благодаря запискам Таубе и Крузе мы имеем уникальное описание быта в Александровской слободе. Ливонцы справедливо отметили, что Иван Грозный создал Орден а-ля-рюс: опричники жили в подобии монастыря, имели монастырскую иерархию, вели монашеский уклад жизни (я имею в виду усердие в соблюдении распорядка дня), носили униформу.
Ну, и самое главное, глава Ордена занялся перераспределением земельной собственности в пользу Опричнины, ибо всякое порядочное Братство должно иметь земельные угодия. Перераспределение велось известным методом: хозяева изгонялись, а их земли раздавались опричникам. Если учесть, что во главе опричного войска стоял Салтанкул, а во главе полков - Шейдяков (ногай) и Муртозалей Кайбулович (татарский царевич), то не трудно догадаться, кто составлял основную массу опричников.
Сохранился «Обыск государевых и поместных пустых земель и угодий» 1564 г., сведения которого относятся к Бежецкой и Вотской пятинам Новгорода. Но вероятно такие обыски-инвентаризации проводились и в других областях. Земли Бежецкой и Вотской пятин были розданы в 1565-1566 г. Вот небольшой перечень людей, кому они были отданы: «Зенеяк Алишев, Байбулат Мамышев, Дмитрий Улдесов, Кн. Петр Коурзянов, Леонтий Теребердеев, И шей Сююндюков, Михаил Сююндюков, Текей Девешов, Бидалей-мирза Багишев, Шавкал Беречанов, Куземка, Курмансеит Тенсеитов, Тегеша, Баубек Девлет-Килдеев, Кутлуян Асанов, Кайбула Борчин, Сатыим Теребердеев, Досай Абызов, Утсмнш Келдешов, Мусикей Мурзин, Еболак Богатырь, Девлет-Килдей Богатырь, Черияр, Еилган Кошалыев, Алиша Алдияров, Федор Розгельдиев, Досай Ликичиев, Кунделей Мамаев, Иван Саламыков, Квашня Саламыков, Тугучюр-мурза Азямсин, Шабулат-мурза Тобулатов, Асанчюра Кулушев, Белек-Абыз Козембердеев, Татык Тереулов, Тонготар Уланов, Аидар Акбуров, Елболда Куйдагулов, Исуп Колзаков, Олексей Ел.хозиь, Ментик Черкасов, Кн. Бурнаш Кудеяров, И шей Чигирсв, Енбулат Конбосаров, Епанча-мирза Карагиз-мирзин, Ебагин, Ерлагаш-мурза Комашин, Евай-мирза, Ногаиш Ахтылев, Девеш Богатырь, Теребердсй Боушканов, Коензяк» и т.д.
(См.: В. Куковенко. Иван Грозный и опричнина. Ч. 2. )
Прикинем, не просматривается ли какой-нибудь системы в формировании опричных земель. Согласно Посланию Таубе и Крузе, Иван Грозный определил в опричнину с 1564 по 1571 гг. следующие города: Суздаль, Вязьма, Можайск, Ростов, Вологда, Белоозеро, Кострома, Ярославль, Переяславль, Галич, Холмогоры, Кашин, Плес, Буй, Тверь, Торжок, Новгород, Псков.
Что мы видим? Все эти города укладываются в широкую полосу от Москвы к северо-западу (южнее Можайска города не указаны). Полоса утыкается в Псков.
А теперь прошу взглянуть вот на эту карту:
http://www.castle.lv/castles4/map.html
Серым цветом отмечены земли Ливонского ордена, желтым - рижского архиепископа.
Как видим, орденские земли в Курземе-Земгале и Эстонии обширны, а в Видземе сужаются до узкой полосы в 30-60 км шириной, которая носит название "Гауйский коридор". Название происходит от реки Гауя, протекающей в этих местах.
"Понятие Гауйский коридор или Псковский тракт представляет собой полосy дорог вдоль левобережья среднего течения реки Гауи (Gauja; Koiva), в северо-восточном направлении расположенную между Цесисом (Wenden) и Гауйиеной (Adsel). Затем перейдя Гаую, и следуя дальше в Вастселийну (Neuhausen)- Печоры - Псков трасса расходилась лишь на два ответвления - через Алуксне (Marienburg) и вдоль левого берега Мустъйыги. Эти параллельные маршруты употреблялись в зависимости от разных обстоятельств - как от политической обстановки, так и от времен года (зимние и летние дороги). Территория Гауйского коридора в 1224-1561 гг., находясь во владении Ордена, была вплотную окружена землями епископов Риги и Тарту (Doerbt); по ней шло основное сухопутное сообщение между Ригой и Северо-Западной Россией. Гауйский коридор был составной, наиболее важной частью Псковского тракта, и наибольшее развитие получил в XIII-XVI вв. благодаря оживленной торговле между Ригой и Северо-Западной Россией". (Г. Скутанс «Гауйский коридор: северо-восточное направление Рижских торговых связей в XII- XVI веках»//Староладожский сборник: Научное издание. (Выпуск 4. Санкт-Петербург; Старая Ладога: Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, 2001. Ст. 48-56.).
Что из этого следует?